Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2009-09-10

[TIFLO] Дистанционное образование

Всем, привет!

В последнее время проходит много информации о внедрении дистанционного
образования для детей-инвалидов. Наконец, эта волна докатилась и до
Самарской области. В этой связи у меня к подписчикам нашего листа несколько
вопросов:
В каких регионах этот проект уже действует? Обучаются ли таким способом
незрячие дети без остатка зрения? Если обучаются, то каким оборудованием
пользуется ребенок (есть ли у него, кроме программы Jaws, брайлевская
строка, или, может быть еще какое-нибудь специальное оборудование)?
Обеспечивается ли учебный процесс специальными методическими материалами (в
первую очередь наглядными пособиями)?
Буду ждать ответов и мыслей на этот счет в лист или на личный адрес:
indi***@l*****.ru

Заранее всем спасибо!

Сергей Индерейкин

Выпуск листа на новом месте: 4725
количество подписчиков: 211
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-09-10 20:51:21 (#904119)

[TIFLO] Учитель Поносов отсудил 250 тыс. у обвинявших его в пиратстве

Учитель Поносов отсудил 250 тыс. у обвинявших его в пиратстве

09.09.2009 в 12:40 GZT.RU

Учитель одной из сельских школ Пермской области Александр Поносов, обвинявшийся
ранее в использовании нелицензированной программной продукции, выиграл в
судье дело о возмещении морального ущерба.

Как сообщается, по завершению процесса Поносов также отказался от публичных извинений
обвинительной стороны, на которых настаивал ранее.

Решением Верещагинского суда, оклеветанный учитель получит 250 тысяч рублей в
качестве возмещения морального ущерба, причиненного безосновательным обвинением
в компьютерном пиратстве.

Бывший директор Сепычской сельской школы Александр Поносов отстаивал в суде свою
честь и репутации на протяжении трех лет. Ранее 23 июля он выиграл процесс
по возмещению материального ущерба. Тогда суд обязал Минфин РФ выплатить Поносову
75 тысяч рублей, рассказывает
ИТАР-ТАСС.

Напомним, Александр Поносов получил едва ли не международную известность в качестве
"компьютерного пирата" в мае 2006 года, когда прокурорская проверка
обнаружила на 12 компьютерах, приобретенных Сепычской средней школой, нелицензионное
программное обеспечение.

Прокуратурой было установлено, что на школьных компьютерах были установлены нелицензионные
копии Windows и Microsoft Office, в Microsoft оценили нанесённый
ущерб в 254 035,31 рублей. Директор заявлял, что он не занимался установкой программ,
они были установлены поставщиком компьютеров. 7 мая 2007 года Поносов
был приговорён к штрафу в размере 5000 рублей, позже он обжаловал приговор и
19 декабря 2008 года был полностью оправдан.
http://gzt.ru/topnews/society/259225.html

Выпуск листа на новом месте: 4724
количество подписчиков: 211
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-09-10 07:54:28 (#903854)

[TIFLO] Петербургские депутаты оспорят у Фурсенко новые словарные нормы

Петербургские депутаты оспорят у Фурсенко новые словарные нормы

09.09.2009 в 12:10 GZT.RU

Депутаты парламента Санкт-Петербурга подготовили официальное обращение к главе
Минобрнауки РФ Андрею Фурсенко, в котором осуждаются новые словарные нормы
русского языка, принятые после одобрения министерством четырех новых словарей.

"В утвержденных Минобразования словарях обнаружились новшества, которые допускают
варианты в ударениях, падежах, склонениях, ранее считавшиеся недопустимыми.
И хотя раньше в словарях тоже допускались варианты, все же складывается такое
впечатление, что русский язык намеренно упрощают, отпуская его в вольное
плавание, - может быть так легче скрывать вопиющую безграмотность", - передает
обращение депутатов
РИА Новости.

Напомним, с первого сентября решением Минобрнауки в государственном литературном
русском языке были произведены поправки в норме употребления некоторых
слов. Так, начиная с осени 2009 года, российский чиновник может <пригласить на
"файф-о-клок>, выпить "крепкого кофе" и написать "чао" вместо "пока". Также
появились допустимые ударения в словах "договОр" и "дОговор", "йОгурт" и "йогУрт".

Эти нормы были прописаны в "Орфографическом словаре русского языка" под редакцией
Брониславы Букчиной, Инны Сазоновой и Людмилы Чельцовой, "Грамматическом
словаре русского языка" под редакцией Андрея Зализняка, "Словаре ударений русского
языка" Ирины Резниченко и "Большом фразеологическом словаре русского
языка" с культурологическим комментарием Вероники Телия.

В связи с этим парламентарии задают министру вопрос о том, должно ли государство
"бороться за сохранение культуры, или его роль отныне будет сводиться к
узакониванию любых происходящих в культуре изменений".

"Ведь уже есть традиционные специализированные словари, которые составлялись
специалистами по орфографии и культуре речи. И почему такие авторы, как Ожегов,
Розенталь, которые готовили словари нормативные, толковые, оказались "за бортом?",
- вопрошается в документе.

