Эффективный интеллект. Что тренируют компьютерные игры?
Добрый вечер, уважаемые читатели!
Сегодня я продолжаю тему компьютерных игр уже собственно в
ключе развития памяти и внимания.
Первым делом хочу сказать: я не собираюсь превозносить
компьютерные игры как замечательный способ тренировки чего бы то ни было. Аналогичного
эффекта на скорость реакции, рост объёма внимания и так далее можно добиться
куда более простыми (и менее затратными по времени) специальными упражнениями,
зачастую – не менее увлекательными. Кстати говоря, годовой доступ на сервис как
раз таких упражнениq – gzomrepus.ru– пока
что стоит как средняя компьютерная игра.
Ещё: я надеюсь, что никто из прочитавших эту статью не будет
использовать её как «индульгенцию» многочасовым игровым сессиям, отнимающим
время у физической активности, а также работы и учёбы. Простите, но подобное
станет попросту идиотизмом.
Тем не менее, я утверждаю, что от игр можно получать не
только удовольствие, но и пользу.
К этому есть определённые требования – скажем, не тратить на
них более полутора-двух часов в день (лучше – меньше). Конечно, если игры не
являются вашей профессиональной деятельностью, как у корреспондентов некоторых
игровых журналов.
Затем – если хотите, чтобы игра приносила ощутимую пользу,
надо плавно повышать уровень сложности. Если это шутер – увеличивать количество
противников, выбирать уровни со сложной архитектурой, больше уворачиваться и
стремиться стрелять метче. Если стратегия – опять-таки повышать уровень
сложности, регулируя «интеллект» противников (да, в некоторых стратегиях такая
опция вполне есть) или выбирая в сети партнёров с бОльшим рейтингом.
Само собой, что при этом не следует забывать и про гигиену.
Следует иметь возможность хотя бы раз в сорок-пятьдесят минут встать и
проветриться. Походить, размяться, покрутить головой и дать отдых глазам. Водички
попить опять же (не чая-кофе-колы, а именно чистой воды). Иначе будет прямой
ущерб здоровью, затруднения мозгового кровообращения (из-за спазма шеи) и целый
букет мелких, но весьма гадостных в совокупности своей последствий. Надо оно
вам?
Кстати, крайний абзац относится к работе за компьютером
вообще. Пойду-ка проветрюсь я, пожалуй ;-)
...
Так, вернулся. Правда же, небольшие, но регулярные паузы
делают работу существенно эффективнее. А игру – безопаснее.
Само собой, следует следить и за качеством картинки. Тут всё
те же требования, что и для гигиены зрения – не сидеть лицом к яркому источнику
света (в том числе к окну, если нет возможности его занавесить), не создавать
высокой разницы между освещённостью в комнате и яркостью экрана (экрану следует
быть либо на том же уровне, либо лишь немного ярче).
Что касается содержания игр – тут уж решать вам. Имейте
ввиду, что регулярное созерцание «жестоких убийств» несколько растормаживает
психику человека и может поднять его агрессивность. С другой стороны, некоторым
такой адреналин будет даже полезен, но – в умеренных дозах.
Ещё один совет. Если игра содержит элементы выбора,
затрагивающего мораль и вообще ваши жизненные установки, стремитесь действовать,
как бы вы действовали «на самом деле». Загрузиться и перепройти эпизод с
другими вариантами выбора и другой развязкой вы всегда успеете, если вдруг
станет ну очень-очень интересно. На мой взгляд, цельность характера важнее.
Ну а теперь, в преддверии следующих статей, немного конкретики.
Из всех игр я выделю три группы: шутеры и скоростные
симуляторы (вид от первого лица, высокие скорости передвижения, разнообразные
противники в шутерах), стратегии реального времени (управление большим
количеством разнообразных «юнитов» с о значительной экономической составляющей)
и пошаговые стратегии со сложной экономикой и многопараметрической средой.
Третья группа ближе к шахматам. Сразу можно сказать, что и
польза от неё, видимо, будет похожа на пользу от шахмат. Только в
количественном выражении шахматы намного полезнее, потому что ставят куда более
жёсткие условия и рамки (небольшая доска, ограниченное количество фигур, и
всего три варианта исхода – победа белых, победа чёрных или ничья).
Если кратко: шутеры в основном развивают скорость реакции и
способствуют росту объёма внимания, стратегии реального времени – увеличивают объём
рабочей памяти и опять-таки способствуют улучшения внимания, пошаговые –
развивают долговременную память и так называемое «стратегическое мышление».
Но подробнее об этом – в следующих выпусках.
Напоследок ещё замечу, что есть масса простых игр вроде
тетриса, небольших головоломок вроде “Lines” и много чего ещё интересного, но очень уж они близки к тем
играм, что лежат в основе gzomrepus.ru.