[TIFLO] Беседы с родителями незрячих детей

"Школьный вестник" N10, 2005г.
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ
Вячеслав Озеров
БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ *
*Цикл публикуется в сокращённом варианте
БЕСЕДА СЕДЬМАЯ: ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
Ни в какие другие годы человек не развивается столь стремительно, как в первые
шесть - семь лет жизни. Его мозг постоянно требует притока информации, для него
всё ново. Малыш стремится познакомиться со всем, что блестит, светится, звучит,
говорит, двигается. <Ребёнок напоминает губку, активно впитывающую в себя воду,
он, как магнит, тянется ко всему>.[1] Активное познание окружающего мира - свойство,
заложенное в человека природой, присуще всем детям. В этот период у ребёнка формируются
физическая, психологическая и социальная составляющие, которые образуют личностный
фундамент для всей его дальнейшей жизни.
Процесс познания окружающего мира идёт поступательно через взаимодействие ребёнка
с предметами окружающего мира. Как уже говорилось, для каждого возраста выделяют
свою <ведущую деятельность>, определяющую интенсивность и качество развития рёбенка.
В раннем возрасте - это общение со взрослым, переходящее к <предметной деятельности>.
С семилетнего возраста - <учебная деятельность>.
За предшествующие годы ребёнок с помощью близких людей стал самостоятельно пользоваться
многими предметами - научился пить из чашки, кушать ложкой, одеваться, пользоваться
туалетом, играть игрушками. К трёхлетнему возрасту предметная деятельность становится
ведущей. Однако к этому времени начинают заметнее выявляться поведенческие отличия
незрячего малыша от своих зрячих сверстников. Незрячий сильнее зависит от взрослого
при передвижении, в самообслуживании, он недостаточно активен в познании окружающего
мира, у него не чётко сформирована связь между предметами и действиями с ними.
Речь зачастую формальна и не связана с конкретными предметами и действиями.
Поступательный процесс развития ребёнка, становление его <Я> требует, чтобы он
приобретал всё новые и новые навыки, учился взаимодействовать и общаться с другими
людьми, осваивал правила поведения.
Изменение ведущей деятельности заставляет родителей менять подход к взаимодействию
с ребёнком. С 2,5 - 3 лет необходимо создавать условия для активной деятельности
малыша с другими детьми и взрослыми. Для него наступает время осваивать новые
<премудрости> детской жизни. Это сделать легче всего, посещая детский сад (детское
дошкольное учреждение - ДДУ).
Что лучше: воспитывать конкретного ребёнка дома или пользуясь услугами ДДУ, решать
только родителям. Но, основываясь на своём опыте, опыте других семей, хочу сказать,
что основная роль родителей при воспитании детей не в том, чтобы стать для них
единственным кормильцем, учителем, воспитателем, защитником, а в привлечении
к его воспитанию и обучению необходимых специалистов. Специалисты смогут своевременно
выявить у ребёнка появление других (вторичных) нарушений развития, вызванных
патологией зрения, и подскажут родителям, как действовать в том или ином случае.
По моему мнению, в подготовке незрячего ребёнка к следующему виду <ведущей деятельности>
- учёбе, посещение ДДУ является необходимым условием.
Хорошо, если в местности, где вы живёте, есть специализированное ДДУ для детей
с нарушениями зрения. Узнать об этом можно в органах образования Администрации
вашего района (региона). Специализированные ДДУ оборудованы с учётом потребностей
незрячих детей и работают в тесном сотрудничестве с офтальмологическими клиниками,
педагогическими вузами. Наполняемость детских групп 10 - 15 человек. Педагогический
состав имеет тифлопедагогическую подготовку. Занятия с детьми проводятся с учётом
их индивидуальных особенностей, с привлечением офтальмологов, психологов, логопедов.
Как правило, специализированные ДДУ работают круглосуточно в течение всей рабочей
недели.
Наличие такого ДДУ даёт большую помощь семье в воспитании ребёнка. У родителей
часто возникает вопрос: <Оставлять малыша на ночь или нет?>. Решение зависит
от многих обстоятельств - общего состояния и настроя ребёнка, условий в ДДУ,
отдалённости вашего дома от него, ваших возможностей, желаний и т.п. Максим с
2,5 до 7 лет еженедельно посещал специализированное ДДУ, находящееся в другом
районе Санкт-Петербурга, но ночевал там две, иногда три ночи. Несмотря на большие
затраты времени на дорогу (1,5 - 2 часа), мы сумели найти <золотую середину>,
позволяющую оптимально сочетать наши возможности с необходимыми объёмами коррекционной
помощи, оказываемой в ДДУ, не отрывать ребёнка надолго от семьи.
Если специализированное ДДУ находится в неудобном для вас месте или далеко, то
договоритесь со специалистами органов образования, администрацией ДДУ о возможности
его периодического посещения для консультаций. Встречаясь со специалистами, вы
сможете познакомиться с особенностями воспитания незрячего ребёнка, с приёмами
и методами коррекционной работы, со специальной литературой. Ваш ребёнок сможет
пообщаться со сверстниками, принять участие в детских праздниках. Желательно,
чтобы посещения были не реже одного раза в месяц.
Если ваша семья не сможет воспользоваться услугами специализированного ДДУ, то
основную роль по воспитанию и коррекции развития ребёнка вам придётся взять на
себя. Воспользуйтесь для этого литературой, в которой описывается опыт воспитания
незрячих детей дошкольного возраста в семье, даются методические рекомендации
и советы. Литературу по вопросам воспитания и обучения незрячих детей можно найти
в библиотеках. В нашей стране действует хорошо организованная сеть государственных
библиотек для слепых, имеющих обширные фонды литературы, выполненной как рельефно-точечным
шрифтом для слепых, так и плоской печатью для зрячих. В библиотеках имеется хорошая
подборка литературы по тифлопедагогике. При необходимости литература может быть
доставлена вам по межбиблиотечному абонементу. С помощью персонального компьютера
и Internet можно найти почти любую литературу. В последние годы при многих библиотеках
для слепых стали создаваться различные клубы, общественные организации инвалидов.
Библиотеки превращаются в информационно-ресурсные реабилитационные центры. Родители
незрячих детей всегда здесь найдут понимание и помощь.
Можно добиться, чтобы ребёнок посещал обычный детский садик. В соответствии с
законом <Об образовании>[2] органы образования обязаны принять все меры для обеспечения
вашего ребёнка необходимым обслуживанием. Но здесь могут возникнуть как объективные,
так и субъективные трудности. Многое зависит от готовности персонала неспециализированного
ДДУ к работе с незрячим ребёнком, согласия других родителей на то, чтобы в группе
с их детьми был ребёнок с отклонениями в развитии. Подбирать конкретное ДДУ вам
необходимо через специалистов органов образования вашего района (региона), -
возможно, методом проб и ошибок. Некоторые родители главным считают близость
ДДУ к дому. Думаю, что это желательный, но не обязательный фактор в вашем случае.
Хочу рассказать ещё об одной проблеме, которая возникает практически в каждой
семье с незрячим ребёнком. В конце второго, начале третьего года жизни у малыша
может сбиться режим сна и бодрствования. Например, он будет засыпать рано вечером,
а просыпаться в 3 - 4 часа ночи, и никакими силами его не уложить спать. Можно
предположить, что основными причинами такого поведения являются отсутствие зрительного
восприятия смены дня и ночи и малая физическая активность. Возможны и другие
причины. Это бывает и со зрячими детьми. У старшего сына такая сдвижка была в
5 - 6 лет. Он мог рано заснуть и, проснувшись в 3 - 5 утра, заняться своими делами,
а в выходной августовский или сентябрьский день мог разбудить и меня - пора идти
за грибами.
У незрячих детей такое нарушение режима дня может длиться с небольшими вариациями
до 7 - 9 лет. Если это начнётся на втором году жизни, то мужайтесь, наступает
тяжёлый период для семьи - малыш во время бодрствования будет требовать присутствия
рядом с собой взрослого. С 3,5 - 4 лет можно научить рано просыпающегося ребёнка
занятиям игрой, прослушиванием аудиозаписей. Главное, чтобы бодрствование не
превратилось в безделье, с вытекающей из него замещающей деятельностью. Поэтому
к утренним занятиям надо подходить со всей серьёзностью. У сына временная сдвижка
началась в три года и длилась до второго класса школы. Вначале он будил нас,
затем стал играть в игры или прослушивал аудиозаписи, приготовленные для него
с вечера. С шести лет, научившись читать, по утрам читал. В школьные годы, проснувшись
утром, делал домашние занятия или читал. С другой стороны, раннее засыпание ребёнка
позволяло нам по вечерам иметь свободное время для себя.
В семье к этому периоду обычно исчезает напряжение от шока, вызванного рождением
малыша с проблемами, нормализуется отношение к нему. Вас понимают и поддерживают
ближайшие родственники. Ваши знакомые уже не ахают и не охают по поводу ваших
проблем. Некоторые даже удивляются вашим общим успехам. <А он у тебя умненький!>
- восклицает подруга, глядя на игру вашего ребёнка с её сыном. Её возглас радует,
а не смущает вас. Жизнь пошла своим чередом, правда, несколько отличным от жизни
других семей. Как и ранее, распорядок жизни будет определяться интересами незрячего
ребёнка: ему по-прежнему будет требоваться больше внимания, чем зрячему сверстнику;
на помощь в освоение тех или иных навыков потребуется большее время; вам надо
быть более изобретательными, чем вашим друзьям, имеющим обычного ребёнка, - но
раз у вас такая планида, то постарайтесь организовать свою жизнь так, чтобы всё
это не стало в тягость ни вам, ни вашим родственникам.
Чем больше и активнее в этот период мы будем заниматься развитием малыша (сами,
или с участием бабушки и дедушки, или с помощью ДДУ), тем с большей уверенностью
можно сказать, что к 6-7 годам вашим ребёнком во многом будут преодолены поведенческие
отличия, о которых мы говорили в самом начале беседы. Конечная цель для этого
периода жизни - подготовка ребёнка к школе.
Основываясь на опыте общения с семьями детей-инвалидов, хочется поделиться следующим.
В семье, имеющей единственного ребёнка, да ещё такого сложного, обычно не поднимается
вопрос о втором ребёнке. А зря! Для безопасности семьи, для её будущего в семье
должно быть не менее двух детей. Действительно, в первые три года после рождения
незрячего ребёнка не до рождения другого, но и откладывать мысль об этом надолго,
наверное, также неверно. В будущем будут другие трудности и, возможно, уже будет
не до рождения ребёнка. Решившись на новые роды, необходимо подстраховаться,
пройти все необходимые медицинские обследования и решать этот вопрос совместно
с медиками. Подумайте на эту тему. Решать только вам.
А пока нам ещё до школы далеко, поэтому поговорим о других особенностях дошкольного
воспитания ребёнка.
БЕСЕДА ВОСЬМАЯ: ГУЛЯЕМ, ЗНАКОМИМСЯ, ОБЩАЕМСЯ
Совместные прогулки - хороший способ познания окружающего мира. Цель прогулки
(совместного выхода из дома) может быть разной: деловой, развлекательной или
для здоровья, но все прогулки должны быть познавательными. Особенности деловых
и развлекательных прогулок (поездок) обсудим позже, а сейчас поговорим о прогулках
для здоровья.
Пока ребёнок маленький, на прогулках его возят в коляске. Если он не спит, с
ним необходимо как можно больше говорить, комментируя всё происходящее вокруг
(о важности такого общения с незрячим ребёнком мы говорили в четвёртой беседе).
Поэтому при покупке коляски в первую очередь обратите внимание не на её цвет
или <престижность>, не на наличие полиэтиленовых чехлов, амортизаторов или другой
атрибутики, а на то, как в ней будет сидеть малыш: лицом или спиной к вам. Если
взрослый видит лицо ребёнка, то легко заметит и оценит его реакцию на уличный
шум, атмосферные осадки, ветер и другие пугающие факторы и, следовательно, своевременно
объяснит происходящее, что поможет малышу не пугаться.
Когда ребёнок начнет самостоятельно ходить, с ним можно будет совершать и пешеходные
прогулки. Расскажу о своих прогулках с сыном, которые мы стали совершать с ним
на втором году его жизни.
Пешие прогулки мы совершали в одном из старинных парков, вытянувшихся вдоль дороги
от Санкт-Петербурга до Петродворца. Парк имеет интересный двухуровневый ландшафт
с обширными лужайками, окаймлёнными вековыми деревьями, с большими прудами, перекрытыми
плотинами, с мостами через ручьи. В парке были детские и спортивные площадки.
Детские площадки были оборудованы бревенчатыми домиками, пирамидами, стенками.
На спортивных площадках стояли простые тренажёры, качели, шведские стенки. Можно
было найти деревья, пригодные для лазания.
Обычно мы гуляли, когда в парке было мало народу[3], в основном - пожилые пары,
мамы и бабушки с маленькими детьми. Вначале мы так же, как и они, чинно ходили
по дорожкам, держась за руки и беседуя. Потом, убедившись, что никто не носится
по парку на велосипедах или мопедах, я предоставлял сыну максимально возможную
свободу. Он сам выбирал маршрут: ходил по дорожкам, газонам, между деревьев,
залезал под кусты, исследовал канавы, лужи, высохшие пруды. Я всегда находился
рядом, в пределах 5 - 10 метров, держа сына в поле зрения и делая комментарии
по ходу его движения: в какую сторону он идёт (к дому, к остановке, к пруду),
на чём стоит (на дорожке, траве, опавшей листве), что и где шумит (водопад, машины
на шоссе, дети на детской площадке), что он задел или обо что споткнулся, почему
не нужно идти вперёд (влево, вправо), откуда исходит запах и т.д. При необходимости
предупреждал сына о возможной <встрече> с деревом, кустом, канавой. Если же он,
не учтя предупреждение, запутывался в ветках кустов или, споткнувшись о корни
деревьев, падал, или, <не заметив> склона, <съезжал> по нему, то я подсказывал,
как выбраться. Но там, где было действительно опасно, например, на берегу водоёма,
брал сына за руку, и мы вместе обследовали прибрежную часть.
Чтобы защитить во время прогулок лицо ребёнка от травм, которые могли появиться
в результате <случайных встреч> с ветками, стволами кустов, деревьев или другими
предметами, ему всегда надевали головной убор с козырьком и темные очки. Очки
защищали не только от травм, но и от любопытных взглядов и ненужных вопросов
случайных попутчиков, когда у сына стали заметны анатомические изменения глазниц
и глазных яблок.
Активные прогулки и развитие вестибулярного аппарата (о чём я рассказывал в четвёртой
беседе) позволили добиться того, что уже в 2 года сын обрёл уверенную вертикальную
позу, к 2,5 годам мог самостоятельно ходить нормальным шагом и даже делать маленькие
пробежки. Удерживание незрячим малышом вертикальной позы, правильная перестановка
ног при ходьбе важны как для его нормального развития, так и для его безопасности.
Ребёнок с каждым годом становится всё выше и тяжелее. При падении (если он споткнётся
из-за неправильной походки) увеличивается опасность травм, а вам всё труднее
удерживать его за руку, когда он <заваливается>.
В три года у сына появились свои любимые места в парке: пруд с водопадами, <звенящий>
мост, домик <Бабы-Яги>, пирамида из брёвен, качающееся бревно и другие. Он неплохо
освоил их территорию, замечал происходящие изменения, без моей помощи залезал
в домики, под пирамиду, на бревно. Со временем освоили спортивные тренажёры,
научились <лазать> по деревьям. Первоначальное знакомство с игровыми объектами
парка происходило вместе, я помогал сыну познакомиться с ними, используя приёмы
<использования ложки> или <надевания одежды>, описанные мною в предшествующих
беседах. После первоначального знакомства, которое могло повторяться неоднократно,
я мог побыть в роли обычного родителя, <пасущего> ребёнка на прогулке.
Прогулки мы совершали 1-2 раза в неделю по полтора - два часа, как правило, пешком,
а зимой, при хорошем снеге, на санках. Сын очень любил самостоятельно кататься
на санках по склонам гор. Как он этому научился? Санками мы пользовались с полуторалетнего
возраста, но настоящая <прогулочная> зима для него наступила после 3,5 лет. Естественно,
в самом начале я его просто возил в санках, а с горок катался вместе с ним. Когда
он <освоил> санки - почувствовал, как в них надо сидеть, держаться, тормозить
ногами, как вести себя, если санки <завалятся>, я обучил его кататься с гор.
Для этого, выбрав подходящий склон горы, сначала скатывался вмести с ним, помогал
внизу вылезти из саней, найти верёвку от них, поставить на полозья, если они
завалились, а затем подняться вверх по склону.
Передвижение любого малыша по склону, с которого другие катятся на санках или
лыжах, таит опасность столкновения. Поэтому надо научить ребёнка выбирать самое
безопасное направление. В данном случае - это подниматься только вверх по склону,
а не поперёк его. Наверху, после того, как сын снова усаживался в санки, я помогал
ему ногами найти нужное направление и, убедившись в отсутствии других желающих
скатиться с горы, отпускал санки вместе с ним. Оставаясь наверху, наблюдал за
сыном. Внизу, остановившись, он вылезал из санок и начинал подниматься вверх,
а я хлопками в ладоши помогал ему сориентироваться в направлении движения или
голосом давал необходимые указания: <влево>, <вправо>, <стой> и т.д. При необходимости
я всегда мог сбежать вниз и помочь сыну. Таким образом он катался с гор каждую
зиму до 10 - 12 лет. С шести лет Максим катался в компании старших братьев, которые
проявляли даже большее внимание к его безопасности, чем я. Бывали случаи столкновения
с другими катающимися - у кого их не бывает - но никогда не было серьёзных травм.
В 5 - 6 лет Максим научился кататься с ледяных горок. В этом случае ребёнок должен
знать следующее: съехав вниз, надо быстро убежать (отползти) с зеркала катка
в сторону и чётко, по шуму, издаваемому скатывающимися, и профилю поверхности,
вдоль ледяной горки, определять расположение зеркала катка.
Аналогично мы совершали прогулки летом, выезжая на дачу. Ходили пешком, ездили
вдвоём на велосипеде: в лес собирать грибы и ягоды, купаться на озеро, за покупками
в магазины...
Во время прогулок сын знакомился с другими детьми, принимал участие в совместных
играх. Незрячему ребёнку в два года сложно играть на равных со зрячими сверстниками,
но уже к трём годам он может водить хороводы, делать простые движения по команде
ведущего. Если есть возможность включить малыша в коллективную игру, не отказывайтесь
от неё, играйте вместе с ним. В хороводе, держа ребёнка за руку, вы сможете легко
ему помочь скоординировать свои движения, а он, держась за вашу руку, будет уверенно
чувствовать себя.
Кроме коллективных игр, малыша надо приучать к играм в паре с другим ребёнком.
Не все зрячие дети могут стать хорошими партнёрами, поэтому придётся заняться
поиском. Обычно с незрячим ребёнком 2 - 4-летнего возраста успешно играют дети,
которые старше его на полтора - два года. Они ещё не совсем понимают, что с их
товарищем, но с помощью взрослых могут учитывать во время игры особенности его
поведения. Наблюдайте за игрой детей и, если есть необходимость, подскажите или
помогите вашему ребёнку освоить нужные движения. Не спешите вмешиваться в их
игру, если вам показалось, что зрячий ребёнок своей активностью <забивает> вашего
или немного жульничает, используя недостатки зрения партнёра в свою пользу. Придёт
время, когда ваш ребёнок, освоив <правила игры>, сам разберётся в проблемах,
возникающих у него с партнёром. Во время совместной игры зрячий ребёнок может
дать незрячему столько новых умений, навыков и знаний, сколько не смогут дать
несколько взрослых, потратив на это в десятки раз больше времени. Если у зрячего
ребёнка не получается игра с вашим ребёнком или его действия могут привести к
неприятностям, то, найдя повод, прекратите игры и уведите своего ребёнка. Только
ни в коем случае не ругайте зрячего ребёнка и не говорите плохо о нём при вашем
ребёнке. У малыша не должно быть ни страха, ни негативного отношения к другим
детям. В следующий раз найдёте другого, более разумного партнёра.
Часто родители детей-инвалидов говорят: <Вы что, не знаете, как жестоки здоровые
дети? Они могут называть моего ребёнка слепым, инвалидом! А это же так ужасно!
Такая душевная травма для сына (дочки): Нет, мой ребёнок не будет (не может)
играть вместе со здоровыми детьми>. Давайте попробуем разобраться, что же в действительности
происходит в такой ситуации и чьё душевное спокойствие она нарушает: ваше или
вашего ребёнка-дошкольника?
Во-первых, в дошкольном возрасте, да и в начальной школе, детям не свойственна
жестокость, и если они проявляют акты жестокости по отношению к своим товарищам
по играм, то это, как правило, вина окружающих взрослых. Дети в этом возрасте
скорее чересчур честны и называют все вещи своими именами. Если им взрослый объяснил,
что их товарищ по игре слепой (инвалид), то при определённых условиях это и будет
сказано во всеуслышание. Ребёнок ещё не понимает, что это такое, но скажет про
это в тех же выражениях и с теми же интонациями, с которыми ему давал пояснения
взрослый. А вот не допустить <определённых условий> - обязанность взрослых, и
как это сделать, мы уже говорили.
Во-вторых, ваш ребёнок также не понимает, что такое слепота или инвалидность,
и не мучается по этому поводу. Мучиться по этому поводу он будет только в том
случае, если вы или ваше окружение уже <вбили> ему в голову мысль о своём <несчастье>
- вспомните четвёртую беседу. В повести Короленко <Слепой музыкант> говорится
о том, что слепой ребёнок <страдает> оттого, что не видит свет. Но разве человек
может страдать от того, чего не знает? Ваш ребёнок начнёт понимать, что такое
видеть - не видеть, годам к десяти, а что такое свет, ещё позднее. Поэтому он,
скорее всего, пропустит мимо ушей <оскорбление> - слепой (инвалид) и продолжит
игру. Но может и прервать её, услышав ваш возмущённый голос.
В-третьих. А почему надо скрывать от вашего ребёнка наличие у него проблем со
зрением? На них не следует акцентировать внимание, но и не нужно их скрывать.
Да это и не удастся: в 3 - 4 года малыш захочет сеть на трехколёсный велосипед,
как соседский Петя, или задаст вопрос: <Почему Маша может бегать на перегонки,
а я нет>? И на всё это надо найти нужный ответ или альтернативу. Придётся объяснить,
например, - <Петя может кататься на велосипеде сам, а ты, из-за того, что плохо
видишь, сможешь ездить только со мной, но зато на большом двухколёсном велосипеде>.
Или: <Маша может хорошо днём бегать на перегонки, зато в темноте ты быстрее её
найдёшь нужную вещь на ощупь>. У вашего малыша начнёт формироваться понимание
того, что все люди разные: один может лучше делать одно, а другой другое. Это
поможет ребёнку в будущем не обращать внимания на некорректные замечания окружающих
по поводу его недостатков.
В подтверждение ранее сказанного опишу случай, произошедший с моим сыном на даче,
когда ему было шесть с половиной лет. Максим играл на участке вместе с братьями-погодками,
отдыхающими по соседству с нами. Старшему, Серёже, через месяц исполнялось 9
лет, а Алёша был на год с небольшим младше брата. Они часто играли вместе с Максимом
на нашем или на своём участке, ходили с нами в лес, на озеро и хорошо знали проблемы
Максима. В этот день я привёз из города тифломагнитофон и сказки, записанные
на кассетах - так называемые <говорящие книги>. Максим, хорошо знавший магнитофон,
стал его показывать товарищам. Для братьев такой магнитофон был в новинку, и
это вызвало некоторый ажиотаж. Для демонстрации особенностей магнитофона Максим
вручил его Серёже, а сам стал доставать кассету из коробки. Какое-то неверное
движение - и кассета полетела в густую траву. Максим полез в траву за кассетой.
Сергей, держа в руках магнитофон, дёрнулся и закричал: <Максим, я сам, ты же
слепо:> и осёкся, сообразив, что сказал что-то не то. А Максим, быстро пошарив
рукой в траве и найдя кассету, сказал: <Зато я лучше тебя слышу и знаю, куда
она упала> - и, подойдя к Серёже, стал заправлять кассету в магнитофон. Алексей
был так заинтересован магнитофоном, что даже не заметил ни неловкости Максима,
ни <оплошности> брата. Дальше знакомство с магнитофоном пошло своим чередом,
а я продолжил заниматься своими делами. Должен сказать правду: при возгласе <:ты
же слепо:> у меня ёкнуло сердце, но ответ сына сразу же меня успокоил.
Наблюдая за играми Максима с соседскими детьми, мы быстро выявили тех, кому можно
было полностью доверить Максима, а кому нет. С Серёжей и Алексеем, как вместе,
так и по отдельности, спокойно отпускали Максима гулять за территорию участка.
Ещё было 3 - 4 ребёнка в возрасте от 6 до 10 лет, с которым мы спокойно отпускали
сына. Особенно памятна девочка Саша, на 1,5 года старше Максима. Она с большим
интересом играла с ним во всевозможные игры как у нас на участке, так и вне его,
и за два летних месяца дала ему столько полезного, сколько не дали бы все взрослые
нашей семьи за год. А вот при появлении на нашем участке её ровесницы Люды мы
были настороже. Все её игры сводились к пряткам, прыжкам, беготне и крикам. Мы
разрешали ей играть с сыном только на нашем участке. Люда всегда была победительницей
в играх с Максимом, но могла в любой момент оставить его одного и убежать по
своим делам, никого не предупредив. Но даже такое общение приносило Максиму свою
пользу. Вскоре, без всякой нашей подсказки, у него выработалось осторожное отношение
к Люде и, когда были другие дети, он предпочитал играть и общаться с ними.
Расскажу некоторые эпизоды взаимоотношений Максима с братьями. У Максима есть
родной брат - Дима, который на 10,5 лет старше, и много двоюродных и троюродных
братьев. Со временем было налажено общение со всеми братьями, но наиболее близким
оно сложилось с двумя: родным братом и двоюродным, Мишей, старше Максима на 4
года.
С двухлетнего возраста Максим оставался на попечение Димы. Они быстро находили
общий язык, но разница в возрасте долго не способствовала развитию их близких
отношений. Настоящие братские отношения у них стали складываться позже, когда
Максим учился в старших классах школы.
У Миши с Максимом братские отношения сложились быстрее. Первые их совместные
игры начались, когда Максиму было 2,5 - 3 года. Мы достаточно часто гуляли вместе,
и Миша рано перенял у меня приёмы взаимодействия с Максимом. В 8,5 лет Максиму
подарили компьютер, который они на пару быстро освоили. Ведущим был Миша, он
научил Максима пользоваться клавиатурой и работать с программами. Они часто сидели
рядом перед монитором, Максим что-то выяснял, а Михаил объяснял или показывал.
Через полгода Максим мог на слух самостоятельно сыграть в некоторые игры-<стрелялки>,
дойдя до 3 - 4 уровня. Мишка был для Максима непререкаемым авторитетом. Их дружба
дала обоим очень много.
Благодаря Мише Максим отучился от навязчивого движения - давления на глаза согнутыми
фалангами пальцев. Этот вид навязчивого движения наблюдается практически у всех
детей с РН. Не допустить, а тем более избавиться от этой привычки очень сложно.
У некоторых она наблюдается и в двадцатилетнем возрасте.
С девятилетнего возраста Максим каждое лето выезжал с группой незрячих детей,
играющих на духовых инструментах, в детский оздоровительный лагерь. Однажды летом
вместе с Максимом в лагерь поехал Миша. Максиму было уже 12 лет, но он никак
не мог избавиться от привычки давить на глаза. Миша, зная это, постоянно одёргивал
Максима. Наступил день, когда Мише надоело делать замечания брату (стыдно перед
товарищами), и, зная, что Максим не любит сыра, Миша поставил условие: <Максим,
десять раз надавишь на глаза - съешь кусок сыра>. Товарищи поддержали и пообещали
пожертвовать на это свои куски сыра. Перед Максимом стоял выбор: не давить на
глаза или быть накормленным сыром. Не принять это условие старшего брата, да
ещё поддержанное товарищами, Максиму не позволило самолюбие. В тот же день Максим
съел несколько кусков сыра. На другой день - два куска. На третий или четвёртый
день - ни одного. С той поры Максим не давит на глаза и с улыбкой вспоминает
эту историю, съедая очередной бутерброд с сыром (со временем он научился и этому).