Депутаты собираются доработать свое обращение Андрею Фурсенко в течение двух
дней.
http://gzt.ru/topnews/society/259218.html

Выпуск листа на новом месте: 4723
количество подписчиков: 211
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-09-10 07:50:47 (#903853)

[TIFLO] Французам запрещают целоваться

Французам запрещают целоваться

09.09.2009 в 11:00
Виктория Лисицина

Школы и крупные компании во Франции решили запретить ученикам и подчиненным приветствовать
друг друга поцелуем в щеку. Таким образом они отреагировали на
призыв министерства здравоохранения страны заменить традиционное французское
приветствие на американское - взмах руки.

Министерство здравоохранения Франции настоятельно посоветовало своим гражданам
избегать традиционного жеста приветствия - поцелуя в обе щеки, чтобы помешать
распространению свиного гриппа. Многие школы и крупные компании уже последовали
этому совету и предложили людям приветствовать друг друга взмахом руки.

Среди тех, кто решил воплотить призывы министерства здравоохранения в жизнь,
оказалась компания Axa, специализирующаяся в области страхования. Руководство
компании запретило своим сотрудникам целоваться при встрече, заменив французское
приветствие на американское, - взмах руки.

<Одна моя коллега вернулась из отпуска. Я хотела поцеловать ее, но она очень
негативно на это отреагировала>, - пожаловалась Натали, работающая секретарем
в городе Нантере (один из крупнейших в пригороде Парижа). По ее словам, старые
привычки очень трудно менять.

С ней не соглашается психиатр Фредерик Шапель. Он считает, что поведение французов
<уже сильно изменилось>. По его мнению, люди действительно начинают бояться
свиного гриппа и часто думают про себя: <если я сейчас поцелую своего коллегу,
я могу заразиться>. По мнению психиатра, такие мысли не могут не сказываться
на поведении людей, пишет
The Daily Telegraph.

Конечно, подобный запрет пока не стал законом во Франции - это всего лишь предупредительная
мера перед осенне-зимним сезоном, характеризующимся резким ростом
уровня заболеваемости.

Согласно уверениям руководств компаний и школ, этот запрет будет носить лишь
временный характер. Несмотря на это, многие французы начинают всерьез беспокоиться
о том, что их любимая манера приветствия навсегда останется в прошлом.

<А что, если поцелуи перестанут быть частью наших привычек из-за свиного гриппа?
- спрашивает Паскаль Рише, автор заметки о запрете поцелуев на французском
новостном
сайте Rue89
. - До настоящего времени люди не знали о том, как опасно прикасаться друг к
другу, и это не мешало им жить спокойно>.

Сердечки из коробочки

Одной из самых ярых сторонниц запретов на поцелуи стала мэр города Гильвинек
Элен Танги. Всех школьников, 4 сентября начинающих новый учебный год, она встретила
строгим запретом на приветственные поцелуи.
http://gzt.ru/topnews/world/259200.html

Выпуск листа на новом месте: 4722
количество подписчиков: 211
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-09-10 07:47:53 (#903852)

[TIFLO] Столица - за равные возможности

<Учительская газета> - Он-лайн N36 (10273) от 08
сентября 2009 года

Столица - за равные возможности

Президент России Дмитрий Медведев отметил День знаний в московской школе N518.
Глава государства поздравил учеников и педагогов с праздником, пообщался
с первоклашками, а затем ученики старших классов показали президенту и первоклассникам
школу, рассказали о главных школьных достижениях.
Основной темой беседы Дмитрия Медведева с учителями стало обсуждение достоинств
и недостатков единого государственного экзамена. Кроме того, президент
пообещал педагогам обсудить с Министерством образования и науки вопрос об оплате
труда преподавателей, работающих в школах с инклюзивным обучением.
Школа N518, расположенная на территории района <Замоскворечье> в центре столицы,
участвует в эксперименте по развитию инклюзивного образования: здесь обучаются
обычные ребята и дети с ограниченными возможностями здоровья. После реконструкции
в школе было установлено специальное оборудование.
В дальнейшем такие образовательные учреждения планируется создать в каждом районе
Москвы, причем не только школы, но и детские сады, центры психолого-педагогической
реабилитации и коррекции. Инклюзия предполагает, что дети с различными особенностями
должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования
обязаны создать им для этого соответствующие условия.

Александр СИМОНОВ
http://www.ug.ru/issues08/?action=topic&toid=6343

Выпуск листа на новом месте: 4721
количество подписчиков: 211
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-09-10 06:39:17 (#903831)

[TIFLO] От школы настоящего к школе будущего - один шаг

<Учительская газета> - Он-лайн N36 (10273) от 08
сентября 2009 года

От школы настоящего к школе будущего - один шаг, и сделает его вместе со своими
учениками московская школа

Президент России Дмитрий Медведев в день начала учебного года приехал в московскую
общеобразовательную школу N518. Возникает вопрос, почему Дмитрий Анатольевич
выбрал эту школу? Говорят, потому, что она обычная, эта школа. Вот только на
самом деле очень много необычного в этой, казалось бы, обычной школе.

