[TIFLO] Харьковские кобзари
Харьковские кобзари собираются обучать незрячих детей
После десяти лет подпольной деятельности местные кобзари вышли в люди. В прошлом
году они официально заявили о своем существовании и зарегистрировались.
Теперь музыканты собираются возрождать кобзарские традиции среди воспитанников
интерната для слепых детей и УТОСа.
foto/1834
Более 70 лет кобзари вынуждены были скрываться. В 30-е годы их вполне могли загнать
в лагерь и даже расстрелять. Недалеко от Харькова в селе Куряжанка находится
братская могила музыкантов. Туда их свозили и расстреливали. Сколько кобзарей
там полегло, одному Богу известно. Теперь власти обеими руками за то, чтобы
возродить кобзарские традиции, но делать это некому.
Возрождать кобзарское движение в нашем регионе начал анестезиолог-реаниматолог
Константин Черемский. Он уже 16 лет совмещает работу в больнице и кобзаревание.
- Впервые услышал бандуристов, когда был еще студентом, - вспоминает Константин.
- Это были музыканты из Киева. Понравилось так, что захотелось самому научиться,
хотя до этого музыкой не занимался.
В Харькове не нашлось ни одного учителя, поэтому за знаниями доктору пришлось
ехать аж в столицу к знатному мастеру Григорию Ткаченко, который еще в 1914
году перенял мастерство у харьковских незрячих кобзарей.
Кобзарь научил Константина не только музыкальной грамоте, но и тому, как мастерить
инструменты. Дело в том, что бандуру или кобзу в магазине не купишь.
Инструменты можно приобрести только у мастеров. Да и стоят они недешево - от
300 долларов и выше (цена зависит от имени мастера).
Анестезиолог смастерил уже более десятка разнообразных инструментов: древнерусские
гудки, лиры, гусли, бандуры, кобзы. Сейчас пытается овладеть технологией
изготовления <панских> инструментов. Например, торбанов, на которых играла польская,
российская и украинская знать.
Сейчас в харьковском братстве около десятка освященных кобзарей - тех, которые
уже получили лицензию на самостоятельную деятельность. А попасть в кобзарское
братство непросто. Для этого нужно пройти полный курс обучения (а это три года
и три месяца) и сдать экзамен перед громадой (музыкантами со всей страны).
Это почти тайное мероприятие, посторонних туда не пускают.
- Два раза в год - на Троицу и Покрову - кобзари всей Украины съезжаются на сборы.
На них решают, кого принять в братство, кого исключить, - рассказал Константин.
Громада также выдает лицензии на самостоятельное кобзаревание и дает разрешение
на набор учеников. Желающие получить лицензию должны продемонстрировать
виртуозную игру на инструменте, умение музицировать на улице (этот экзамен вся
почетная громада принимает на одной из улиц столицы), а также выучить12
псалмов и хотя бы одну-две думы.
- Репертуар в основном передается в устной форме, печатных изданий нет. Есть
немного кассетных записей, которые ходят по рукам, - рассказал Черемский. -
Сохранилось сакральное наследие: молитвы, заговоры, премудрости гадания, есть
даже описание способов самообороны кобзарей.
Тот, кто собирается заняться обучением, должен сдать еще один экзамен. Для учителя
уже недостаточно виртуозного владения инструментом, нужно еще уметь импровизировать.
К слову, сейчас 37-летний кобзарь готовится ко второму экзамену, который назначен
на Троицу.
- Для меня он намного серьезней, чем экзамены в университете и защита диссертации
(Костя защитил диссертацию по кобзарству в академии культуры. - Ред.),
- признался кобзарь.
Кстати, до 1902 года по законам братства вступить в него могли исключительно
незрячие. Сейчас среди бандуристов-кобзарей больше как раз тех, кто видит.
Чаще всего это молодые парни (средний возраст - 20 лет). В остальном современные
кобзари стараются не отступать от традиций. К примеру, слабый пол до сих
пор и близко к инструментам не подпускали.
- Считалось, если женщина возьмет в руки бандуру или кобзу, то инструмент замолчит
навсегда или как минимум расстроится, - рассказал Константин.
Супруге кобзарь инструмент в руки тоже не дает. Максимум,
что разрешено благоверной, - это вытереть пыль.
Каждое лето дружной компанией харьковские кобзари отправляются на промысел. Заработать
удается немного, зато впечатлений - вдоволь.
- По идее, во время странствия мы должны жить на то, что заработаем своей игрой.
Но на всякий случай у каждого в кармане есть деньги, - признался Константин.
- Когда в гостинице приходится заночевать, когда на машине подъехать, когда еду
купить:
Странствующие музыканты уже обошли Харьковскую, Луганскую области и часть Донецкой.
Говорят, что люди реагировали очень приветливо, особенно в селах, где
еще помнят старых кобзарей.
Сейчас в братстве заняты подготовкой к новому проекту - хотят возродить кобзарские
традиции среди незрячих.
Марина Осийчук, для <Вечерки>
23 ноября 2005г.
Газета "Вечерний Харьков"
Выпуск листа на новом месте: 1496