Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

[pc] Эмпатия или эгоизм?

Есть мнение, что способность к эмпатии и взаимопомощи заложена в нас на
генном уровне, а эгоистом человека делает общество, в котором он живет. В
The Guardian вышла статья о том, почему милые и отзывчивые дети со временем
превращаются в эгоцентричных монстров и как темп жизни влияет на нашу
готовность помогать окружающим.

Согласно исследованиям ученых, идеология потребления, господствующая в
современном обществе, помогает превратить детей в эгоцентричных, аморальных
созданий, абсолютно неспособных сострадать и сопереживать. Эмпатия и
альтруизм, заложенные в каждом человеке на генетическом уровне, подавляются
и в маленьком, и во взрослом человеке жадностью и тревогой.

Психотерапевт Грэхэм Мьюзик в своей новой книге <<Хорошая жизнь>> выдвигает
предположение о том, что глубинные социальные изменения, приводящие к еще
большему неравенству в обществе, делают нас жестокими и грубыми. Ученый
говорит о том, что мы все рождаемся великодушными и добрыми, но затем
общество подталкивает нас к эгоизму и холодности к окружающим. Именно путь
от доброты к эгоизму (а не наоборот) проходит современный человек в
обществе.

<<Мы теряем способность к эмпатии и состраданию, взаимодействуя с другими
людьми в обществе>>, -- говорит Мьюзик. -- <<существует большое количество
доказательств того, что скорость нашей жизни и проистекающая от этого
тревога имеют колоссальное влияние на то, как мы относимся к другим людям. В
какой-то степени эта идея знакома всем нам в виде поговорки <<с волками жить
-- по-волчьи выть>>. Мы живем в мире, функционирующем по жестоким законам, и
это порождает в нас состояние стресса и ответную реакцию. Стресс приводит к
фундаментальным изменениям в поведении, а также к негативным показателям в
важнейших сферах жизнедеятельности -- от здоровья до ожиданий от жизни и
счастья>>.

По результатам проведенных экспериментов, исследователь опровергает
популярное мнение о том, что дети рождаются эгоистами. В частности, Мьюзик
ссылается на серию опытов в немецком институте Макса Планка, когда группа
пятнадцатимесячных детей была помещена в комнату, где находился взрослый,
который, по сценарию, нуждался в помощи. <<В мозгу человека существует
реальная, доказанная потребность в помощи другим. Малыши обожают помогать,
они получают удовольствие от самого процесса еще до того, как их наградят
игрушкой за помощь в ходе эксперимента. Группа детей, которым дарили игрушки
за помощь, быстро теряла интерес к процессу. Малыши, которым не давали
игрушки, продолжали помогать, получая удовольствие от самого процесса помощи
и не нуждаясь ни в каких внешних вознаграждениях>>.

Другие исследования показали, что маленькие дети получали больше радости от
того, что они помогают кому-то, чем от того, что помогают им. <<Мы также
обладаем статистикой, показывающей, что подростки, которых попросили делать
одно доброе дело в день, чувствовали себя менее подавленно. В нас
генетически заложено помогать другим и делать это безвозмездно. В данной
ситуации награды не делают никого счастливее, и, получая награду или подарок
за свой добрый поступок, мы теряем что-то очень важное. Мы все знаем об
этом, но мы сознательно упускаем это из виду, все более утопая в
потребительской психологии.

Настойчивые внушения о том, что нам нужен новый айфон, или о том, что новая
кухня сделает нас счастливее, заставляют нас поддаваться этому соблазну
опять и опять. Все это очень сильные двигатели постиндустриального
капитализма и массовых коммуникаций, которые значительно преуспели в
навязывании потребительских смыслов существования. В конце концов, счастье
можно продавать бесконечно>>.

Мьюзик считает, что именно стресс вводит нас в состояние <<око за око>>.
<<Нет никакой нужды в том, чтобы быть искренне заинтересованным в других
людях или в том, что они думают или чувствуют, если ваша нервная система
попросту плавится от стресса>>, -- говорит врач.

В книге психотерапевта приводится несколько социальных экспериментов, в
частности, эксперимент 1973 года, когда студентов-теологов попросили
подготовить речь, основанную на притче о добром самаритянине. Половина
студентов должна была подготовить речь немедленно, другой дали время на то,
чтобы подготовиться. Когда студенты покинули комнату, они проходили мимо
актера, который якобы находился в беде. Те, кто должен был быстро
подготовить речь, проигнорировали его, а те, у кого было время,
остановились, чтобы помочь.

<<Скорость нашей жизни отражается на нашем альтруизме>>, -- говорит Мьюзик.
-- <<это также происходит и в школах. Стресс проникает в школы с тяжелым,
чересчур академичным расписанием и аудитивной культурой. Меня действительно
беспокоит это явление, ведь я вижу много детей в своих клиниках>>.

Мьюзик говорит, что сегодня существует отчаянная потребность переосмыслить
наши материалистические ценности. <<Чрезмерно материалистичный западный мир
заставляет нас забывать наши базовые, самые важные социальные обязательства
друг перед другом>>.Есть мнение, что способность к эмпатии и взаимопомощи
заложена в нас на генном уровне, а эгоистом человека делает общество, в
котором он живет. В The Guardian вышла статья о том, почему милые и
отзывчивые дети со временем превращаются в эгоцентричных монстров и как темп
жизни влияет на нашу готовность помогать окружающим.

Согласно исследованиям ученых, идеология потребления, господствующая в
современном обществе, помогает превратить детей в эгоцентричных, аморальных
созданий, абсолютно неспособных сострадать и сопереживать. Эмпатия и
альтруизм, заложенные в каждом человеке на генетическом уровне, подавляются
и в маленьком, и во взрослом человеке жадностью и тревогой.

Психотерапевт Грэхэм Мьюзик в своей новой книге <<Хорошая жизнь>> выдвигает
предположение о том, что глубинные социальные изменения, приводящие к еще
большему неравенству в обществе, делают нас жестокими и грубыми. Ученый
говорит о том, что мы все рождаемся великодушными и добрыми, но затем
общество подталкивает нас к эгоизму и холодности к окружающим. Именно путь
от доброты к эгоизму (а не наоборот) проходит современный человек в
обществе.

<<Мы теряем способность к эмпатии и состраданию, взаимодействуя с другими
людьми в обществе>>, -- говорит Мьюзик. -- <<существует большое количество
доказательств того, что скорость нашей жизни и проистекающая от этого
тревога имеют колоссальное влияние на то, как мы относимся к другим людям. В
какой-то степени эта идея знакома всем нам в виде поговорки <<с волками жить
-- по-волчьи выть>>. Мы живем в мире, функционирующем по жестоким законам, и
это порождает в нас состояние стресса и ответную реакцию. Стресс приводит к
фундаментальным изменениям в поведении, а также к негативным показателям в
важнейших сферах жизнедеятельности -- от здоровья до ожиданий от жизни и
счастья>>.

По результатам проведенных экспериментов, исследователь опровергает
популярное мнение о том, что дети рождаются эгоистами. В частности, Мьюзик
ссылается на серию опытов в немецком институте Макса Планка, когда группа
пятнадцатимесячных детей была помещена в комнату, где находился взрослый,
который, по сценарию, нуждался в помощи. <<В мозгу человека существует
реальная, доказанная потребность в помощи другим. Малыши обожают помогать,
они получают удовольствие от самого процесса еще до того, как их наградят
игрушкой за помощь в ходе эксперимента. Группа детей, которым дарили игрушки
за помощь, быстро теряла интерес к процессу. Малыши, которым не давали
игрушки, продолжали помогать, получая удовольствие от самого процесса помощи
и не нуждаясь ни в каких внешних вознаграждениях>>.

Другие исследования показали, что маленькие дети получали больше радости от
того, что они помогают кому-то, чем от того, что помогают им. <<Мы также
обладаем статистикой, показывающей, что подростки, которых попросили делать
одно доброе дело в день, чувствовали себя менее подавленно. В нас
генетически заложено помогать другим и делать это безвозмездно. В данной
ситуации награды не делают никого счастливее, и, получая награду или подарок
за свой добрый поступок, мы теряем что-то очень важное. Мы все знаем об
этом, но мы сознательно упускаем это из виду, все более утопая в
потребительской психологии.

Настойчивые внушения о том, что нам нужен новый айфон, или о том, что новая
кухня сделает нас счастливее, заставляют нас поддаваться этому соблазну
опять и опять. Все это очень сильные двигатели постиндустриального
капитализма и массовых коммуникаций, которые значительно преуспели в
навязывании потребительских смыслов существования. В конце концов, счастье
можно продавать бесконечно>>.

Мьюзик считает, что именно стресс вводит нас в состояние <<око за око>>.
<<Нет никакой нужды в том, чтобы быть искренне заинтересованным в других
людях или в том, что они думают или чувствуют, если ваша нервная система
попросту плавится от стресса>>, -- говорит врач.

В книге психотерапевта приводится несколько социальных экспериментов, в
частности, эксперимент 1973 года, когда студентов-теологов попросили
подготовить речь, основанную на притче о добром самаритянине. Половина
студентов должна была подготовить речь немедленно, другой дали время на то,
чтобы подготовиться. Когда студенты покинули комнату, они проходили мимо
актера, который якобы находился в беде. Те, кто должен был быстро
подготовить речь, проигнорировали его, а те, у кого было время,
остановились, чтобы помочь.

<<Скорость нашей жизни отражается на нашем альтруизме>>, -- говорит Мьюзик.
-- <<это также происходит и в школах. Стресс проникает в школы с тяжелым,
чересчур академичным расписанием и аудитивной культурой. Меня действительно
беспокоит это явление, ведь я вижу много детей в своих клиниках>>.

Мьюзик говорит, что сегодня существует отчаянная потребность переосмыслить
наши материалистические ценности. <<Чрезмерно материалистичный западный мир
заставляет нас забывать наши базовые, самые важные социальные обязательства
друг перед другом>>.

С уважением, Ирина Латкина.
Отправлено с iPhone

Ответить   Thu, 1 Dec 2016 22:21:26 +0300 (#3454680)