Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2007-09-02

[TIFLO] Бессмысленность "зубрежки"

Ученые доказали бессмысленность "зубрежки"
16:00 // 01.09.2007

Мало кто помнит основы математики, химии или биологии со школьных лет. Психологи
Университета Южной Флориды и Университета Калифорнии, на которых сылается
ИТАР-ТАСС,
утверждают, что наша память работает таким образом, что запоминание учебного
материала наизусть на краткосрочный период не приносит своих плодов. Для глубинного
понимания предмета изучения и лучшего его усвоения достаточно просто прочитать
материал и постараться запомнить его без зубрёжки. Исследователи предложили
двум группам студентов выучить одни и те же слова иностранного языка различными
способами: одни участники читали слова по несколько раз и выучивали наизусть,
а другие пробегали список глазами по крайней мере три раза и старались просто
запомнить значения слов. Проверив знания студентов на следующий день, специалисты
отметили, что первая группа "зубрёжки" показала лучшие результаты. Однако спустя
четыре недели эти участники не смогли вспомнить точные значения слов,
тогда как вторая группа воспроизводила их без проблем. Как утверждают американские
психологи, для долгосрочного запоминания информации не нужны дополнительные
усилия и напряжение мозга - достаточно просто просмотреть материал несколько
раз и впоследствии возвращаться к нему на протяжении месяцев или даже лет.

Источник:
GZT.ru

Выпуск листа на новом месте: 2968

   2007-09-02 07:22:07 (#688918)

[TIFLO] МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Елена Ярская-Смирнова, Павел Романов

ПРАВО НА ЖИЗНЬ В ОБЩЕСТВЕ: МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Саратовский государственный технический университет

Центр социальной политики и гендерных исследований

Образование как фактор социальной мобильности инвалидов

Сборник научных статей. Саратов 2007

Вооружая людей знаниями, образование помогает детям с инвалидностью занять достойное
место в обществе, тем самым, способствуя смягчению социального неравенства. Существующее
специальное образование для детей-инвалидов, с одной стороны, является элементом
социальной защиты уязвимых детей, предоставляя им одновременно возможности учиться
и медицинские услуги. С другой стороны, специальное образование, сегрегируя детей-инвалидов
в отдельные школы, способствует воспроизводству сложившейся социальной структуры,
в которой люди с инвалидностью маргинализированы и депривированы, ограничены
их шансы на получение высшего образования, трудоустройство, полноценную социальную
интеграции через участие в широких социальных сетях, - все это обрекает многих
на социальную изоляцию и одиночество. В современной России известны случаи обучения
детей-инвалидов не только на дому и в школах-интернатах, но и в массовых школах,
и в таких ситуациях со всей очевидностью проявляются конфликты по вопросам определения
и классификации детей, подходам к их академической успеваемости. Дети-инвалиды,
будучи <пасынками и падчерицами> системы образования, оказываются депривированными
от привилегии учительского внимания и вытесняются в социальные и академические
низы школьной иерархии. Вот почему в настоящее время пора уже не только доказывать
важность инклюзивного образования, но вести диалог инклюзий, позволяя практикам
и исследователям рассматривать проблемы и перспективы, различия и сходства, возможности
и барьеры, существующие в их реальном опыте, пути преодоления институциальных
барьеров в системе образования и интолерантных установок общественного мнения.

Как показывает анализ ситуации, многие социальные программы, реализуемые на местном
уровне, нередко характеризуются завышенными удельными (в том числе административными)
затратами в расчете на одного получателя, и при этом охватывают незначительную
долю потенциальных потребителей услуг из числа социально-уязвимой группы. Они
недостаточно взаимосвязаны, отсутствуют единые базы данных о потребностях детей-инвалидов
в инклюзивном образовании, учет получателей этой услуги не отражает полной картины
в регионе, отсутствует целенаправленный мониторинг и оценка эффективности социальных
программ, направленных на развитие механизмов социальной интеграции детей-инвалидов.
Зарубежные экономисты, педагоги и социологи доказали более высокую социальную
и экономическую эффективность инклюзивного образования: бюджет специального образовательного
учреждения в разы превышает стоимость обучения ребенка с инвалидностью в массовой
школе, даже с учетом затрат на переподготовку учителей, введение дополнительных
штатных единиц специалистов и переооборудование школ; рассчитан и высокий социальный
эффект от совместного обучения детей. Существенный вклад в развитие идеологии
и практики инклюзивного образования в России могли бы внести частные школы и
детские сады, однако, несформированность квази-рынков социальных и образовательных
услуг в России обусловлена недостаточным участием в этой сфере деятельности частных
и некоммерческих организаций, за исключением нескольких инициаторов инклюзивного
образования, в первую очередь, РООИ <Перспектива> и ее московские и региональные
партнеры. Для формирования такой повестки дня важно аккумулировать усилия граждан,
экспертов и органов власти.

