Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] лаборатория информационной культуры детей

"Школьный вестник. 2004 год.

Татьяна Жукова

ЛАБОРАТОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ
С 1996 года приоритетной читательской группой Ставропольской краевой библиотеки
для слепых являются дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание специального
культурологического пространства - комфортной развивающей среды для развития
их творческого, интеллектуального потенциала - стало важнейшей целью библиотеки,
целью глобальной. Этой цели можно достичь, решая последовательно, но комплексно
ряд стратегических задач.

Актуальными для коллектива остаются следующие задачи:

- Создание в библиотеке развивающей среды для детей-инвалидов;

- Организация информационного сервиса в доступной для этих детей форме;

- Информационный обмен по проблемам изучения и решения проблем инвалидов детства
с внешними структурами.

Всё больше внимания уделяется созданию комфортной развивающей культурной среды,
всё более при обслуживании детей библиотечные работники отходят от стандартов
и дизайна взрослых библиотек, стараясь учесть интересы и возрастные особенности
разных групп детей.

Право ребенка на информацию должно реализовываться в условиях комфортного становления
личности. Библиотека всем своим обликом, средой, даже чисто профессиональными
атрибутами должна быть интересной юному читателю.

В настоящее время осваиваются технологии издания тактильных книг, помогающих
слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира;
фонд пополняется необычными, нестандартными книгами: книгами-игрушками, книгами
с многослойными иллюстрациями.

Библиотекой накоплен опыт работы по организации досуга детей-инвалидов: в течение
пяти лет работает детский клуб "Свеча", объединяющий детей с физическими ограничениями,
проводятся циклы мероприятий реабилитационного характера.

Был разработан цикл программ, включающих инновационные наработки и методики,
которые способствуют формированию литературной ориентированности детей с физическими
ограничениями, воспитанию устойчивого интереса к постоянному общению с книгой,
дают новые знания и навыки.

В цикл вошли программы:

- "Мир реализованных возможностей" - организация досуга детей-инвалидов; 1999г.

- "Библиотечное обслуживание детей-инвалидов: системный подход" - организация
взаимодействия и кооперации различных типов библиотек, социальных институтов
различной ведомственной принадлежности в создании безбарьерной среды для детей-инвалидов;
2000г.

- "Раскроем зонтики добра" - программа совместных действий с краевой детской
библиотекой, направленная на создание условий для комфортного развития личности
ребёнка-инвалида; 2001 г.

- "Новые горизонты доступного чтения для детей-инвалидов" - программа создания
зала реабилитации для детей-инвалидов; 2002г.

- "Социокультурная среда для детей особой заботы";2002г., и др.

В детском зале находятся игровая и учебная зоны для детей. В игровой зоне представлены
модульные игрушки, сенсорное оборудование, оказывающие помощь в реабилитации,
выставка тактильных книг в звуковом сопровождении, формирующие у ребенка фантазию,
стремление к созиданию. Учебная зона оснащена персональными компьютерами с синтезатором
речи, тактильным дисплеем для занятий с детьми-инвалидами по зрению.

В структуре библиотеки работает детская психологическая служба "Азбука успеха".

Название отражает специфику предстоящей деятельности службы - интеграцию в общество
детей с ограниченными возможностями, стимуляцию личной активности в разных жизненных
ситуациях.

Работу службы условно можно разделить на блоки.

Блок "Читаю себе и другу" - запись говорящих книг.

Цель программы - создание говорящих книг для детей в рамках библиотеки для пополнения
фонда наиболее популярной и востребованной детской литературы.

Детьми-волонтерами будут начитываться книги для детей-инвалидов по зрению.

Блок "Комплексные мероприятия".

Блок "Развитие познавательной сферы детей".

Блок "Организация интересного библиотечного досуга".

Блок "Заботливый родитель".

Блок "Цикл занятий "Мир детского тренинга" (с использованием сенсорного оборудования).

Основная цель в работе с читателями, - детьми-инвалидами разных категорий, -
состоит в обеспечении их успешного взаимодействия со сверстниками и обществом.
Инновационным подходом в решении этой проблемы стало создание такой системы работы,
которая объединяла бы психологические методы с библиотечными.

В этой системе на первое место можно поставить психологический аспект работы,
включающий в себя целый комплекс тренингов и консультаций:

- Тренинги общения (с использованием сказкотерапии, музыкотерапии);

- Тренинги личностного роста (с использованием цветотерапии, сказкотерапии);

- Тренинги игр (с использованием игротерапии, сказкотерапии).

Любой тренинг в основу свою закладывает игру, передавая её посредством игротерапии,
сказкотерапии, музыкотерапии и других направлений игровой деятельности. Тренинг
способствует раскрытию внутреннего мира ребёнка и выражению его индивидуальности.

Психологический тренинг является своеобразным мостиком между опытом ребёнка и
жизненным опытом общества.

Организация тренинговых занятий с детьми в рамках нашей библиотеки базируется
на использовании сенсорного оборудования.

Таким образом, психологическая работа с детьми направлена на диагностику их общего
эмоционального состояния, а также на стимуляцию оптимально успешного развития
ребёнка как социокультурной личности общества.

На стадии реализации находиться проект "Равные возможности: автоматизированное
рабочее место для детей с физическими ограничениями". В рамках данного проекта
была разработана компьютерная программа с элементами психотерапевтического воздействия
на личность "Узнаю компьютер - познаю себя", основными составляющими которой
являются занятия по обучению компьютерной грамотности и психологическая диагностика
личности каждого ребёнка.

Группа благополучателей состоит из 12 человек, занятия проходят еженедельно.
В дальнейшем планируется систематический набор групп для обучения детей компьютерной
грамотности.

Выпуск листа на новом месте: 139

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Sun, 31 Oct 2004 08:12:24 +0300 (#254161)