[TIFLO] Слепые с парашютом

"Школьный вестник" N10, 2005
Марина Корец
Мария Ставрова
БЕЗУМСТВО ХРАБРЫХ ВИДЕЛИ ПТИЦЫ
Двое слепых одесситов прыгнули с парашютами. Зачем?
- Мы прыгали на старом военном аэродроме Лиманский в Одесской области, - рассказывает
Валерий Пылев. - С борта самолёта Ан - 2, с высоты 900 метров. <Юра, как дела?!>
- крикнул я в воздухе. <Прекрасно, Константиныч!> - отозвался друг. И мы <поплыли>
вниз на расстоянии метров 100 - 150 друг от друга, внимательно слушая команды,
подаваемые с земли через мегафон: <Вправо!>, <Влево!>, <На себя!>, <Ноги!>:
Прыжок задумали не для острых ощущений, их у слепых и так хватает.
- Мы посвятили его 60-летию Победы над фашистами (мой отец, Сергей Миронович,
политрук, погиб под Сталинградом) и дружбе Украины с Россией, - говорит Пылев.
- Нас с Юрой очень огорчает, что в последнее время наши родственные страны имеют
разногласия.
66-летний Валерий Пылев в прошлом военный лётчик. Родился в Узбекистане, окончил
Саратовское суворовское училище, там и совершил свой первый прыжок с парашютом.
Затем лётное училище в Кировограде, а в 1974-м - Академию гражданской авиации
в Ленинграде.
Прослужив два года, попал под сокращение. Пришлось переучиваться: летал на вертолёте
И - 4, на самолётах Ан, Як - 40, Ту - 134, Ту - 154. Последняя должность Пылева
- командир Ту - 154 в одесском авиаотряде.
- Самый длинный мой рейс - Одесса - Владивосток, - вспоминает он с тоской. -
Летал 30 лет, налёт - 11 тысяч часов, более ста прыжков, 1-й разряд по парашютному
спорту: Я неоднократно бывал в местах повышенной радиации, да и многолетние полёты
на большой высоте, где мы, лётчики, подвергаемся жёсткому космическому облучению,
здоровья не прибавили - на высоте более 9 тысяч метров защитного ионного слоя
нет. А тут ещё мои голубые глаза: светлая радужка в отличие от тёмной пропускает
излучение. Отсюда профессиональная травма: лучевое поражение сетчатки:
Валерий Пылев неоднократно попадал в различные передряги. Случались и аварии.
Как-то в горах Кавказа, при заходе на посадку против солнца, вертолёт с экипажем
рухнул вниз: винт зацепился за скалу... Пылева сочли погибшим, и супруга в его
честь - Валерием - назвала их сына. <А я выжил! Полгода пролежал в госпитале,
а потом очухался и ещё 25 лет летал!> По данным Всемирной организации здравоохранения,
средняя продолжительность жизни лётчика, который налетал шесть тысяч и более
часов, - 55 лет. Так что я долгожитель и к тому же прадедушка! А мой Валерка
тоже лётчиком стал. Летал в Одессе на гражданке. Окончил Высшее авиационное училище
гражданской авиации - то самое кировоградское, но уже с другим названием. 17
лет отлетал и уже на пенсии! - смеётся собеседник.
39-летний Юрий Качановский родился в небольшом городке Винницкой области, до
трёх лет оставался абсолютно слепым. Сейчас, после ряда сложнейших операций,
перенесённых в детстве, он видит совсем чуть-чуть. Но недуг его не сломал: окончил
одесскую специализированную школу N 93 для слепых детей, потом факультет романо-германской
филологии Одесского национального университета имени И. Мечникова по специальности
<немецкий язык и литература>, а сейчас оканчивает здешнюю академию по специальности
<правовед>.
- Прыжок не считаю подвигом, - говорит Юрий. - Незрячие люди ежедневно совершают
более смелые поступки, например, переходят дорогу. Попробуйте пересечь проезжую
часть, не видя мчащихся автомобилей. Для этого нужно обладать истинной отвагой.
Мы прыгнули, чтобы в нас, незрячих, зрячие поверили:
Выпуск листа на новом месте: 1433