Переход к инклюзивному образованию в отечественном контексте как общий вектор
развития предопределен тем, что Россия ратифицировала Конвенции ООН в области
прав детей, прав инвалидов. Кроме того принят целый ряд нормативных документов
национального уровня, в первую очередь Закон РФ <Об образовании> (июль 1992 года),
который с тех пор несколько раз изменялся и дополнялся. Уже в Докладе Государственного
Совета РФ <Образовательная политика России на современном этапе> (2001) говорилось
о приоритете интегрированного (инклюзивного) образования детей-инвалидов: <Дети,
имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством
медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно
в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях
- в специальных школах-интернатах>. В международных документах записано право
детей на обучение в общеобразовательных школах, несмотря на их физические, интеллектуальные
и иные особенности. Олег Смолин, депутат Думы, слепой от рождения, активно поддерживает
инклюзивную модель; с ним солидарен и такой эксперт системы специального образования,
как проф. Николай Малофеев, директор Института коррекционной педагогики РАО.
На встрече <Большой восьмерки> в 2006 г. в Санкт-Петербурге Президент России
Владимир Путин признал наличие проблемы должного обеспечения образования для
детей-инвалидов в нашей стране и призвал к организации свободной дискуссии по
обмену информацией и опытом между неправительственными организациями, профессиональным
сообществом по этой проблематике.

В настоящее время созданы основные законодательные условия по реализации программ
инклюзивного образования в рамках учреждений школьного и высшего образования.
Опыт реализации отдельных проектов по созданию инклюзивных школ, программ в ряде
вузов России позволяет полагать, что образовательная система по основным своим
параметрам готова к развитию таких программ, однако имеются определенные институциальные
ограничения, которые нуждаются в изучении, прояснении и целенаправленной работе.
Ряд организаций, представляющие неправительственный сектор в России, уже осуществляют
активную деятельность по изменению ситуации в системе оказания образовательных
услуг для социально-уязвимых групп населения, в частности, по продвижению идей
инклюзивного образования. Региональная общественная организация инвалидов <Перспектива>
(г. Москва) активно сотрудничает с московскими общеобразовательными школами,
где совместно с директорами пробует переводить детей-инвалидов с надомного обучения
на совместное. В настоящее время РООИ <Перспектива> реализует проект по регионализации
опыта инклюзивных образовательных программ в 12 регионах России, где достигнуты
договоренности с комитетами по образованию, ведутся тренинги не только для педагогов,
но и для школьников, чтобы добиться наиболее полного участия в процессах инклюзии
самих детей. По оценке лидера <Перспективы>, наибольшую актуальность в настоящее
время приобретают следующие направления деятельности: а) рефлексия и распространение
опыта <Перспективы> в форме семинаров, тренингов, конференций, публикаций; б)
экономические расчеты не абстрактных, а конкретных моделей и экспериментальных
площадок, предусматривающие местную специфику, пригодных к внедрению в тех или
иных условиях российских регионов; в) сравнительный анализ инклюзивных образовательных
программ и учреждений ввиду отсутствия единой модели и несистематичности развития
сети инклюзивных школ.

Еще одним активным агентом продвижения идей инклюзивного образования и важным
партнерам в организации акций, повещенных проблемам доступности образования для
детей-инвалидов, является интегрированная школа <Ковчег> (г. Москва), реализующая
ряд проектов в сфере инклюзивного образования, опыт работы по которым необходимо
распространять в регионы. Ведется работа по развитию инклюзивного дошкольного
образования, для координации работы привлечен ресурсный центр реабилитации и
коррекции, в модель включены три школы и детский сад. Подобная модель может быть
внедрена и в регионах.

Вместе с тем, мероприятия, проводимые этими организациями, охватывают, в основном,
Москву и Московскую область, и хотя интересные результаты продвижения в жизнь
дошкольного и школьного инклюзивного образования есть в Санкт-Петербурге, Нижнем
Новгороде, Ухте, Великом Новгороде и ряде других городов, все же, в большинстве
регионов России вопрос образовательной интеграции детей-инвалидов еще даже не
сформулирован как актуальный на повестке дня общественно-политической дискуссии.

