Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Текст Струпа - текст, цвет и инсайты
Добрый день, уважаемые подписчики!
В сегодняшнем выпуске я расскажу вам о тесте Струпа –
простом и быстром способе «поставить мозги набекрень», пробудить творческое
мышление, создав в голове тот самый «первозданный хаос», из которого, согласно
многим древним текстам, всё и появилось. Хотя, конечно, в нашем случае это «всё»
будет масштабом поменьше и ограничится парой-тройкой новых оригинальных идей.
Итак, немного истории.
В 1935 году Джон Ридли Струп опубликовал исследование под
названием «Исследование интерфереции в серии вербальных реакций». Пусть вас не
пугает длинное и занудное название, на практике всё просто.
Тем, кто соглашался принять участие в его эксперименте, он
предлагал просто-напросто назвать цвета. В трёх ситуациях.
Первая ситуация: чёрным цветом написаны слова, обозначающие
цвета. Всего цветов использовалось пять: красный, синий, зелёный, коричневый,
фиолетовый.
Вторая ситуация: те же самые слова были написаны разными,
несоответствующими им цветами (например, слово «красный» - фиолетовым шрифтом).
Требовалось назвать цвет шрифта, а не то, что им было написано (т.е. сказать «фиолетовый»).
Третья ситуация: квадратики тех самых пяти цветов, надо
назвать цвет квадратика.
Прочитать слова или назвать текст квадратика, как в первой и
третьей ситуациях, довольно просто. И участники экспериментов справлялись с
этим быстро и задорно. А вот когда дело доходило до слов с перепутанными
цветами, как в задании два, то… В общем, время, затрачиваемое на задание, резко
возрастало.
Джон Струп предположил, что такие «тормоза» обусловлены тем,
что при чтении «цветного» слова в мозгу человека решается сразу две задачи:
одна – чтение (а под эту задачу у нас есть целая система нейронов), вторая –
распознавание цвета и его называние (тоже целая система, частично
перекрывающаяся с первой). Причём первая задача (чтение) выполняется постоянно –
согласитесь, сложно не читать то, на что вы смотрите прямо и к чему обращено
ваше внимание.
Получается, что две задачи выдают разный результат, причём
оба – это слово (точнее, последовательность команд для голосового аппарата), и
уже на сознательном уровне, помня задачу, из двух слов надо выбрать только
одно.
Вот такой перегруз дополнительными этапами обработки (или,
по-научному – интерференция, взаимодействие) и обуславливал то, что во второй
экспериментальной ситуации человек тратил гораздо больше времени.
Несколько позже подобные эксперименты повторили уже с
участием детей, не умеющих читать (ситуации вторая и третья). Для них – о чудо!
– оказалось, что время распознавания цвета для квадратиков и для слов
практически не отличается. Почему? Да потому что для такого ребёнка буквы слов –
лишь просто сложные геометрические фигуры, не несущие никакого дополнительного
смысла.
Практически такой же результат получался у детей, которые
только-только научились читать – им проще было назвать цвет слова, чем
вымученно читать его по слогам.
Уверяю вас: если взять любого русскоязычного человека и
вместо русских слов показывать ему китайские иероглифы, обозначающие цвета
(разумеется, если он не знает китайского), то у него будут результаты, как у
ребёнка, ещё не научившегося читать. То есть цвета иероглифов он будет называть
так же лихо и быстро, как цвета бессмысленных квадратиков. Почему? Да потому
что для него с языковой точки зрения что квадратик, что иероглиф – лишь цветная
клякса замысловатой формы.
Тест Струпа многое дал науке в понимании того, как работают
некоторые системы мозга.
А что даст он нам?
Многие тесты в психологии, да и не только в ней, могут
использоваться как для оценки текущего состояния, так и для тренировки. Скажем,
в спорте одну и ту же дистанцию можно бежать как ради «прокачки»
сердечно-сосудистой системы (тренировка), так и ради получения спортивного разряда
или определения годности в спецвойска или спасатели (тест). Или в той же
психологии таблицы Шульте или корректурную пробу можно проходить для оценки
устойчивости внимания (тест), но, как показывает опыт очень и очень многих
людей, их же можно использовать для тренировок.
Итак, внедряем тест Струпа в тренировочный процесс. Что
получаем?
Первым делом из описанных экспериментальных ситуаций мы
оставляем одну лишь конфликтную – вторую. Где есть слова, написанные шрифтом «не
своего» цвета.
Затем начинаем тренироваться. Не слишком часто, 1-3 раза в
неделю. А то приестся и исчезнет эффект «встряски».
А сама тренировка даёт нам очень много. Первое – повышение осознанности
при чтении. Ведь, с одной стороны, мы читаем, ибо не можем не читать, с другой –
называть-то надо совершенно другое слово, а не то, что написано… Второе – «перемыкание»
двух уже упомянутых выше систем мозга – чтения и распознавания цвета. Именно их
конфликт влечёт развитие внимания (надо держать в голове задачу) и стимулирует
мозг образовывать новые нейронные связи под эту задачу. А чтобы нейронные связи
не закрепились под узкую задачу и пошли «на дело мира», то есть привели к
инсайтам и новым идеям, тест нельзя выполнять слишком долго и слишком часто.
Лучше – один раз в неделю, и точно не больше трёх.
И лучше всего он будет работать, если перед ним выполнить
несколько других упражнений, разгоняющих мозг – например, таблицы Шульте и
упражнения на устный счёт.