[TIFLO] Дети болеют от безделья, А также от скуки и учебного стресса

<Учительская газета> - Он-лайн N35 (10272) от 01 сентября 2009 года
Дети болеют от безделья
А также от скуки и учебного стресса
Цитата, вынесенная в заголовок, принадлежит известному российскому академику,
разработчику практики развивающего обучения Василию Васильевичу Давыдову.
Казалось бы, ответ найден, но в 1998 году академика не стало, а дети болеют и
сегодня. Отчего же год от года статистика по <школьным> заболеваниям все
более напоминает сводки с поля боя и как сделать так, чтобы дети покидали школьные
стены не только умными, но и здоровыми? <Мы сможем помочь детям не болеть,
если будем больше развивать индивидуальные образовательные программы и формировать
школу не на основе всемерно возрастающего объема знаний, а на основе
компетентностей, которыми можно овладеть и благодаря этому освоить любые знания>,
- убежден директор Департамента государственной политики в образовании
Министерства образования и науки РФ Игорь РЕМОРЕНКО.
- Игорь Михайлович, как сохранить здоровье ребенка в школе?
- Тема здоровья детей в школе всегда обсуждается в двух иногда соперничающих
между собой ипостасях. Во-первых, отмечается, что школьная среда, нормы отношений
и правила школьного поведения - все это должно в максимальной степени не ухудшать
здоровье детей. Во-вторых, это тематика здоровья, то есть то, что некие
поведенческие стереотипы, позитивный взгляд человека на проблему здоровья тоже
должны обеспечиваться школой. В последнем случае речь идет уже не о среде,
а о некоторых установках, интересах и ценностях человека. Первый подход подразумевает
максимальное обустройство среды, необходимость сделать ее предельно
комфортной для здоровья, а второй - выработать у человека позицию, при которой
он самостоятельно и осознанно хотел бы заниматься своим здоровьем.
Если говорить об инициативе <Наша новая школа>, то одно из пяти ее ведущих направлений
- это как раз здоровье школьников. Когда инициатива только обсуждалась,
дискуссия шла между двумя вышеозначенными подходами. С одной стороны, коллеги
говорили о том, что необходимо усиливать методы контроля над здоровьем школьников,
мониторить, анализировать и выявлять проблемы со здоровьем. А с другой - речь
шла о том, что необходимо максимальным образом стимулировать все предпосылки
для здорового образа жизни. Надо сказать, что в нынешнем формате инициативы <Наша
новая школа> и тот и другой подход нашел свое отражение.
- И какими методами вы планируете добиться реализации этих подходов?
- Возьмем, например, то, что касается собственно контроля над здоровьем. В перспективе
в каждой школе должны появиться индивидуальные карты здоровья.
Некоторые школы сейчас уже заводят такие карты в рамках перехода на электронный
документооборот. Суть в том, чтобы у ребят в течение всего обучения в школе
велась карточка, где было бы запечатлено, какие проблемы со здоровьем у них были.
То есть если ребенок, например, не ходил на физкультуру какое-то время,
а после перехода в другую школу вдруг начал посещать занятия, эта карточка поможет
предотвратить возможные негативные последствия. Конкретные упражнения,
задания, которые ребята выполняют на уроках физкультуры, могут быть скорректированы.
Еще один момент, связанный с контролем, - это школьное питание. У нас сейчас
идет проект по школьному питанию. Многие регионы дополняют этот проект какими-то
своими доработками. Например, Воронежская область начала реализовывать проект
<Школьное молоко>. И наконец, необходимо проведение регулярной диспансеризации.
Мы в свою очередь считаем, что в этом контексте надо одновременно обсуждать и
благоприятную школьную среду. Например, антивандальные стекла, которые разбиваются,
но не режут, или экологически чистые материалы при отделке школ. Все наши задумки
также развиваются в рамках этого направления. И конечно, отдельные моменты,
связанные именно с безопасной школьной средой, мы планируем опубликовать на сайте
<Безопасность наших школ>
(http://www.schoolsave.ru/).
Второе направление - это создание стимулов для здорового образа жизни. Даже в
послании Президента РФ говорилось о том, что индивидуальный подход в образовательном
процессе должен рассматриваться в русле идеи сохранения здоровья. Когда на уроке
скучно, муторно и неинтересно, то здоровье ухудшается. Когда же, напротив,
материал подается захватывающе, а содержание урока <цепляет> школьника, то стрессовые
ситуации и все, что связано с насилием над собой, уходит, и здоровье
не только сохраняется, но и укрепляется.
Соответственно все, что мы делаем по профильному обучению, по индивидуализации
образовательных программ, по введению дополнительных штатных единиц в школы,
по обновлению подходов к преподаванию, тоже находится в русле создания стимулов
для ведения здорового образа жизни. Человек сам задумывается, чего он хочет,
формулирует цели и задачи образования, а все, что связано с реализацией образовательных
программ, ему не претит. Конечно, в такой среде он меньше испытывает
стрессовые факторы, меньше заставляет себя делать то, что ему не интересно.
- Нередко можно наблюдать картину: идет первоклашка метр с кепкой ростом, а
за спиной рюкзак, который и по размеру, и по весу больше, чем ребенок. Как
уберечь школьника от такой чрезмерной физической нагрузки?
- Наша работа в том числе связана и с уменьшением агрессивности школьной среды.
Изначально школа была создана как достаточно агрессивный институт: некоторые
особым образом отобранные знания старшего поколения передаются поколению молодому.
Сформирована некая машина передачи знаний. А учебники - составляющая
часть этой машины.
В настоящее время в Москве и ряде других регионов реализуется проект так называемых
модульных школьных учебников. То есть толстый учебник разбивается на
части, и можно набрать эти самые части, скажем, только на первую четверть. Носить
с собой приходится лишь несколько легких учебников. Современные ГОСТы
учебной литературы это делать позволяют, а мы со своей стороны всячески поддерживаем
и пропагандируем такие учебники.
- Игорь Михайлович, если говорить о том, что дети болеют от безделья, то приходит
на ум зарубежный опыт. В частности, в Южной Корее школьный день начинается
с половины седьмого утра и длится до одиннадцати вечера. Как вы считаете, насколько
адекватна такая практика борьбы с бездельем?
- Я более знаком с опытом Китая. Учиться они начинают с половины восьмого утра,
и в течение всего школьного времени у них проходит несколько занятий на
стадионе. Ребята приходят в школу уже в спортивных костюмах и в зависимости от
возраста три или четыре раза в день делают двадцатиминутную зарядку на школьном
стадионе. То есть они усиленно и массово занимаются спортом.
Однако даже при такой интенсивности образовательных программ надо учитывать,
что процент поступления в вузы в Китае в несколько раз ниже, чем выпуск школьников.
То есть их стремление учиться и введение таких интенсивных школьных программ
объяснимы, так как до вузов доходят далеко не все. При этом стоит напомнить,
что в Китае достаточно большой процент юношеских суицидов и психологических срывов.
Но даже в китайских школах при очень жесткой организации обучения, в том числе
и строгой обязательности физических нагрузок, у них есть возможность выбора
и самореализации. Во второй половине дня ребята могут пойти в любую секцию по
выбору. То есть даже в Китае понимают, что иначе человек и его позитивное
отношение к своему здоровью не формируются.
NB!
К факторам риска для здоровья российских школьников, помимо трудностей социально-экономического
характера и ухудшения экологии, можно отнести снижение
их физической активности, чрезмерную интенсивность образовательного процесса,
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным
возможностям детей, ухудшение качества питания и материально-технического оснащения
образовательных учреждений.
Елена МУРАВЬЕВА
http://www.ug.ru/issues08/?action=topic&toid=6219
Выпуск листа на новом месте: 4682
количество подписчиков: 211
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru