Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Образование

Виктор Садовничий: <Сейчас проблема поиска талантливых ребят стоит
гораздо
острее...>

В связи с празднованием 250-летнего юбилея к Московскому университету
приковано самое пристальное внимание.

От имени читателей мы задали ректору МГУ Виктору САДОВНИЧЕМУ несколько
вопросов.

-- Виктор Антонович, что вы можете сказать об уровне подготовки
абитуриентов МГУ? Как он меняется год от года?

-- Уровень подготовки наших абитуриентов не стал ниже. Нельзя сказать,
что они адаптированы к новому времени. Например, прошлогодние варианты
на мехмат -- не слабей, чем были в то время, когда мы поступали.
А если говорить в целом о школьном образовании, оно, безусловно, стало
слабее. Кроме того, поменялся и взгляд на него. У нас была 10-летка
с довольно строгим уровнем. Сейчас же обсуждается вопрос о том, что
не надо всем такого образования -- надо профилировать. Если кто
не способен к математике, его и учить не надо. Спорные вопросы. Но они
сейчас побеждают. Поэтому образование сейчас, конечно,
дифференцированное. Есть очень хорошие школы -- например, спецшколы,
наша школа-интернат. Их много -- сотни. Они готовят абитуриентов
хорошего класса, который нас устраивает.

-- Но ребята дифференцированы не только и не столько по уровню знаний,
сколько по кошельку.

-- Да, они дифференцируются еще и по поддержке. Даже в каждом
небольшом городе есть элитные лицеи, а есть и школы, где один учитель
по всем предметам.

-- Так как же пробиться талантливому человеку из того самого местечка
с одним учителем?

-- Безусловно, это проблема. Вот почему мы настаиваем на олимпиадах,
на поиске. Надо не просто вернуть это движение, нужно сделать его
гораздо шире. Ведь сейчас проблема поиска стоит гораздо острее.

-- Ну, хорошо, преподаватели приехали, набрали талантливых ребят. А на
что они будут учиться?

-- Не волнуйтесь, таких ребят мы выучим. Во-первых, у нас есть
социальная программа поддержки нуждающихся, мы им платим довольно
прилично, на <чай> хватает. Во-вторых, всякий студент, может
и подработать.

-- Но ведь учиться, например, на мехмате и подрабатывать довольно
трудно...

-- Да, верно. Но ребята находят какие-то формы, например, репетируют.
Главное все-таки -- найти и привести, тут уж человек не умрет
с голоду. Есть и еще одна серьезная проблема -- нужно, чтобы
он психологически был готов ехать. Потому что многие сейчас хотят
учиться на местах, в местных открытых университетах.

-- Сейчас можно, не выезжая, учиться и в Москве -- был бы компьютер
и Интернет. Как вы относитесь к дистантной форме обучения?

-- Я считаю, она не является полноценной для подготовки
высококлассного специалиста. У нас в МГУ другая система -- тьютерство,
кураторство, научный руководитель. Тогда получается специалист.
А когда только контрольные работы по Интернету... Конечно, любое
образование полезно, но такая форма получения знаний не заменит
традиционную университетскую Школу. И во всем мире дистантное
образование не является той формой, которая готовит научных
сотрудников, элиту.

-- Многих читателей интересуют вопросы трудоустройства. Какие
перспективы у выпускников университета?

-- Среди выпускников МГУ нетрудоустроенных нет. Другое дело, некоторые
говорят, что пошли работать не по специальности. Но это тоже тонкий
вопрос. Например, выпускник мехмата работает аналитиком в каком-то
управлении. Он математик-аналитик. Как это считать -- по специальности
или нет? Он пошел работать, используя умение логически мыслить,
обрабатывать информацию, анализировать статистику. У него есть сумма
знаний и он умеет учиться -- именно в этом суть фундаментального
образования. Хотя, конечно, при современной системе трудоустройства
потенциал ребят используется недостаточно. Безусловно, раньше было
гораздо проще -- были оборонные заказы. Тогда все шли в Подлипки,
Королев. А сейчас -- кто в аэрофлоте служит, кто в банке, кто работает
на фирме. Меньше чем на 500 долларов работу не находят.

-- А как в дальнейшем будет развиваться эта система?

-- Я думаю, что сейчас мы <созрели> к новой системе. Должны быть
заказы -- региональные государственные, может и еще какие-то --
от фирм, предприятий. То есть стрелять все время в воздух не надо --
было время, но оно себя уже исчерпывает. А вот заказы и не только
заказы, но и оплата подготовки таких специалистов, я думаю, это будет
набирать обороты.

Елена БЕЛЯЕВА
АиФ Семейный совет
No. 05 (246) от 5 марта 2005 г.

С уважением - Тахир Исламов, г. Екатеринбург,

e-mail: tislamo***@y*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 676

Ответить   Sun, 3 Apr 2005 10:07:38 +0600 (#344231)