Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Секреты сверхэффективного обучения и работы


Добрый день, уважаемые читатели!

В одном из предыдущих писем я уже упоминал, что не так давно я прочитал большую лекцию для ребят, которых готовят для поездки на международную олимпиаду. У нас в стране такая подготовка имеет довольно демократичный характер – детей отбирают на всероссийских олимпиадах и приглашают на так называемые сборы, где из них отбирают лучших. Лучшие и формируют команду, что едет представлять Россию.

Сборы проходят три раза по десять дней, первые из них (как раз такие идут вот прямо сейчас) – в июне. Сама олимпиада – в ноябре – декабре. То есть примерно через пять месяцев, из которых менее одного (двое сборов по 10 дней, и ещё одни – меньше недели) дети будут интенсивно готовиться под руководством лучших преподавателей.

Коллеги рассказывали мне, что в том же Китае режим подготовки школьников-международников (в профессиональном сленге – межнаров) чуть ли не казарменный и намного строже нашего. Разумеется, от ребят там требуется намного больше и времени, и усилий, чтобы войти в национальную сборную. И тем не менее наши всё равно выступают если не лучше, то на одном уровне с ними, о чём свидетельствуют регулярно занимаемые места из первой тройки (в абсолютном личном зачёте!).

Я считаю, что очень здорово, что в этот раз самой первой лекцией я рассказал им про некоторые способы повышения эффективности занятий. Зная подобных детей, могу сказать, что далеко не все из них используют данные мною стратегии. Ведь если ребёнок занял место на олимпиаде всероссийского уровня, то у него скорее всего есть и выработавшаяся (заметим – довольно эффективная!) манеры заниматься, и ого-го какое самомнение.

Но главное – они умеют учиться. И я уверен, что даже те из них, кто считает, что и без того занимается очень эффективно (а кто не верит – того завсегда можно отдубасить пачкой дипломов), что-то из моих техник возьмёт да и попробует.

Например, такая простая «фишка», как ручки разных цветов. Всего лишь один дополнительный цвет, используемый при записях конспектов, повышает эффективность запоминания материала на 10-15%. А то и на 15-20%. То есть пишете конспект – и регулярно меняете ручки. Скажем, то чёрная – то синяя. А ещё можно использовать цветные для подчёркивания, выделения, разных стрелочек-связей в тексте…  На мой взгляд, оптимальным является использование трёх-четырёх цветов. Хотя когда я сам пишу конспекты, использую порой до десяти.

Впрочем, эта «фишка» про разноцветные ручки была отнюдь не первой и, разумеется, не единственной.

Одним из самых важных блоков, что я им рассказал, был таковой про организацию работы и отдыха при интенсивных умственных нагрузках. Ну, скажем, как если вам надо готовиться к экзамену. Или быстро осваивать какой-то учебник. Или что-то ещё.

Здесь я не буду детально описывать ключевую последовательность интервалов работы-отдыха и правила использования этой последовательности. Замечу лишь, что всё это есть в первом модуле моего тренинга «Память и внимание», который сейчас выложен в свободный доступ. Вписываетесь – и проходите. Сделать это можно на моём сайте pavelgrigal.ru - справа вверху подписное окошко.

Здесь же я расскажу лишь об общих принципах.

Первый принцип – интенсивно работаем не более 30-40 минут подряд. Можно 40-50, но лишь в тех случаях, когда работа не слишком напряжённая и даёт время «выдохнуть». Обусловлено такое ограничение особенностями нашего внимания (сильно влияющего на работоспособность) – ему требуется минут 10-15, чтобы выйти на оптимальный максимум, но через 40-45 минут оно упадёт практически до нуля. Именно этим, кстати говоря, обусловлена продолжительность уроков в школе – 45 минут (тот самый «академический час»). Да и в ВУЗах так называемые «пары» - это два таких урока, разделённые небольшим перерывом.

Второй принцип – собственно перерывы. От 2 до 10 минут в зависимости от степени усталости. Если работали сидя – встаньте, пройдитесь. Работали с текстами – отдохните, смотря короткий мультик или слушая музыку. Работали с информацией – отдохните от неё, лучше сделайте гимнастику.

Третье – максимальная продолжительность работы в таком режиме. Три-четыре часа, больше не стоит. А то мозг совсем истощите. После трёх-четырёх часов однозначно следует сделать перерыв не менее часа, лучше – полтора, на отдых. Обед, прогулка – на ваше усмотрение.

Вот основы, на которых конструируются разные рабочие ритмы. Смысл их использования не столько в том, чтобы за восемь часов сделать в два раза больше, чем обычно, а скорее в том, чтобы то, что вы обычно делаете за восемь часов, сделать за четыре-шесть, при этом ещё и устав намного меньше, чем обычно.

Что ж, я искренне надеюсь, что ребята используют предложенный мной алгоритм и отлично подготовятся к олимпиаде.

Кстати говоря, в прошлом году их предшественники из нашей страны выступили просто великолепно. И, замечу, им я тоже давал много подобных материалов.

Ещё я им, само собой, рассказал про наш сервис gzomrepus.ru и упомянул его англоязычный аналог. Набор упражнений и курсов, что предлагаем мы, будет полезен любому человеку – хоть школьнику, хоть пенсионеру. За интеллектуальным фитнесом – будущее, попомните мои слова!

Признаться, я сомневаюсь, что среди моих читателей есть такие, кому светит поехать на международную многопредметную олимпиаду участником. Подозреваю, подавляющее большинство просто не проходит по возрасту (до 15 лет). Однако это вовсе не означает, что материалы сегодняшнего выпуска будут вам бесполезны. Главное – просто включить у себя эти принципы и выработать привычки. Например, зарегистрироваться на gzomrepus.ru (если вы этого ещё не сделали) и составить расписание ближайшей работы с учётом моих рекомендаций.

Вот примерно так.

Удачи!

Павел Григал.


В избранное