Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рассылка сайта "Credo in Deum"

  Все выпуски  

Рассылка сайта "Credo in Deum" Библейские чтения: Бытие, глава 3


3

1 Змей был самым хитрым из всех зверей, созданных ГОСПО!

ДОМ

— Правда, что Бог не разрешает вам есть никаких плодов в

этом саду?

Богом. Он спросил у женщины:

2

ко про дерево, которое стоит посреди сада, Бог сказал‚ чтобы мы

его плодов не ели и даже не прикасались к ним, а то умрем!

— Нам можно есть плоды, — ответила женщина. — 3 Вот толь!

4

вы съедите их, то прозреете и сами станете как боги — познав!

шими добро и зло!

— Не умрете, — сказал змей. — 5 Просто Бог знает, что когда

6

ны взору и сулят знание. Она сорвала плод и съела. И мужу она

дала плод — муж ел вместе с ней.

наготу и сделали себе набедренные повязки из листьев смоков!

ницы.

Женщина увидела, что плоды этого дерева хороши, прият!7 Они прозрели, увидели свою

8

и спрятались за деревьями.

Повеял ветер — они услышали, как по саду идет ГОСПОДЬ Бог‚

9

— Где ты? — позвал человека ГОСПОДЬ Бог.

10

— Я услышал, как Ты идешь по саду. Я испугался, что я голый,

и спрятался.

Тот ответил:

(

Женщиной названа будет она, // ибо взята из мужчины. — Cлово «женщина»ишша ) созвучно по!еврейски слову «мужчина» (иш).

2:25—3:1

ную роль в дальнейшем развитии событий. По!еврейски перед нами игра слов:

Нагота людей и хитрость змея, упомянутые в этих стихах, играют важ!

ар

ум («хитрый») — аром («нагой»).

3:1 Змей

(ср. евангельское «будьте мудры, как змии» — Мф 10:16), могущества (золотая змея

на головном уборе египетских фараонов), но также и воплощением зла (сравне!

ние нечестивцев с ядовитыми змеями в Пс 57:5). Филон Александрийский (I в. н. э.)

в комментарии к книге Бытия пишет, что змей в Быт 3:1 есть символ «чувствен!

ного удовольствия». В написанной на рубеже н. э. книге Премудрости Соломоно!

вой змей из этого рассказа отождествляется с Сатаной (Прем 2:24); такое пони!

мание характерно и для всей христианской традиции, вплоть до нового времени.

на древнем Ближнем Востоке нередко был олицетворением мудрости

3:5 ...как боги... —

Другое возможное понимание: «...как Бог...».

3:8 Повеял ветер

вечерней прохлады, которая приходит на смену «жаре дня» — полуденному зною

(ср. 18:1). Но слово «ветер» несет и иные ассоциации: ветер — знак приближения

Бога (ср. 1:2).

... — Буквально: «В ветре дня...». Эти слова обозначают пору

11

Ты ел плоды дерева, с которого Я запретил тебе есть?

— Кто сказал тебе, что ты голый? — спросил ГОСПОДЬ Бог. —

12

— Женщина, которую Ты мне дал, — она дала мне эти плоды,

и я ел.

Человек ответил:

13

Та ответила:

— Змей меня обманул, и я ела.

— Зачем ты это сделала? — спросил ГОСПОДЬ Бог у женщины.

#

14

И ГОСПОДЬ Бог сказал змею:

#

— Ты проклят за то, что сделал:

изгой средь зверей и скота,

ты будешь ползать на брюхе

и пылью питаться всю жизнь.

#

15

и дети ваши — враги друг другу:

сын ее голову тебе разбивает,

а ты жалишь его в пяту.

Тебя и женщину Я сделаю врагами,

#

16

Женщине ГОСПОДЬ Бог сказал:

#

— Мучительной Я сделаю беременность твою,

в муках будешь рожать детей.

Мужа своего ты будешь вожделеть:

муж будет господином твоим.

#

17

А человеку ГОСПОДЬ Бог сказал:

#

— Послушав женщину, ты съел плод‚

который Я запретил тебе есть!

Ныне проклята из!за тебя земля:

в муках будешь ее плоды добывать.

18

полевою травою питаться будешь

Колючие кусты она тебе произрастит,

19

и в поте лица добывать свой хлеб.

#

3:14 Ты проклят за то, что сделал: //изгой средь зверей и скота... —

тие магическим образом отделяет проклятого от остального мира. Впрочем,

еврейский текст допускает и другие интерпретации: «ты проклят больше, чем скот

и дикие звери», «ты проклят всеми домашними животными и всеми дикими

зверями».

Прокля!

И вернешься ты в землю,

из которой был взят,

потому что ты пыль

и вновь станешь пылью.

#

20

праматерью всех живущих.

Человек — АдBам — дал своей жене имя \Ева, ибо она стала

#

21

ну.

— Человек стал как один из Нас — познавшим добро и зло! Не

сорвал бы он еще и плод дерева жизни, чтобы, съев его, стать бес!

смертным!

ГОСПОДЬ Бог сделал одежду из кож и одел человека и его же!22 И сказал ГОСПОДЬ Бог:

23

возделывает землю, из которой был взят.

Эдемского сада, на востоке, поставил стражу — херувимов и ог!

ненный меч, во все стороны разящий, чтобы они охраняли до!

рогу к дереву жизни.

И ГОСПОДЬ Бог изгнал человека из Эдемского сада — пусть24 Изгнал человека, а у

В избранное