вып. #2782 *Страшная сторона христианства* -3-5/IV/12- (вт-чт)
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке
(она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте
внимательны!
Отправлено:
04-Apr-2012 16:22
=рассылка *Мысли о
вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
> Сегодня <(17/30 марта)>
мы совершаем память одного из самых любимых в народе святых -
Алексия, человека Божия, который жил в Сирии, в Эдессе, ориентировочно
в VI веке. Житие его является примером, с одной стороны, очень любимого
народом рассказа, а, с другой стороны, и страшноватого.
Он был сыном в знатной семье, и его уже почти женили, но когда
он остался наедине со своей невестой, то он объявил ей о своем
намерении странничать и принять жизнь нищую и убогую. И
после этого он скрылся, скитался некоторое время, а потом уже изменился
от этого образа жизни настолько, что смог вернуться в свой дом под видом нищего, и даже родители его не узнали. Дальше он как-то подрабатывал,
просил милостыню, терпел поношения от своих собственных слуг, которые
тоже его не узнавали. Это продолжалось очень много лет, а родители
всё это время скорбели о его исчезновении, все пытались
узнать, куда он делся, но ничего у них из этого не получалось,
конечно же.
> Вот он смотрел, как они скорбят,
и продолжал ничего о себе не говорить. И только после его смерти
вся эта история выяснилась, и родители узнали о том, что это
и был их сын. При этом у них было огромное чувство вины, что они
с ним плохо обращались.
> На взгляд современного человека
– это просто какой-то ужас, а не рассказ. И таких святых несколько
– есть еще Иоанн с Евангелием, и другие аналогичные примеры. Вот такой
подвиг брали на себя некоторые святые. В чём состоит этот их путь?
Ну ладно, ты нищенствуешь, скитаешься – это и другие делали,
это куда ни шло. Но зачем так издеваться над собственными родителями,
когда ты им причиняешь очень большую скорбь?
> Но это еще тоже другие делали ради
каких-то высоких целей, хотя бы для того, чтобы уйти из дома
и скрыться в монашестве, потому что добровольно родители не поймут
и не отпустят. Но ты же этим не удовлетворяешься, ты же приходишь
к тем же самым родителям, смотришь, как они страдают, а они не могут
утешиться от потери любимого сына. И потом, когда они, наконец, после смерти
узнают, кто это такой был, то они начинают терзаться всякими комплексами
вины. Современному человеку в обычных наших житейских категориях совершенно
этого не понять. Что же на это можно ответить?
> Мы привыкли, что святые зачастую
обличают разных людей, которые вроде бы христиане, но на самом деле
живут вроде бы не христианскими интересами. При этом они могут
быть мирянами, а могут быть монахами, когда у них какое-то лицемерие
или обрядоверие. Это правильно, этого очень много. Но здесь мы видим
даже не только это, и даже не столько это – ведь Алексий, человек
Божий, не обличал никакого обрядоверия. Все как жили, так и жили
– и слуги, и родители. Никого он не наставлял словом Божиим, в этом
смысле от него никакой совершенно пользы не было.
> Но получается здесь другое – он посягает на основы человеческой жизни, на отношения между родителями
и детьми как таковыми, которые Церковь всячески одобряет и благословляет
на сохранение семейных устоев, на то, чтобы общество само на этих
устоях как-то развивалось. А тут получается, что эти устои отрицаются
в самом чувствительном месте.
> Дело в том, что христианство не только несовместимо с обрядоверием, лицемерием и так далее, но оно
вообще не совместимо с человеческой жизнью. Это надо понять честно
и, не скрываясь, это сказать. Собственно говоря, в Евангелии
мы это и читаем: "Не мир Я пришел принести вам, но меч", — говорит
Христос.
> Конечно, если мы будем читать Евангелие
в пересказе Льва Толстого, то там все эти места убраны. А если
будем читать Евангелие так, как оно есть, и читать подряд,
ничего не пропуская, то там найдем о мече, который разделяет родителей
от детей, брата от сестры и так далее. То есть про случай детей
и родителей даже непосредственно сказано в Евангелии.
> Христианство требует абсолютно полной,
тотальной обращенности человека к Богу. Конечно, когда речь идет
о человеческом обществе, пусть оно даже называется христианским, то этого от общества в целом требовать невозможно. Дай Бог, чтобы общество
жило хотя бы по нормам Ветхого Завета. И никогда в христианских
государствах, в том числе и святые, от общества большего и не требовали,
но обычно даже и этого не удавалось осуществить.
> Но само христианство для тех, кто хочет его принять и жить по Новому Завету, оно оборачивается вот именно
этим. И некоторые святые брали на себя не только то, что мы все
должны на себя брать, то есть самим отрекаться от своей жизни,
как это в Евангелии и требуется, потерять свою душу для того,
чтобы приобрести Царство Небесное, но и показывать это другим, в том
числе, своим близким и родителям.
> Многие выходки юродивых тоже были
такими. Со стороны они кажутся просто бессмысленной жестокостью, глумлением.
Например, как объяснить, зачем Симеон Юродивый в голом виде заходил
в женские бани? Конечно, для того, чтобы его там избили, чтобы
погоня за ним была какая-то. Ну, а это зачем? Или еще какие-то более
кошмарные сцены, которые юродивые устраивали. Зачем это нужно?
> Это нужно для того, чтобы оскорбить
само человеческое достоинство. Если мы христиане, то мы должны
понимать, что мы живем не человеческим достоинством, что в нас есть
что-то более глубокое, ради чего мы живем. Вот об этом они напоминают.
Конечно, по отношению к живым людям, это всё хирургические операции
— такие выходки по отношению к людям кажутся сверх-жестокими. Но хирургией
должны заниматься не кто попало, а специально обученные люди.
> Мы знаем, что в телесной медицине
на хирурга надо очень долго учиться, и даже не всем возможно
научиться. И очень много усилий потратить с пользой можно только
тогда, когда у тебя есть к этому способности. Нечто подобное и такая
духовная хирургия. Она тоже требует не просто больших трудов, но способностей.
А что это за способности? Что считается эквивалентом способностей?
Это особое Божие призвание.
> У нас у всех есть призвание к спасению
души. Но обычно у нас есть призвание спасать свою душу в том или ином
образе жизни — это тоже воля Божия. Есть массовые образы жизни, к ним можно отнести даже и монашество, притом, что далеко не всем
надо становиться монахами. А вот есть такие призвания, которые
совсем для единиц. Вот как раз юродство и такая жизнь, как у Алексия, человека Божия, — еще, кстати, более редкая, чем юродство
— это из такой серии.
> И такая "хирургия" нужна. Пусть
мы в своей жизни никогда не увидим подобных историй, но мы все, по крайней мере, можем это прочитать. И если мы даже не сумеем
объяснить, то ощущение у нас сохранится, что христианство состоит
в чём-то совершенно своем — в том, чтобы быть с Богом, и больше
ни в чём, — не в том, чтобы быть с какими-то людьми.
> Это, я думаю, доходчиво объясняется
примерами такого жития, даже когда мы об этом читаем в книге.