Расположена 518-я в старинном московском районе Замоскворечье, в здании, построенном
на Садовнической набережной на территории бывших садов трех городских
усадеб в 1933-1934 годах по проекту известного русского архитектора Ивана Звездина
в стиле постконструктивизма. В 1935 году школа приняла своих первых
учеников. Всего несколько мирных лет было дано ей: во время Великой Отечественной
войны школу закрыли на два года - в ее здании был расположен госпиталь.
Ученики и учителя ушли на фронт, многие из них не дожили до Победы. За год до
окончания войны школа вновь распахнула свои двери перед замоскворецкими ребятами.
С 1944 до 1953 года школа была мужской, потом стала смешанной. В 1973 году к
ней присоединили школу N519. Постепенно здание становилось мало разрастающейся
школе, к концу 90-х оно уже остро нуждалось в капитальном ремонте. По обычной
московской традиции такие старые школы довоенной постройки обычно сносят,
а на их месте возводят настоящие школьные дворцы по индивидуальным проектам.
С 518-й так не поступили. Это здание нельзя было снести - с 1996 года оно
было признано памятником архитектуры советского периода. Реставрация началась
в 1999 году, а в январе 2003 года в практически новой школе опять начался
учебный процесс.
Сегодня школа N518 - это непосредственно школьное здание, соединенное переходом
со спортивным залом 2003 года постройки, и дошкольное - в здании флигеля,
отдельно стоящем трехэтажном строении, отремонтированном в 2002 году.
Не совсем проста и работа этой школы. С 2007 года старшее звено 518-й работает
как многопрофильное. Тут есть математический, химический, технологический,
социально-экономический профили, а социальными партнерами школы стали вузы -
МГУДТ, РГСУ, МГППУ.
В средней школе идет предпрофильная подготовка по математике, физике, химии,
экономике, русскому языку и МХК. Материально-техническую базу школы составляют
60 компьютеров, объединенных в локальную сеть, 15 рабочих мест учителей, оборудованных
мультимедийной техникой. Выход в Интернет можно осуществить с любой
машины. В школе есть специализированные кабинеты химии, физики, биологии, географии,
два современных компьютерных класса, работает технический центр, большие
спортивный и актовый залы, авансзал, два зимних сада, игровая для обучающихся
начальной школы. В библиотечном фонде - 14250 изданий, включая периодику:
13300 художественных единиц, методическая литература - 800 изданий. Дошкольное
отделение при школе оборудовано всем необходимым для работы разновозрастной
группы.
Но главное богатство школы - ее 45 учителей. Высшую квалификационную категорию
имеют 15 учителей, первую - 12. Директор школы - лауреат конкурса <Учитель
года Москвы-2003>, победитель в предметной номинации <География> - Ольга Боруцкая.
В педагогическом коллективе удивительная обстановка, удивительные отношения,
не случайно многие выпускники, закончив вузы и колледжи, возвратились и работают
здесь с большим удовольствием, создавая эту новую традицию в этой школе,
которая славится сохранением всех старых традиций.
В 2006-2007 учебном году (еще до Года равных возможностей) школа вошла в инновационную
программу <Инклюзивное образование>, основанную на включении в обычный
класс детей с особенностями в развитии, то есть на совместном обучении здоровых
детей и детей с ограниченными возможностями. По программе инклюзивного
образования в 518-й работает нынче каждый второй учитель.
В инклюзивное пространство включено пять параллелей - с первого по пятый класс.
В них обучаются вместе со здоровыми и 17 детей, имеющих ограниченные возможности,
в частности, с аутическими проявлениями, синдромом дефицита внимания, задержками
психического развития, слабым зрением, эпилепсией, детским церебральным
параличом.
В 2008 году коллектив школы N518 стал победителем приоритетного национального
проекта <Образование> и вошел в число 20 лучших школ Москвы - победителей
ПНПО. Свою позицию авторы проекта - педагоги школы изложили так: основная миссия
518-й - обеспечение равного доступа к получению образования и создание
необходимых условий для достижения успеха всеми без исключения детьми независимо
от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного
языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических
и физических возможностей.
И они были тысячу раз правы, считая, что если устранить образовательные барьеры,
то каждый ребенок сможет развиваться в своем собственном режиме и получить
доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных
возможностей.
Стратегической целью концепции программы развития школы N518 <Образование без
барьеров> и стало устранение образовательных барьеров на пути к успешности
каждого ученика.
Барьеры, как известно, бывают разные. Архитектурные и физические барьеры, которые
не дают учиться в школе тем, кто имеет проблемы опорно-двигательного
аппарата, для школы устранить оказалось проще всего: после реконструкции здание
было оборудовано пандусами при входе в школу и на первый этаж, потом был
установлен специальный подъемник с первого по четвертый этаж для детей, передвигающихся
с помощью инвалидной коляски. Таким образом, дети-колясочники могут
свободно перемещаться по всему зданию школы. Тут есть уборные комнаты для детей
с ДЦП; приобретены специальные парты; кабинеты социального педагога и психолога
оснащены необходимыми пособиями для работы; во время уроков в распоряжении родителей,
сопровождающих своих детей по школе, зимние сады.
Сложнее было убирать барьер недоступности образовательного стандарта. В последнее
время проявились противоречия между системой школьного образования, социальным
заказом на образовательные услуги и законодательством в области образования.
В рамках современной школы существуют два <стандарта> содержания образования:
стандарт обязательной образовательной подготовки <Ученик должен> и стандарт индивидуальных
возможностей <Ученик может>. Учащимся с ограниченными возможностями
здоровья, билингвам, детям с низким уровнем учебной мотивации и девиантным поведением
достаточно сложно, а порой практически невозможно преодолеть барьер
образовательного стандарта. Пытаясь разрешить существующие противоречия между
необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с
другой - создавать условия для свободного развития личности, осуществления его
прав на саморазвитие и самоопределение, педагогический коллектив школы N518
и использует в своей работе новую педагогическую технологию - инклюзивное образование,
в основу которой положен принцип признания педагогами индивидуальных
особенностей учащихся и готовность школы создавать необходимые условия для удовлетворения
образовательных потребностей всех детей без исключения. Инклюзивное
(включающее) образование представляет собой альтернативу классно-урочной организации
учебного процесса. Эта технология использует педагогику отношений
(а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и
по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов),
всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов
и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся.

