Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Не может быть и речи

Не может быть и речи
01.03.2007

Надежда Андреева

Саратов. Под угрозой закрытия оказалась единственная в Поволжье саратовская школа-интернат
для детей с патологией речи. Здесь учатся 187 малышей, страдающих
волчьей пастью, заячьей губой, параличом артикуляционного аппарата и т.д. Как
выяснили родители учеников, интернат планируют реорганизовать и устроить
на его месте элитное заведение для одаренных детей.

Не может быть и речи
"Неговорящие" дети начинают связно общаться через полгода

Главный класс в этой школе - логопедический. На стене при входе висит зеркало.
Учитель садится рядом с ребенком и изо дня в день <работает лицом> - показывает,
как должны двигаться язык и губы, чтобы получился звук. Глядя на отражение, ребенок
повторяет. Это трудно - малышу помогают логопедическим зондом (правда,
сейчас СЭС запретила использовать инструменты - их негде стерилизовать, ученики
приносят с собой чайные ложки и зубные щетки). Это больно - у детей от
рождения рассечены губы и нёбо, неправильное строение зубов... Расщелина во рту
закрыта специальной пластинкой, не позволяющей пище и слюне попадать в
носовую полость. Но они говорят.

При мне вступительную беседу проходит первоклассница Оля. Девочка родилась с
левосторонним параличом. Двигательные функции удалось восстановить на 100 процентов.
Остались проблемы со зрением и речью. В детском саду логопеда не было. В школе
эта штатная единица обязательна: в среднем приходится один специалист на
тысячу детей. Если отработать с каждым хотя бы по часу, за год не успеешь обследовать
и половину учеников. Дефектолог средней школы, куда Оля пришла 1
сентября, набрала группу. Недостатки у здоровых малышей удалось исправить за
полгода. Возиться с отдельно взятым ребенком в стандартной школе не принято.

Мама заметила, что девочка <стала замыкаться>. Оля - отличница. Не успевает только
по технике чтения - учительница считает <неправильные> звуки ошибкой.
Первокласснице хочется участвовать в школьных конкурсах, но ролей не дают. К
23 февраля Оля сама выучила стихотворение на целую страницу, сама вышла к
доске, рассказала, как могла, - учительница опозорила ее на весь класс.

<Наши дети раньше обучались в обычных школах, но с программой практически не
справлялись, не успевали за темпом работы в классе. При устных ответах были
посмешищем, изгоями. Из-за этого отказывались посещать школу. И только здесь
оказались среди равных>, - написали родители учеников в редакцию <Новой>.

Интернат открыли в 1956 году. Детям отдали полквартала в центре города - учебное
здание, общежитие, мастерские, теплицы. В России всего пять подобных школ
(ближайшая - в Москве). В классе здесь не больше двенадцати детей. С каждым проводятся
отдельные логопедические занятия. Словарную работу ведут на всех
уроках - даже на химии и английском. Исправляют не только речь, но и дисграфию
(дети неправильно воспроизводят на письме те звуки, которые не могут произнести).
В саратовском интернате (единственном среди подобных учреждений в провинции)
есть компьютерный тренажер. Ребенок произносит слова в микрофон, машина оценивает
правильность и выдает аудиовидеообразец - программа работает в форме игрового
мультфильма. Один экземпляр такого ПО стоит 15 тысяч рублей. Саратовцам повезло:
шесть лет назад сюда приезжала замминистра из федерального ведомства и пробила
четыре комплекта (нужно как минимум еще два). В среднем <неговорящие> дети
начинают связно общаться через полгода.

За десять лет здесь изучают программу девяти классов. После этого дети могут
поступить в обычные ПТУ и техникумы (в прошлом году образование продолжили
все выпускники). В средней школе ребенка, который не различает <р> и <л>, спишут
во второгодники и с большой вероятностью отправят в учреждение для умственно
отсталых. Занятия с частным логопедом стоят от 200 рублей в час. На год нужно
не меньше 15 тысяч рублей. По оценкам российских экспертов, в помощи логопеда
нуждаются семь из десяти современных детей.

Интернат # 1 рассчитан на 300 мест. Сейчас учатся 187 детей. Чтобы попасть сюда,
нужно направление областной медико-педагогической комиссии. Она работает
в Саратове. Раз в год проводятся выездные заседания - нуждающихся принимают сразу
из двух-трех соседних районов. Муниципальные отделы образования спешат
привезти самых тяжелых детей - с ДЦП, психическими заболеваниями. А нарушение
речи не считается серьезной проблемой. Большинство родителей узнают о специализированной
школе случайно - в участковых поликлиниках нет такой информации.

Сколько именно маленьких саратовцев страдают патологией речи, точно неизвестно.
Официально инвалидность имеют только девять учеников, хотя каждый из 180
переносит по пять-семь операций: расщепленное нёбо зашивают, ребенок растет,
шов расходится, зашивают вновь... После каждой операции нужно заново учиться
говорить.

:Первые слухи о закрытии школы появились летом прошлого года. Здание осмотрели
представители Медуниверситета (вузом руководит известный в Саратове единоросс,
депутат городской Думы). <У СГМУ уже имеется опыт <захвата> чужих территорий
- во 2-м корпусе географического факультета СГУ теперь учатся медики>, - пишут
родители.

В ноябре на совещании в областном правительстве министерству образования поручили
представить предложения по организации интерната для особо одаренных детей.
В январском списке поручений, <остающихся на контроле>, намерения указаны конкретно:
рассмотреть вопросы преобразования школы-интерната # 1 и рассчитать
затраты. Родители угадали: калек и сирот в Саратовской области должно быть как
можно меньше - этими детьми не отчитаешься за подъем демографии. Полтора
года назад таким же способом закрыли интернат # 3. На его месте организовали
элитную кадетскую школу (сразу нашлись деньги на евроремонт здания). <Расформированных>
сирот раскидали по другим учреждениям, часть просто разбежалась. <К сожалению,
бывают не только одаренные дети, но и дети с ограниченными возможностями,
и они тоже, согласно закону <Об образовании> и Конвенции о правах ребенка, имеют
право на достойную жизнь и образование>, - сказано в письме.

Родители жаловались во все инстанции, включая президента. Министерство образования
ответило проверкой. Контролеры сочли, что 20 процентов воспитанников
недостаточно больны, чтобы учиться здесь, следует <привести контингент в соответствие>.

P.S. Пока материал готовился к печати, стало известно, что жалобы родителей дали
результат - чиновники отыгрывают назад. Мам и учителей заверили, что никакой
реорганизации не планируется. В текущем году.

Надежда Андреева наш соб. корр., Саратов
http://www.novayagazeta.ru/

Выпуск листа на новом месте: 2733

Ответить   Sat, 3 Mar 2007 09:23:35 +0300 (#645074)