[TIFLO] Шустрик или выскочка

<Учительская газета> - Он-лайн N35 (10272) от 01 сентября 2009 года
Шустрик или выскочка?
Как развить терпимость и умение слышать других
Раньше здесь была школа для детей с нарушениями зрения. Школа сохранилась, детки
со всего Екатеринбурга приезжают сюда на учебу, но на ее базе в 2005 году
по приказу министра образования Свердловской области был организован центр <Ресурс>.
Как бы ни развивалось общество, сколько бы внимания ни уделяло здоровью женщины,
замечено, что число детей, появившихся на свет с отклонениями по зрению,
слуху, речи, опорно-двигательному аппарату, остается примерно одинаковым. Природа
по какой-то одной ей ведомой причине поддерживает данное равновесие.
Может быть, чтобы люди никогда не забывали о тех, кому сложнее уже по рождению.
В центре несколько отделений. Школа - одно из них. Там работают по коррекционно-развивающим
технологиям. Есть отделение для дошкольников: группа общего
развития и группа для слепых. В состав коррекционно-диагностического отделения
входит областная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая обеспечивает
выбор образовательных программ для ребятишек с нарушениями в развитии. Ведется
также сопровождение детей со сложными патологиями, которые живут в отдаленных
районах и не могут приезжать в областной центр постоянно: ими занимаются специалисты
на местах, но под методическим руководством сотрудников <Ресурса>.
То есть <Ресурс> помогает, с одной стороны, детям и их родителям, с другой -
педагогам и врачам.
Подобная система коррекционного обучения и медико-социального диспетчерства существует
лишь в нескольких регионах России. Свердловский опыт имеет свои
специфические черты. <Ресурс> оказывает поддержку не только детям с серьезными
отклонениями. Его директор Надежда Должикова подчеркивает, что к ним может
обратиться любая семья, в том числе с временной проблемой, поведенческой или
адаптационной, такой, как утрата мотивации к обучению, снижение успеваемости
без очевидных причин, эмоциональный упадок ребенка, проявление агрессии. Помощь
будет оказана бесплатно. Например, в прошедшем учебном году в центр обратилось
438 семей. 153 ребенка находятся на дистанционном сопровождении.
...Этот мальчик по типу своей нервной системы не принадлежал к удобному для педагогов
разряду тихонь и отличников. Кто-то таких <подвижников> называет
ласково шустриками, а кто-то раздраженно выскочками. Учительница не приняла его
повышенной двигательной активности и стремления к лидерству. В младших
же классах отношение учителя нередко определяет и отношение сверстников. Мальчика
стали задирать, обзывать, появилась ответная агрессия. Речь шла о переходе
в другую школу. Мама, которая одна воспитывала ребенка, пришла за советом в <Ресурс>.
Рассказывает Надежда Валентиновна Должикова: - Один специалист работал
с мамой, другой - с ребенком. Мальчик был интеллектуально развитый, отзывчивый
на психологическую работу, он сам сформулировал задачу: <Хочу научиться
договариваться с одноклассниками, хочу с ними дружить>. За несколько месяцев
занятий удалось развить в нем такие качества, как терпимость, умение слышать
других, заявлять о собственных потребностях в приемлемой форме, без эмоциональных
всплесков. Сейчас у ребенка все нормально, он научился общаться и со
взрослыми, и с детьми.
И все-таки основным направлением деятельности <Ресурса> является помощь детям
с врожденными или приобретенными нарушениями здоровья. Вот еще одна история.
- Три
года назад в центр обратилась мама девочки с тяжелой патологией: тотальная слепота
плюс умеренная умственная отсталость. Ей было семь лет, а девочка не
разговаривала. Приглашаемых домой учителей не слушала, кусалась, не выходила
на улицу. Раньше таких детей считали необучаемыми. Теперь же мы знаем: любого
ребенка можно научить хотя бы шнурки завязывать и чаю себе налить, для кого-то
это очень важные умения.
С ребенком стали работать несколько специалистов: логопед, психиатр, педагог
по развитию. Девочка очень изменилась. Теперь она ориентируется в пространстве,
спокойно разговаривает с теми, кто встречается на пути. Достижением можно считать
даже то, что они с мамой приезжают к нам не только на машине, как раньше,
а на трамвае - у девочки больше нет страха жить.
