Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2015-07-22

[pc] Незрелые взрослые и взрослые дети

Анонс книги, подготовила:
Николаева Елена Ивановна
доктор биологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена, , автор более
160 научных работ, в том числе учебника <<Психофизиология>>, книг
<<Психология детского творчества>> и <<Леворукий ребенок: диагностика,
профилактика, коррекция>>.

Незрелые взрослые и взрослые дети

психотерапия, детская психология, семейная терапия, зависимости,
психодиагностика, перинатальная психология

В ряду огромного количества новой литературы по психологии перевод книги
Жизель Аррю-Риведи <<Незрелые взрослые и взрослые дети>> (издательство
<<Питер>>, серия "Мастера психологии", 2015) занимает особое место. Она
описывает новый феномен, как раковая опухоль охватывающий огромное число
семей не только в России. Незрелые родители, ставшие таковыми в силу тех или
иных обстоятельств, создают условия раннего взросления своих детей. Дети, не
пережившие состояние защищенности, вырабатывают особые механизмы выживания.
Они часто становятся известными людьми, поскольку должны кормить не только
себя, но и своих родителей, отказывающихся от любой ответственности, и
ценной огромных усилий преодолевают трудности, встающие перед ними. Они
никогда не бывают счастливыми, поскольку не знают, что такое доверие-
центральный компонент любви.

Автор начинает свою работу с описания того, как близкие ей подруги, которые
из-за второй мировой войны оказались без родителей и воспитывались в
приемных семьях, достаточно рано умерли от рака, хотя жили в достатке и
внешне выглядели весьма успешными людьми.

Ранняя утрата родителя или наличие родителей, не способных отвечать на нужды
ребенка, требует от него особых усилий, не свойственных детству.

Ж. Аррюс-Ревиди вводит яркий образ: зеленые плоды прекращают рост и
консервируются, висят без гниения, сохранив свою вечную юность (это образ
незрелых родителей), а на другом полюсе молодые, но преждевременно созревшие
плоды, сморщенные и рано покрасневшие, но не вкусные и незрелые.

Автор дает очень точное определение зрелости: <<Психическая зрелость
взрослого человека -- это результат целенаправленного духовного развития под
руководством воспитателя. Это обретение способности глубоко и полно
воспринимать реальность, ассимилировать, постигать ее и размышлять над ней:
форма полноценного бытия, гармоничного и, в то же время, хрупкого. Созреть
-- значит справляться со стрессом, осознавать, что реальность главенствует
над удовольствием, научиться отсрочивать исполнение своих желаний и
преодолевать разочарования. Созреть -- значит управлять временем и уметь
ждать, даже если ты вынужден покориться происходящему, а не выбирать сам>>.

Уже это определение направляет на размышление о том, как современные
родители, полагая, что применяют демократический способ воспитания, реально
используют либерально-попустительские методы, не обучая ребенка встрече с
реальностью, имеющей собственные законы, трудиться, ждать, чтобы воплотить
задуманное. Бессмысленно описывать предлагаемые автором варианты незрелости
и ранней зрелости и последствия этих событий для личности. Можно обратиться
к книге и медленно смаковать удивительный анализ, представляющий
замечательную смесь психоаналитического подхода с новыми методиками,
позволяющий увидеть причины поведения людей как следствие незрелости или
чрезмерно ранней зрелости. С таким анализом можно не соглашаться. Но его
стоит знать.

Содержание:

Введение
Старые зеленые и молодые покрасневшие плоды
Зрелость, незрелость: невозможность определения
Незрелость "бунтующая" и незрелость "адаптивная"
Сверхзрелость и связанные с ней несчастья
Псевдонезрелость, или Те, кого никогда не было
Психопатология обыкновенного человека

Часть I. Какой плохой ребенок

Глава 1. Незрелые родители: дети, которые не совсем дети
Психическая незрелость, или Миф о вечной молодости
О травме, которая является проявлением пустоты
Трансгенерационная незрелость
Незрелость: остановка на образе
Обширная травма
"Мне кое-что должны": от обманутого к требующему
"Ах ты, мой маленький, что с тобой приключилось?"
Исключения
В глубинах подсознания
От парентификации государства к парентификации Ребенка
Между детской жестокостью и садизмом
Нетерпение по отношению к детской любознательности
Импульсы к детоубийству

Глава 2. Мышление, дефекация: одна и та же битва
Мысль, связанная с реальностью
От реальности восприятия к реальности мысли
От рациональных претензий к отсутствию здравого смысла
Жизненный конформизм и необходимость
Тело - храм морали
Безразличие
Эмоциональная незрелость или психотическая несостоятельность?
Дефекация
Жидкости тела
Анальность как последняя стадия сексуальной эволюции
Незрелость - неспособность к абстрагированию?
Убить время
Погрузиться в повседневность, чтобы заблокировать время
От убивания времени к спасительному бессмертию

Глава 3. Любовь, эта no man's land'
Эмоция: обязательное театрализованное представление
Вот он я, герой: бедный нарциссизм
Незрелая личность и объекты ее любви
Изнеженное "я"
Можно ли одновременно быть и матерью, и ребенком?

Часть II. Родиться взрослым

Глава 4. Гипособлазнение
Старший ребенок в семье, или Взрослый в миниатюре
Уродство - неизбежный коррелят высокого интеллекта
Контрацептивный ребенок
Классовая борьба в семье
Гипособлазнитель в процессе лечения, или Риски, связанные с переносом

Глава 5. Потому что я всегда прав
Формирование самоотверженности
Сфера чувственного, внимание и анализ - основа системы мышления
Чтение и школа - значимые компоненты удовольствия от мышления
Похвала пустоте
Похвала цельности
Справедливость, истина и сомнение
От телесной абстракции к абстрактному сексуальному удовольствию

Глава 6. Скоро, завтра я научусь ездить на велосипеде
Остановка на образе, угрожающий заразный симптом
Ностальгия и оптимизм
Скрытый стыд
Подвижность и движения души

Глава 7. Разумная защита ребенка, неразумная защита взрослого
Сверхзрелость, особая форма сопротивления
О своего рода мазохизме
Взгляд клинициста, между терапией и жестокостью
Остаточные явления

Часть III. Плод собственного труда

Глава 8. Нести свою психотравму, как орден
Травма при рождении, тень бесконечного шока
Мать, эффективное фрустрированное возбуждение
История и истории
Травма - событие, формирующее идентичность

Глава 9. Сверхзрелость, слава и судьба
Формирование идентичности у осиротевшего ребенка
Судьба, удел, фатум, мактуб
Судьба как предел возможному в незрелых семьях
Судьба как способность сироты мечтать
От славы к неврозу судьбы, через невроз отторжения
Обреченные на неудачу
Невроз покинутости

Глава 10. Между смертью и творчеством
От желания к смертоносным силам
Тело, жизненные события - цвета, звуки, запахи и слова

Заключение
Примечания
Список литературы

   2015-07-22 22:14:33 (#3296466)

[pc] Народная психотерапия с помощью кукол

Еще статья из Психологической газеты.
Народная психотерапия с помощью кукол
Люди изготавливали кукол с древнейших времён: учёные утверждают, что
тысячелетия назад их использовали в ритуалах, обрядах, празднествах. На
протяжении столетий куклы как бы вбирали в себя обычаи и традиции той
культуры, того народа, в котором они создавались. Вбирали - и сохраняли для
того, чтобы через века потомки тех, кто впервые начал создавать кукол,
смогли бы многое понять о себе, прикоснувшись к традициям своих предков. К
счастью, традиция эта дошла до наших дней и благодаря ей мы можем,
заинтересовавшись, прикоснуться к истории и традициям изготовления русской
народной куклы. А через это, в свою очередь, к народной психотерапии, с
помощью которой люди утешали, развлекали, подбадривали себя, проходили этапы
личной инициации и находили новые ресурсы для жизни в условиях далеко не
лёгкого крестьянского быта.

В старых сундуках наших бабушек хранятся незатейливые изделия из самых
простых материалов - соломы, деревянных палочек, ниток и ткани - куклы,
которые женщины рода делали для мужчин, детей, друг для друга и себя в
разные периоды жизни. Не только материал, но и последовательность
изготовления кукол имела большое значение, ведь созданная кукла становилась
не игрушкой, а оберегом, который был призван не только развлекать, но и
оберегать своего владельца от напастей. Собираясь на психологических
семинарах и обучаясь таинствам изготовления обрядовых кукол, современные
женщины прикасаются к тайнам собственного бессознательного, к родовой памяти
и учатся восстанавливать связь между прошлым и будущим, которая так легко
утрачивается в современном изменчивом мире...

