Рассылка сайта "Credo in Deum" Библейские чтения: Бытие, глава 2
2
ных и земных.
1 Так были созданы небо и земля и весь строй творений небес!
#
1:26
— изваяния божеств (напр., 4 Цар 11:18). Таким образом, согласно книге Бытия,
человек есть как бы живое изображение Бога.
...Наш образ... — Евр. слово целем обозначает статуи, изображения, часто
понимается по!разному (ср. также Быт 3:22; 11:7; Ис 6:8). Некоторые коммента!
торы полагают, что множественное число подчеркивает здесь величие Бога (ср.
употребление «Мы» вместо «я» в указах российских императоров или «вы» вме!
сто «ты» при вежливом обращении к собеседнику).
Другие обращают внимание на то, что Ветхий Завет упоминает о «сынах Божь!
их», которые «предстают пред Г
сти» при сотворении мира (Иов 38:7), а также о «воинстве небесном» — духах, с
которыми совещается Г
жественное «Мы» может и здесь пониматься как относящееся к Богу и сонму ок!
ружающих Его небесных существ.
В христианской традиции «Мы» в Быт 1:26 нередко понимается как указание
на Святую Троицу.
Создадим... Наш образ и Наше подобие... — Множественное «Мы» из этого стихаОСПОДОМ» (Иов 1:6; 2:1) и «восклицают от радо!ОСПОДЬ (3 Цар 22:19!22). В свете этих упоминаний мно!
2:1 ...строй творений небесных и земных.
однако евр.
ная служба», может обозначать вообще любую упорядоченную, стройную органи!
зацию (скажем, служителей Скинии — Числ 8:24!25). Повидимому, и в настоя!
— Букв. «их (неба и земли) воинство»;цава, помимо наиболее распространенного значения «воинство, воен!
2
В день седьмой Бог пребывал в покое:
Он окончил труды созиданья.
В день седьмой завершил Бог труды созиданья.
3
и священным его сделал,
ибо в этот день Он пребывал в покое:
Он окончил труды сотворенья и созиданья.
Благословил Бог день седьмой
#
4
СОТВОРЕНЫ
ВОТ ПОВЕСТЬ О НЕБЕ И ЗЕМЛЕ — О ВРЕМЕНИ, КОГДА ОНИ БЫЛИ.
#
Когда Г
ле ни куста, ни травинки. Ведь Г
землю дождя и не было людей, чтобы ее возделывать.
ток, что поднимался из недр, орошал землю.
ОСПОДЬ Бог создал землю и небо, 5 то не было на зем!ОСПОДЬ Бог не посылал еще на6 Лишь по!
7
его ноздри дыхание жизни и человек ожил.
И создал ГОСПОДЬ Бог человека из пыли земной‚ вдохнул в
8
человека, которого создал.
можные деревья, приятные взору и с хорошими плодами, а по!
среди сада — дерево жизни и дерево познания добра и зла.
В ЭдBеме, на востоке, ГОСПОДЬ Бог насадил сад и поселил в нем9
ГОСПОДЬ Бог вырастил в саду всевоз!
#
щем стихе речь идет не о воинственности творения Божьего, а о его упорядочен!
ности, организованности — как у войска, готового к бою.
2:23
ний день недели, согласно ветхозаветному законодательству, — священный день.
Священное в Ветхом Завете резко противопоставлено всей сфере обычной че!
ловеческой жизни. Объявить предмет священным означает полностью изъять его
из обыденной жизни, к священному месту нельзя приближаться без особого при!
готовления, а священное время — это время, когда запрещена любая работа. По!
этому седьмой, священный день недели — это день покоя (Исх 20:8!11). Само на!
звание этого дня — «суббота» (евр.
Сотворение мира соотнесено в Библии с семидневной неделей. Послед!шаббат), по!видимому, связано с глаголом
шав
ат («пребывать в покое»), который фигурирует в 2:2!3.
Первая половина стиха — это заголовок идущего дальше рассказа (ср. Быт
еврейской традицией как настоящее Имя Бога —
ятно, звучало как
сформировался запрет произносить его вслух. Вместо него у евреев принято гово!
рить «Господин», «Бог» или просто «Имя».
Слово ГОСПОДЬ в русских переводах соответствует
тому, что рассматривается . Первоначально оно, веро!Яхве, но затем (по!видимому, уже после вавилонского плена)
2:7 Человек
природу человека и на его предназначение: обрабатывать землю.
(евр. адам) создан из земли (евр. адама ). Игра слов указывает на
2:9 Познание добра и зла
ятное от неприятного, т.е. полноценность чувств и разума. Ее лишены дети (Втор
1:39; Ис 7:16) и старики (2 Цар 19:35).
— способность отличать полезное от вредного, при!
10
ется на четыре рукава.
бает страну ХавилBа — ту, где золото
не, есть там и благовонная смола, и драгоценный камень шBохам).
Из Эдема вытекает река; она орошает сад, а далее разделя!11 Один из них называется ПишBон,
он оги!12 (хорошее золото в той стра!
13
река называется Тигр, она течет к востоку от АшшBура. Четвертая
река — ЕвфрBат.
Вторая река называется ГихBон и огибает страну Куш. 14 Третья
#
15
сад и берег его‚
— Ты можешь есть плоды любого дерева в этом саду,
дерева познания добра и зла. Не ешь его плодов: если съешь — в
тот же день умрешь.
Поселив человека в Эдемском саду, чтобы он возделывал этот16 ГОСПОДЬ
Бог дал человеку такой наказ:17 кроме
#
18
— Плохо человеку быть одному. Я сотворю для него помощ!
ника, ему под стать.
ГОСПОДЬ Бог сказал:
19
и привел к человеку, чтобы посмотреть, как тот назовет их. Так
животные получили от человека свои имена.
животным, всем птицам, всем зверям дал человек имена — но не
нашел среди них помощника себе под стать.
погрузил человека в глубокий сон и вынул у него ребро, а место,
где оно было, закрыл плотью.
женщину и привел ее к человеку.
ГОСПОДЬ Бог создал из земли всевозможных зверей и птиц20
Всем домашним21 Тогда ГОСПОДЬ Бог22 Из ребра ГОСПОДЬ Бог создал23 Человек сказал:
#
— Это кость от кости моей‚
плоть от плоти моей.
Женщиной названа будет она,
ибо взята из мужчины.
#
2:12 Камень шохам
Исх 39:13 и др.); еврейская традиция считает, что речь идет об ониксе.
часто упоминается среди драгоценных камней (Иез 28:13;
2:14
фрат
Четыре реки, возможно, символизируют четыре стороны света. Тигр и Евтекут в Месопотамии. Реки Пишон и Гихон более
нигде не упоминаются, но
Куш
а страна
предположить, что
ворит о происхождении всех важнейших рек Ближнего Востока (Нила, Тигра и Ев!
фрата) непосредственно от реки, текущей в Эдеме.
—древнее название страны, располагавшейся на севере современного Судана,Хавила, видимо, находилась в Южной Аравии или Эфиопии. ЕслиПишон и Гихон соответствуют истокам Нила, то этот стих го!
Ашшур — см. прим. к 10:11!12.
2:23
щие родство или верность (Быт 29:14; Суд 9:2; 2 Цар 5:1). Здесь, однако, эти выра!
жения обретают буквальный смысл.
...кость от кости... плоть от плоти... — образные выражения, обозначаю!
24
ною, и становится с нею единой плотью.)
(Вот почему мужчина оставляет отца и мать, и живет с же!
25
Оба‚ и мужчина и женщина‚ были наги, но не стыдились.