Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Интеграция

Педагогический вестник

http://www.yspu.yar.ru/vestnik/novosti_i_problemy/31_1/.

Новости и проблемы образования

Н.В. Новоторцева

Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в национальных
системах образования стран

Европы и России

Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды
связано с социально-экономическими условиями страны, ценностными ориентациями
государства и общества, государственной политикой в области образования, законодательством
в сфере образования в целом и

в специальном образовании, а также уровнем

развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины,
психологии, педагогики. Анализ состояния отечественной системы специального образования
и направлений ее модернизации

дали ученые Института коррекционной педагогики РАО. Наиболее значимыми являются

исследования, проведенные под руководством

академика РАО Н.Н. Малофеева, разработавшего новый методологический подход к
сравнительному анализу системы специального

образования разных стран, основанный на

сопоставлении аналогичных по содержанию

этапов в развитии этих систем. В качестве инструментария использовались периодизация

эволюции отношения государства и общества

к инвалидам и аномальным детям и соотнесенная с ней периодизация развития национальных
систем специального образования. В

системе социокультурных координат можно

выделить несколько периодов в эволюции национальных систем специального образования.

Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости
призрения инвалидов. К этому периоду

можно отнести отрезок европейской истории

с VIII века до н.э. по XII век н.э. Если в Западной Европе первый факт заботы
монарха

об инвалидах приходится на XII век (Бавария, Франция), то в России аналогичные
факты

возникают в начале XVIII веке (При Петре I были созданы светская система призрения
и

первые законодательные акты).

Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к

осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального
обучения к первым специальным учебным заведениям. Для Западной Европы это период
с XII по XVIII в., время эпох Возрождения и Просвещения.

Второй период, протекавший в Европе 6 веков, в России начался на 5 веков позже
и составил одно столетие.

Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными
нарушениями к признанию права аномальных детей на образование, становлению

системы специального образования. Этот период эволюции отношения государства
и общества к лицам с психофизическими недостатками охватывает на Западе временной
отрезок с конца XVIII века до начала XX века и

характеризуется открытием первых специальных учебных заведений и появлением с
начала XIX века первых законодательных актов о введении специального образования.
В России этот процесс начался с конца 20-х годов

XX века.

Цели специального образования сформулированы в постановлениях СНК

РСФСР <Об учреждениях для глухонемых,

слепых и умственно отсталых детей и подростков> от 23 ноября 1926 года и <О мерах
для

усиления работы по воспитанию и обучению

умственно отсталых, глухонемых, слепых детей и подростков> 1927 года.

В Западной Европе становление системы специального образования происходило

в условиях взаимодействия государства, общества, церкви и заинтересованных групп
населения в контексте развития гражданских

прав и свобод человека, законодательных актов о специальном образовании.

На характер развития общественной системы специального образования в России

повлияла уникальность социокультурных основ государственной системы. Это обусловило,
с одной стороны, очень высокий уровень

образования и выдающиеся достижения советских дефектологов, с другой стороны,
закрытость системы специального образования от общества и всех его институтов.

Четвертый период эволюции - от осознания необходимости специального образования
для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости
специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация
системы специального образования.

Несмотря на существенные национальные различия, к началу XX века большинство
западноевропейских стран создало систему специального образования, это было время
принятия необходимых законодательных актов как для системы образования в целом,
так и для закона о специальном образовании. Общими тенденциями развития системы
специального образования для Западной Европы и СССР были структурное совершенствование
этой системы, дифференциация, расширение охвата нуждающихся в специальной помощи
детей. У системы специального образования в СССР были характерные особенности:
отсутствие закона о специальном образовании, цензовый характер обучения в специальных
школах, закрытость системы специальных школ и интернатов, недостаточность подготовленных
дефектологических кадров, ограничение участия родителей и др.

Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от <институциализации>
к интеграции. К этому периоду

европейские государства оказались подготовленными экономически, культурно, законодательно.
Идеи социальной и педагогической

интеграции инвалидов в 70-е годы реализовывались в контексте развития открытого
гражданского общества, либерально-демократических реформ. Ситуация в системе

образования 90-х годов XX века в России кардинально отличается от ситуации 70-х
годов в Западной Европе. Российское общество

оказалось неподготовленным к интеграции лиц с отклонениями в развитии в общую
систему социальных отношений и включению их

в общеобразовательную систему. Исследования Н.Н. Малофеева позволили выявить
тенденции развития системы специального образования за рубежом и в России, социокультурные
и экономические детерминанты разных этапов, оценить состояние развития отечественной
системы специального образования. Как известно, социально-правовые механизмы
реализации идеи интегрированного

обучения детей с особыми образовательными

потребностями в нашей стране стали активно разрабатываться только в последние
годы.

Вопросы интеграции детей с отклонениями в развитии в общий поток учащихся массовой

школы обсуждались на международных и

всероссийских конференциях, были выпущены сборники научных трудов, статьи (Н.Н.

Малофеев, Н.М. Назарова, А.А. Дмитриев,

М.И. Никитина, Л.М. Шипицына, Л.В. Кузнецова и др.). По мнению академика РАО
Н.Н.

Малофеева и Н.Д. Шматко, <интеграция - это закономерный этап развития системы

специального образования, связанный : с переосмыслением обществом и государством

своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с
другими возможностей в разных областях жизни, включая образование>.

На основании анализа Национальных докладов Европейского агентства по развитию
специального образования Н.Н. Малофеев делает следующие выводы:

- В странах Западной Европы нет единых подходов и правил организации сопровождения
и поддержки детей с особыми образовательными потребностями.

- На западе выявляются как минимум 4 основных формы поддержки: а)превентивные
меры;

б)информационно-консультативная поддержка;

в) дифференциация учебных программ и процесса обучения;

г) улучшение условий обучения и пребывания интегрированного ребенка в школе (повышение
квалификации педагогов, разделение ответственности).

- В западноевропейских странах сопровождение учеников с особыми образовательными

потребностями обеспечивается <внутришкольно>, т.е. специалистами разного профиля,
и внешкольными службами с использованием в учебном процессе приходящих специальных
педагогов, которые играют ключевую роль в поддержке учителей-предметников и интегрированных
учеников.

- В одних странах поддержка адресована прежде всего учителям, в чьих классах
есть

интегрированные дети, и школе; в других -

в основном адресована учащимся.

Во всех докладах отмечается значимость оказания специальной помощи как ученикам,
так и учителям, работающим с ними.

- Характер помощи и сопровождение зависят от индивидуальных образовательных потребностей
ребенка. В некоторых странах

консультативная помощь оказывается и родителям.

Исследователи проблемы интегрированного обучения подчеркивают, что интеграция
не противопоставляется системе специального образования. Следует избегать механического
копирования западного опыта решения этой проблемы, так как калькирование западной
стратегии и тактики в сочетании с <революционным> подходом неизбежно

приводит к потерям в системе специального образования, к потере детьми прав на
реабилитацию средствами образования. Наиболее

оправданным является эволюционный подход, который предполагает рассмотрение интеграции
в качестве одного из возможных путей в реабилитации <особых> детей средствами
образования, признает необходимость развития также системы специального образования
и других подходов к обучению и воспитанию этих детей. Необходимо разрабатывать
свою национальную модель образования лиц с отклонениями в развитии, которая бы
способствовала взаимодействию структур массового и специального образования,
совершенствованию, а не сворачиванию систем интегрированного и специального обучения.

Профессор Л.М. Шипицына выделяет две основные формы интеграции: социальную и
педагогическую. Социальная интеграция предполагает адаптацию детей с ограниченными
возможностями в общую систему социальных

отношений в рамках той образовательной среды, в которую они интегрируются. Педагогическая
интеграция предусматривает формирование у детей с проблемами в развитии

способности к усвоению материала, определяемого общим учебным планом. Наиболее

адекватными условиями для интеграции располагают комбинированные образовательные

учреждения, в которых можно определить степень интеграции, то есть одну из возможных
моделей.

Вопросы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья волнуют исследователей,
педагогов и родителей во всех

регионах России. В настоящее время актуальным является анализ достижений системы

специального образования и возможных путей интеграции детей с отклонениями в
развитии, детей-инвалидов в массовую систему образования.

Проф. образование, проф. Деятельность Образовательная траектория -

основа развития ребенка

Ребенок

Лечение,

реабилитация

Дошкольное образование

Школа

Трудовая деятельность

Учреждения собеса

Сегодня наиболее типичными для самой сложной категории - детей-инвалидов являются
следующие образовательные маршруты.

Первый - традиционный, включает лечение и реабилитацию в учреждениях здравоохранения
на начальном этапе, реабилитацию и коррекцию в дошкольных учреждениях и в системе
специального образования. Доступными

в дальнейшем оказываются среднее или высшее профессиональное образование в специализированном
учреждении и квалифицированная профессиональная деятельность, но чаще подростка
после школы ждет непрофессиональный труд, а в особых случаях - учреждение собеса.

Образовательная траектория - основа развития ребенка

Дополнительное образование

Дошкольное образование

Школа

Ребенок

Лечение,

реабилитация,

оздоровление

Профессиональное образование и профессиональная

деятельность

Второй традиционный, но социально ориентированный маршрут калькирует первый,
однако проходит в системе общего образования иногда в виде надомного или индивидуального
обучения в школе, а в дальнейшем очного или заочного обучения в вузе общего типа.

Третий нетрадиционный маршрут предполагает постоянное лечение, реабилитацию,
оздоровление на всем пути, идущие параллельно с общим и дополнительным образованием.
Дополнительное образование может определять дальнейшую профессиональную деятельность.

Процесс развития особенного ребенка должен выстраиваться так, чтобы его предыдущие

достижения становились ступенькой для следующего шага. Для этого необходимо обеспечить
преемственность и непрерывность различных этапов образования. Тогда успешно выбранная
образовательная траектория будет основой полноценного развития ребенка и становления
его как личности.

Древние греки рассматривали человека в гармонии тела, души и духа. Для современной
психологии человек - индивид, личность, индивидуальность. Схема, обобщающая

возможности обеспечения условий развития ребенка на траектории <индивид - личность
- индивидуальность> государственными структурами, внешне похожа на фигуру человека.

Я в мире

Общее образование

Индивидуальность

Личность

Дополнительное, альтернативное развивающее образование

Специальное образование

Индивид

Здравоохранение

Соц. обеспечение

В современной парадигме образования прежняя установка <ребенок для школы> заменяется
установкой <школа для ребенка>. Каким бы особым ни был ребенок, какого бы рода
трудности он ни испытывал, он должен иметь право и возможность реализовать себя
в успешном обучении, стимулирующем интерес к знаниям, труду, способам деятельности.

Успех внедрения интегрированного обучения во многом зависит не только от материально-организационного
и учебно-методического обеспечения, но и от факторов социально-психологического
порядка, нравственной атмосферы в обществе. Опираясь на опыт решения этих проблем
в других регионах, в частности, в Красноярском крае, можно предложить для Ярославской
области проведение следующих мероприятий:

- изучить зарубежный и отечественный опыт интеграции детей с ограниченными возможностями,
создать банк данных различных моделей интеграции;

- выяснить с помощью социологического опроса позицию в отношении интеграции детей
с ограниченными возможностями в общеобразовательную систему родителей <особых>
детей и детей массовых образовательных учреждений; учеников массовых общеобразовательных
школ; педагогов системы специального образования и учителей, а также воспитателей
массовых общеобразовательных учреждений;

- создать экспериментальную базу и определить последовательность и поэтапность
интеграции в общеобразовательную систему различных категорий детей с отклонениями
в развитии;

- провести ряд семинаров, курсов повышения квалификации для руководителей образовательных
учреждений, педагогов, психологов, логопедов, членов ПМПк;

- начать интеграцию с системы дошкольного образования, так как в этой системе
значительно меньше психологических барьеров в отношениях детей нормальных и <особых>;

- изучить правовую базу в федеральном законодательстве и при необходимости дополнить
ее нормативными актами регионального уровня.

Интеграцию детей со специальными образовательными потребностями следует рассматривать
не как цель, а как инструмент для их абилитации и социализации.

Выпуск листа на новом месте: 2969

Ответить   Mon, 3 Sep 2007 07:03:07 +0400 (#689054)