В 2007 году Центром социальной политики и гендерных исследований (Саратов) в
партнерстве с Кризисным центром (Саратов), некоммерченскими организациями Десница
и Социальная механика (Самара), Фатима (Казань), Теплый дом (Ижевск), РООИ <Перспектива>
(Москва) и фондом Институт экономики города (Москва) реализуется проект <Право
на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов>. Указанный
проект сфокусирован на аспектах эффективности, модернизации и стандартизации
предоставляемых услуг на материалах нескольких регионов, характеризующихся разным
уровнем социально-экономического роста и состоянием инфраструктуры, и предполагает
выработку основных принципов, форм и методов создания стандартов услуг инклюзивного
образования, оказываемых различными поставщиками; в целом проект направлен на
совершенствование системы образовательной интеграции детей-инвалидов в направлении
менее затратной, более демократичной, гуманистической и эффективной модели.

Тематическое объединение призвано внести вклад в решение проблемы социальной
адаптации и интеграции детей-инвалидов и предполагает развитие и укрепление межсекторных
и междисциплинарных связей на федеральном и региональном уровне для формирования
эффективной модели диалога государственных и негосударственных институтов в решении
проблемы эффективности и доступности услуг инклюзивного образования. Альянс представляет
собой объединение некоммерческих исследовательских и сервисных организаций, располагающих
человеческими ресурсами и опытом аналитической работы и концептуализации социальных
проблем и способов их решения, ведущих прикладные проекты с целью выработки рекомендаций
по актуальным приоритетам социальной политики, занимающиеся предоставлением социально-уязвимым
группам населения профессиональных услуг высокого качества в сфере социально-психологического,
социально-правового консультирования, кейс-менеджмента, включенных в интенсивное
межсекторное и межведомственное партнерство по актуальным проблемам социальной
политики.

Актуальными вопросами социальной политики, приоритетными для объединения в выбранном
тематическом направлении являются следующие: каковы механизмы образовательной
интеграции детей-инвалидов в условиях новой образовательной политики и с учетом
конкретных финансово-организационных и политических ресурсов на региональном
уровне, каким образом можно осуществлять анализ ситуации и кто должен участвовать
в этом процессе? Чем тормозятся механизмы образовательной инклюзии и как можно
их отладить? В частности, какие препятствия законодательного характера стоят
на пути развития инклюзивного образования, в какой мере существующие административные
структуры создают препятствия для развития инклюзивного образования и какие изменения
необходимо внести в эти структуры? Какие местные инициативы уже осуществляются
и каким образом они могут быть использованы в качестве основы для дальнейшего
развития и насколько действенны, результативны и эффективны существующие модели
инклюзивного образования? Каким образом можно мобилизовать общественное мнение
в поддержку инклюзивного образования? Какую роль могут и должны играть институты
гражданского общества для активизации дискуссии и выработки своевременных решений
по проблеме инклюзивного образования детей и молодежи с инвалидностью, в частности,
в чем перспективы межсекторного взаимодействия по решению данной социальной проблемы,
каковы могут быть барьеры на пути реализации этих перспектив, а также способы
их преодоления? Какие ресурсы имеются для оказания поддержки переходному процессу,
кто является основными участниками, и какие партнерские связи могут быть установлены
в целях поддержки необходимых изменений?

Новизна данного проекта тематического объединения - в выборе предмета исследования
практик стандартизации инклюзивной школы, с учетом анализа факторов социальной,
организационной и экономической эффективности новой формы образования. Это позволит
сформулировать рекомендации для расширения жизненных шансов наиболее уязвимых
групп населения посредством разработки и внедрения механизмов образовательной
интеграции детей-инвалидов, совместно с ключевыми акторами социально-экономической
политики на местном уровне, разработать проект нормативов и стандартов предоставления
образовательных услуг детям-инвалидам, технологию оценки качества и эффективности,
донести информацию о потенциале и способах развития инклюзивного образования
до педагогов и администраторов учебных заведений, чиновников местных и региональных
органов образования и журналистов, повлиять на принятие решение о развитии опорно-экспериментальных
площадок инклюзивного образования в регионах, распространить лучшие практики.
Для обеспечения принципа непрерывности и устойчивости работа по подготовке кадров
для инклюзивного образования должна вестись на всех уровнях образования - детский
сад, школа, вуз, педагогический вуз и институты повышения квалификации работников
образования.

