Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Третий съезд тифлопедагогов

"Наша жизнь" N3, 2005г.

Третий съезд тифлопедагогов России (ноябрь, 2004 г.) на специальной секции подробно
проанализировал состояние дел дошкольного, школьного образования и абилитации
(реабилитации) детей с нарушением зрения. Редакция <НЖ> предлагает вниманию читателей
статью участницы съезда - доктора психологических наук, профессора Л.И. Плаксиной
по этой наиактуальнейшей проблеме.

Школа: проблемы ждут решения
Россия на рубеже ХХ-ХХI в.в. переживает сложный период трансформации общественного
развития и радикальных социальных преобразований, стремясь выйти на уровень
мировой цивилизации. Вместе с тем в российской действительности этот процесс
сопряжен с обширным кризисом практически во всех сферах жизнедеятельности общества
- социально-политической, социально-экономической, духовно-нравственной.

Коренные изменения в жизни страны, реформирование российского общества в значительной
степени обострили проблемы образования, социализации и интеграции лиц с ограниченными
возможностями здоровья, и в частности, детей с нарушением зрения. В сложившейся
ситуации дети-инвалиды и воспитывающие их здоровые родители, а тем более родители,
сами являющиеся инвалидами, поставлены в условия борьбы за выживание. За время
рыночных реформ подавляющее большинство инвалидов лишились работы. Незрячие,
как правило, теряли ее по причине закрытия предприятий ВОС. Аналогичная участь
постигла и многих незрячих, работавших вне системы Общества слепых. Вместе с
тем имеется немало примеров, когда инвалиды, в том числе и по зрению, в перестроечное
время сами сумели обеспечить себя работой. Одним удалось удачно трудоустроиться
в фирмы и на престижные предприятия за счет своих хороших профессиональных знаний
и умений, другие состоялись в малом бизнесе, третьи проявили большие организаторские
способности и сочетают общественную деятельность в Обществе слепых с предпринимательством.

Практика показывает, что развивающийся в последнее десятилетие рынок труда
требует от людей с физическими и психическими нарушениями, в частности от незрячих,
высокой конкурентоспособности. Это, в свою очередь, выдвигает как приоритетную
задачу качественной и комплексной абилитации и реабилитации, начиная с раннего
детства. Однако общество еще не изжило отношение к инвалидам как к людям, которые
ограниченны в профессии и чаще всего не дают обществу никакой отдачи.

Само понятие <инвалид> трактуется как <лицо, частично или полностью потерявшее
трудоспособность>. Такое толкование значительно сужает понятие инвалидности,
так как не только потеря трудоспособности характеризует его. При определенных
условиях ограничения возможностей к самореализации у человека разрываются связи
с социумом. В советский период главной задачей социальной помощи считалось обеспечение
пенсии, лечения, протезирования и других видов экономической помощи. Нигде не
упоминались важные в жизни инвалида вопросы - это создание для него полноценных
условий личностной социальной адаптации и абилитации, в случаях необходимости
и реабилитации.

Такие понятия, как <социальная адаптация и реабилитация>, просто отсутствовали
в словарях, так как они не были разработаны в науке и практике с точки зрения
необходимости их реализации в жизни. Исходя из этого, изначально следует рассматривать
взгляды на социальную политику в недавнем прошлом как попытку скрыть, не замечать
трудности, возникающие у инвалида, непонимание того, насколько важно для него
самостоятельное решение проблем образования, получения профессии, организации
быта, пользования культурным наследием и многим другим. Правительство все сделало
для того, чтобы показать их внешнее благополучие, при этом количество инвалидов
в стране в сборе статистических данных оговаривалось рядом условий ограничительного
порядка. Если и проводились работы по сбору данных, то их нельзя было публиковать.
Их использовали только по узковедомственным каналам. Так, например, долгое время
в Институте дефектологии Академии педагогических наук под руководством М.И. Земцовой
изучался контингент школ слепых и слабовидящих. Полученные данные, чаще всего,
служили для отслеживания состояния здоровья и зрения и использовались в научных
целях для совершенствования системы специального образования детей-инвалидов
по зрению, между тем полученные результаты нельзя было опубликовать и использовать
в более широкой практике. Вот почему до настоящего времени данные о количестве
детей-инвалидов носят приблизительный характер, так как в стране отсутствует
система учета инвалидов, а статистические данные различных министерств часто
не совпадают.

Отсутствие профессиональной службы выявления и учета детей с нарушением зрения,
начиная от рождения, становится причиной отсутствия точных данных о количестве
таких детей в стране. Проблема же эффективной подготовки детей с нарушением зрения
к полноценной самостоятельной жизни обострена еще из-за того, что число инвалидов
по зрению, как и других категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья,
в России, как и во всем мире, возросло. Так, по данным Всемирной организации
здравоохранения, 225 миллионов человек на планете имеют значительные зрительные
расстройства, из которых около 45 миллионов являются слепыми. В России численность
инвалидов с нарушением зрения составляет 28,8 человек на каждые 10 000 взрослого
населения. Уровень первичной инвалидности по зрению в РФ на 1999 г. составил
3,1 на 10 000 населения против 1,3 в 1989-м. Причем у 55 процентов инвалидов
по зрению от 19 до 50 лет зрительные расстройства возникли в детском возрасте.
Уровень детской инвалидности по зрению составляет 5,2 на каждые 10 000 человек
соответствующего возраста (Е.С. Либман, Е.В. Шахова, 2000 г.).

Изучение особенностей социального развития и социальной адаптации детей-инвалидов
по зрению показало, что значительная их часть, особенно слабовидящие, учатся
в массовых школах, где они зачастую оказываются в группе неблагополучных в обучении
или поведении.

Анализируя мнение инвалидов об их положении в обществе (данные Научно-исследовательского
центра при Институте молодежи), можно констатировать, что 80 процентов не довольны
своим положением. При этом 26 процентов из них отмечают, что отношение нисколько
не улучшилось, 10 процентов говорят об ухудшении своего положения. 50 процентов
инвалидов живут на очень низком уровне обеспечения, 30 процентов считают, что
их положение критическое, не хватает средств на элементарные вещи: пищу и одежду.
Для 60 процентов инвалидов проблема поиска работы отмечается как первоочередная.
В возрастной группе инвалидов 16 - 19 лет такая проблема наблюдается в 79 процентов
случаев, в группе инвалидов в возрасте после 40 лет эта проблема наблюдается
у 42 процентов.

Самые большие проблемы возникают перед выпускниками спецшкол. Где жить? Где работать?
Можно ли прожить на пенсию? Кто мне поможет? Наибольшие трудности социальной
адаптации и трудоустройства у детей-инвалидов с детства, которые, получив аттестат,
но не имея профессии, остаются невостребованными в обществе. Создавшаяся критическая
ситуация выдвигает в число важнейших направлений государственной политики как
в России, так и в других странах мира, проблему эффективной абилитации и реабилитации
детей с ограниченными возможностями здоровья.

Успешность социальной адаптации, реабилитации и интеграции слепых и слабовидящих
определяют два основных фактора: это социально-политическое и экономическое устройство
и состояние общественного развития, связанного и обусловленного ими отношения
к инвалидам в обществе; возможность полноценного личностного развития и обретения
социальной компетентности инвалидами. Возникает необходимость рассмотрения системы
мер и средств, обеспечивающих социальную адаптацию и интеграцию инвалидов в общество.

Основные направления комплексной абилитации и, если уже имеется необходимость,
реабилитации слепых и слабовидящих, включают:

медицинскую реабилитацию - восстановление зрения и здоровья, профилактику остаточного
зрения в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий;

психологическую реабилитацию - психологическую поддержку и психокоррекционное
восстановительное воздействие на психику детей с нарушением зрения для формирования
у них социально адаптивных компонентов психических проявлений по отношению к
себе и социальному окружению;

элементарную реабилитацию - восстановление и формирование навыков самообслуживания,
мобильности, ориентировки в пространстве и компенсаторных навыков общения с людьми
и окружающей средой;

педагогическую реабилитацию - формирование знаний, навыков и умений в процессе
воспитания и обучения;

профессиональную реабилитацию - профориентация, профессиональная подготовка и
трудоустройство;

техническую реабилитацию - формирование определенной компетентности в овладении
достижениями научно-технического прогресса (использования тифлотехники, компьютерных
технологий и других технических средств);

социокультурную реабилитацию - развитие творческих способностей, умение пользоваться
культурным наследием общества.

