Эффективный интеллект. Игры-стратегии: от крестьянина до авианосца
Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня речь снова пойдёт о компьютерных играх. На этот раз
– о таковых в жанре «стратегии реального времени». Примеры таковых – Warcraft (1,2,3), Starcraftи
многие другие. Да успокоятся фанаты других представителей этого жанра – мне,
ей-богу, без разницы. Я просто назвал самые, как мне думается, известные.
Для тех, кто не знает, что это такое, кратко опишу.
Стратегия – это, как правило, вид сверху, когда вы, словно мелкий божок,
смотрите на карту, по которой передвигается много-много человечков, танчиков,
пушечек, конницы и авианосцев – в общем, разнообразных «юнитов». И вы можете
управлять своими юнитами, а также строить себе разные здания (фермы для
производства еды, казармы, в которых из еды и золота делают солдат, верфи для
строительства кораблей etc.).
Стратегии разнообразны – в одних действие идёт в средневековых мирах, в других
– в фантастических, с третьих – вообще какая-то неописуемая лажа. Отличаются
они и по разнообразию войск и их возможностей, и по детализации экономики.
Где-то достаточно добывать золото и строить фермы, а где-то приходится
выращивать тринадцать видов пищи, добывать шесть видов руды, производить
стопицот (простите, не удержался) разновидностей сельхозорудий и прочей дребедени,
чтобы можно было добывать те самые разнообразные руды и хавчик… Это уж не
говоря о том, что требуется следить за разнообразнейшими видами зданий, в
которых всё это производство идёт!
Кратко
резюмируя: в стратегиях, особенно на сложных уровнях, приходится следить за
очень большим количеством объектов одновременно. То есть – нагрузка, а
следовательно – тренировка, рабочей памяти. Ведь надо помнить не только, что у
вас на такой-то заставе столько-то солдат, но и то, сколько из них – лучники, и
как далеко они стреляют, есть ли там быстрые рыцари или хотя бы один атомный
авианосец… И без разницы, суша там или море!!!
Конечно,
такая нагрузка всерьёз появляется только на больших картах и серьёзных уровнях.
Там надо и координировать производство, и следить сразу за несколькими отрядами.
Как тут определить, идёт тренировка мозга или же это всего лишь игрульки
детишек?
Предлагаю
такой критерий: каждый момент оценивайте количество процессов, за которыми
следите. Если у вас одна сложная застава и два маленьких отряда, громящих чужую
базу – это три процесса. Если одна большая армия, разделённая на несколько
отрядов – то каждый отряд сойдёт за целый процесс или хотя бы за половинку. И
примерно такая же штука с производственными циклами. Кстати, полезно будет и
понаблюдать, как несколько процессов в вашей голове объединяются, агрегируются
в нечто единое и вы обнаруживаете, что это – уже всего один процесс с точки
зрения сложности управления. Кстати, разведка и планирование – отдельные
процессы.
Так
вот: если хотите тренировать память-внимание и игровое мастерство, стремитесь
ставить такую сложность, выбирать такие уровни, чтобы понемногу повышать количество контролируемых вами
процессов. Кстати, именно так устроены «кампании» - последовательности
уровней, связанных общим сюжетом. Начинается там с простенького обучения, а
заканчивается эпическими сражениями в довольно-таки сложной обстановке.
Эффективность
такой тренировки автоматически повышается высоким темпом игры. Фактически, в
совокупности это создаёт очень большую нагрузку на мозг, так что не
удивляйтесь, если обнаружите что некоторые процессы «выпадают из внимания». Это
может сигнализировать как об усталости, так и о недостаточной тренировке.
Главное
– не забывайте делать перерывы во время игры. Думаю, даже в онлайн-играх можно
договориться об этом с партнёрами.
И ещё
– обязательно высыпайтесь! Недостаток сна губительно сказывается на любом
обучении!
И
помните, что компьютер – это, конечно, заманчиво и любопытно, но живёте-то вы в
реальном мире, а не виртуальной реальности. И если вы отточили стратегические
навыки на полях какого-нибудь фантастического материка – не пора ли
задействовать их в деле, в своей жизни?
…Порой
манера игры в компьютерной игре заметно отражает характер. Я, скажем, человек
очень осторожный. В некоторые периоды моей жизни эта осторожность доходила до
патологического гоголевского «как бы чего не вышло». И очень чётко осознал это
я как раз во время игры. Мне попался уровень, который я не смог пройти сходу. И
я стал анализировать – почему? Понял, что там требуется агрессивное, быстрое
поведение со стремительным развитием и молниеносным захватом ключевых точек. Я
же действовал слишком осмотрительно, плавно развиваясь и тщательно готовя
каждую операцию… Подумал – и решил попробовать. Стать быстрее и агрессивнее.
Сработало! Причём победил я неожиданно легко и быстро.
Давно
это было, а помню до сих пор. Так что бывает, что даже такие безделицы, как
компьютерные игры, могут научить важным вещам. Но – только если у вас голова на
плечах, и вы её используете не только для еды.