[TIFLO] Материалы @вгустовского педсовета

Методические <изыскания> преподавания информатики в специальных (коррекционных)
школах III-IV видов
Методические <изыскания> преподавания информатики в специальных (коррекционных)
школах III-IV видов.
Спиридонова Янина Николаевна - учитель информатики
в Московской школе-интернате N1.
На сегодняшний день вокруг преподавания информатики в школах III-IV видов сложилась
такая ситуация: многим специалистам стало понятно насколько необходимо
умение работать за компьютером инвалидам по зрению, во многих школах появилась
новая техника и необходимое программное обеспечение, появились люди, которые
могли бы преподавать и преподают информатику. Но до сих пор остроту не утратил
вопрос: <Чему и как учить детей-инвалидов по зрению на уроках информатики?>.
Каждая школа обособленно пытается разрешить эту проблему. И уже во многих школах
накоплен огромный опыт в преподавании информатики. На мой взгляд, настал
тот период, когда пора объединить наши усилия и разработать какой-то единый подход
к преподаванию информатики в подобных учебных учреждениях. Понятно,
что работа должна идти по двум направлениям - это обучение слабовидящих пользователей
и обучение незрячих пользователей. Со своей стороны, я хочу поделиться
опытом обучения незрячих пользователей. В нашей школе над поставленной проблемой
трудятся трое учителей-информатиков.
Работая в школе, мы привыкли руководствоваться тезисом: выпускники наших школ
должны не просто не уступать в уровне подготовки своим зрячим сверстникам,
но и во многом превосходить их. Именно это даёт им возможность в дальнейшем влиться
в любой коллектив и стать, что называется, полностью реабилитированной
личностью.
В настоящее время в специальной (коррекционной) средней общеобразовательной школе-интернате
III-IV видов N1 города Москвы установлена следующая структура
обучения информатике:
-
Первый этап (4 - 7 класс) - пропедевтический курс
- Второй этап (8 - 10 класс) - базовый курс
- Третий этап (11 - 12 класс) - профильный курс.
Основной целью курса информатики является:
th формирование навыков самостоятельного доступа к информации как средства
реабилитации инвалидов по зрению.
Основными задачами курса информатики являются:
th обеспечение прочного овладения навыками десяти пальцевого метода печати
на русской и английской раскладках;
th обеспечение прочного и сознательного овладения основами об информационных
процессах и представлении информации;
th раскрытие учащимися роли информатики в формировании современной картины
мира и значение вычислительной техники в развитии общества;
th привитие учащимся навыков сознательного и рационального использования
компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;
th формирование и развитие алгоритмического и логического мышления.
Основой пропедевтического этапа обучения информатике являются навыки десяти
пальцевого метода печати и формирование звукового восприятия объектов виртуального
пространства. Учащиеся изучают основы работы с текстовым процессором Word при
помощи программы речевого доступа Jaws: умение ориентироваться в тексте,
редактировать и форматировать текст, используя меню, панели инструментов и горячие
клавиши. Четвёртый класс полностью посвящён изучению клавиатуры (русская
раскладка). На первом этапе основное внимание уделяется компьютерной грамотности
учащихся: по окончании пропедевтического курса они полностью овладевают
русской клавиатурой. Помимо урочных часов в 5-7 классах один час в неделю проводятся
обязательные факультативные занятия по группам.
В результате изучения пропедевтического курса информатики учащимся необходимо:
овладеть русской и английской клавиатурой;
получить представление о предмете информатики;
знать основные устройства компьютера;
овладеть основными навыками работы с текстовым редактором;
иметь представления об основных видах программного обеспечения.
Планируется разработать без компьютерный развивающий курс с 3-его класса на основании
программы Горячева <Информатика в играх и задачах>.
В основу базового курса легла работа с объектами Windows через формирование тифлообраза
- представления объектов виртуального пространства в сознании учащегося.
Многие задают вопрос: <А нужно ли формирование <зрительного> образа детям с нарушением
зрения?>. Опыт преподавания показывает, что через тифлообраз учащиеся
легче и прочнее воспринимают материал.
Содержание базового курса отражает требования <Обязательного минимума содержания
образования по информатике> для общеобразовательных школ, оно сочетает
в себе три важнейших аспекта:
- "пользовательский" аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности,
информационной культуры;
- мировоззренческий аспект, связанный с формированием представлений о роли информации
в управлении, общих закономерностях информационных процессов в системах
различной природы;
- алгоритмический аспект, связанный с развитием мышления школьника.
Второй этап обучения информатике ориентирован на один час в неделю и обязательные
факультативные занятия.
В результате изучения базового курса информатики учащимся необходимо:
овладеть основными способами представления информации;
знать основные виды и назначения программного обеспечения и уметь применять
основные виды программного обеспечения компьютера для решения учебных
задач;
знать принципы устройства компьютера, а также возможности и основные области
применения компьютеров;
знать основные алгоритмические конструкции и уметь записывать на языке
программирования алгоритм решения задачи;
Планируется в базовый курс (ориентировочно в 9-ый класс) добавить тему из профильного
курса <Электронные таблицы: основные понятия>.
