Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2016-03-26

[pc] ВООБРАЖЕНИЕ, ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ В СКАЗКОТЕРАПИИ

ВООБРАЖЕНИЕ, ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ В СКАЗКОТЕРАПИИ

ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Человеческая жизнь - динамический процесс, связанный с определенными
циклами, кризисами, периодами стабильности и изменчивости. И каждый этап
жизни так и иначе отражается в любом символе-образе, сопровождающим
человека.

Уникальная способность человека-возможность представлять образы. Благодаря
силе воображения человек, единственный из всех живых существ, может быть
сильнее природы. Представление образов помогает нам понять себя, заглянуть в
самые сокровенные глубины души, решать серьезные проблемы и конфликты.
Необходимо помнить, что образ, символ как и рисунок-это прежде всего
метафора. Преимущества техника, использовавшего метафоры и образы:

1. Образы и метафоры не связаны с правилами временной и
пространственной закономерности (в образе наше воображение позволяет нам
быть старше, например, или младше своего возраста)

2. Образы и метафоры не связаны с логикой, то есть логика
стереотипна.

3. Образы и метафоры ориентируются на личный образ, опыт (меняя
образ, мы можем изменить и в реальности что либо)

4. Образы и метафоры ведут к увеличению самоконтроля (образы учат
контролировать внутреннее состояние)

5. Образы имеют способность удивлять, и это самое ресурсное
состояние для работы с ребенком.

Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической
психологии и один из самых молодых в современной научной практике. В
разработку научных основ сказкотерапии внесла большой вклад Т. Д.
Зинкевич-Евстигнеева. Ей принадлежит одно из ключевых определений понятия
<<сказкотерапия>>. Ученый определяет, что сказкотерапия - это лечение
сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в
душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия является процессом поиска смысла, расшифровки знаний о мире и
системе взаимоотношений в нем. Сказочные истории содержат информацию о
динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень
человеческих проблем и образные способы их решения.

В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни,
легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применения и
современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что
описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая
каждому соответствующий его интересам жанр.

Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии.
Жизненный урок в притчах не завуалирован, он сформулирован прямо. Обычно
одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать тогда, когда
требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Притча
чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков.

Более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью-это басня.
Развитие этого жанра привело к интонации нравоучения. В сказкотерапии
полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого жанра. Более
поздние басни Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжет от Эзопа. Важно
отметить, что само жизнеописание Эзопа являются замечательным
сказкотерапевтическим материалом.

Короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной
реакции является анекдот. Особо хороши анекдоты о Ходже Насреддине. С их
помощью мы можем сформировать такое важное качество, как находчивость, а
также умение творчески мыслить.

Легенда, былина, сага, эпос. Повествование о реальных исторических событиях,
как правило, героического содержания. Эти жанры могут использоваться в
работе с подростками.

Миф. Повествования о богах и героях. В мифах можно найти не только
информацию о сотворении мира, но и описание разнообразных жизненных
перипетий, проблемных взаимоотношений. Мифы несут информацию о смысле многих
обычаев и о том, по каким законам организована жизнь. Благодаря мифам мы
можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование
мифов полезно для исследования проблемных взаимоотношений, и для познания
многообразия окружающего мира и общих закономерностей его устройства.

Наиболее многообразный жанр-сказка. Для сказок характерен так называемый
<<бродячий сюжет>>. То есть сказки разных народов имеют очень много общего.
Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие
закономерности развития событий, явлений, поступков. Кроме того, во многих
сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. И если мифы
рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком
будущем. Создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах,
он в определенном смысле программирует себя.

Сказка очень эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном и младшем
школьном возрасте.

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической
деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой,
позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для
ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая
позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями
и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать
взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, то
есть процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем
и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая
сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это
позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие
проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных
образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути
решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в
себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит
это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих
взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по
сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные
моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Специалисты утверждают, что метафора обеспечивает контакт между левым и
правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое
полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как
правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества.
Психологи, применяющие сказки, метафоры в работе с детьми, часто отмечают,
что на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку,
однако, положительный эффект от работы все равно присутствует, то есть
изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом наблюдается
замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого
ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное
его проблемам. Практика показывает, что у благополучных, <<беспроблемных>>
детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и
воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в
поведении ребенка.

Важно понимать, что работая со сказкой, необходимо учитывать некоторые
особенности:

a.. при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и
чувства;
b.. во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком
так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой,
выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
c.. нельзя допускать затянувшихся пауз.
d.. ребенку может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать
вслух. - Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать
определенным требованиям:
e.. ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип
<<открытости>>);
f.. ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему,
<<зашифрованную>> в образном ряде сказки;

a.. ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы
побудить ребенка самостоятельно строить ипрослеживать причинно-следственные
связи.
b.. сказки обязательно должны подходить ребенку по возрасту.
c.. способность четко отделять сказочную действительность от реальности
возникает к 3,5-4 годам.
Рекомендации при проведении сказкотерапии с ребенком:
a.. В ходе чтения сказок Вы должны учитывать собственное состояние. Не
стоит читать, если Вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т.п. Ребенок
сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и мимики, а
беспокойство и тревога передадутся ему.
b.. Будьте эмоциональны, читайте с <<выражением>> и <<душой>>. Это
позволит ребенку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку
интересней и насыщенней.
c.. Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место
для комментариев ребенка и ваших собственных.
d.. Вы должны знать, насколько устойчиво внимание о ребенка, как долго он
способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше
читать сказки по частям в течение нескольких дней.
e.. Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты. И
слова, и поза, и жесты, и мимика - всё это может указывать захвачен ли малыш
содержанием или ему скучно. Если внимание ребенка сосредоточено на
описываемом действии, Вы - на правильном пути. Если сказка ему не интересна,
значит, что-то не так, или ребенок еще не готов её воспринять.
f.. После прочтения сказки обсудите её с ребенком. В зависимости от
содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:
1.. О чем сказка?
2.. Что запомнилось больше всего?
3.. Какие герои запомнились? Почему?
4.. Что случилось с тем или иным персонажем?
5.. Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было
радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
6.. Какие чувства, какое настроение после сказки?
7.. Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
8.. Случались ли у тебя похожие ситуации?
9.. Чему мы можем научиться у этой сказки?
10.. Как можно применить полученные знания в жизни?
Савенкова Ирина Витальевна

Савенкова Ирина Витальевна

Южный федеральный университет

Г.Ростов-на-Дону

Южный федеральный университет

Г.Ростов-на-Дону

   2016-03-26 23:32:59 (#3386609)

[pc] Кризисы брака

Кризисы брака

Последнее время всё чаще вижу закономерность кризисов в семьях, где
женщины пребывают в зависимости от определённых качеств своих мужей.
Сначала я отследила

это как астролог, а потом убедилась на личном опыте, а также нашла
схожие моменты и в жизни друзей, знакомых, клиенток.

Вспомните, каким критерием вы руководствовались, выходя замуж именно за
этого мужчину, кроме сильных чувств?

Может быть, Вам нравилось, что у него <<золотые>> руки, и он будет хорошо
всё делать по дому?

Может быть, Вас привлекли его высокие моральные ценности и он духовно
развитая личность?

Может быть, для Вас решающим фактором стало отсутствие вредных привычек?

Или он вегетарианец?

Может быть, Вы руководствовались тем, что он богат, и Вы не будете
чувствовать нужды рядом с ним?

Или Вы видели, что он верный, и подумали, что с ним Вам будет спокойно?

Помимо любви, часто бывает какой-то ключевой критерий, по которому мы
думаем, что избранный нами мужчина станет идеальный спутником жизни.

А если Вы не замужем, то подумайте, какими критериями Вы сейчас
руководствуетесь при выборе партнёра? Деньги? Успех? Верность?
Духовность? Какое качество

Вас сильно цепляет и увеличивает шансы мужчины стать Вашим мужем?

Когда я стала консультантом по астрологии, я увидела закономерность во
многих астрологических картах: если у женщины есть зацепка за деньги
(<<Чтобы муж

был богатый, обеспечивал меня!>>), то почти всегда в семейной карте стоит
финансовый кризис, который учит женщину не привязываться к деньгам и
ценить мужа

за его человеческие качества, а не достаток.

Если у женщины стоит <<зацепка>> на духовность, то в жизни её партнёра
будет духовный кризис, который станет испытанием брака на прочность. Муж
или начнется

отклоняться от выбранного духовного пути, либо начнёт сомневаться.

Если женщине важно, чтобы муж был верным, то у него могут появиться
подруги (сначала даже не любовницы, а просто приятельницы), и женщине
будут показывать

её слепую зону.

Если женщина ценит в муже хорошего любовника, то обязательно будет спад,
до тех пор пока она не примет его таким, какой он есть. Тогда его
желание к ней

вновь появится и усилится.

Если женщина в ведической теме, и ей важно чтобы избранник не пил, не
курил и был вегетарианцем, то здесь тоже будут испытания на
толерантность, терпимость

и безусловную любовь.

Вселенная учит женщин всего лишь нескольким качествам: удовлетворенности
тем, что есть, благодарности, милосердию, принятию, терпимости, прощению
и безусловной

любви.

Когда в семейных отношениях наступает кризис, посмотрите, каких из этих
качеств Вам остро не хватает? Посмотрите, какое женское качество
Вселенная предлагает

Вам отработать?

Когда я выходила замуж, у меня тоже были сильные <<зацепки>>, меня
привлекли в моём будущем супруге такие качества, как развитый внутренний
мир, ведение

правильного образа жизни, любовь к вегетарианской пище. А самое главное
-- он принимал меня такой, какая я есть.

За первые два года нашей супружеской жизни я проходила уроки именно на
эти темы. Сначала были ссоры по религиозным вопросам. Я доказывала мужу,
что мой

Бог настоящий, а он мастерски опровергал мои тезисы. Когда я приняла
мужа с его мировосприятием, то все ссоры сразу стихли, мы стали вместе
развиваться.

Так меня учили принятию и терпимости.

Спустя год муж решил заказать себе роллы с рыбой. И когда я это
услышала, сильно разозлилась и даже разгневалась на него. Муж всё-таки
съел эти роллы,

а я впала в совершенно не ресурсные эмоции, в страх и даже думала о
разводе.

Сейчас мне кажется смешным моё поведение, но на тот момент я считала,
что абсолютно права в этой ситуации. На третий день разрушающие изнутри
эмоции стихли,

и во мне наконец-то включились отголоски рассудка. Я начала задавать
себе вопросы:

А почему мне так важно, чтобы он был вегетарианцем? Что будет, если он
перестанет им быть? Чего я

20160326114509/idArXp6gyH5blOyRJfw83Qkukcrhhg

боюсь? Какое позитивное намерение этих негативных эмоций? От чего они
меня защищают?

Я стала разбираться и поняла, что муж - вегетарианец -- моя защита от
деструктивного образа жизни. Я боюсь погрузиться в невежество, боюсь
опять жить во

тьме, боюсь, что вместе с продуктами насилия в наш дом придёт
разрушение, и мои усилия вместе с духовной практикой будут сведены на нет.

Наши <<зацепки>> в отношениях зачастую являются компенсацией того, чего
нам не хватает. Это подсознательный способ защититься от своих страхов,
нейтрализовать

их через другого человека. Но этот <<номер>> не пройдёт. Жизнь всё равно
будет ставить нас в такие условия, в которых мы будем вынуждены решать
свои конфликты

самостоятельно.

После того, как я разобралась со своими <<тараканами>> в голове, то сразу
успокоилась. И муж тоже. Я осознала, что мой муж замечательный, мне с
ним повезло,

и кусок рыбы никак не изменит его внутреннюю великую суть. Кроме того, я
люблю его таким, какой он есть. И рыба не способная повлиять на мою любовь.

Это был мой последний экзамен на эту тему. Больше меня не проверяли на
привязанность к его вегетарианству, потому что мои страхи ушли и пришло
ощущение

любви без условий и ремарок.

Важно осознать один из уроков Вселенной.

Нас всю жизнь будет преследовать то, что мы НЕ хотим принимать.
Непринятие означает отсутствие гармонии, а мироздание сделает всё, чтобы
мы были всесторонне

гармоничны.

Обычно самые сложные женские проработки бывают относительно
материального состояния. Одна моя клиентка в первом браке постоянно
работала и ущемляла себя

в деньгах, жила сложно, тащила на себе мужа. В итоге от её
перенапряжения отношения развалились, и она находилась в стрессовом
состоянии.

Но спустя некоторое время, она решила выйти замуж ещё раз, но уже с
чёткой установкой: <<Я хочу, чтобы мой будущий муж работал и у него
всегда были деньги.

Я хочу, чтобы мне не пришлось пахать, как лошади, содержать его и
страдать>>. Я сразу ей сказала, что это гиперкомпенсация, и если на этом
акцентировать

внимание, то придётся эту тему прорабатывать.

Но когда внутри женщины есть страх и мнимое решение этого страха, то
переубедить её невозможно. Она думала, что деньги решат проблему. Через
год вышла

замуж за богатого мужчину, а ещё через полгода в его бизнесе начался
жуткий финансовый кризис на пустом месте.

Мы снова встретились с ней на консультации, она была в панике, в семье
царило жуткое напряжение, и брак трещал по швам. И я ей сказала: <<Что ты
творишь?

Посмотри, тебя учат тому, что ты обещала под венцом -- <<любить и в
горести, и в радости>>.

Ты поставь себя на место своего мужа! Ему и так плохо, каково ему будет
узнать, что тебя волнуют сейчас только его деньги? Успокойся, Бога ради.
Никто

не заставляет тебя сейчас идти и работать, взваливать мужа на свою спину
и тащить всё на себе.

Просто выполняй то, что вложено в тебя Господом, верь в мужа, говори ему
каждый день о том, что он выйдет из сложившейся ситуации победителем. И
всё время

говори, что любишь и веришь в него. И будешь рядом с ним, что бы ни
случилось и какое бы решение он не принял>>.

Клиентка послушалась и стала работать над принятием ситуации. Она
говорила мужу, что деньги, конечно, важны, но их любовь и близость
вообще безценны. Через

полтора месяца ситуация кардинально изменилась. Оказалось, что произошла
какая-то ошибка, и банк взял вопросы компенсации на себя. Деньги
вернулись в их

семью, но на тот момент это было уже не так важно.

В отношениях нас учат безкорыстию, любви, принятию. Если Вы будете
смотреть на отношения с этой позиции, то Ваш дом всегда будет полной
чашей и с финансовой,

и с эмоциональной точки зрения.

Но если вы постоянно ждёте каких-то выгод от брака, то вашим союзником
может стать только неудовлетворение и развалившийся брак.

Наш супруг -- зеркало наших внутренних процессов. Наблюдайте за собой, за
своими внутренними процессами и за тем, как меняется Ваш муж в связи с
ними, и

Вы увидите заметите чёткий алгоритм.

Посмотрите, к чему Вы привязаны.

Решите этот внутренний кризис до того, как он проявится в материальной
жизни.

Как это сделать?

Найдите источник кризиса. На чём основывается Ваша привязанность к
какому-то качеству в мужчине? Что (или кто) становится первопричиной
этого конфликта?

Задавайте себе вопросы, зрите в корень. Лучше это делать письменно,
просто выписывайте всё, что приходит в голову.

Например, напишите на листочке пару вопросов: почему я хочу, что бы мой
муж был богатым? Что будет, если он не будет таковым? А дальше пишите
всё, что

придёт в голову, пишите пока внутренний диалог не прекратится. Вы
увидите причину.

Разрешите ситуацию основательно. Простите того, из-за кого этот конфликт
возник. Напишите этому человеку терапевтические письма, сделайте
практики прощения,

поблагодарите его за уроки.

Поблагодарите Вселенную за то, что помогает Вам обрести гармонию.
Благодарность создаёт мощные положительные вибрации и притягивает в Вашу
жизнь возможности.

Расслабьтесь. Поверьте, Ваша жизнь уже запланирована, и этот план
полностью одобрен Вами до прихода в тело. Это самый идеальный план
Вашего развития. Просто

откройтесь урокам Вселенной.

Пусть в Вашей голове звучит такая установка: <<Всё будет не так, как я
хочу. Всё будет гораздо лучше!>>

Эта фраза поможет Вам не привязываться к ненужным вещам и быть открытым
к тем возможностям, которые приносит каждый день! Я желаю Вам разрешить
все внутренние

конфликты, стать целостной личностью, полной принятия, любви и счастья!
И пусть это множится в Вашей семье и вокруг Вас!

Юлия Судакова

http://subscribe.ru/digest/woman/relation/n147754488.html

   2016-03-26 11:56:29 (#3386443)