Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Материалы @вгустовского педсовета

Методические <изыскания> преподавания информатики в специальных (коррекционных)
школах III-IV видов

Методические <изыскания> преподавания информатики в специальных (коррекционных)
школах III-IV видов.

Спиридонова Янина Николаевна - учитель информатики

в Московской школе-интернате N1.

На сегодняшний день вокруг преподавания информатики в школах III-IV видов сложилась
такая ситуация: многим специалистам стало понятно насколько необходимо

умение работать за компьютером инвалидам по зрению, во многих школах появилась
новая техника и необходимое программное обеспечение, появились люди, которые

могли бы преподавать и преподают информатику. Но до сих пор остроту не утратил
вопрос: <Чему и как учить детей-инвалидов по зрению на уроках информатики?>.

Каждая школа обособленно пытается разрешить эту проблему. И уже во многих школах
накоплен огромный опыт в преподавании информатики. На мой взгляд, настал

тот период, когда пора объединить наши усилия и разработать какой-то единый подход
к преподаванию информатики в подобных учебных учреждениях. Понятно,

что работа должна идти по двум направлениям - это обучение слабовидящих пользователей
и обучение незрячих пользователей. Со своей стороны, я хочу поделиться

опытом обучения незрячих пользователей. В нашей школе над поставленной проблемой
трудятся трое учителей-информатиков.

Работая в школе, мы привыкли руководствоваться тезисом: выпускники наших школ
должны не просто не уступать в уровне подготовки своим зрячим сверстникам,

но и во многом превосходить их. Именно это даёт им возможность в дальнейшем влиться
в любой коллектив и стать, что называется, полностью реабилитированной

личностью.

В настоящее время в специальной (коррекционной) средней общеобразовательной школе-интернате
III-IV видов N1 города Москвы установлена следующая структура

обучения информатике:

-

Первый этап (4 - 7 класс) - пропедевтический курс

- Второй этап (8 - 10 класс) - базовый курс

- Третий этап (11 - 12 класс) - профильный курс.

Основной целью курса информатики является:

th формирование навыков самостоятельного доступа к информации как средства
реабилитации инвалидов по зрению.

Основными задачами курса информатики являются:

th обеспечение прочного овладения навыками десяти пальцевого метода печати
на русской и английской раскладках;

th обеспечение прочного и сознательного овладения основами об информационных
процессах и представлении информации;

th раскрытие учащимися роли информатики в формировании современной картины
мира и значение вычислительной техники в развитии общества;

th привитие учащимся навыков сознательного и рационального использования
компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;

th формирование и развитие алгоритмического и логического мышления.

Основой пропедевтического этапа обучения информатике являются навыки десяти
пальцевого метода печати и формирование звукового восприятия объектов виртуального

пространства. Учащиеся изучают основы работы с текстовым процессором Word при
помощи программы речевого доступа Jaws: умение ориентироваться в тексте,

редактировать и форматировать текст, используя меню, панели инструментов и горячие
клавиши. Четвёртый класс полностью посвящён изучению клавиатуры (русская

раскладка). На первом этапе основное внимание уделяется компьютерной грамотности
учащихся: по окончании пропедевтического курса они полностью овладевают

русской клавиатурой. Помимо урочных часов в 5-7 классах один час в неделю проводятся
обязательные факультативные занятия по группам.

В результате изучения пропедевтического курса информатики учащимся необходимо:

овладеть русской и английской клавиатурой;

получить представление о предмете информатики;

знать основные устройства компьютера;

овладеть основными навыками работы с текстовым редактором;

иметь представления об основных видах программного обеспечения.

Планируется разработать без компьютерный развивающий курс с 3-его класса на основании
программы Горячева <Информатика в играх и задачах>.

В основу базового курса легла работа с объектами Windows через формирование тифлообраза
- представления объектов виртуального пространства в сознании учащегося.

Многие задают вопрос: <А нужно ли формирование <зрительного> образа детям с нарушением
зрения?>. Опыт преподавания показывает, что через тифлообраз учащиеся

легче и прочнее воспринимают материал.

Содержание базового курса отражает требования <Обязательного минимума содержания
образования по информатике> для общеобразовательных школ, оно сочетает

в себе три важнейших аспекта:

- "пользовательский" аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности,
информационной культуры;

- мировоззренческий аспект, связанный с формированием представлений о роли информации
в управлении, общих закономерностях информационных процессов в системах

различной природы;

- алгоритмический аспект, связанный с развитием мышления школьника.

Второй этап обучения информатике ориентирован на один час в неделю и обязательные
факультативные занятия.

В результате изучения базового курса информатики учащимся необходимо:

овладеть основными способами представления информации;

знать основные виды и назначения программного обеспечения и уметь применять
основные виды программного обеспечения компьютера для решения учебных

задач;

знать принципы устройства компьютера, а также возможности и основные области
применения компьютеров;

знать основные алгоритмические конструкции и уметь записывать на языке
программирования алгоритм решения задачи;

Планируется в базовый курс (ориентировочно в 9-ый класс) добавить тему из профильного
курса <Электронные таблицы: основные понятия>.

Третий этап обучения информатике ориентирован на подготовку учащихся к активному
самостоятельному использованию ПК в будущей профессиональной деятельности

и на подготовку к поступлению в высшее учебное заведение. Курс состоит их двух
частей - это <Информатика> и <Информационные технологии>. В профильный курс

информатики включены Интернет-технологии, но, к сожалению, по большей части
теоретические занятия из-за отсутствия выделенной линии. Курс ориентирован

на два часа в неделю в 11-ом классе (час на <Информатику> и час на <Информационные
технологии>) и 3 часа в неделю для 12-ого класса (час на <Информатику>

и два часа на <Информационные технологии>), имеются также факультативные занятия
для желающих.

