Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Эффективный интеллект. Что тренируют компьютерные игры?


Добрый вечер, уважаемые читатели!

Сегодня я продолжаю тему компьютерных игр уже собственно в ключе развития памяти и внимания.

Первым делом хочу сказать: я не собираюсь превозносить компьютерные игры как замечательный способ тренировки чего бы то ни было. Аналогичного эффекта на скорость реакции, рост объёма внимания и так далее можно добиться куда более простыми (и менее затратными по времени) специальными упражнениями, зачастую – не менее увлекательными. Кстати говоря, годовой доступ на сервис как раз таких упражнениq – gzomrepus.ru – пока что стоит как средняя компьютерная игра.

Ещё: я надеюсь, что никто из прочитавших эту статью не будет использовать её как «индульгенцию» многочасовым игровым сессиям, отнимающим время у физической активности, а также работы и учёбы. Простите, но подобное станет попросту идиотизмом.

Тем не менее, я утверждаю, что от игр можно получать не только удовольствие, но и пользу.

К этому есть определённые требования – скажем, не тратить на них более полутора-двух часов в день (лучше – меньше). Конечно, если игры не являются вашей профессиональной деятельностью, как у корреспондентов некоторых игровых журналов.

Затем – если хотите, чтобы игра приносила ощутимую пользу, надо плавно повышать уровень сложности. Если это шутер – увеличивать количество противников, выбирать уровни со сложной архитектурой, больше уворачиваться и стремиться стрелять метче. Если стратегия – опять-таки повышать уровень сложности, регулируя «интеллект» противников (да, в некоторых стратегиях такая опция вполне есть) или выбирая в сети партнёров с бОльшим рейтингом.

Само собой, что при этом не следует забывать и про гигиену. Следует иметь возможность хотя бы раз в сорок-пятьдесят минут встать и проветриться. Походить, размяться, покрутить головой и дать отдых глазам. Водички попить опять же (не чая-кофе-колы, а именно чистой воды). Иначе будет прямой ущерб здоровью, затруднения мозгового кровообращения (из-за спазма шеи) и целый букет мелких, но весьма гадостных в совокупности своей последствий. Надо оно вам?

Кстати, крайний абзац относится к работе за компьютером вообще. Пойду-ка проветрюсь я, пожалуй ;-)

...

Так, вернулся. Правда же, небольшие, но регулярные паузы делают работу существенно эффективнее. А игру – безопаснее.

Само собой, следует следить и за качеством картинки. Тут всё те же требования, что и для гигиены зрения – не сидеть лицом к яркому источнику света (в том числе к окну, если нет возможности его занавесить), не создавать высокой разницы между освещённостью в комнате и яркостью экрана (экрану следует быть либо на том же уровне, либо лишь немного ярче).

Что касается содержания игр – тут уж решать вам. Имейте ввиду, что регулярное созерцание «жестоких убийств» несколько растормаживает психику человека и может поднять его агрессивность. С другой стороны, некоторым такой адреналин будет даже полезен, но – в умеренных дозах.

Ещё один совет. Если игра содержит элементы выбора, затрагивающего мораль и вообще ваши жизненные установки, стремитесь действовать, как бы вы действовали «на самом деле». Загрузиться и перепройти эпизод с другими вариантами выбора и другой развязкой вы всегда успеете, если вдруг станет ну очень-очень интересно. На мой взгляд, цельность характера важнее.

Ну а теперь, в преддверии следующих статей, немного конкретики.

Из всех игр я выделю три группы: шутеры и скоростные симуляторы (вид от первого лица, высокие скорости передвижения, разнообразные противники в шутерах), стратегии реального времени (управление большим количеством разнообразных «юнитов» с о значительной экономической составляющей) и пошаговые стратегии со сложной экономикой и многопараметрической средой.

Третья группа ближе к шахматам. Сразу можно сказать, что и польза от неё, видимо, будет похожа на пользу от шахмат. Только в количественном выражении шахматы намного полезнее, потому что ставят куда более жёсткие условия и рамки (небольшая доска, ограниченное количество фигур, и всего три варианта исхода – победа белых, победа чёрных или ничья).

Если кратко: шутеры в основном развивают скорость реакции и способствуют росту объёма внимания, стратегии реального времени – увеличивают объём рабочей памяти и опять-таки способствуют улучшения внимания, пошаговые – развивают долговременную память и так называемое «стратегическое мышление».

Но подробнее об этом – в следующих выпусках.

Напоследок ещё замечу, что есть масса простых игр вроде тетриса, небольших головоломок вроде “Lines” и много чего ещё интересного, но очень уж они близки к тем играм, что лежат в основе gzomrepus.ru.

Приятного и полезного вам времяпрепровождения!

Павел Григал.


В избранное