Используя традиционные для педагогического коллектива методы и приемы работы
по повышению учебной мотивации учащихся, опираясь на опыт работы школы в направлении
социального проектирования, в рамках использования технологии инклюзивного образования
педагогический коллектив школы занимается:
разработкой и апробацией новых форм многоуровневой подачи учебного материала
и организации урока;
разработкой индивидуальных учебных маршрутов и планов;
организацией работы междисциплинарной команды специалистов;
созданием системы воспитания толерантного самосознания у учащихся;
созданием условий общей доступности образовательного учреждения.
Для повышения мотивации учащихся учителя используют весь арсенал методов организации
и осуществления учебной деятельности: словесные, наглядные и практические;
репродуктивные и поисковые; методы самостоятельной учебной работы и работы под
руководством учителя. Действенными методами повышения мотивации образовательной
деятельности учащихся стали проблемно-поисковые. Они оказывают стимулирующее
влияние тогда, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных
возможностей школьников и доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае
мотив учебной деятельности учащихся - стремление решить поставленную
задачу. В школе широко применяется проектная деятельность как педагогическая
технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение
и приобретение новых путем самообразования. Образовательные проекты выводят учащихся
на новый уровень учебной мотивации. Его можно рассматривать как опыт
ранней профессионализации, так как темы проектов часто выбираются в той области,
в которой учащиеся хотели бы получить дальнейшее образование и профессию.
Опыт работы в направлении социального проектирования позволяет учащимся средней
школы более осознанно подходить к выбору дальнейшего профиля обучения в
старшем звене. Команда специалистов классов включающего (инклюзивного) обучения
518-й разработала положение о безотметочном обучении, утвержденное на педагогическом
совете в декабре 2007 года. Перспективная цель безотметочного обучения - это
определение потенциальных возможностей и опора на сильные стороны учения,
а также достижение ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного
самообразования. Использование безотметочной системы оценивания связано
с созданием индивидуальных учебных маршрутов и учебных планов учащихся, учитывающих
их потребности и возможности.
Педагоги считают, что ведущее место в инновационной технологии инклюзивного образования
может занять дистанционное обучение. В рамках образовательного
процесса в 518-й существует компенсирующая модель использования дистанционного
обучения: очная работа учеников под руководством учителя с удаленными от
них ресурсами и источниками информации. Методическая помощь учителя в данном
случае заключается в составлении каталогов привлекательных информационных
ресурсов, разработке печатных и электронных рекомендаций о способах формулирования
запросов и поиска информации, подготовке для детей разного возраста
наборов <развивающих> информационных блоков, составления вопросов, стимулирующих
познавательные интересы учащихся и вместе с тем подсказывающих им направления
самостоятельного поиска отсутствующих информационных элементов в информационных
массивах (Интернете, банках данных и так далее).
Благодаря Интернету расширяются коммуникационные и информационные ресурсы, необходимые
для творческой деятельности. Мотивированный ребенок может не только
ознакомить со своими идеями заинтересованных людей, найти единомышленников, но
и получить нужную ему для работы информацию, в том числе об олимпиадах и
конкурсах, которые проводятся в мире, а также принять в них участие - непосредственное
или опосредствованное.
Использование современных информационных технологий трансформирует традиционные
сферы творческой деятельности. Например, компьютерная графика или анимация
существенно видоизменяют работу художника. Работая без красок и холста, можно
не только создавать изображения, но и заставлять их двигаться. Эта новая
сфера художественного творчества привлекает все большее количество детей и подростков.
Конкурсы компьютерной графики интересны даже для тех детей, которые
не владеют красками, карандашом и кистью.
Однако, на взгляд педагогов, приоритетно в развитии инклюзивного образования
непосредственно само дистанционное обучение - форма организации образовательного
процесса, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых
информационных технологий, которые применяются для доставки учебного материала,
при его самостоятельном изучении, диалоговом обмене между преподавателем и обучающимся,
причем процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве
и во времени. При этом меняется традиционная модель взаимодействия <учитель -
учащийся>, появляются очные и дистанционные субъекты учебного процесса с
новыми функциями, которые нуждаются в соответствующих условиях реализации. Учитель
в данном случае становится тьютором (сопровождающим) процесса изучения
учебного материала. Такая форма обучения востребована детьми с проблемами здоровья,
находящимися длительное время на лечении или проходящими ежегодные
реабилитационные мероприятия.
Но важно было убрать и еще один барьер - психологический.