Трудности решения проблем абилитации и реабилитации усугубляются, с одной стороны,
консерватизмом и недостаточной компетентностью специалистов учреждений различных
ведомств, невостребованностью обществом возможностей инвалидов. С другой стороны,
слабой подготовленностью инвалидов к самостоятельной жизни, обусловленной, прежде
всего, отсутствием в стране рациональной и полной (всесторонней) комплексной
медицинской, социальной, психологической и педагогической помощи ребенку-инвалиду.

На современном этапе развития России общественное сознание постепенно переживает
радикальные изменения по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Наступает
новый период эволюции отношения к человеку с проблемами в развитии, основанный
на принципе равных возможностей для реализации своего потенциала в интегрированных
условиях существования через систему реабилитационных мер, способствующих восстановлению
нарушенных связей между инвалидами и обществом.

Анализ реабилитации детей с ограниченными возможностями и результатов научных
исследований в этой области показывает, что в настоящее время такая система еще
не создана. Вместе с тем в отечественной тифлологии остается неразработанной
концепция и модель комплексной абилитации и реабилитации детей-инвалидов по зрению,
что позволило бы значительно повысить качество социальной компетентности выпускников
школ III - IV видов и их интеграцию в общество. Основным показателем успешности
социальной компетентности инвалидов по зрению является степень их интеграции
и утверждения в обществе

Изменившиеся в последние годы экономические и социальные условия жизни не могли
не отразиться на специальном образовании, в частности, на образовательных учреждениях.
Психолого-педагогическое изучение развития детей с нарушением зрения, посещающих
специализированные дошкольные, школьные образовательные учреждения, позволяет
констатировать, что уровень профессиональной помощи детям недостаточен, слабо
представлена коррекционно-развивающая среда, не обеспечено раннее выявление детей
и организация помощи им в семье, а родители не знают, как воспитывать ребенка
с глубокой глазной патологией (слепых, слабовидящих). Между тем раннее выявление
зрительного дефекта и обеспечение комплексной офтальмо-психолого-педагогической
помощи предопределяют успешность социальной реабилитации и адаптации детей с
патологией зрения.

Назрела острая потребность объединения усилий различных государственных и общественных
структур для координации вопросов медицинской и психолого-педагогической помощи
детям с нарушением зрения. Существует потребность комплексной систематизации
научных и практических данных, позволяющих дифференцировать коррекционную помощь
детям дошкольного возраста в зависимости от степени выраженности зрительного
дефекта (слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией) в условиях
семьи, специальных дошкольных учреждений и детских садов комбинированного и общеобразовательного
видов. Современное развитие тифлопсихологических и тифлопедагогических знаний
проблем детей с нарушением зрения осуществляется не только в направлении глубокого
изучения дефекта, но и расширения понятия <зрительный дефект> за счет выделения
детей с парциальным (частичным) поражением зрительного анализатора, исходя из
принципов дифференцированного подхода.

Выделены группы детей с глубокой глазной патологией - слепые и слабовидящие -
и дети с косоглазием и амблиопией. У последних при раннем выявлении и своевременном
лечении в довольно значительном количестве случаев удается восстановить функции
зрения, иногда даже в пределах нормы. В настоящее время существует сеть специальных
дошкольных учреждений смешанного вида, куда поступают, в основном, дети с косоглазием
и амблиопией, немного слабовидящих и совсем мало слепых детей. Большая часть
слепых детей находится дома, им не оказывают специальную коррекционную помощь,
из-за чего их развитие сдерживается.

В последнее время организованы консультативные группы для детей с нарушением
зрения при детских садах. Основной их целью является:

- выявление детей с нарушением зрения, нуждающихся в комплексной медико-психолого-педагогической
помощи;

- консультирование родителей и разработка совместно с ними программ развития
детей и создания соответствующих условий;

- обучение родителей методам, средствам и приемам воспитания и обучения детей
с нарушением зрения;

- изучение успешности в развитии и продвижении детей в процессе обучения и воспитания.

Следует заметить, что опыт только начинает складываться, еще нет научно обоснованных
методических разработок, что определяет возникающие трудности работы, особенно
с родителями, которые подчас совсем не умеют общаться со слепыми детьми.

До 1992 г. каждая российская школа для слепых и слабовидящих комплектовалась,
как правило, помимо детей своего региона, живущими в близлежащих к ней областях,
краях и республиках. В последние десять лет средства на обучение органы образования
на местах стали отпускать только на детей, прописанных в том регионе, где она
находится. Во-первых, это приводит к тому, что администрации школ вынуждены требовать
оплату за обучение детей из других регионов, где нет для них специального образовательного
учреждения. Регионы же, в которых дети прописаны, зачастую отказываются перечислять
деньги, что, в свою очередь, приводит к оттоку учащихся из школ с хорошим опытом
работы. Отток учащихся приводит к недостаточной укомплектованности школ. Это,
с одной стороны, грозит школам закрытием, а, с другой стороны, лишает часть детей
из регионов, где нет школ III и IV видов, не только специальной образовательной
помощи, но и гарантированных государством общеобразовательных услуг.

Многие дети, не охваченные специальным образованием и нуждающиеся в обучении
с помощью системы Брайля, оказываются на надомном обучении при массовой школе
по месту жительства, а слабовидящие ученики - формально интегрированными в массовую
школу. Формализм обучения обусловлен тем, что, как правило, в процессе учебы
интегрированных слабовидящих детей педагоги не учитывают особенности их зрительных
возможностей. Кроме того, надо признать, что учителя массовых школ никакой коррекционно-компенсаторной
психолого-педагогической помощи учащимся с нарушением зрения практически не оказывают
из-за недостатка у них соответствующих знаний. Во-вторых, даже в тех случаях,
когда директорам школ III и IV видов удается принимать на бесплатное обучение
детей из других регионов (например, Нижегородская и Липецкая школы), находится
много семей, которые по причине материальных трудностей не имеют возможности
возить своего ребенка на большое расстояние от дома.

Во многих регионах семьи детей-инвалидов, реализуя права своего ребенка на образовательные
услуги, справедливо добиваются от местных органов образования открытия специальных
классов при массовой школе или специальной школы для детей с нарушением зрения.
Если не удается этого сделать или определить ребенка на надомное обучение при
какой-либо школе, то он оказывается вне системы гарантированных Конституцией
образовательных услуг. Приходится констатировать, что в регионах есть слепые
дети, которые не посещают школу и остаются неграмотными.

Ситуация усугубляется ростом числа детей, у которых слепота и слабовидение осложнены
сопутствующими заболеваниями или дополнительными отклонениями в развитии. Многие
из них не могут обучаться в другом городе и жить в интернате, прежде всего, по
состоянию своего здоровья (эпилепсия, диабет, нарушение опорно-двигательного
аппарата и др.). В результате сложившегося положения и происходящих изменений
в России появились и функционируют в настоящее время школы в тех регионах и городах,
в которых их ранее никогда не было. Одной из главных проблем школ является трудность
оснащения их специальными учебниками, дидактическим материалом и тифлотехническими
средствами, а также отсутствие педагогов, владеющих методикой обучения детей
с нарушением зрения. Практически в каждой вновь открывающейся школе ощущается
острая потребность в специалистах-педагогах, знающих систему обучения детей
Брайлю. Вот почему необходима подготовка учителей-тифлопедагогов для школ слепых
и слабовидящих.

Однако проблема кадров остро стоит не только во вновь образовавшихся школах.
Дело в том, что в 70-х - 80-х годах прошлого века количество незрячих детей сокращалось,
а число слабовидящих неуклонно росло. Не останавливаясь на причинах этого явления,
заметим, что оно привело к изменению контингента учащихся. Постепенно школы,
которые традиционно обучали слепых детей, превращались в учреждения для слепых
и слабовидящих, а в отдельных сосредотачивалось больше слабовидящих. Незрячих
же детей, которые, по данным М.И. Земцовой (1978 г.), составляли около 10 процентов
от общего числа охваченных обучением детей с нарушением зрения, отправляли в
соседние области (края, республики) в школы для слепых.