Мы отучали Максима от давления на глаза более 10 лет, а Миша, при поддержке товарищей,
решил эту задачу в течение нескольких дней.
На этом примере хорошо видно, что в детских коллективах часто решаются коррекционные
задачи, непосильные для взрослых. Но направлять ребёнка, имеющего нарушения в
развитии, в обычный лагерь без создания специальных условий нельзя, а создание
таких условий во многом зависит от родителей.
Например, по инициативе общественной организации родителей[4] Санкт-Петербурга,
в которой я работал, был организован отдых детей-инвалидов. Ежегодно с 1992 года
из Санкт-Петербурга выезжают на отдых в оздоровительные учреждения (лагеря, пансионаты)
Ленинградской области, Карелии, Черноморского побережья несколько тысяч детей,
имеющих различные отклонения в развитии. Дети отдыхают в сопровождении родителей
или в составе детских групп.
Я расскажу только о выездах групп незрячих детей в обычный детский оздоровительный
лагерь. Мы направляли в лагерь детей, объединённых общим интересом, группами
по 15 - 30 человек. В составе группы обязательно было несколько зрячих детей.
Вместе с детьми выезжали кто-нибудь из работников школы, на 6 - 8 детей один
взрослый - сопровождающий. Бывало, что в качестве сопровождающих привлекались
отдельные родители, но это было очень редко. Участие родителей, как правило,
создавало некоторую дисгармонию во взаимоотношениях участников поездки. Отдых
каждой группы проводился по социально-реабилитационной программе: <Духовой оркестр>,
<Хор и оркестр>, <Ориентировка в больших пространствах>, <Спортивное развитие>
и др. В группу входили дети разного школьного возраста. В лагере каждая группа
становилась отрядом и жила своей жизнью, определённой реабилитационной программой.
Это создавало некоторую обособленность группы от остальных отрядов, но не исключало
её участия в общей жизни лагеря. Дети участвовали в лагерных мероприятиях. Духовой
оркестр играл на всех массовых мероприятиях лагеря. Почти в каждом заезде организовывались
выступления творческих коллективов незрячих детей, и обязательно несколько номеров
выставлялись на общелагерных концертах. Знание способностей друг друга, взаимоподдержка,
хорошее взаимопонимание с сопровождающими позволяло детям в кратчайшие сроки
(иногда за сутки) готовиться к конкурсам, <кавээнам> и занимать первые места.
Во время, свободное от репетиций, тренировок и других дел, предусмотренных программой,
дети занимались в лагерных кружках и секциях. Мальчики с хорошим остатком зрения
играли с детьми из других отрядов в спортивные игры. Девочки участвовали в костюмированных
балах, различных выставках и конкурсах. Все ходили на дискотеки. Дети за три
недели пребывания в лагере осваивали то, чему родители не могли научить их месяцами.
Педагоги музыкальной школы говорили: <В лагерях, на репетициях делалось больше,
чем за две - три четверти учебного года>.
Поездки на отдых без родителей стали хорошим средством развития самостоятельности
у детей и приобретения навыков общения со зрячими сверстниками. После каждой
такой поездки дети приезжали окрепшие, полные чувства собственного достоинства.
По отзывам самих детей, отдых с родителями не всегда давал такую эмоциональную
зарядку, какую они получали в лагере.
Гуляйте, знакомьтесь, общайтесь. С раннего детства приучайте детей к самостоятельности,
к познанию окружающего мира. Не ограждайте ребёнка от общения со зрячими детьми.
Наступит время, когда вы и окружающие будут относиться к нему, как к обычному
ребёнку со своими <особенностями>, а у вас появится время для собственного отдыха
- без него.
[1] <Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотечка для родителя>
В.А. Феоктистова и др. РИО ИПТК <Логос> ВОС, Москва, 1993 г.
[2] Закон РФ <Об Образовании>
[3] Такое бывает либо в будние дни, либо в первой половине выходного дня. (авт.)
[4] Санкт-Петербургская ассоциация общественных организаций родителей детей-инвалидов
<ГАООРДИ>
Выпуск листа на новом месте: 1434