Эффективная реализация включения ребенка с особыми образовательными потребностями
в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной
без специализированного социально-психолого-педагогического сопровождения как
процесса включения в целом, так и его отдельных структурных элементов. Создание
модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
рассматривается как одно из основных условий и составляющих успешности работы
программы <Образование без барьеров>. Основные направления работы социально-психологической
службы школы:
Проведение психолого-педагогической работы по развитию детей 5-6-летнего возраста
в условиях новых для 518-й школы форм образования: дошкольное отделение
при школе, вариативные группы кратковременного пребывания, совместная деятельность
с детскими садами.
Ранняя (на ступени дошкольного отделения) профилактика различных отклонений в
развитии ребенка.
Психологическое сопровождение образования детей с различными нарушениями и отклонениями
в развитии, детей с особыми образовательными потребностями.
Психологическое сопровождение деятельности по обеспечению психологического и
физического здоровья учащихся, предупреждение возможного неблагополучия в психическом
и личностном развитии школьников.
Выявление и изучение причин, мешающих успешному развитию и общению учащихся,
с целью оказания своевременной помощи.
Устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьников, работа
по формированию их личности, помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются
к психологу.
Снижение уровня тревожности у родителей.
Приобщение педагогического коллектива, учащихся и их родителей к психологическим
знаниям.
Деятельность по организации психологически безопасной среды.
Все это рассказали президенту в школе N518, и теперь Дмитрий Анатольевич, откровенно
признавшийся, что такого еще в России не видел, вне всякого сомнения,
бывая в регионах, обязательно будет рассказывать о <простых школах> столицы,
которые могут стать примером для всей страны.

http://www.ug.ru/issues08/?action=topic&toid=6307

Выпуск листа на новом месте: 4720
количество подписчиков: 211
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-09-10 06:03:39 (#903821)

[TIFLO] Наша задача - создать современное образование, достойное России в ХХI ве

<Учительская газета> - Он-лайн N36 (10273) от 08
сентября 2009 года
Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Президент России:
Наша задача - создать современное образование, достойное России в ХХI веке

30 августа 2009 года Дмитрий Медведев ответил на вопросы тележурналиста Евгения
Ревенко. Естественно, вся педагогическая общественность с большим интересом
восприняла слова президента, связанные с его отношением к отечественному образованию
(вопросы и ответы <УГ-М> печатает в сокращении).

- Дмитрий Анатольевич, как вы сегодня оцениваете систему российского образования?
Притом что многим памятна, как еще, помните, говорили раньше, лучшая советская
школа.
- Вы знаете, мы действительно это все хорошо помним, и у нас у многих, что называется
в голове, даже присутствует такой стереотип: советское образование
было лучшим в мире. Я сейчас не буду никакие ярлыки клеить, не буду ни спорить
с этой точкой зрения, ни защищать ее, а скажу одно. У нас действительно
была очень неплохая система образования, которая имела и значительное число достоинств,
и не менее серьезные недостатки, хотя, конечно, это не та система
образования, с которой мы должны переходить в будущее. Мы понимаем, что и ряд
проблем существовал в советской системе образования. Я даже не говорю, скажем,
об идеологическом уклоне, который в ней присутствовал, но у нас все-таки далеко
не все вузы были равноценны, у нас существовала и сейчас существует очень
серьезная разница в образовании между, скажем, столичными городами и некоторыми
другими региональными центрами и так далее. Поэтому, не споря с самим тезисом
о том, что у нас было хорошее образование, я считаю, что наша задача - создать
современное образование, достойное России в ХХI веке.
- Как можно было бы оценить нынешнее состояние российского образования?
- Я считаю, что это переходное состояние. Мы уже не в столь сложной ситуации,
какой она была, допустим, в 90-е годы, когда наши преподаватели не получали
практически никаких денег. Я сам, помню, начинал работать в университете с просто
абсолютно незначительной, смешной зарплаты, по-моему, эквивалентной десяти
долларам, и практически были разрушены основные курсы во многих учебных заведениях
либо приходилось все это собирать на живую нитку, создавать что-то новое,
особенно это касалось гуманитарного образования. Но, с другой стороны, мы еще
пока не сделали качественного рывка. Хотя за последнее время нам кое-что
удалось. Я имею в виду, конечно, прежде всего тот самый национальный проект <Образование>,
который был запущен. Он все-таки помог и средней школе, я имею
в виду и новые зарплаты для педагогов, и специальные выплаты лучшим педагогам,
специальные выплаты лучшим ученикам, я имею в виду и переоснащение классов,
дополнительные технические возможности, которые получили наши школы. И в высших
учебных заведениях мы все-таки смогли создать такую ситуацию, когда наиболее
передовые высшие учебные заведения получили довольно приличные ассигнования из
бюджета. Я хотел бы сказать, что сейчас у нас в образовательной системе
в год тратится порядка триллиона 800 миллиардов. Это все источники, которые расходуются
на систему образования.
Это консолидированные расходы на систему образования. Это, конечно, беспрецедентная
сумма, если сравнивать такого рода расходы с ситуацией в 90-е годы.
Это не значит, что мы закрыли все вопросы. Но в любом случае в системе образования
есть деньги, и есть желание эти деньги правильным образом расходовать.
Поэтому я считаю, что мы находимся в такой промежуточной фазе, мы уже не на самом
дне, но нам еще очень многое предстоит сделать для того, чтобы создать
современную систему образования.
- Сейчас больше всего, пожалуй, говорят о ЕГЭ - о едином госэкзамене. Теперь
в вуз из школы можно поступить только после сдачи ЕГЭ. Как я понимаю, главная,
генеральная идея - это уравнять возможности абитуриентов из крупных городов и
из глубинки. Получилось, Дмитрий Анатольевич?
- Вы знаете, я сейчас представил себя на месте тех, кто поступал в университеты
и высшие учебные заведения в этом году, я им завидую.
- Завидуете?
- Завидую. Объясню, почему. Потому что когда я поступал, наверное, и когда вы
поступали в университет, в высшее учебное заведение, у нас был довольно
серьезный стресс, как принято говорить - мандраж, перед экзаменами. Мало того
что в школе отсдавался, так еще нужно прийти в высшее учебное заведение и
сдать экзамены там. А там масса неопределенностей, масса самых разных факторов
и просто обычное волнение перед экзаменом, и потом, давайте не будем закрывать
глаза на то, что много лет назад, когда я поступал, блатные, те, кто поступает
по звонкам и за деньги, создавали ситуацию, когда, по сути, оттирали часть
хорошо подготовленных ребят, потому что они же, естественно, забирали на себя
часть мест.

