Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Эффективный интеллект. Игры-стратегии: от крестьянина до авианосца


Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня речь снова пойдёт о компьютерных играх. На этот раз – о таковых в жанре «стратегии реального времени». Примеры таковых – Warcraft (1,2,3), Starcraft и многие другие. Да успокоятся фанаты других представителей этого жанра – мне, ей-богу, без разницы. Я просто назвал самые, как мне думается, известные.

Для тех, кто не знает, что это такое, кратко опишу. Стратегия – это, как правило, вид сверху, когда вы, словно мелкий божок, смотрите на карту, по которой передвигается много-много человечков, танчиков, пушечек, конницы и авианосцев – в общем, разнообразных «юнитов». И вы можете управлять своими юнитами, а также строить себе разные здания (фермы для производства еды, казармы, в которых из еды и золота делают солдат, верфи для строительства кораблей etc.). Стратегии разнообразны – в одних действие идёт в средневековых мирах, в других – в фантастических, с третьих – вообще какая-то неописуемая лажа. Отличаются они и по разнообразию войск и их возможностей, и по детализации экономики. Где-то достаточно добывать золото и строить фермы, а где-то приходится выращивать тринадцать видов пищи, добывать шесть видов руды, производить стопицот (простите, не удержался) разновидностей сельхозорудий и прочей дребедени, чтобы можно было добывать те самые разнообразные руды и хавчик… Это уж не говоря о том, что требуется следить за разнообразнейшими видами зданий, в которых всё это производство идёт!

Кратко резюмируя: в стратегиях, особенно на сложных уровнях, приходится следить за очень большим количеством объектов одновременно. То есть – нагрузка, а следовательно – тренировка, рабочей памяти. Ведь надо помнить не только, что у вас на такой-то заставе столько-то солдат, но и то, сколько из них – лучники, и как далеко они стреляют, есть ли там быстрые рыцари или хотя бы один атомный авианосец… И без разницы, суша там или море!!!

Конечно, такая нагрузка всерьёз появляется только на больших картах и серьёзных уровнях. Там надо и координировать производство, и следить сразу за несколькими отрядами. Как тут определить, идёт тренировка мозга или же это всего лишь игрульки детишек?

Предлагаю такой критерий: каждый момент оценивайте количество процессов, за которыми следите. Если у вас одна сложная застава и два маленьких отряда, громящих чужую базу – это три процесса. Если одна большая армия, разделённая на несколько отрядов – то каждый отряд сойдёт за целый процесс или хотя бы за половинку. И примерно такая же штука с производственными циклами. Кстати, полезно будет и понаблюдать, как несколько процессов в вашей голове объединяются, агрегируются в нечто единое и вы обнаруживаете, что это – уже всего один процесс с точки зрения сложности управления. Кстати, разведка и планирование – отдельные процессы.

Так вот: если хотите тренировать память-внимание и игровое мастерство, стремитесь ставить такую сложность, выбирать такие уровни, чтобы понемногу повышать количество контролируемых вами процессов. Кстати, именно так устроены «кампании» - последовательности уровней, связанных общим сюжетом. Начинается там с простенького обучения, а заканчивается эпическими сражениями в довольно-таки сложной обстановке.

Эффективность такой тренировки автоматически повышается высоким темпом игры. Фактически, в совокупности это создаёт очень большую нагрузку на мозг, так что не удивляйтесь, если обнаружите что некоторые процессы «выпадают из внимания». Это может сигнализировать как об усталости, так и о недостаточной тренировке.

Главное – не забывайте делать перерывы во время игры. Думаю, даже в онлайн-играх можно договориться об этом с партнёрами.

И ещё – обязательно высыпайтесь! Недостаток сна губительно сказывается на любом обучении!

И помните, что компьютер – это, конечно, заманчиво и любопытно, но живёте-то вы в реальном мире, а не виртуальной реальности. И если вы отточили стратегические навыки на полях какого-нибудь фантастического материка – не пора ли задействовать их в деле, в своей жизни?

…Порой манера игры в компьютерной игре заметно отражает характер. Я, скажем, человек очень осторожный. В некоторые периоды моей жизни эта осторожность доходила до патологического гоголевского «как бы чего не вышло». И очень чётко осознал это я как раз во время игры. Мне попался уровень, который я не смог пройти сходу. И я стал анализировать – почему? Понял, что там требуется агрессивное, быстрое поведение со стремительным развитием и молниеносным захватом ключевых точек. Я же действовал слишком осмотрительно, плавно развиваясь и тщательно готовя каждую операцию… Подумал – и решил попробовать. Стать быстрее и агрессивнее. Сработало! Причём победил я неожиданно легко и быстро.

Давно это было, а помню до сих пор. Так что бывает, что даже такие безделицы, как компьютерные игры, могут научить важным вещам. Но – только если у вас голова на плечах, и вы её используете не только для еды.

Так что – интересных вам игр и умных мыслей!

Павел Григал.


В избранное