Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Год равных возможностей в столице - пример для всей России

<Учительская газета> - Он-лайн N36 (10273) от 08
сентября 2009 года

Год равных возможностей в столице - пример для всей России

Татьяна ПОТЯЕВА, заместитель председателя Комиссии по науке и образованию Московской
городской Думы: - Знаменательно, что столица разработала закон <Об
образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве>. Причем
отрадно, что все это происходит в Год равных возможностей, в тот момент,
когда по поручению Президента РФ Дмитрия Медведева идет подготовка к реализации
новой национальной образовательной стратегии <Наша новая школа>, предполагающей
особое внимание сосредоточить на создании условий для полноценного включения
в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья.

Законодательство Российской Федерации в развитии основополагающих международных
документов в области образования и защиты прав человека предусматривает
принцип равных возможностей в области образования для лиц с ограниченными возможностями
здоровья как взрослых, так и детей. Дети с ограниченными возможностями
здоровья пользуются такими же правами, как и их сверстники, не имеющие недостатков
физического или психического развития. Поэтому государство ставит перед
собой задачу обеспечить условия для получения образования такими детьми для коррекции
нарушения их развития и социальной адаптации на основе специальных
педагогических подходов. Гарантии права граждан с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе инвалидов, на получение образования закреплены в Конституции
РФ, в законах РФ <Об образовании>, <О высшем и послевузовском профессиональном
образовании>, <О социальной защите инвалидов в РФ> и других.
За последние годы в Москве в отношении защиты прав детей-инвалидов сделано много.
Принятие закона <Об образовании лиц с ограниченными возможностями в городе
Москве> будет еще одним шагом на пути реализации законных прав этой категории
жителей нашей столицы, который призван обеспечить комплексное и системное
правовое регулирование организации образовательного процесса лиц с ограниченными
возможностями. Будущий закон систематизирует выполняющиеся уже сегодня
в рамках отдельных программ мероприятия по социальной адаптации детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Важно то, что в законе предусмотрено соблюдение гарантированных прав родителей
и законных представителей детей с ограниченными возможностями на выбор условий
получения образования и индивидуальной программы обучения для своих детей, а
также прав самих детей на получение образования в адекватных их возможностям
условиях.
В последние годы в Москве весьма активно развивается процесс интеграции детей
с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду вместе с нормально
развивающимися сверстниками. Этой теме в законе уделено особое внимание. Однако
нужно иметь в виду, что развитие интегрированных форм обучения детей с
ограниченными возможностями в образовательных учреждениях общего типа должно
осуществляться поэтапно. Это необходимо предусмотреть в законе. Такие условия
должны создаваться по мере создания материально-технической базы, специализированных
образовательных программ, подготовки кадров, проведения разъяснительной
работы с обучающимися, как имеющими, так и не имеющими недостатков в развитии,
и их родителями, и многое, многое другое, иначе подобная мера не только
не позволит обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями,
но и негативно скажется на качестве работы с другими детьми. Эта позиция
соответствует международным нормам, в частности, положению о стандартных правилах
обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятому Генеральной
Ассамблеей ООН в 2007 году.
Важное место в законе занимают статьи, связанные с организацией системы ранней
помощи детям с выявленными ограничениями здоровья. Оказание коррекционной
помощи в максимально раннем возрасте позволит исправить основные недостатки в
развитии ребенка к моменту поступления его в школу и таким образом подготовит
его к обучению в общеобразовательном учреждении. В качестве важного направления
организации образования инвалидов, особенно с трудностями в передвижении,
рассматривается развитие дистанционной формы обучения, создание безбарьерной
среды. Законопроект определяет особенности приема в образовательные учреждения
ребят с ограниченными возможностями, их перевода, отчисления, проведения итоговой
аттестации.
Комиссия Мосгордумы по науке и образованию внимательно изучила законопроект,
обсудила его с общественными организациями, с профессионалами в данном направлении.
Столица идет своим путем, так как попытка решения проблемы образования лиц с
ограниченными возможностями здоровья уже была сделана на федеральном уровне,
но в 2004 году предлагаемый аналогичный законопроект был снят с рассмотрения
Государственной Думы. Таким образом, рассматривая и предлагая проект городского
закона, Москва выступает лидером в поддержке одной из самых незащищенных категорий
населения столицы. Отправной точкой принятия этого закона стало убеждение,
что образование - одно из основополагающих прав человека и основа для более справедливого
общества. В этом смысле оно средство обеспечения того, чтобы
концепция ЮНЕСКО <Образование для всех> действительно охватывала всех.
Принятие такого закона имеет еще и большое воспитательное значение, так как он
способствует изменению стереотипного взгляда на инвалидов. Ведь наиболее
открытая и способная к диалогу часть общества - дети. А школа - единственный
социальный институт, через который проходит вся нация. Важно, чтобы с раннего
возраста формировалось правильное представление и отношение к людям с инвалидностью,
а у детей-инвалидов возникла потребность активно участвовать в общественной
жизни, работать, приносить пользу обществу и чувствовать себя равными среди равных.
Школы Москвы принимают участие в проектах ЮНЕСКО, давно занимаются проблемами
инклюзии и толерантности. Например, одно из наших ОУ - Первая Московская
гимназия - реализовало благотворительный экологический проект <Экокомната> на
базе школы N1321 <Ковчег>, в которой наряду с обычными детьми учатся и дети
с ограниченными возможностями здоровья. Одна из учениц школы <Ковчег> (инвалид
15 лет) сказала так: <Думаю, что лучшее для нас - учиться вместе, ведь живем
мы все в одном мире. Но нужно, конечно, много сделать для нас, чтобы довериться,
а для взрослых нужно преодолеть страх перед нами и душевную лень. И тогда
многие проблемы отпадут. И всем будет лучше>.
http://www.ug.ru/issues08/?action=topic&toid=6305

Выпуск листа на новом месте: 4734
количество подписчиков: 211
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Sat, 12 Sep 2009 05:08:15 +0400 (#904658)