Новости KM.RU.
Искусство не делит людей на здоровых и больных
Эксклюзивный материал специального корреспондента KM.RU Марии Лапиной. Фото Ивана
Тулуша.
В счастливой семье заслуженных деятелей искусства ожидалось пополнение, когда
Александра Владимировича Ишина с супругой пригласили сделать монументальную
художественную работу на Смоленской атомной станции. Будучи одними из ведущих
специалистов в области монументализма, они, долго не раздумывая, принялись
за выполнение заказа. Но работа там так и не состоялась по причине сокращения
сроков строительства и огромного количества технических нарушений в деятельности
атомной станции. А вот полученная во время поездки женой Александра доза облучения
стала роковой для здоровья будущего младенца:
Очаровательная девочка Полина родилась с двухсторонним вывихом тазобедренного
сустава. Несмотря на пережитый шок, родители стали делать все возможное и
невозможное, чтобы спасти младшую дочку от инвалидной коляски.
В три месяца врачи заковали малышку в гипс. Когда Полина стала постарше, то вынуждена
была ходить в распорках и, испытывая нестерпимую боль, посещать медицинских
работников, которые тянули ей связки ног. Таким образом, удалось вправить на
место только одну ножку, но из-за некомпетентности врачей над маленькой девочкой
нависла серьезная угроза - полная потеря подвижности.
Страшный синдром Марфана сделал связки другой ножки Полины очень эластичными,
и это привело к тому, что с каждым новым днем нога у девочки становилась все
короче и короче.
Врачи разводили руками, показывая свое бессилие перед недугом. Единственным спасением
была дорогостоящая операция, которую надо было проводить за границей.
Александр сбился с ног, разыскивая того, кто мог бы помочь его маленькой девочке,
ведь даже всех накопленных средств семьи катастрофически не хватало.
Тогда знакомые, очень известные художники, продали свои самые лучшие картины,
чтобы собрать 50 тысяч долларов и профинансировать операцию. Александр вел
переговоры с ведущими врачами Соединенных Штатов Америки и Германии, но они запретили
проводить хирургическое вмешательство до тех пор, пока маленькая
Полина не вырастет:
В дар от родителей-художников девочке досталась огромная тяга к творчеству. С
детства она придумывала сказки и постоянно рисовала самых разнообразных героев
для своих историй. Александр прививал дочери интерес к искусству и развивал в
ней настоящую сильную личность, чтобы Полина никогда не ощущала себя хуже
других людей.
Когда девушка училась в старших классах, Александр Владимирович начал задумываться
о том, чтобы дать ребенку высшее образование.
Желание учиться сильнее боли и непонимания
Совершенно случайно, от своего друга он узнал о существовании Специализированного
института искусств Российского международного центра творческой реабилитации
инвалидов. В стенах этого учебного заведения учатся особенные студенты, которые
умеют слышать глазами, говорить руками и видеть своими бесконечно добрыми
и талантливыми сердцами. Несмотря на свои слуховые, зрительные и двигательные
ограничения, они получают возможность научиться интересной творческой профессии
и полноценно реализовать себя в жизни.
Александр почувствовал, что, имея богатый опыт творческой работы, может поделиться
им с теми, кому действительно это жизненно необходимо. Он понимал, что
серьезные проблемы со здоровьем закрывают для таких ребят естественный путь в
искусство, ведь глядя на свою любимую дочь, знал, что недуг отнимает очень
много энергии, времени, сил и лишает возможности выдержать жесткую конкуренцию
со здоровыми людьми в мире арт-бизнеса.
В 1991 году Александр Владимирович пришел преподавать в институт. Самое первое
свое занятие со студентами он не сможет забыть никогда. Все мы естественно
воспринимаем больных людей в стенах больницы. Но Александр оказался на занятии
и долго не мог выйти из шокового состояния. Он стоял перед своими студентами
и понимал, что один его не видит, другой не может ничего сказать, а все остальные
просто не понимают, что преподаватель пытается им донести.
Но, собрав всю волю и силы в кулак, Александр стал внимательнее присматриваться
к своим студентам и разглядел в их печальных непонимающих глазах огромное
желание учиться.
За внешними физическими недугами скрывались настоящие талантливые личности, цены
которым просто нет. Им нужно было помочь раскрыться. Робкими шажками он
вместе со своими студентами начал заново исследовать мир искусства и раскрывать
неведомые до этого грани творчества.
Непонимание друг друга в обществе заключено внутри человека. Александр Владимирович
признался, что общение с людьми, которые страдают, научило его входить
в контакт со всеми людьми. Ведь нетерпимость, невозможность понять человека,
на тебя непохожего, приводит искусство в тупик.
Александр научил своих студентов всегда сохранять чувство собственного достоинства.
Очень часто, встречая таких же искалеченных людей, которые ходят по
вагонам метро, электричек и просят милостыню, Александр вспоминает, что некоторые
его студенты передвигаются намного хуже, но они все же учатся и работают!
Со всех концов нашей необъятной родины приезжают в институт студенты, в силу
своего здоровья, совсем не подготовленные, но жаждущие получать знания. Александр
старается объективно оценивать своих учеников, не смотря на степень их усилий,
а только по результатам, хотя часто это бывает очень тяжело. Необходимо
через жалость и сострадание все-таки проявлять требовательность и твердость,
чтобы помочь молодым специалистам стать настоящими профессионалами.
Его дочь Полина тоже после окончания школы поступила в этот институт, но вместо
шести лет проучилась там восемь и осталась преподавать. Два года Полина
провела в академическом отпуске, ведь когда ей исполнился 21 год и можно было
делать операцию, Александр нашел в Москве врачей, которые с использованием
швейцарских суставов, поставили ей эндопротез в ногу. Теперь девушка смогла ходить
и носить обувь.
Никто не знает, сколько усилий и страданий стоит за каждой картиной
Решением министерства культуры в 2001 году Александр Владимирович Ишин был назначен
ректором института. Эта должность позволила ему еще больше погрузиться
в решение проблем учебного заведения.
Имея авторитет и обширные связи в профессиональной среде, он начал помогать своим
талантливым студентам организовывать выставки их творческих работ. Ведь
это самая большая награда для учеников, потому что никто не знает и не должен
знать, сколько усилий и страдания стояло за каждой картиной.
Буквально несколько дней назад в Московском доме Совета художников России, закрылась
выставка выпускника Александра Владимировича, который болен ДЦП. Картины
имели грандиозный успех. Причем в это же время рядом выставлялся профессиональный
опытный художник без проблем со здоровьем, и ни у кого даже не возникало
мысли сделать снисхождение в области творчества или дать какие-то форы больному
человеку.
Борьба за выживание
Александру Владимировичу приходится постоянно бороться за судьбу института и
благополучие своих учеников. Сейчас положение этого учебного заведения крайне
неустойчиво. Студенты приходят на занятия в арендованное здание, хотя по законам
образования институт должен иметь собственное здание или владеть им на
условиях хозяйственного пользования. Так как институт находится в Москве, но
имеет федеральное подчинение, то все конфликты, которые существуют между федеральной
властью и московским правительством, отражаются на нем. Катастрофически не хватает
средств на строительство нового общежития, а старое здание не отвечает
необходимым условиям для инвалидов, там даже лифт не работает:
Александр Владимирович лично занимался поиском инвесторов для того, чтобы построить
новое здание общежития и театрально-концертного зала, который должен
быть пристроен к институту. Ему пришлось пожертвовать площадкой на Арбате, которая
была выделена еще советской властью для строительства центра творческой
реабилитации - только тогда нашлись люди, готовые реализовать проект. Но до сих
пор со строительством возникают большие сложности:
Тем временем многие студенты уже не в состоянии добираться с разных концов Москвы
к месту учебы, а без образования для них может навсегда закрыться дорога
в счастливую благополучную жизнь.
Педагоги стали разбегаться от голода, так как многим приходиться кормить большую
семью, а зарплата не превышает 6 тысяч рублей. Люди искусства еще могут
выжить благодаря своим талантам, но преподавателей для общеобразовательных предметов
не хватает:
В институт с большим желанием рвутся поступить и здоровые люди, потому что преподаватели
дают своим студентам прекрасное образование. Руководство ВУЗа охотно
принимает студентов без инвалидности, так как это позволяет разомкнуть маленький
сжатый мир людей, страдающих физическими недугами.
Еще одной заслугой института, Александр считает то, что многие находят здесь
свою вторую половинку, а это так нелегко в этом большом одиноком городе. Каждый
год среди его студентов образуются счастливые семьи, и на свет появляется два-три
новых маленьких человечка.
По достижению 65 лет с Александра Владимировича сняли обязанности ректора института,
но он по-прежнему отдает максимум своих усилий жизни ВУЗа и его обитателей.
Ведь если бы не такие люди, как он и другие, оставшиеся преподавать педагоги,
возможно мир не открыл для себя множество одаренных творческих личностей,
не узнал, что раскрыться настоящему таланту не помешает никакой человеческий
недуг.
Если вы хотите помочь нашему герою, вы можете написать по адресу
okune***@p*****.ru.
Мы обязательно с вами свяжемся.
07.03.2007
Выпуск листа на новом месте: 2750