Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рассылка сайта "Credo in Deum"

  Все выпуски  

Рассылка сайта "Credo in Deum" Библейские чтения: Бытие, глава 2


2

ных и земных.

1 Так были созданы небо и земля и весь строй творений небес!

#

1:26

— изваяния божеств (напр., 4 Цар 11:18). Таким образом, согласно книге Бытия,

человек есть как бы живое изображение Бога.

...Наш образ... — Евр. слово целем обозначает статуи, изображения, часто

понимается по!разному (ср. также Быт 3:22; 11:7; Ис 6:8). Некоторые коммента!

торы полагают, что множественное число подчеркивает здесь величие Бога (ср.

употребление «Мы» вместо «я» в указах российских императоров или «вы» вме!

сто «ты» при вежливом обращении к собеседнику).

Другие обращают внимание на то, что Ветхий Завет упоминает о «сынах Божь!

их», которые «предстают пред Г

сти» при сотворении мира (Иов 38:7), а также о «воинстве небесном» — духах, с

которыми совещается Г

жественное «Мы» может и здесь пониматься как относящееся к Богу и сонму ок!

ружающих Его небесных существ.

В христианской традиции «Мы» в Быт 1:26 нередко понимается как указание

на Святую Троицу.

Создадим... Наш образ и Наше подобие... — Множественное «Мы» из этого стихаОСПОДОМ» (Иов 1:6; 2:1) и «восклицают от радо!ОСПОДЬ (3 Цар 22:19!22). В свете этих упоминаний мно!

2:1 ...строй творений небесных и земных.

однако евр.

ная служба», может обозначать вообще любую упорядоченную, стройную органи!

зацию (скажем, служителей Скинии — Числ 8:24!25). Повидимому, и в настоя!

— Букв. «их (неба и земли) воинство»;цава, помимо наиболее распространенного значения «воинство, воен!

2

В день седьмой Бог пребывал в покое:

Он окончил труды созиданья.

В день седьмой завершил Бог труды созиданья.

3

и священным его сделал,

ибо в этот день Он пребывал в покое:

Он окончил труды сотворенья и созиданья.

Благословил Бог день седьмой

#

4

СОТВОРЕНЫ

ВОТ ПОВЕСТЬ О НЕБЕ И ЗЕМЛЕ О ВРЕМЕНИ, КОГДА ОНИ БЫЛИ.

#

Когда Г

ле ни куста, ни травинки. Ведь Г

землю дождя и не было людей, чтобы ее возделывать.

ток, что поднимался из недр, орошал землю.

ОСПОДЬ Бог создал землю и небо, 5 то не было на зем!ОСПОДЬ Бог не посылал еще на6 Лишь по!

7

его ноздри дыхание жизни и человек ожил.

И создал ГОСПОДЬ Бог человека из пыли земной‚ вдохнул в

8

человека, которого создал.

можные деревья, приятные взору и с хорошими плодами, а по!

среди сада — дерево жизни и дерево познания добра и зла.

В ЭдBеме, на востоке, ГОСПОДЬ Бог насадил сад и поселил в нем9 ГОСПОДЬ Бог вырастил в саду всевоз!

#

щем стихе речь идет не о воинственности творения Божьего, а о его упорядочен!

ности, организованности — как у войска, готового к бою.

2:23

ний день недели, согласно ветхозаветному законодательству, — священный день.

Священное в Ветхом Завете резко противопоставлено всей сфере обычной че!

ловеческой жизни. Объявить предмет священным означает полностью изъять его

из обыденной жизни, к священному месту нельзя приближаться без особого при!

готовления, а священное время — это время, когда запрещена любая работа. По!

этому седьмой, священный день недели — это день покоя (Исх 20:8!11). Само на!

звание этого дня — «суббота» (евр.

Сотворение мира соотнесено в Библии с семидневной неделей. Послед!шаббат), по!видимому, связано с глаголом

шав

ат («пребывать в покое»), который фигурирует в 2:2!3.