В нынешних условиях все-таки очень многое зависит от самого ученика, от самого
абитуриента. Как бы ни критиковали, допустим, нынешнюю систему единого госэкзамена,
она не идеальна, она работает совсем немного и, естественно, еще нуждается в
совершенствовании, но все-таки эта система:
а) направлена против коррупции;
б) она делает сам процесс сдачи гораздо более прозрачным;
в) эта система уравнивает тех, кто учится в провинции, в глубинке, с теми, кто
учится в столичных городах.
Уже в этом ее большое прогрессивное значение.
Есть, конечно, и определенные сложности, заключающиеся в том, что люди подают
заявления в разные институты, в разные университеты, причем некоторые подают
их десятками, и так далее.
- Дмитрий Анатольевич, даже такой появился термин - <образовательный туризм>.
Представляете, десятки вузов человек успевал обежать. И получались какие-то
гигантские очереди и неразбериха. - Вы знаете, это, конечно, издержки. Я думаю,
что с этим можно справиться. Во-первых, люди не очень верили, откровенно
скажем, что в университет можно поступить без экзаменов, вступительных экзаменов,
только на основе ЕГЭ, потому что подспудно сидело ощущение, что в какой-то
момент государство примет другое решение и заставит сдавать экзамены. Это первое.
И второе, действительно было желание обежать все и вся. Я думаю, что здесь можно
поставить аккуратный барьер. Я дам поручение нашему Министерству образования
определить, может быть, предельное количество высших учебных заведений, куда
можно подавать заявления, будет это пять или десять, но вот просто чтобы здесь
какой-то барьер присутствовал. Но в целом это все равно побуждает к такому активному
поиску. Я считаю, что это не очень плохо.
И, наконец, самое главное - мы же знаем, что далеко не все, кто поступает, в
конечном счете способны учиться. Поэтому это-то как раз и есть главный тест:
не важно, в какой университет ты поступил, самое главное - в нем удержаться.
Помните, как раньше говорили? Сдал первую сессию - уже все, прописался, стал
нормальным студентом. Вот и сейчас будет то же самое, только еще в более серьезном
масштабе.
- Ну а вот еще одна проблема: например, достаточно большое количество льготников
(вдруг появились десятки тысяч, об этом писали, липовых справок о льготах),
также победители каких-то различных олимпиад.
- Да, с этим нужно разобраться. Липовые справки - это дело подсудное, как опять
же говорят в народе. Поэтому нужно просто с привлечением правоохранительных
органов посмотреть, кто и что предъявлял, и дать по рукам. Тот, кто притащил
такую справку, тот должен быть отчислен. А тот, кто выдавал, допустим, справку
без основания, должен быть привлечен к ответственности.
Что же касается олимпиад, то это дело более сложное, и здесь это в значительной
мере ответственность самих ректоров и регионов. Если они проводят олимпиады,
будьте добры, проводите их на нормальном уровне, потому что у нас действительно
далеко не все олимпиады показывают самый высокий уровень.

Но, с другой стороны, то, что у нас их много, само по себе это неплохо. Это все-таки
заставляет наших детей принимать участие в таких соревнованиях. Нужно
просто провести жесткую градацию, какая олимпиада на что дает право. И вот в
этом случае это будет работать.
- Но может ли действительно, например, цеховая олимпиада, если так можно выразиться,
распространяться как льгота на поступление в любой вуз?
- Вот это абсолютно правильно. Я думаю, что, может быть, не всякая олимпиада
должна давать карт-бланш на поступление в любой вуз. Но в то же время есть
олимпиады такого уровня, которые уже так давно себя хорошо зарекомендовали, что
участие в них предопределяет самый высокий уровень подготовки абитуриента,
самый высокий уровень подготовки школьника. Но еще раз повторяю, это вопрос саморегуляции,
ректоры должны здесь встретиться и в рамках своего союза принять
решение, какая олимпиада на что дает право, а мы после этого утвердим это соответствующими
актами правительства.
- То есть, если я правильно понимаю, новая система ЕГЭ, она все-таки еще новая,
она будет еще корректироваться?
- Конечно, она будет корректироваться, но в целом я, возвращаясь к тому вопросу,
который вы задали, отвечу достаточно оптимистично: я считаю, что эта
система показала свои лучшие черты. И если мы обратимся к такой упрямой вещи,
как статистика, хотя в нее не все верят, тем не менее у нас практически все
абитуриенты, кто поступал в высшие учебные заведения, считают эту систему хорошей
и справедливой и 70 процентов их родителей. Это немало. Ну посмотрим.
- Это оправданное испытание для молодых людей, ЕГЭ?
- Конечно, оправданное. Я считаю, что каждый человек должен проходить в своей
жизни какие-то испытания, иначе он не сформируется как личность, он не сможет
продемонстрировать свои лучшие качества. Поэтому и финальный ЕГЭ, и те государственные
экзамены, которые проходят до того, они формируют характер. Я считаю,
что это правильно.
- Дмитрий Анатольевич, а что с системой профессионального технического образования,
ПТУ? Это почти уже на самом деле забытая аббревиатура. Эта система
будет жить, как-то развиваться или она тихо как-то умрет, исчезнет?
- Среднее специальное образование нужно обязательно, потому что мы нуждаемся
в высококвалифицированных рабочих, в тех, кто связал свою жизнь с нормальным
производительным трудом, но образование это должно быть современным, полноценным,
на базе действительно хороших, функциональных средних учебных заведений.
Туда нужно деньги вкладывать. Мы когда-то этим занимались и в рамках нацпроекта
и договорились тогда о том, что будем финансировать средние специальные
учебные заведения, те же самые ПТУ, в пропорциях: часть - федеральный бюджет,
часть - регионы. Получилось очень неплохо, особенно когда мы добавили туда
еще третью составляющую, бизнес тоже должен вкладывать туда деньги, потому что
именно для бизнеса это как раз, может быть, самое важное. И я считаю, что
даже процесс приобретения вот таких средних учебных заведений крупными бизнес-структурами
или их соучастие в финансировании - это вполне позитивный процесс.
Если, допустим, среднее специальное учебное заведение, профессиональное учебное
заведение существует при крупном комбинате, ничего в этом плохого нет.
Оно готовит для себя кадры. И я посещал такие учебные заведения. Они очень хорошего
уровня. В некоторых из них, хотя это совершенно неправильно, учатся
даже люди с высшим образованием.
- Но, как я понимаю, модернизация, о чем говорили вначале, без качественного
образования вряд ли возможна?
- Но это очевидно абсолютно.

У нас здесь неплохие шансы. Не нужно посыпать голову пеплом, считать, что у нас
в 90-е годы все развалилось. И сейчас есть финансовые трудности. Мы все-таки
костяк образовательной системы сохранили.
Вы знаете, когда я разговариваю с иностранными коллегами, они все абсолютно говорят:
<Да, у вас много проблем: у вас в экономике есть свои сложности; у
вас производственная база устарела. Но у вас какое образование! Вам обязательно
нужно все это сохранить>.

1 сентября 2009 года Президент России Дмитрий Медведев побывал в московской школе
N518 в Замоскворечье. Рассказ о том, что увидел президент в этой школе
Центрального округа, - на стр. 4-5.
http://www.ug.ru/issues08/?action=topic&toid=6298

Выпуск листа на новом месте: 4719
количество подписчиков: 211
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-09-10 05:26:38 (#903819)

[TIFLO] Мы раскрываем уши и слушаем

<Учительская газета> - Он-лайн N36 (10273) от 08
сентября 2009 года

Мы раскрываем уши и слушаем
Учитель года Америки-2009 читает Толстого и мечтает вернуть детей в школу

В США назвали 59-го национального учителя года. На этот раз американцы выбрали
не совсем обычного преподавателя. Энтони Маллен - педагог специального образования
из Гринвича (штат Коннектикут). Он работает в спецшколе для детей, имеющих эмоциональные
и поведенческие проблемы. Многие ученики Энтони готовы хоть завтра
забросить учебники. Главная задача американского учителя года - не допустить
этого, причем он беспокоится не только о своих питомцах, но и о детях по всей
стране...

о того как прийти в школу, Энтони 21 год проработал в полиции Нью-Йорка. Именно
там он впервые познакомился с трудными подростками, которых немало в районах
Вашингтон-Хайтс и Гарлеме. Будучи сотрудником отдела по борьбе с наркотиками,
Маллен, как и его коллеги, сталкивался с наркобандами, в которые входят,
к сожалению, и ребята. Полицейский сделал открытие: <Когда вы снимаете маску,
которая на них надета, вы обнаруживаете просто 14-летнего подростка, который
хочет быть подростком, а не наемным убийцей...>
Почему же все-таки Энтони Маллен сменил профессию? На это можно дать простой
ответ - житейские обстоятельства так сложились. Он окончил колледж поздно,
когда уже было за тридцать. Получал степень бакалавра искусств в университете
Лонг-Айленда, так сказать, без отрыва от производства. Затем стал учиться
на магистра. И наконец смог стать дипломированным учителем. Но настоящая причина,
на мой взгляд, все же в другом. В одном из интервью Энтони объясняет,
в чем разница между его старой и новой работой: <Вы сталкиваетесь с полицейским
в кризисный момент, и он должен незамедлительно решить проблему. Учитель
тоже имеет дело с кризисными ситуациями, но у него, к счастью, больше времени,
чтобы помочь своим ученикам, сделать их жизнь лучше>. Вот вам и разгадка - полицейского
не устраивала эффективность его работы...
Итак, морально Энтони был готов к работе в школе. Не хватало разве что педагогических
умений и навыков. В этом ему очень помогла учитель искусств школы
в Блю Маунтин Дайана Рода. <У нее была какая-то магия в отношениях с детьми,
- вспоминает Маллен. - Дайана Рода всегда объясняла мне, как на тот или иной
педагогический прием смотрит ученик>.
Школа, в которой работает Энтони Маллен, размещается в небольшом здании. В ней
всего четыре крохотных класса. Но не место, как говорится, красит человека,
вернее людей, которые там трудятся, самоотверженно возвращая <безнадежных> подростков
к нормальной жизни. Каким образом? Они стараются дать своим ученикам
не столько знания по предметам согласно программам и методикам, сколько те навыки
и умения, которые обычно дети получают от родителей и которых так не
хватает двоечникам и хулиганам, попавшим в спецшколу города Гринвича. <Наши ученики
и сотрудники - как одна семья, в которой бывают радости, а бывают и
ссоры... Наша школа - обучающее пространство. Это место, где подростки взрослеют,
познают себя и, что еще важнее, узнают о нуждах других людей. Мы учим
их тому, как стать хорошим человеком, даем общие сведения о жизни, социальные
навыки>, - рассказывает Энтони.
Методика у Энтони Маллена нехитрая - надо понимать детей, уметь их слушать, всегда
быть готовым ответить на трудные вопросы. <В одном из своих выступлений
я перефразировал наблюдение Толстого о природе несчастья: все счастливые люди
счастливы одинаково, все несчастные несчастны по-своему. Эта мысль отражает
состояние моих учеников. Они страдают от депрессии и раздвоения, на них давит
жесткое расписание обычных школ. Мы не пытаемся быть психотерапевтами, психологами,
мы просто раскрываем уши и слушаем. Даже самые грустные и погруженные в депрессию
ребята, если дать им немного времени, поиграть с ними в футбол, начинают
разговаривать с вами по-человечески, потому что они ищут ответы. Мы, учителя,
стараемся совместно выработать решение - как сделать жизнь наших учеников
немного ярче>.
Пожалуй, главное, за что благодарны дети своему учителю, - он не повышает на
них голос. Это обычная проблема непослушных ребят - их ругают, на них орут,
даже визжат. И в семье мама с папой, и в классе учителя. И вдруг, очутившись
в спецшколе, они понимают, что здесь никто на них не вызверяется, а наоборот,
им хотят помочь. Энтони Маллен сделал открытие: все, что нужно его ученикам,
- это прекратить хаос в своей жизни, водворить порядок. И еще они очень нуждаются
в сочувствии...
Конечно, именно ребята больше всего радовались Хрустальному яблоку, которое получил
их педагог. Для Энтони Маллена стало настоящим испытанием одно из условий
конкурса: после того как учитель узнает, что избран, он не должен никому говорить
об этом до официальной церемонии. Зато какими важными персонами почувствовали
себя подростки, когда в их школу зачастили журналисты с просьбами об интервью,
когда газеты запестрели фотографиями детей!
Сейчас Энтони Маллен в годичном отпуске, до 1 июня 2010 года. Но этот отпуск
- не отдых. Национальный учитель года будет выступать перед коллегами, бизнесменами,
государственными деятелями, политиками. Главная тема - так называемый кризис
ухода из школы. <Я хотел бы добиться большего общественного понимания этой
важной проблемы, стоящей перед американским образованием. Более миллиона учеников
бросили школу в этом году, и перед ними маячит мрачное будущее. Они не
смогут найти приличную работу без среднего и высшего образования. Я хочу, чтобы
чиновники и представители бизнеса знали - сегодняшние недоучки неконкурентоспособны
в условиях глобальной рыночной экономики!>
Выход из проблемы, по мнению Энтони Маллена, один - развивать, сделать престижным
не только высшее, но и среднее профессиональное образование. <Миллионы
учеников не хотят сидеть за столом весь день. Они хотят работать руками. И мы
их теряем, потому что озабочены лишь тем, чтобы дать им побольше научных
знаний. Мы хотим, чтобы они попали в вуз. А тем временем все профессиональные
возможности проходят мимо них>.
Услышат ли Энтони Маллена? Найдутся ли у него единомышленники? Что касается России
- несомненно!

Оксана РОДИОНОВА
http://www.ug.ru/issues08/?action=topic&toid=6280

Выпуск листа на новом месте: 4718
количество подписчиков: 211
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2009-09-10 04:42:37 (#903815)