Таким образом, большинство российских школ для детей с нарушением зрения в 70-х
- 80-х годах XX в. специализировались на обучении слабовидящих детей, то есть
были школами IV вида. Число школ для слепых детей неуклонно сокращалось, и фактически
к началу 90-х годов в России осталась только одна - Московская n 1. Все остальные
либо официально комплектовались только слабовидящими детьми, либо слепыми и слабовидящими.

В настоящее время, когда каждому региону приходится обучать <своих> слепых и
<своих> слабовидящих, педагоги испытывают особенно большие трудности в обучении
именно незрячих школьников. Это вызвано тем, что за годы обучения только слабовидящих
детей (в Тольятти, Шадринске, Троицке и др.) был утрачен опыт работы с незрячими
учащимися: потеряны и (или) списаны наглядные пособия и книги, изданные рельефно-точечным
шрифтом; утрачены передававшиеся от опытных педагогов молодым методики обучения.
Перечисленные обстоятельства привели к тому, что большое число инвалидов по зрению
либо вообще не обучается, либо обучается весьма формально, так как не получает
необходимой коррекционно-педагогической помощи, готовящей их к полноценной самостоятельной
жизни в обществе.

Одной из самых значительных проблем спецшкол является отсутствие нормативных
документов, позволяющих детям кроме цензового образования получать специальные
знания и умения, а выпускникам чувствовать себя абилитированными и реабилитированными.
Нормативными актами не узаконены тифлопедагоги, проводящие с детьми специальные
коррекционные занятия, не сформулированы гарантированные государством стандарты
специальных знаний, умений и навыков, обязательных для каждого выпускника и значимых
для последующей интеграции в открытое общество. Использование школами устаревших
нормативных документов при комплектовании классов для слепых и слабовидящих наносит
ущерб здоровью многих учащихся, так как с использованием плоскопечатного шрифта
зачастую обучаются дети, чье зрение нуждается в бережном отношении и весьма дозированном
и специфическом использовании.

В настоящее время накоплено достаточно знаний о зрительных возможностях детей
с нарушением зрения, что позволяет создать документы, следование которым не будет
причинять вреда ребенку, а напротив обогатит его адаптивные возможности. Следствие
перечисленных факторов - появление в образовании и воспитании слепых и слабовидящих
детей следующих проблем:

- поиска путей поддержания и сохранения существующих школ III и IV видов в качестве
центров, имеющих специальные учебные пособия, специальное оборудование и кадры
с опытом учебно-воспитательной работы с незрячими и слабовидящими школьниками;

- специальной подготовки и переподготовки педагогов вновь открывшихся классов
и школ, которые не имеют никакого опыта обучения, воспитания и тем более абилитации
и реабилитации детей с нарушением зрения. Заметим, что дефицит квалифицированных
тифлопедагогах хронически испытывают практически все российские детские сады
и школы для детей с нарушением зрения.

Разработка принципов организации системы непрерывной и взаимосвязанной медико-психолого-педагогической
поддержки инвалидов по зрению в дефектологической науке находятся в стадии теоретического
и практического поиска, что определяет трудности осуществления данной работы.
Факты успешной социализации служат наиболее убедительным аргументом для систематизации
и расширения форм социальной поддержки инвалидов для обеспечения им выбора образа
жизнедеятельности с учетом их возможностей и потребностей.

Ожидание обществом отдачи результатов от деятельности может служить гарантией
заинтересованности государства судьбой инвалидов по зрению как равноправных членов,
вносящих свой трудовой вклад в достояние страны.

Сегодня много говорится о модернизации специального образования, но значительное
количество положений о социальной адаптации, реабилитации, интеграции теоретически
еще не проработано. Изучение истории специального образования показывает, что
различные реформы не всегда достаточно оснащены научно-методическими разработками,
прогнозирующими результат нововведений. Подчас они под лозунгом обновления разрушают
то положительное, что является основой всей системы. Именно это наблюдается в
настоящее время, так как даже в Федеральном агентстве по образованию РФ полностью
отсутствует служба, которая ранее курировала проблемы воспитания и обучения детей
с нарушениями здоровья.

Выпуск листа на новом месте: 699

Ответить   Fri, 15 Apr 2005 01:36:27 +0400 (#351331)