Третий этап обучения информатике ориентирован на подготовку учащихся к активному
самостоятельному использованию ПК в будущей профессиональной деятельности
и на подготовку к поступлению в высшее учебное заведение. Курс состоит их двух
частей - это <Информатика> и <Информационные технологии>. В профильный курс
информатики включены Интернет-технологии, но, к сожалению, по большей части
теоретические занятия из-за отсутствия выделенной линии. Курс ориентирован
на два часа в неделю в 11-ом классе (час на <Информатику> и час на <Информационные
технологии>) и 3 часа в неделю для 12-ого класса (час на <Информатику>
и два часа на <Информационные технологии>), имеются также факультативные занятия
для желающих.
В результате изучения профильного курса информатики учащимся необходимо:
овладение основами информационных технологий для решения учебных и собственных
задач;
овладение компьютерными коммуникациями для поиска необходимой информации;
знать функциональную организацию и принципы работы компьютера;
знать арифметические, логические и физические основы ПК;
овладеть основами программирования.
Планируется расширить программу профильного курса темами: <Система обработки
текста TEX> и <Операционная система Linux>.
В настоящее время в нашей школе идёт разработка учебных пособий по информатике
по классам на основании действующих учебников и разработанной программы.
Уже разработаны и переданы на брайль-печать учебные пособия для 7,8,9 классов,
заканчивается разработка 10 класса. В планах - разработка методических рекомендаций.
Подробнее изучить программу курса информатики вы можете на сайте
http://www.spi-yanina.narod.ru.
Чтобы всё, выше сказанное, не осталось общими словами приведу в качестве примера
обучения незрячих пользователей компьютеру один из уроков. Это урок-практика
8-ого класса конца II четверти на тему <Перемещение по объектам Windows>.
Цели урока.
Обучающие цели:
Учащиеся уже знают:
- понятие <операционная система>;
- понятие <файловая структура>: файл (документ), папка (каталог), логические
диски;
- понятие <ярлык>;
- понятия <дерево каталога> и <путь к файлу>;
- понятия <многопользовательская-однопользовательская>, <многозадачная-однозадачная>;
- основные объекты Windows: окно, главное меню <Пуск>, Рабочий стол, Панель задач,
Системная панель.
Учащиеся уже умеют:
- приводить примеры операционных систем многопользовательская-однопользовательская,
многозадачная-однозадачная;
- характеризовать файловую структуру Windows;
- записывать путь к файлу по дереву каталогов.
У учащихся сформированы:
- представления о файловой иерархической структуре Windows;
- тифлообразы интерфейса Windows при помощи брайль-альбома (см. список литературы).
Учащимся необходимо знать:
- клавиатурные комбинации для перемещения по объектам Windows.
Учащимся необходимо уметь:
- перемещаться по объектам Windows:
- перемещение между Рабочим столом, кнопкой <Пуск>, Панелью задач и Системной
панелью;
- работа с главным меню;
- перемещение по Рабочему столу, Панели задач и Системной панели;
- перемещение между открытыми окнами;
- перемещение по иерархии папок;
- определять, какой объект активен.
Развивающие цели:
- совершенствование навыков пользования компьютером и получения информации.
Воспитательные цели:
- формирование элементов самостоятельности и уверенности при пользовании компьютером.
Коррекционные цели:
- перепроверка ориентирования при работе со стандартной клавиатурой.
Используемая литература:
- Сара Морли. Брайль-альбом <Операционная система Windows 95>;
- Справочное пособие по Jaws for Windows.
План урока:
1. Оргмомент. (3 мин.)
2. Изучение нового материала. (17 мин.)
3. Закрепление изученного материала <Отработка приёмов перемещения по Windows>.
(15 мин.)
4. Итог урока (тест из 6 вопросов). (10 мин.)
Ход урока.
Дети сидят за компьютерами, перед ними лежит брайлевские альбомы. Объяснение
идёт параллельно с использованием альбома и отработкой приёмов на компьютере.
Все клавиатурные комбинации с пояснениями записываются в тетрадь.
Повторение:
1) Какова файловая иерархическая структура Windows?
2) Опишите пользовательский интерфейс Windows.
Изучение нового материала:
Пока компьютер грузится, уточним некоторые понятия. Мы выяснили, по ка-ким объектам
Windows будем перемещаться: по папкам, документам, ярлыкам, между Рабочим
столом и Панелью задач. Остаётся выяснить, что перемещается между этими объектами.
Перемещается некий фокус (часто фокус и курсор совпадают). Строгого опреде-ления
у этого понятия нет, разберём его на примере. У вас на столе ле-жат книги,
прибор и тетрадь. Чтобы начать работу с книгой, её нужно взять в руки, то есть
сосредоточить или сфокусировать на ней внимание. Если берёте тетрадь, то
внимание фокусируется на ней, и действия будут производиться уже с тетрадью.
Аналогичная ситуация и при работе с ПК. Для того чтобы по-лучить возможность
работать, с папкой надо сначала навести на неё фокус. Объект, на котором фокус,
в информатике называется активным. Работать можно только с активным объектом.