2:4

5:1; 6:9; 10:1; 11:10; 11:27; 25:12; 25:19; 36:1; 37:2).

Первая половина стиха — это заголовок идущего дальше рассказа (ср. Быт

еврейской традицией как настоящее Имя Бога —

ятно, звучало как

сформировался запрет произносить его вслух. Вместо него у евреев принято гово!

рить «Господин», «Бог» или просто «Имя».

Слово ГОСПОДЬ в русских переводах соответствует тому, что рассматривается . Первоначально оно, веро!Яхве, но затем (по!видимому, уже после вавилонского плена)

2:7 Человек

природу человека и на его предназначение: обрабатывать землю.

(евр. адам) создан из земли (евр. адама ). Игра слов указывает на

2:9 Познание добра и зла

ятное от неприятного, т.е. полноценность чувств и разума. Ее лишены дети (Втор

1:39; Ис 7:16) и старики (2 Цар 19:35).

— способность отличать полезное от вредного, при!

10

ется на четыре рукава.

бает страну ХавилBа — ту, где золото

не, есть там и благовонная смола, и драгоценный камень шBохам).

Из Эдема вытекает река; она орошает сад, а далее разделя!11 Один из них называется ПишBон, он оги!12 (хорошее золото в той стра!

13

река называется Тигр, она течет к востоку от АшшBура. Четвертая

река — ЕвфрBат.

Вторая река называется ГихBон и огибает страну Куш. 14 Третья

#

15

сад и берег его‚

— Ты можешь есть плоды любого дерева в этом саду,

дерева познания добра и зла. Не ешь его плодов: если съешь — в

тот же день умрешь.

Поселив человека в Эдемском саду, чтобы он возделывал этот16 ГОСПОДЬ Бог дал человеку такой наказ:17 кроме

#

18

— Плохо человеку быть одному. Я сотворю для него помощ!

ника, ему под стать.

ГОСПОДЬ Бог сказал:

19

и привел к человеку, чтобы посмотреть, как тот назовет их. Так

животные получили от человека свои имена.

животным, всем птицам, всем зверям дал человек имена — но не

нашел среди них помощника себе под стать.

погрузил человека в глубокий сон и вынул у него ребро, а место,

где оно было, закрыл плотью.

женщину и привел ее к человеку.

ГОСПОДЬ Бог создал из земли всевозможных зверей и птиц20 Всем домашним21 Тогда ГОСПОДЬ Бог22 Из ребра ГОСПОДЬ Бог создал23 Человек сказал:

#

— Это кость от кости моей‚

плоть от плоти моей.

Женщиной названа будет она,

ибо взята из мужчины.

#

2:12 Камень шохам

Исх 39:13 и др.); еврейская традиция считает, что речь идет об ониксе.

часто упоминается среди драгоценных камней (Иез 28:13;

2:14

фрат

Четыре реки, возможно, символизируют четыре стороны света. Тигр и Евтекут в Месопотамии. Реки Пишон и Гихон более нигде не упоминаются, но

Куш

а страна

предположить, что

ворит о происхождении всех важнейших рек Ближнего Востока (Нила, Тигра и Ев!

фрата) непосредственно от реки, текущей в Эдеме.

—древнее название страны, располагавшейся на севере современного Судана,Хавила, видимо, находилась в Южной Аравии или Эфиопии. ЕслиПишон и Гихон соответствуют истокам Нила, то этот стих го!

Ашшур — см. прим. к 10:11!12.

2:23

щие родство или верность (Быт 29:14; Суд 9:2; 2 Цар 5:1). Здесь, однако, эти выра!

жения обретают буквальный смысл.

...кость от кости... плоть от плоти... — образные выражения, обозначаю!

24

ною, и становится с нею единой плотью.)

(Вот почему мужчина оставляет отца и мать, и живет с же!

25

Оба‚ и мужчина и женщина‚ были наги, но не стыдились.

В избранное