Народная кукла <<Спиридон-Солнцеворот>>

Как часто хочется привнести что-то новое в жизнь, выйти из привычной колеи и
почувствовать обновление! Такое желание было знакомо и нашим предкам.
Считалось, что кукла <<Спиридон-Солнцеворот>> поможет изменить текущую
ситуацию, повернуть её в нужную сторону и поддержит человека, который готов
к переменам:

Народная кукла <<Пеленашка>>

Обережную куколку в виде младенца делали для того, чтобы защитить
новорожденного ребенка от злых сил. Сейчас симпатичных Пеленашек можно
создать самостоятельно или на тренинге, а также купить в магазине, чтобы
порадовать знакомых-молодожёнов:

Народная кукла <<Подорожница>>

Отправляя любимых в далёкий путь, русские женщины делали куколку, чтобы они
не забывали родной дом в краях далёких, всегда находили ночлег и
благополучно вернулись домой. В руки куколке давали узелок странницы, в
который клали символ сытости - зёрна гречихи, горсть земли с подворья,
сухарик:

Народная кукла <<Рябинушка>>

У наших предков был обычай при строительстве дома сажать рядом молодую
рябину, которая становилась в дальнейшем его хранительницей. Внутрь куклы
<<Рябинушка>> современные мастерицы-рукодельницы кладут палочку рябины - эту
куколку помещают напротив входной двери в доме так, чтобы первый взгляд
входящего падал на нее, чтобы избавить жителей дома от плохих намерений
приходящих людей и оберегать дом в отсутствие хозяев:

Народная кукла <<Куколка на счастье>>

Помните старинную русскую сказку <<Василиса Прекрасная>>, где её добрая
мать, умирая, подарила дочери куколку, которая должна была помогать ей во
всем и куколка прекрасно справилась со своей работой? Удивительно, но такую
куколку можно подарить и сегодня! Эта необычная куколка всегда создавалась с
длинной косой - символом женской силы, достатка, благополучия и здоровья:

В учебно-методическом коллекторе <<Мир психолога>> появился раздел
куклотерапии: народные куклы, интерьерные куклы и маски

Смирнова Юлия Анатольевна
зам. главного редактора, профессиональное интернет-издание "Психологическая
газета"

   2015-07-22 22:00:02 (#3296463)

[pc] Статья: Во владимирских колониях появятся Центры исправления осуждённых

Здравствуйте, друзья и коллеги!

Во владимирских колониях появятся Центры исправления осуждённых

УФСИН России по Владимирской области включилось во всероссийский эксперимент
по созданию Центров исправления осужденных. Глобально ничего не изменится,
но организационно - многое. Первой ласточкой новой модели станет
исправительная колония общего режима No 2 г. Покрова.

И если сейчас все отбывающие наказание распределены по отрядам, где их
перевоспитанием занимается только один человек - начальник отряда, то в
ближайшее время у него будет еще четверо помощников-специалисты. А сами
отряды укрупнят и превратят в Центры исправления осужденных.

В той же покровской колонии, с которой начнется эксперимент в 33-м регионе
сейчас около 800 осужденных. Каждый отряд насчитывает 120-150 человек. Как
правило, в одной казарме квартируют 2 отряда. Теперь их объединяют в один
центр. Таким образом в колонии сформируют 4 Центра исправления осужденных.

В каждом из Центров будет целый штат сотрудников, занятых воспитательной
работой - помимо начальника в штате появятся два его заместителя (по
воспитательной работе и по режиму), а также психолог, социальный работник и
специалист по организации труда.

- Главная идея таких центров - комплексный подход к каждому, воспитание
законопослушного поведения у осужденных и снижение числа преступлений и
правонарушений среди них. И сегодня в колонии работают 2-3 психолога, но
теперь у них будет своя <<зона ответственности>> и здесь проще найти контакт
и работать индивидуально. То же - и с другими специалистами, - говорит Инна
Галицкая, сотрудник пресс-службы регионального УФСИН. - Специалист по
организации труда поможет осужденным в получении профессионального
образование и овладении профессией.

Владимирцы - не первые, кто осваивает эту модель. Первоначально эксперимент
по созданию центров исправления осужденных был проведен в пяти
исправительных колониях в разных регионах страны.

- Мы только начинаем. Но все этапы эксперимента будут под самым пристальным
вниманием, ежемесячно будем подводить промежуточные итоги, рассматривать на
оперативных совещаниях при начальнике УФСИН, в том числе - на выездных
оперативных совещаниях непосредственно в ИК-2, - говорит Инна Галицкая.

Увеличения затрат на содержание осужденных пенитенциарное нововведение не
потребует, как и расширения штатов, заверили в ведомстве.

Источник

Редакция <<Психологической газеты>>20.07.2015

   2015-07-22 21:48:17 (#3296455)