Важным результатом работы объединения, как ожидается, станет создание ресурсов
обсуждения гражданским обществом путей преодоления административных, культурных
и социальных барьеров на пути расширения доступа лиц с особыми потребностями
к образованию, создание и продвижения логистики взаимодействия объединения с
гражданским обществом, местным самоуправлением, исполнительной властью посредством
разработанных в рамках проекта инструментов и ресурсов, а также аккумуляции
ресурсов структур, вошедших в состав объединения и поддерживающих его деятельность:
будет создана ассоциация экспертов по продвижению инклюзивного образования в
России; разработаны новые и аккумулированы существующие информационные ресурсы,
методические указания, пакеты документов, результаты исследований, направленные
на продвижение инклюзивного образования в образовательных учреждениях; проведены,
обсуждены и представлены для открытого обсуждения исследования ресурсов, барьеров
и перспектив инклюзивного образования; опубликованы в открытой печати публикации,
направленные на проблематизацию доступа образованию людей с особыми потребностями,
выпущены методические указания, сборники нормативных документов, подготовлен
тематический выпуск <Журнала исследований социальной политики>, электронные копии
разработок будут размещены в открытом доступе на сайтах членов объединения; члены
объединения создадут институциальные условия для продвижения инклюзивного образования
через средства массовой информации, СМИ, семинары, конференции, структуры по
дополнительному образованию специалистов системы образования, слушания в местных
органах исполнительной власти, а также специальные комиссии по инклюзивному образованию
в структурах республиканских и областных администраций, призванные обеспечить
развитие инклюзивного образования на местном уровне, условия его институциализации,
площадку для устойчивого перспективного взаимодействия между представителями
власти, экспертами, исследователями, практиками и администраторами из сферы образования
и социальной поддержки лиц с особыми потребностями.

Основными бенефициарами проекта являются дети с инвалидностью и их родители,
а также молодежь с инвалидностью. В России 650 тысяч детей имеют инвалидность,
причем 170 тысяч из них вообще нигде не учатся - ни в обычной школе, ни в специальной,
ни на дому. Однако к целевой аудитории мы относим, прежде всего, лиц, принимающих
решения (органы исполнительной власти - министерства и городские комитеты по
образованию), педагогов, преподавателей педвузов и Институтов повышения квалификации
работников образования, члены общественных объединений и сотрудники НКО инвалидов,
журналисты, родители детей-инвалидов и что немаловажно - школьников, которым
предстоит реализовывать инклюзию на практике. Инклюзия не сводится к открытым
для детей-инвалидов дверям школы. Это серьезная интеллектуальная, организационная
и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного
процесса - и прежде всего, школьников, учителей и родителей.

Развитие школьного образования сегодня все больше ориентируется на обеспечение
права на образование для всех. Представляя свое видение процесса образования
для всех, участники Всемирного форума по образованию в Дакаре (2000) заявили,
что инклюзивное образование имеет жизненно важное значение для достижения этой
цели. В результате все большее число стран стремится содействовать тому, чтобы
их школы приобрели инклюзивный характер. Несмотря на медленно, но все же растущие
возможности инклюзии в России, регулярно проводимые нами исследования фиксируют
по-прежнему низкий уровень подготовки социально-уязвимых групп, низкий уровень
доступности дополнительного образования для инвалидов, их дезадаптированность
и слабость их мотивации к получению высшего образования. Социальные аттитюды
к образовательной интеграции зависят от ряда факторов, среди которых наиболее
значимым является наличие у респондента опыта общения с инвалидами в повседневной
жизни. Инклюзивное, интегрированное образование сегодня с полным правом может
считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России:
ведь от того, насколько взрослые и дети включены в практики взаимопомощи, преодоления
стереотипов и защиты человеческого достоинства, во многом зависит степень социальной
сплоченности в обществе. Для обеспечения развития иклюзивного образования зачастую
необходимо изменить системы управления образованием. Процесс изменения требует
расчетов и наличия финансовых, людских и интеллектуальных ресурсов.

Выпуск листа на новом месте: 2967

   2007-09-02 01:19:35 (#688909)

[TIFLO] С Днем Знаний

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Поздравляю Вас с Днем Знаний. Для нашей рассылки этот праздник особенно актуален.
Желаю Вам побольше полезных и нужных знаний!
В летнее время наша рассылка поддерживалась практически силами участников. За
что модерирующая группа выносит активистам особую благодарность. Но вот лето
позади. Рассылка входит в нормальный режим работы. Надеюсь, что в новом учебном
году в ней будут вестись интересные дискуссии и публиковаться полезные и интересные
материалы.
С уважением
Зарубина Ирина
e-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 2966

   2007-09-02 00:37:41 (#688903)