А как узнать, где фокус? Для определения местонахождения фокуса можно ис-пользовать
комбинацию клавиш INS+T - команда Jaws для чтения заголовка окна.
Итак, компьютер загрузился. Встаёт вопрос: с чего начать работу?
Если Jaws на вашем компьютере загружается автоматически, то фокус после за-грузки
ПК находится на Рабочем столе. По объектам Рабочего стола переме-щаются
клавишами управления курсора. Если же Jaws приходится загружать <вручную> (Ctrl+Alt+J),
то есть несколько вариантов начала работы. Вы мо-жете поместить
фокус на Рабочий стол (клавиатурной комбинацией Windows+M - при этом сворачиваются
все открытые окна) или в главное меню Windows (клавишей Windows или
комбинацией Ctrl+Escape, по главному меню перемещаются клавишами управления курсора
вверх/вниз, для открытия подменю используют стрелку вправо, для закрытия
- влево или Escape).
Но как перемещаться между Рабочим столом, Системной панелью, Панелью задач и
кнопкой <Пуск>? Если перемещаться по этим объектам по часовой стрелки, то используется
клавиша Tab. Если против часовой, то комбинация клавиш Shift+Tab (если у вас
Windows'98, то на Системную панель можно по-пасть только при помощи комбинации
клавиш INS+F11).
Если переместиться, например, по пути: Рабочий стол\Мой компью-тер\Локальный
диск (С:) (для открытия папок используется клавиша Enter, для закрытия - Alt+F4),
как вернуться обратно в папку <Мой компьютер>? Для этого достаточно нажать клавишу
BackSpace.
А если в процессе работы открыли много различных документов, как между ними перемещаться?
В этом поможет комбинация клавиш Alt+Tab - переме-щение между
окнами (удерживая Alt, надо попеременно нажимать клавишу Tab).
Закрепление пройденного материала:
1. Задание на перемещение по Рабочему столу и между папками (у папок установлен
вид <Таблица>).
Переместите фокус на Рабочий стол. Откройте папку <Мой компьютер>. Откройте папку
<Локальный диск (C:). Выясните, сколько объектов размещены в этой папки
и всю информацию о 1-ом объекте (озвучить текущую строчку). Вернитесь обратно
в папку <Мой компьютер> и убедитесь, что это папка активна. Закройте папку.
2. Задание на перемещение по Системной панели.
Выясните, сколько и какие объекты расположены на Системной панели.
3. Задание на перемещение между открытыми окнами.
Откройте три приложения: Калькулятор, Блокнот, Word через главное меню Windows.
Сделайте активным <Калькулятор>. Произведите следующие расчёты: перевести
269$ в рубли по курсу 1$=29,2 руб. Сделайте активным Word. Запишите результаты
вычисления. Сделайте активным <Блокнот>. Запишите, сколько байт в вашем
полном имени и фамилии. Сделайте активным <Калькулятор> и закройте его. Сделайте
активным Word и закройте без сохранения. Сделайте активным <Блокнот> и
закройте, сохранив документ под именем <байт>.
Подведение итогов урока:
Итогом урока может служить следующий тест, занимающий минут пять (тест <move.doc>
расположен по пути Рабочий стол/Мои документы, правильные ответы отмечаются
в конце или начале строчки знаком <+>):
Тест <Перемещение по объектам Windows>.
1. Как закрыть окно:
А) ESC;
Б) ALT+TAB;
В) ALT+F4;
Г) SHIFT+TAB.
2. Где находится кнопка <Пуск>:
А) в центре экрана;
Б) в верхнем правом углу;
В) в нижнем левом углу;
Г) в нижнем правом углу.
3. Как попасть с кнопки <Пуск> на Рабочий стол (все окна закрыты):
А) SHIFT+TAB;
Б) TAB;
В) клавиша WINDOWS;
Г) ESC+CTRL.
Примечание: обратите внимание, что в пункте 3 способами с А) по В) можно попасть
с кнопки <Пуск> на Рабочий стол. Проследите, выберут ли дети наиболее рациональный
способ.
4. Как перемещаться между открытыми окнами:
А) SHIFT+TAB;
Б) CTRL+TAB;
В) TAB;
Г) ALT+TAB.
5. Как узнать, где находится фокус?
А) INS+T;
Б) INS+F4;
В) INT+END;
Г) INT+PAGE DOWN.
6. Как переместиться из папки <Локальный диск (C:)> в папку <Мой компьютер>:
А) ALT+TAB;
Б) SHIFT+TAB;
В) BACKSPASE;
Г) INS+F11.
На основании результатов теста можно сделать вывод об уровни усвоения пройденного
на уроке материала и что нужно отработать на дополнительных занятиях,
на кого обратить особое внимание.
Если у вас возникли вопросы, пишите нам на
uvk18***@m*****.ru
или лично мне на
spi-yani***@n*****.ru,
и мы обязательно вам ответим.
Выпуск листа на новом месте: 75
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback