[pc] Учебник психо-хо-терапия
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/24651148.png)
Всем привет.
Вот попалась забавная книга в которой в форме анекдотов и смешных
историй расказывается о различных
психотерапевтических школах,
о том, как, иногда, по разному психологи различных направлений
интерпретируют
одни и теже явления.
Привожу несколько таких историй.
ПОВСЕДНЕВНЫЙ ТРАНС
"Повседневный транс" -- один из терминов, принятых в эрик-соновском
гипнозе. Он означает, что в течение дня человек неоднократно входит в
состояние транса. Опытный психотерапевт может распознать наступление такого
состояния у своих клиентов и использовать его в терапевтических целях.
Приводимая ниже история свидетельствует о том, что подобное состояние
было известно и Рихарду фон Вайцзекеру.
F Описываемый случай произошел несколько лет назад. Папа Римский во время
посещения Германии пригласил на обед высших представителей Церкви и
государства. Справа от Папы сидит кардинал Хеффнер, верховный иерарх Церкви,
а слева -- Рихард фон Вайцзекер, президент Федеративной Республики Германии.
Следующее место за фон Вайцзекером занимает Гельмут Коль. Перед Папой (и
только перед Папой) стоит потрясающей красоты столовый прибор из
Ватиканского музея. И Гельмуту Колю, и Рихарду фон Вайцзекеру особенно
приглянулись три маленькие десертные ложки. Папа обсуждает с кардиналом
Хеффнером кандидатов на вакантное место епископа. Коль и Вайцзекер шепотом
обмениваются мнениями об этих чудесных ложечках: было бы замечательно
получить на память одну из них. Совершенно очевидно, что Папа не может
распоряжаться этими драгоценностями из коллекции Ватиканского музея. Рихард
фон Вайцзекер начинает внимательно наблюдать за Папой, который по прежнему
целиком поглощен разговором с Хеффнером. И вот тогда, когда Папа внезапно
глубоко задумывается, фон Вайцзекер, сохраняя безучастный вид, наклоняется и
берет одну из ложечек, спокойно кладет ее в левый карман брюк и
заговорщически подмигивает Гельмуту. Тот однако не в восторге: как же так --
у этого, обычно такого сдержанного, Рихарда есть теперь одна из этих
ложечек, а у него -- нет. Он хорошо видел, что Рихард воспользовался тем,
что Папа какое-то непродолжительное время находился в трансе. И Коль
внимательно наблюдает за Папой. Вскоре Папа вновь целиком погружается в свои
мысли, Гельмут молниеносно делает движение в его сторону, но... его рука
натыкается на бокал, стоящий перед Вай-цзекером, и взгляды всех
присутствующих обращаются к Колю. Волей-неволей ему приходится выступить с
застольной речью. Спустя определенное время снова представляется удобный
случай. Коль снова делает молниеносное движение и... опять натыкается на
бокал. Что же, ему приходится держать еще одну речь. Теперь он знает, что
больше рисковать нельзя. "Что же делать?" -- думает он. И вот его озаряет.
Коль обращается к Папе и заводит разговор о хобби, зная, что и Папа, и
Вайцзекер любят спорт. Следует восторженная тирада о спортивных успехах
Папы. Как и следовало ожидать, Папа задает вопрос:
-- А Вы, господин канцлер, тоже занимаетесь спортом или у Вас
какие-нибудь другие увлечения?
-- Да, -- отвечает Коль и, внутренне торжествуя, продолжает: -- В
молодости я играл в футбол в Людвигсхафене. Но больше всего я увлекался
фокусами.
-- Правда? -- спрашивает удивленный Папа. -- А сейчас Вы могли бы
показать нам что-нибудь из Вашего тогдашнего репертуара?
-- Вряд ли, -- отвечает Коль.
Тогда не только Папа, но и Хеффнер, Вайцзекер и все остальные начинают
упрашивать Коля вспомнить что-нибудь из тех фокусов, которые тот проделывал
прежде. Наконец, Коль соглашается, но при условии, что покажет только один
фокус. И говорит:
-- Итак! Сейчас я беру одну из этих чудесных ложечек, кото-
рые лежат перед святым отцом. Теперь, как Вы видите, я кладу
эту ложечку во внутренний карман моего пиджака. И откуда я
извлеку затем эту ложку? Вот отсюда, из кармана брюк господина
президента
АМНЕЗИЯ
Об амнезии говорят тогда, когда человек не помнит те или иные события.
Состояние амнезии иногда вызывается у клиента психотерапевтом в ходе
гипнотерапии, иногда же амнезия проявляется спонтанно.
F Пациент говорит психиатру:
-- Доктор, у меня проблема: я все забываю. Психиатр:
-- И давно у вас эта проблема?
-- Какая проблема? -- удивляется пациент.
(R)"Один человек говорит:
-- Чего я никогда не забываю, то это, во-первых, фамилии, во-вторых, лица
и, в-третьих, ... эээ... эээ... эээ...
Еще одна история из врачебной практики.
F прежде чем сообщить пациенту результаты обследования, врач говорит:
-- У меня для Вас две новости -- хорошая и плохая. С какой начать?
Пациент меняется в лице:
-- Сначала с плохой...
-- У Вас обнаружили не только СПИД, но и болезнь Альцгей-мера.
-- Боже мой! А хорошая новость? Врач:
-- Прежде чем Вы дойдете до дома, Вы забудете о том, что я Вам сказал.
ПРАВИЛО ПСИХОАНАЛИЗА
F Пациентка говорит своему психотерапевту:
-- Поцелуйте меня, господин доктор! Врач:
-- Не могу. Строгие правила психоанализа запрещают мне лечь на кушетку
рядом с Вами.
УПРАВЛЕНИЕ АССОЦИАЦИЯМИ
Управление ассоциациями играет важную роль в психотерапевтическом
гипнозе. Насколько это тонкий и одновременно сложный процесс видно из
приводимой ниже истории.
F Политический скандал в США, получивший название Уотер-гейт, в разгаре.
Ричард Никсон отчаянно пытается спасти свою репутацию. Его жена чувствует
себя обделенной его вниманием. Одна из ее подруг советует попробовать носить
специальное нижнее белье, предназначенное для возбуждения у мужчин
сексуального аппетита. Миссис Никсон распорядилась, чтобы ей
продемонстрировали новейшие модели такого белья из Франции и Италии.
Особенно понравилась одна модель: бретелька из черного шелка идет от
обтягивающих трусиков по животу к кусочку шелка, прикрывающему одну грудь, а
затем продолжается, перекидывается через плечо и по спине возвращается к
трусикам. Вторая грудь остается неприкрытой. Миссис Никсон приходит к
мнению, что ей нужна именно такая модель. Она надевает белье и ложится на
супружеское ложе. Медленно тянется время. Уже далеко за полночь в спальню,
шатаясь от усталости, входит утомленный бесчисленными собраниями и
совещаниями Никсон. Бросает на жену рассеянный взгляд, поворачивается и со
словами "Боже мой, я же должен позвонить еще Моше Даяну" -- направляется к
двери.
ГИПНОЗ НА СЦЕНЕ
Выступающие на сцене гипнотизеры превращают гипноз в шоу или
развлекательный номер. Это недопустимо. В некоторых землях ФРГ проведение
гипноза на сцене карается законом. Почему? Ответ на этот вопрос дает
приводимая ниже история.
(R)"Один молодой человек открыл у себя талант гипнотизера. Он заказал афиши,
где объявлялось о предстоящем сеансе гипноза в большом зале на одном из
курортов. Собралось очень много зрителей. Гипнотизер приглашает на трибуну
шесть добровольцев. В качестве маятника он пользуется своими драгоценными
карманными часами. И действительно, вскоре все шесть добровольцев
погружаются в состояние транса. Воодушевленный успехом, молодой человек
решает загипнотизировать всю аудиторию. Держа в руках свои часы, он
спускается со сцены и идет в зал. Практически вся публика входит в транс и
выполняет его указания. Молодой гипнотизер быстро возвращается обратно на
сцену, но, поднимаясь, внезапно спотыкается. При этом оказываются разбитыми
замечательные часы, семейная реликвия.
-- Говно! -- громко восклицает он в сердцах. Работы по очистке актового
зала все еще продолжались спустя десять дней.
"ЯКОРЯ РЕСУРСНОГО СОСТОЯНИЯ"
Один из методов НЛП называется "якоря ресурсного состояния". Используя
его, психотерапевт с помощью одного "якоря" закрепляет два состояния своего
клиента, и в результате оба эти состояния оказываются связанными друг с
другом. Так, например, один и тот же якорь устанавливается как при
переживании клиентом состояния страха, так и при испытываемом им чувстве
уверенности в себе. Примером творческого применения этого метода может
служить следующая история.
(R)"В купе, в котором уже сидит и что-то пишет привлекательная женщина,
входит и занимает свое место какой-то мужчина. Желая познакомиться с
попутчицей, мужчина спрашивает:
-- Вы тоже едете в Берлин?.
-- Нет. Я еду на научную конференцию в Лейпциг.
-- Как интересно! Что же это за конференция?
-- Конференция по сексологии.
-- По сексологии! Это же очень интересно! И что Вы там будете делать?
-- Я расскажу о результатах своих исследований.
-- Исследования! Как интересно! И что же Вы исследовали?
-- Да, это действительно интересно, -- соглашается исследовательница. --
Я изучала сексуальное поведение мужчин в разных культурах.
-- Потрясающе! Сексуальное поведение мужчин в разных культурах! Что Вы
обнаружили?
-- Основной вывод, к которому я пришла, заключается в том, что самые
длинные у поляков, а дольше всех могут индейцы. Но я уже много рассказала о
себе, а о Вас еще ничего не знаю. Чем занимаетесь Вы?
-- О, извините меня. Я еще даже не представился. Моя фамилия
Ковальский... эээ... Виннету Ковальский.
ДИССОЦИАЦИЯ
О диссоциации говорят, когда какая-то часть опыта индивида обособляется
от целого. Например, во время транса становится возможной диссоциация частей
тела (см. раздел "Обезболивание"). Таким путем можно избавиться от некоторых
переживаний, эмоций. Говорят также о хладнокровии, невозмутимости, используя
для этого английское слово "cool".
Следующая история показывает, как с помощью многолетней тренировки это
качество может быть развито до высочайшего уровня.
(R)"Два гипнотерапевта, мастера гетеро- и аутотренинга, выйдя на пенсию,
увлеклись пешим туризмом. Вдвоем они совершают поход по сельской местности.
Неожиданно справа от дороги они видят отрезанную ногу.
-- Чистая работа, -- говорит один из них не моргнув глазом, а второй
вспоминает старую пословицу:
-- Лучше иметь руку, чем потерять ногу.
Оба продолжают свой путь. Еще через несколько метров лежит другая нога.
Дальше -- рука, а затем -- плечо. Наши туристы сохраняют равномерный,
спокойный темп ходьбы. Слева от дороги лежит лицом вниз голова. Один из
бывших гипнотерапевтов переворачивает голову и восклицает:
-- Боже, это же Губерт-Карл. Надеюсь, что с ним не случилось ничего
плохого!?
Другой вариант:
-- Привет, Карл! Все о'кей?
Эта история показывает, каким многоплановым и разнообразным может быть
феномен диссоциации у различных индивидов.
"DOUBLE BIND"*
Этим термином обозначают затруднительные ситуации в межличностных
отношениях. Что бы человек ни делал, все плохо и выхода не видно. Данная
концепция лежит в основе теории возникновения шизофрении, разработанной
Бейтсоном, Джексоном, Хейли и Уиклендом.
Менее известно, что озарение пришло к Бейтсону, когда он сидел на дереве.
А было это так:
*"Double bind" (англ.) можно перевести как "попасть в двойной переплет".
Буквально: "двойная связь". -- Прим. переводчика.
^Бейтсон и Хейли как-то поехали в гости к Эриксону. По пути из Пало Альто в
Феникс, где жил Эриксон, они сделали остановку в одном национальном парке.
Во время прогулки темой их разговора стало общение при шизофрении.
Увлеченные разговором, они забыли и о времени, и о дороге. Неожиданно перед
ними возник гигантский медведь. В панике они бросились бежать. Бей-тсон
молниеносно взобрался на дерево, а Хейли вбежал в оказавшуюся поблизости
пещеру. Только-только Бейтсон перевел дух, как увидел, что Хейли выскакивает
из пещеры, при этом едва не попав в лапы к медведю. Внезапно он
поворачивается и устремляется обратно в пещеру, но через несколько секунд
возвращается оттуда к медведю, поворачивается и бежит обратно. Бейтсон,
ничего не понимая, кричит:
-- Черт побери, сиди в пещере!
Но Хейли вновь выскакивает из пещеры:
-- Не могу, там другой медведь!
ПСИХОЛОГИЧЕСКО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД
Наблюдения над пациентами, страдающими депрессией и психозами, показали,
что опасность рецидива болезни у них прямо пропорциональна частоте
испытываемых ими отрицательных эмоций, возникающих из-за того, что их
критикуют, отвергают, подвергают навязчивой опеке и т.д. В свете этих
исследований психотерапевты, использующие в своей работе
психологическо-вос-питательный подход, стараются убедить родственников
больных щадить своих близких. Сторонники же системного подхода, напротив,
критикуют их, утверждая, что они навязывают пациентам определенные роли, не
учитывая при этом важные положения системного анализа.
Психиатр доктор Ф. из К. проштудировал книгу "Лечение больных психозами.
Психологическо-воспитательный подход против системного подхода"4, и ему
удалось на короткое время объединить оба эти подхода.
F Психиатр беседует с женой своего пациента, страдающего тяжелой формой
депрессии. Больному совершенно необходимы полный покой и отдых.
-- Я знаю, господин доктор, но он меня совершенно не слушает.
-- И правильно делает!
Говорят, что подобные интервенции сходили нашему психиатру с рук лишь на
той фазе психотерапии, которая называется "творческая путаница". Вскоре он
отказался от принципа "и то, и другое" в пользу более определенного подхода
"или-или". Благодаря тому, что он счел один из этих двух подходов
единственно правильным, в его психотерапевтической работе вновь появился
прежний четкий концептуальный ориентир.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ НАУКА
Психотерапевтов иногда упрекают в том, что методы, которыми они
пользуются, недостаточно научно обоснованы. Психотерапевты, отвечая на эти
обвинения, возражают: даже физики теперь отказываются от требований строго
научного подхода. У физиков существует выражение: "Данные, полученные в
результате тщательных научных исследований, не могут найти применения на
практике".
О сложности проблематики соотношения между точностью результатов научных
исследований и возможностью их применения на практике свидетельствует
следующая история.
F Разговаривают два приятеля.
-- Ты читал в газетах о результатах последних социологических
исследований? Каждая вторая немецкая домашняя хозяйка изменяет мужу.
-- Ну и что мне дают эти исследования? Мне нужны фамилии, адреса и номера
телефонов!
EXTRAPUNITIV5, ИЛИ "Я НИКОГДА НЕ БЫВАЮ ВИНОВАТ"
Это понятие используется Джеффри Зейгом в предложенной им схеме
постановки диагноза. Индивид, которому присуща такая черта, постоянно видит
источники всех происходящих с ним неприятностей в других людях. Свою вину он
не признает никогда.
До недавнего времени механизмы формирования такой установки в семье
оставались неясными. Отдыхая в парке вблизи детской площадки некий
специалист в области психологии развития неожиданно стал свидетелем случая,
который, возможно, позволяет понять эти механизмы. Одна из матерей,
находившихся со своими детьми на площадке, вдруг разразилась громким криком:
-- Кто-то насрал моему ребенку в памперсы!
Это восклицание сразу же ассоциировалось в представлении нашего психолога
с постулатом психологии развития, предложенным Выготским: "Структура
внешнего взаимодействия превращается в структуру внутреннего диалога (см.
соответствующий раздел этой книги). Так он создал теорию формирования
установки, названной Зейгом "Extrapunitiv".
О том влиянии, которое подобные установки оказывают на личность в целом,
свидетельствует следующий эпизод.
F Ребенок, о котором мы только что говорили, несколько лет спустя катался на
коньках на замерзшем озере, в то время как его мать болтала со своей старой
приятельницей на берегу. Вдруг раздался ужасный крик: ребенок провалился в
прорубь. Один мужчина, раздеваясь на ходу, помчался к проруби и бросился в
ледяную воду. На несколько секунд он ушел с головой под воду, а затем всплыл
с ребенком в руках. С помощью двух ремесленников, которые проходили мимо с
лестницей-стремянкой, удалось вытащить из воды и ребенка, и мужчину. Гордясь
своим поступком мужчины передают матери ее промокшего и насмерть
перепуганного отпрыска. Мать первым делом обращается к человеку, нырявшему
за ребенком:
-- А шапка? На нем была шапка!
ГИПНОСИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ
Гипносистемная семейная терапия представляет собой, как явствует из ее
названия, сочетание эриксоновской гипнотерапии с системной семейной
терапией.
Из надежных источников известно, что определяющую роль в развитии этого
направления сыграл следующий случай.
F Гунтер Шмидт -- один из главных представителей гипносистем-ной семейной
терапии -- проводил как-то семинар по системной психотерапии. Во время
обеденного перерыва в вестибюле к нему обратился один мужчина. Он рассказал,
что испытывает затруднения в сексуальной жизни: у него совершенно пропало
половое влечение и помочь вернуть его может, наверное, только гипноз.
Гунтер Шмидт доволен представившейся ему возможностью провести гипноз в ходе
сеанса индивидуальной психотерапии. Он начинает работу с клиентом:
-- ...Вы лежите на кушетке и Вы совершенно расслаблены. Совершенно
расслаблены и абсолютно спокойны. Вы слышите любимую музыку. В камине пылает
огонь. Пять лет Вы не видели ни одной женщины. Уже пять лет Вы не видели ни
одной женщины. Ваше желание становится все сильнее и сильнее. Вы чувствуете
запах горящих в камине дров и слышите прекрасную музыку. Неслышно
открывается дверь, и Вас охватывает неодолимая страсть. Вы дрожите всем
телом. И, дрожа всем телом все больше и больше, начинаете медленно говорить,
и рассказываете о том, что Вы чувствуете...
Гунтер Шмидт делает короткую паузу, чтобы дать возможность развернуться
фантазии клиента. После небольшой заминки клиент, продолжая дрожать всем
телом, тихим голосом раз за разом повторяет одну и ту же фразу:
-- А что скажет мамочка? А что скажет мамочка?
Еще до того, как участники семинара вернулись с обеденного перерыва,
Гунтер Шмидт пришел к убеждению о необходимости сочетания гипноза с
системным подходом. Говорят, что с тех пор у Гунтера вошло в привычку
использовать каждый перерыв для приема клиентов во время семинаров.
ФОКУСИРОВАННОЕ ВНИМАНИЕ
Состояние транса, часто используемое в психотерапевтическом гипнозе,
представляет собой состояние сильной концентрации внимания. Вы
концентрируетесь на чем-то, а все остальное для Вас в это время не имеет
значения. Не случайно человек, которые ввел в обиход слово "гипноз", позже
предлагал заменить его термином "моноидеизм" (концентрация на одной идее).
Очень хорошо такое состояние сильнейшей концентрации и одновременно
расслабленности отражается на лице Бориса Беккера6 во время подачи.
В приводимой ниже истории речь идет и об этом качестве.
F Довольно невзрачного вида молодой человек желает вступить в элитный клуб
гольфа. Чтобы быть принятым в клуб, надо продемонстрировать умение играть в
гольф на принадлежащем клубу поле. После традиционного чая кандидат и члены
правления клуба выходят на трассу для гольфа. Все удивлены: вместо обычных
клюшек для гольфа у молодого человека -- клюшка для хоккея на траве, клюшка
для хоккея с шайбой и бильярдный кий. Но британцы славятся своей
невозмутимостью и никто не выражает удивления. Однако изумлению зрителей нет
предела, когда молодой человек, предварительно сконцентрировавшись, ударом
клюшки для хоккея на траве мастерски загоняет мяч в лунку. Затем следует не
менее мастерский удар клюшкой для хоккея с шайбой. Далее молодой человек с
расстояния в восемь метров посылает мячик в лунку с помощью бильярдного кия.
И так он проходит весь курс -- 68 лунок! Затем он вместе с пришедшими в
некоторое замешательство руководителями клуба отправляется в клубный бар.
Там молодой человек заказывает себе шотландское виски с содовой. Он
настаивает, однако, на том, что смешает напитки сам. Ставит стакан с содовой
на стойку и становится спиной к нему на расстоянии двух метров. Внутренне
собравшись, он ловким движением через плечо наливает виски точно в стакан.
Совершенно невероятная способность координировать движения тела вызывает
град вопросов. Молодой человек отвечает, что потрясающая ловкость была ему
присуща всегда, а с помощью тренировок, которые он начал уже в детстве, его
талант развился еще больше. Со временем ему стало скучно, и он начал
придумывать себе дополнительные трудности. Так, в теннис он играет ракеткой
для пинг-понга, в настольный теннис -- ракеткой для бадминтона и т.д.
-- Минуточку, -- прерывает его речь президент клуба, -- вы говорите, что
максимально усложняете себе все, что связано с движениями тела. Тогда у меня
к Вам один вопрос...
Молодой человек не дает президенту закончить:
-- Я знаю, о чем Вы меня хотите спросить. Все меня об этом спрашивают.
Так вот, это я делаю стоя. В гамаке.
ОТЦЫ И ДЕТИ
Как в структурной семейной терапии (Минухин), так и в стратегической
семейной терапии (Хейли), считается, что для нормального функционирования
семьи в ней должна существовать четкая иерархия ее членов. То есть
необходимо совершенно определенно знать, кто родители, а кто -- дети.
Следующий незамысловатый анекдот хорошо иллюстрирует это положение и
содержит пример одной из возможных психотерапевтических интервенций.
^Это произошло много лет назад, когда профсоюзы и предприниматели только
начали вносить в капитализм социальные компоненты. В ту пору профсоюз и
хозяин фирмы договорились, что работникам фирмы, достигшим определенного
возраста, будет выплачиваться пенсия при условии, что все без исключения
сотрудники фирмы в течение одного месяца подпишут соответствующий договор.
Все и подписали. Все, за исключением заведующего складом Пауля Ганса. Зачем
он будет подписывать то, что ему непонятно. Да и вообще он не любит ничего
подписывать. Люди, знающие его, могут это подтвердить.
Кто только не пытался повлиять на Пауля Ганса: его коллеги, начальник,
руководители профсоюза -- ничего не помогало. Вот-вот истечет срок
подписания договора, и все труды пойдут насмарку, и все могут пострадать.
Наконец, Пауля Ганса вызывают к генеральному директору фирмы. У того на
столе лежит готовый к подписанию договор и ручка. Директор говорит:
-- Господин Ганс, уже много лет я знаю Вас и ценю как работника,
заведующего складом нашей фирмы. С тем, что я сейчас Вам скажу, согласны
Ваши коллеги и Ваш профсоюз. Господин Ганс, сейчас мы с Вами находимся на
седьмом этаже. Если Вы не подпишете договор, прежде чем я досчитаю до
десяти, я выброшу Вас из окна. Начинаю считать: раз, два, три...
Пауль Ганс берет ручку и спокойно ставит свою подпись. Директор кладет
договор в папку и спрашивает:
-- А теперь, Бога ради, скажите мне, почему Вы не подписывали договор
раньше?
Пауль Ганс:
-- Вы первый, кто растолковал мне, о чем в этом договоре идет речь.
ПСИХОТЕРАПИЯ,
ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА КЛИЕНТЕ
Основоположником этого направления психотерапии был Карл Роджерс. В
предложенном им подходе очень большое значение придается доверительной
беседе психотерапевта с клиентом. При этом психотерапевт выполняет функцию
зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента.
Приводимая ниже история показывает, какими могут быть результаты
последовательного осуществления этого "принципа зеркала".
F Клиент:
-- Я испытываю глубочайшую тоску. Психотерапевт:
-- Вы испытываете глубочайшую тоску. Клиент:
-- Моя жизнь не имеет ни малейшего смысла, я проваливаюсь в какую-то
черную дыру.
Психотерапевт:
-- Ваша жизнь не имеет ни малейшего смысла, она вся окрашена в черный
цвет.
Клиент:
-- Сплошная пустота. Мне остается лишь покончить с собой. Психотерапевт:
-- Сплошная пустота. Вам остается лишь покончить с собой. Клиент молча
встает, медленно направляется к окну, открывает
его и выбрасывается наружу. Психотерапевт:
-- Бац.
И следующий пример также показывает, какое влияние на мышление другого
может оказать "принцип зеркала" в ходе интенсивного общения.
(R)"Два друга случайно встречаются на улице после продолжительной разлуки и
начинают рассказывать о событиях, происшедших за последний год.
-- Десять месяцев тому назад я женился, но, к сожалению, четыре недели
тому назад моя жена умерла.
-- Какая трагедия! Что у нее было?
-- Маленький магазин и несколько тысяч марок на счету в банке.
-- Нет, я спрашиваю о другом. Как это произошло?
-- Ясно. Участок для строительства у нее был, и деньги тоже. Вот и
соорудили магазинчик.
-- Нет, я имел в виду не это. Отчего она умерла?
-- Ах вот ты о чем. Она пошла в погреб, чтобы принести картошки и кислой
капусты на обед. Свалилась с лестницы и сломала себе шею.
-- Боже мой! И что тогда?
-- Пришлось сварить вермишель.
Юрий.
Эл.П. uv32***@y*****.ru