Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Текст Струпа - текст, цвет и инсайты


Добрый день, уважаемые подписчики!

В сегодняшнем выпуске я расскажу вам о тесте Струпа – простом и быстром способе «поставить мозги набекрень», пробудить творческое мышление, создав в голове тот самый «первозданный хаос», из которого, согласно многим древним текстам, всё и появилось. Хотя, конечно, в нашем случае это «всё» будет масштабом поменьше и ограничится парой-тройкой новых оригинальных идей.

Итак, немного истории.

В 1935 году Джон Ридли Струп опубликовал исследование под названием «Исследование интерфереции в серии вербальных реакций». Пусть вас не пугает длинное и занудное название, на практике всё просто.

Тем, кто соглашался принять участие в его эксперименте, он предлагал просто-напросто назвать цвета. В трёх ситуациях.

Первая ситуация: чёрным цветом написаны слова, обозначающие цвета. Всего цветов использовалось пять: красный, синий, зелёный, коричневый, фиолетовый.

Вторая ситуация: те же самые слова были написаны разными, несоответствующими им цветами (например, слово «красный» - фиолетовым шрифтом). Требовалось назвать цвет шрифта, а не то, что им было написано (т.е. сказать «фиолетовый»).

Третья ситуация: квадратики тех самых пяти цветов, надо назвать цвет квадратика.

Прочитать слова или назвать текст квадратика, как в первой и третьей ситуациях, довольно просто. И участники экспериментов справлялись с этим быстро и задорно. А вот когда дело доходило до слов с перепутанными цветами, как в задании два, то… В общем, время, затрачиваемое на задание, резко возрастало.

Джон Струп предположил, что такие «тормоза» обусловлены тем, что при чтении «цветного» слова в мозгу человека решается сразу две задачи: одна – чтение (а под эту задачу у нас есть целая система нейронов), вторая – распознавание цвета и его называние (тоже целая система, частично перекрывающаяся с первой). Причём первая задача (чтение) выполняется постоянно – согласитесь, сложно не читать то, на что вы смотрите прямо и к чему обращено ваше внимание.

Получается, что две задачи выдают разный результат, причём оба – это слово (точнее, последовательность команд для голосового аппарата), и уже на сознательном уровне, помня задачу, из двух слов надо выбрать только одно.

Вот такой перегруз дополнительными этапами обработки (или, по-научному – интерференция, взаимодействие) и обуславливал то, что во второй экспериментальной ситуации человек тратил гораздо больше времени.

Несколько позже подобные эксперименты повторили уже с участием детей, не умеющих читать (ситуации вторая и третья). Для них – о чудо! – оказалось, что время распознавания цвета для квадратиков и для слов практически не отличается. Почему? Да потому что для такого ребёнка буквы слов – лишь просто сложные геометрические фигуры, не несущие никакого дополнительного смысла.

Практически такой же результат получался у детей, которые только-только научились читать – им проще было назвать цвет слова, чем вымученно читать его по слогам.

Уверяю вас: если взять любого русскоязычного человека и вместо русских слов показывать ему китайские иероглифы, обозначающие цвета (разумеется, если он не знает китайского), то у него будут результаты, как у ребёнка, ещё не научившегося читать. То есть цвета иероглифов он будет называть так же лихо и быстро, как цвета бессмысленных квадратиков. Почему? Да потому что для него с языковой точки зрения что квадратик, что иероглиф – лишь цветная клякса замысловатой формы.

Тест Струпа многое дал науке в понимании того, как работают некоторые системы мозга.

А что даст он нам?

Многие тесты в психологии, да и не только в ней, могут использоваться как для оценки текущего состояния, так и для тренировки. Скажем, в спорте одну и ту же дистанцию можно бежать как ради «прокачки» сердечно-сосудистой системы (тренировка), так и ради получения спортивного разряда или определения годности в спецвойска или спасатели (тест). Или в той же психологии таблицы Шульте или корректурную пробу можно проходить для оценки устойчивости внимания (тест), но, как показывает опыт очень и очень многих людей, их же можно использовать для тренировок.

Итак, внедряем тест Струпа в тренировочный процесс. Что получаем?

Первым делом из описанных экспериментальных ситуаций мы оставляем одну лишь конфликтную – вторую. Где есть слова, написанные шрифтом «не своего» цвета.

Затем начинаем тренироваться. Не слишком часто, 1-3 раза в неделю. А то приестся и исчезнет эффект «встряски».

А сама тренировка даёт нам очень много. Первое – повышение осознанности при чтении. Ведь, с одной стороны, мы читаем, ибо не можем не читать, с другой – называть-то надо совершенно другое слово, а не то, что написано… Второе – «перемыкание» двух уже упомянутых выше систем мозга – чтения и распознавания цвета. Именно их конфликт влечёт развитие внимания (надо держать в голове задачу) и стимулирует мозг образовывать новые нейронные связи под эту задачу. А чтобы нейронные связи не закрепились под узкую задачу и пошли «на дело мира», то есть привели к инсайтам и новым идеям, тест нельзя выполнять слишком долго и слишком часто. Лучше – один раз в неделю, и точно не больше трёх.

И лучше всего он будет работать, если перед ним выполнить несколько других упражнений, разгоняющих мозг – например, таблицы Шульте и упражнения на устный счёт.

Попробуйте – не пожалеете!

http://gzomrepus.ru/exercises/Flexity/293/

Павел Григал.


В избранное