Учеба здесь сочетается с медицинской помощью. Сейчас <Ресурс> активно осваивает
современный электронный ресурс - дистанционное обучение детей через Интернет.
Свердловская область
Марина РОМАНОВА
http://www.ug.ru/issues08/?action=topic&toid=6226
Выпуск листа на новом месте: 4683
количество подписчиков: 211
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru
Здравствуйте.
Вот прочитал статью про Свердловскую школу и не понял, остался там учебный
процесс или нет. Кто в курсе, объясните, что это за центр для всех сразу в
слепецкой школе.
Вот там про девочку было, я вспомнил недавний случай у нас.
Привели к нам в школу Машеньку.
Жила-была "мать", пишу в кавычках, потому что таких "матерей" надо
расстреливать без суда и следствия по обычному праву, от слова "обычай",
юристы знают, а для остальных моё понимание, так сокрыто слово
"Справедливость", но в каждой культуре она чуть разная.
Короче, она алкашка. Родила абсолютно здорового ребёнка. Но доча ей мешала,
видимо, пищала много, а чтоб не орала, "мать" ей соску давала, ватку,
смоченную денатуркой, сладкая, говорят, девочка и успокаивалась...
Вобщем, полная слепота и проблемы с головой.
А как доча чуть подросла, а это частный дом, остатки бывшего посёлка в пяти
минутах ходьбы от школы, привязала её в конуру к собаке и давала им вместе
еду Так прошло какое-то время.
Подробностей не знаю, вобщем, собака её воспитывала, но разговаривать
девочка могла.
Дай бог здоровье той тёте, которая пришла в орган опеки, видимо новенькая,
давай сличать списки по району, кто где!
Не одну такую выявила, которая родилась, по документам-то есть, а потом
нигде нет, давай ходить по адресам и проверять.
Соседям-то пофигу, хоть что за заборам делайся, хотя, как потом на суде
выяснилось, некоторые что-то об этом слышали.
Вобщем, эту дуру лишили прав, а Машеньку к нам привели.
Да ничего она не умела, дай бог здоровья Нине Петровне Добронравовой,
которая её подняла, научила ложку держать и пуговицы застёгивать, а это
моторика, если кто сталкивался, знает, как это важно.
Совсем мелкую моторику она, конечно, потеряла, то есть гвоздочки в колодку
не вставляет, по Брайлю читает и пишет плохо, но учится в обычном классе, не
во вспомогательном, девочка очень любознательная.
Я её сам видел случайно, очень любопытливая, всё кружится возле людей, всё
спрашивает, ей общение нужно.
Вот эта Нина Петровна почти-что вынянчила её. В школу пришёл зверёныш, всех
дичился, а теперь нормальная красивая (говорят) девочка, хорошо одетая.
Кстати, выпускники спецшкол, а вы не замечали, что среди воспитателей есть
люди, которым работать в младших классах или в детском саду?
Они там незаменимы.
Есть же традиция вести от первого до последнего класса, а в средней школе у
детей меняются приоритеты, воспитатель не может за этим угнаться, возникают
конфликты.
Вот у той же Нины Петровны попался девчачий класс, 11 девчонок, так бывает.
Так пока маленькие были, всё нормально, а как средние, а особенно старшие
классы, они заневестились, эта цветочница распустилась, так и пошли
конфликты, ведь для неё они всё ещё маленькие, а они уже взрослые девушки.
Здесь я не знаю, как решать, просто воспитатель, в какой-то мере берёт на
себя роль матери, люди-то живут месяцами в интернате, дети у неё на глазах
растут, много лет причём, а для матери всегда дети, хоть и сорокалетние
дяди.
А вот теперь скажите, в какой это обычной школе Машеньку бы подняли?
Да отправили бы в дом инвалидов, пусть там живёт, кашей будут кормить и
ладно.
А теперь она у нас учится, будущее, конечно, туманно, но там видно будет.
Пришла ровно, в восемь лет в первый класс, развилась в нормальную девочку,
чуть с мозгами, это видно, но это уж не поправишь, просто лицо, говорят,
такое и трудновато разговаривает.
А там видно будет, то ли шах умрёт, то ли ишак сдохнет...
--
С уважением
Алексей Самара
slep19***@y*****.ru
skipe zavjal1
Выпуск листа на новом месте: 4686
количество подписчиков: 211
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru