Елена Ярская-Смирнова, Павел Романов
ПРАВО НА ЖИЗНЬ В ОБЩЕСТВЕ: МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Саратовский государственный технический университет
Центр социальной политики и гендерных исследований
Образование как фактор социальной мобильности инвалидов
Сборник научных статей. Саратов 2007
Вооружая людей знаниями, образование помогает детям с инвалидностью занять достойное
место в обществе, тем самым, способствуя смягчению социального неравенства. Существующее
специальное образование для детей-инвалидов, с одной стороны, является элементом
социальной защиты уязвимых детей, предоставляя им одновременно возможности учиться
и медицинские услуги. С другой стороны, специальное образование, сегрегируя детей-инвалидов
в отдельные школы, способствует воспроизводству сложившейся социальной структуры,
в которой люди с инвалидностью маргинализированы и депривированы, ограничены
их шансы на получение высшего образования, трудоустройство, полноценную социальную
интеграции через участие в широких социальных сетях, - все это обрекает многих
на социальную изоляцию и одиночество. В современной России известны случаи обучения
детей-инвалидов не только на дому и в школах-интернатах, но и в массовых школах,
и в таких ситуациях со всей очевидностью проявляются конфликты по вопросам определения
и классификации детей, подходам к их академической успеваемости. Дети-инвалиды,
будучи <пасынками и падчерицами> системы образования, оказываются депривированными
от привилегии учительского внимания и вытесняются в социальные и академические
низы школьной иерархии. Вот почему в настоящее время пора уже не только доказывать
важность инклюзивного образования, но вести диалог инклюзий, позволяя практикам
и исследователям рассматривать проблемы и перспективы, различия и сходства, возможности
и барьеры, существующие в их реальном опыте, пути преодоления институциальных
барьеров в системе образования и интолерантных установок общественного мнения.
Как показывает анализ ситуации, многие социальные программы, реализуемые на местном
уровне, нередко характеризуются завышенными удельными (в том числе административными)
затратами в расчете на одного получателя, и при этом охватывают незначительную
долю потенциальных потребителей услуг из числа социально-уязвимой группы. Они
недостаточно взаимосвязаны, отсутствуют единые базы данных о потребностях детей-инвалидов
в инклюзивном образовании, учет получателей этой услуги не отражает полной картины
в регионе, отсутствует целенаправленный мониторинг и оценка эффективности социальных
программ, направленных на развитие механизмов социальной интеграции детей-инвалидов.
Зарубежные экономисты, педагоги и социологи доказали более высокую социальную
и экономическую эффективность инклюзивного образования: бюджет специального образовательного
учреждения в разы превышает стоимость обучения ребенка с инвалидностью в массовой
школе, даже с учетом затрат на переподготовку учителей, введение дополнительных
штатных единиц специалистов и переооборудование школ; рассчитан и высокий социальный
эффект от совместного обучения детей. Существенный вклад в развитие идеологии
и практики инклюзивного образования в России могли бы внести частные школы и
детские сады, однако, несформированность квази-рынков социальных и образовательных
услуг в России обусловлена недостаточным участием в этой сфере деятельности частных
и некоммерческих организаций, за исключением нескольких инициаторов инклюзивного
образования, в первую очередь, РООИ <Перспектива> и ее московские и региональные
партнеры. Для формирования такой повестки дня важно аккумулировать усилия граждан,
экспертов и органов власти.
Переход к инклюзивному образованию в отечественном контексте как общий вектор
развития предопределен тем, что Россия ратифицировала Конвенции ООН в области
прав детей, прав инвалидов. Кроме того принят целый ряд нормативных документов
национального уровня, в первую очередь Закон РФ <Об образовании> (июль 1992 года),
который с тех пор несколько раз изменялся и дополнялся. Уже в Докладе Государственного
Совета РФ <Образовательная политика России на современном этапе> (2001) говорилось
о приоритете интегрированного (инклюзивного) образования детей-инвалидов: <Дети,
имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством
медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно
в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях
- в специальных школах-интернатах>. В международных документах записано право
детей на обучение в общеобразовательных школах, несмотря на их физические, интеллектуальные
и иные особенности. Олег Смолин, депутат Думы, слепой от рождения, активно поддерживает
инклюзивную модель; с ним солидарен и такой эксперт системы специального образования,
как проф. Николай Малофеев, директор Института коррекционной педагогики РАО.
На встрече <Большой восьмерки> в 2006 г. в Санкт-Петербурге Президент России
Владимир Путин признал наличие проблемы должного обеспечения образования для
детей-инвалидов в нашей стране и призвал к организации свободной дискуссии по
обмену информацией и опытом между неправительственными организациями, профессиональным
сообществом по этой проблематике.
В настоящее время созданы основные законодательные условия по реализации программ
инклюзивного образования в рамках учреждений школьного и высшего образования.
Опыт реализации отдельных проектов по созданию инклюзивных школ, программ в ряде
вузов России позволяет полагать, что образовательная система по основным своим
параметрам готова к развитию таких программ, однако имеются определенные институциальные
ограничения, которые нуждаются в изучении, прояснении и целенаправленной работе.
Ряд организаций, представляющие неправительственный сектор в России, уже осуществляют
активную деятельность по изменению ситуации в системе оказания образовательных
услуг для социально-уязвимых групп населения, в частности, по продвижению идей
инклюзивного образования. Региональная общественная организация инвалидов <Перспектива>
(г. Москва) активно сотрудничает с московскими общеобразовательными школами,
где совместно с директорами пробует переводить детей-инвалидов с надомного обучения
на совместное. В настоящее время РООИ <Перспектива> реализует проект по регионализации
опыта инклюзивных образовательных программ в 12 регионах России, где достигнуты
договоренности с комитетами по образованию, ведутся тренинги не только для педагогов,
но и для школьников, чтобы добиться наиболее полного участия в процессах инклюзии
самих детей. По оценке лидера <Перспективы>, наибольшую актуальность в настоящее
время приобретают следующие направления деятельности: а) рефлексия и распространение
опыта <Перспективы> в форме семинаров, тренингов, конференций, публикаций; б)
экономические расчеты не абстрактных, а конкретных моделей и экспериментальных
площадок, предусматривающие местную специфику, пригодных к внедрению в тех или
иных условиях российских регионов; в) сравнительный анализ инклюзивных образовательных
программ и учреждений ввиду отсутствия единой модели и несистематичности развития
сети инклюзивных школ.
Еще одним активным агентом продвижения идей инклюзивного образования и важным
партнерам в организации акций, повещенных проблемам доступности образования для
детей-инвалидов, является интегрированная школа <Ковчег> (г. Москва), реализующая
ряд проектов в сфере инклюзивного образования, опыт работы по которым необходимо
распространять в регионы. Ведется работа по развитию инклюзивного дошкольного
образования, для координации работы привлечен ресурсный центр реабилитации и
коррекции, в модель включены три школы и детский сад. Подобная модель может быть
внедрена и в регионах.
Вместе с тем, мероприятия, проводимые этими организациями, охватывают, в основном,
Москву и Московскую область, и хотя интересные результаты продвижения в жизнь
дошкольного и школьного инклюзивного образования есть в Санкт-Петербурге, Нижнем
Новгороде, Ухте, Великом Новгороде и ряде других городов, все же, в большинстве
регионов России вопрос образовательной интеграции детей-инвалидов еще даже не
сформулирован как актуальный на повестке дня общественно-политической дискуссии.
В 2007 году Центром социальной политики и гендерных исследований (Саратов) в
партнерстве с Кризисным центром (Саратов), некоммерченскими организациями Десница
и Социальная механика (Самара), Фатима (Казань), Теплый дом (Ижевск), РООИ <Перспектива>
(Москва) и фондом Институт экономики города (Москва) реализуется проект <Право
на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов>. Указанный
проект сфокусирован на аспектах эффективности, модернизации и стандартизации
предоставляемых услуг на материалах нескольких регионов, характеризующихся разным
уровнем социально-экономического роста и состоянием инфраструктуры, и предполагает
выработку основных принципов, форм и методов создания стандартов услуг инклюзивного
образования, оказываемых различными поставщиками; в целом проект направлен на
совершенствование системы образовательной интеграции детей-инвалидов в направлении
менее затратной, более демократичной, гуманистической и эффективной модели.
Тематическое объединение призвано внести вклад в решение проблемы социальной
адаптации и интеграции детей-инвалидов и предполагает развитие и укрепление межсекторных
и междисциплинарных связей на федеральном и региональном уровне для формирования
эффективной модели диалога государственных и негосударственных институтов в решении
проблемы эффективности и доступности услуг инклюзивного образования. Альянс представляет
собой объединение некоммерческих исследовательских и сервисных организаций, располагающих
человеческими ресурсами и опытом аналитической работы и концептуализации социальных
проблем и способов их решения, ведущих прикладные проекты с целью выработки рекомендаций
по актуальным приоритетам социальной политики, занимающиеся предоставлением социально-уязвимым
группам населения профессиональных услуг высокого качества в сфере социально-психологического,
социально-правового консультирования, кейс-менеджмента, включенных в интенсивное
межсекторное и межведомственное партнерство по актуальным проблемам социальной
политики.
Актуальными вопросами социальной политики, приоритетными для объединения в выбранном
тематическом направлении являются следующие: каковы механизмы образовательной
интеграции детей-инвалидов в условиях новой образовательной политики и с учетом
конкретных финансово-организационных и политических ресурсов на региональном
уровне, каким образом можно осуществлять анализ ситуации и кто должен участвовать
в этом процессе? Чем тормозятся механизмы образовательной инклюзии и как можно
их отладить? В частности, какие препятствия законодательного характера стоят
на пути развития инклюзивного образования, в какой мере существующие административные
структуры создают препятствия для развития инклюзивного образования и какие изменения
необходимо внести в эти структуры? Какие местные инициативы уже осуществляются
и каким образом они могут быть использованы в качестве основы для дальнейшего
развития и насколько действенны, результативны и эффективны существующие модели
инклюзивного образования? Каким образом можно мобилизовать общественное мнение
в поддержку инклюзивного образования? Какую роль могут и должны играть институты
гражданского общества для активизации дискуссии и выработки своевременных решений
по проблеме инклюзивного образования детей и молодежи с инвалидностью, в частности,
в чем перспективы межсекторного взаимодействия по решению данной социальной проблемы,
каковы могут быть барьеры на пути реализации этих перспектив, а также способы
их преодоления? Какие ресурсы имеются для оказания поддержки переходному процессу,
кто является основными участниками, и какие партнерские связи могут быть установлены
в целях поддержки необходимых изменений?
Новизна данного проекта тематического объединения - в выборе предмета исследования
практик стандартизации инклюзивной школы, с учетом анализа факторов социальной,
организационной и экономической эффективности новой формы образования. Это позволит
сформулировать рекомендации для расширения жизненных шансов наиболее уязвимых
групп населения посредством разработки и внедрения механизмов образовательной
интеграции детей-инвалидов, совместно с ключевыми акторами социально-экономической
политики на местном уровне, разработать проект нормативов и стандартов предоставления
образовательных услуг детям-инвалидам, технологию оценки качества и эффективности,
донести информацию о потенциале и способах развития инклюзивного образования
до педагогов и администраторов учебных заведений, чиновников местных и региональных
органов образования и журналистов, повлиять на принятие решение о развитии опорно-экспериментальных
площадок инклюзивного образования в регионах, распространить лучшие практики.
Для обеспечения принципа непрерывности и устойчивости работа по подготовке кадров
для инклюзивного образования должна вестись на всех уровнях образования - детский
сад, школа, вуз, педагогический вуз и институты повышения квалификации работников
образования.
Важным результатом работы объединения, как ожидается, станет создание ресурсов
обсуждения гражданским обществом путей преодоления административных, культурных
и социальных барьеров на пути расширения доступа лиц с особыми потребностями
к образованию, создание и продвижения логистики взаимодействия объединения с
гражданским обществом, местным самоуправлением, исполнительной властью посредством
разработанных в рамках проекта инструментов и ресурсов, а также аккумуляции
ресурсов структур, вошедших в состав объединения и поддерживающих его деятельность:
будет создана ассоциация экспертов по продвижению инклюзивного образования в
России; разработаны новые и аккумулированы существующие информационные ресурсы,
методические указания, пакеты документов, результаты исследований, направленные
на продвижение инклюзивного образования в образовательных учреждениях; проведены,
обсуждены и представлены для открытого обсуждения исследования ресурсов, барьеров
и перспектив инклюзивного образования; опубликованы в открытой печати публикации,
направленные на проблематизацию доступа образованию людей с особыми потребностями,
выпущены методические указания, сборники нормативных документов, подготовлен
тематический выпуск <Журнала исследований социальной политики>, электронные копии
разработок будут размещены в открытом доступе на сайтах членов объединения; члены
объединения создадут институциальные условия для продвижения инклюзивного образования
через средства массовой информации, СМИ, семинары, конференции, структуры по
дополнительному образованию специалистов системы образования, слушания в местных
органах исполнительной власти, а также специальные комиссии по инклюзивному образованию
в структурах республиканских и областных администраций, призванные обеспечить
развитие инклюзивного образования на местном уровне, условия его институциализации,
площадку для устойчивого перспективного взаимодействия между представителями
власти, экспертами, исследователями, практиками и администраторами из сферы образования
и социальной поддержки лиц с особыми потребностями.
Основными бенефициарами проекта являются дети с инвалидностью и их родители,
а также молодежь с инвалидностью. В России 650 тысяч детей имеют инвалидность,
причем 170 тысяч из них вообще нигде не учатся - ни в обычной школе, ни в специальной,
ни на дому. Однако к целевой аудитории мы относим, прежде всего, лиц, принимающих
решения (органы исполнительной власти - министерства и городские комитеты по
образованию), педагогов, преподавателей педвузов и Институтов повышения квалификации
работников образования, члены общественных объединений и сотрудники НКО инвалидов,
журналисты, родители детей-инвалидов и что немаловажно - школьников, которым
предстоит реализовывать инклюзию на практике. Инклюзия не сводится к открытым
для детей-инвалидов дверям школы. Это серьезная интеллектуальная, организационная
и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного
процесса - и прежде всего, школьников, учителей и родителей.
Развитие школьного образования сегодня все больше ориентируется на обеспечение
права на образование для всех. Представляя свое видение процесса образования
для всех, участники Всемирного форума по образованию в Дакаре (2000) заявили,
что инклюзивное образование имеет жизненно важное значение для достижения этой
цели. В результате все большее число стран стремится содействовать тому, чтобы
их школы приобрели инклюзивный характер. Несмотря на медленно, но все же растущие
возможности инклюзии в России, регулярно проводимые нами исследования фиксируют
по-прежнему низкий уровень подготовки социально-уязвимых групп, низкий уровень
доступности дополнительного образования для инвалидов, их дезадаптированность
и слабость их мотивации к получению высшего образования. Социальные аттитюды
к образовательной интеграции зависят от ряда факторов, среди которых наиболее
значимым является наличие у респондента опыта общения с инвалидами в повседневной
жизни. Инклюзивное, интегрированное образование сегодня с полным правом может
считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России:
ведь от того, насколько взрослые и дети включены в практики взаимопомощи, преодоления
стереотипов и защиты человеческого достоинства, во многом зависит степень социальной
сплоченности в обществе. Для обеспечения развития иклюзивного образования зачастую
необходимо изменить системы управления образованием. Процесс изменения требует
расчетов и наличия финансовых, людских и интеллектуальных ресурсов.
Выпуск листа на новом месте: 2967