В результате изучения профильного курса информатики учащимся необходимо:

овладение основами информационных технологий для решения учебных и собственных
задач;

овладение компьютерными коммуникациями для поиска необходимой информации;

знать функциональную организацию и принципы работы компьютера;

знать арифметические, логические и физические основы ПК;

овладеть основами программирования.

Планируется расширить программу профильного курса темами: <Система обработки
текста TEX> и <Операционная система Linux>.

В настоящее время в нашей школе идёт разработка учебных пособий по информатике
по классам на основании действующих учебников и разработанной программы.

Уже разработаны и переданы на брайль-печать учебные пособия для 7,8,9 классов,
заканчивается разработка 10 класса. В планах - разработка методических рекомендаций.

Подробнее изучить программу курса информатики вы можете на сайте

http://www.spi-yanina.narod.ru.

Чтобы всё, выше сказанное, не осталось общими словами приведу в качестве примера
обучения незрячих пользователей компьютеру один из уроков. Это урок-практика

8-ого класса конца II четверти на тему <Перемещение по объектам Windows>.

Цели урока.

Обучающие цели:

Учащиеся уже знают:

- понятие <операционная система>;

- понятие <файловая структура>: файл (документ), папка (каталог), логические
диски;

- понятие <ярлык>;

- понятия <дерево каталога> и <путь к файлу>;

- понятия <многопользовательская-однопользовательская>, <многозадачная-однозадачная>;

- основные объекты Windows: окно, главное меню <Пуск>, Рабочий стол, Панель задач,
Системная панель.

Учащиеся уже умеют:

- приводить примеры операционных систем многопользовательская-однопользовательская,
многозадачная-однозадачная;

- характеризовать файловую структуру Windows;

- записывать путь к файлу по дереву каталогов.

У учащихся сформированы:

- представления о файловой иерархической структуре Windows;

- тифлообразы интерфейса Windows при помощи брайль-альбома (см. список литературы).

Учащимся необходимо знать:

- клавиатурные комбинации для перемещения по объектам Windows.

Учащимся необходимо уметь:

- перемещаться по объектам Windows:

- перемещение между Рабочим столом, кнопкой <Пуск>, Панелью задач и Системной
панелью;

- работа с главным меню;

- перемещение по Рабочему столу, Панели задач и Системной панели;

- перемещение между открытыми окнами;

- перемещение по иерархии папок;

- определять, какой объект активен.

Развивающие цели:

- совершенствование навыков пользования компьютером и получения информации.

Воспитательные цели:

- формирование элементов самостоятельности и уверенности при пользовании компьютером.

Коррекционные цели:

- перепроверка ориентирования при работе со стандартной клавиатурой.

Используемая литература:

- Сара Морли. Брайль-альбом <Операционная система Windows 95>;

- Справочное пособие по Jaws for Windows.

План урока:

1. Оргмомент. (3 мин.)

2. Изучение нового материала. (17 мин.)

3. Закрепление изученного материала <Отработка приёмов перемещения по Windows>.
(15 мин.)

4. Итог урока (тест из 6 вопросов). (10 мин.)

Ход урока.

Дети сидят за компьютерами, перед ними лежит брайлевские альбомы. Объяснение
идёт параллельно с использованием альбома и отработкой приёмов на компьютере.

Все клавиатурные комбинации с пояснениями записываются в тетрадь.

Повторение:

1) Какова файловая иерархическая структура Windows?

2) Опишите пользовательский интерфейс Windows.

Изучение нового материала:

Пока компьютер грузится, уточним некоторые понятия. Мы выяснили, по ка-ким объектам
Windows будем перемещаться: по папкам, документам, ярлыкам, между Рабочим

столом и Панелью задач. Остаётся выяснить, что перемещается между этими объектами.

Перемещается некий фокус (часто фокус и курсор совпадают). Строгого опреде-ления
у этого понятия нет, разберём его на примере. У вас на столе ле-жат книги,

прибор и тетрадь. Чтобы начать работу с книгой, её нужно взять в руки, то есть
сосредоточить или сфокусировать на ней внимание. Если берёте тетрадь, то

внимание фокусируется на ней, и действия будут производиться уже с тетрадью.
Аналогичная ситуация и при работе с ПК. Для того чтобы по-лучить возможность

работать, с папкой надо сначала навести на неё фокус. Объект, на котором фокус,
в информатике называется активным. Работать можно только с активным объектом.

А как узнать, где фокус? Для определения местонахождения фокуса можно ис-пользовать
комбинацию клавиш INS+T - команда Jaws для чтения заголовка окна.

Итак, компьютер загрузился. Встаёт вопрос: с чего начать работу?

Если Jaws на вашем компьютере загружается автоматически, то фокус после за-грузки
ПК находится на Рабочем столе. По объектам Рабочего стола переме-щаются

клавишами управления курсора. Если же Jaws приходится загружать <вручную> (Ctrl+Alt+J),
то есть несколько вариантов начала работы. Вы мо-жете поместить

фокус на Рабочий стол (клавиатурной комбинацией Windows+M - при этом сворачиваются
все открытые окна) или в главное меню Windows (клавишей Windows или

комбинацией Ctrl+Escape, по главному меню перемещаются клавишами управления курсора
вверх/вниз, для открытия подменю используют стрелку вправо, для закрытия

- влево или Escape).

Но как перемещаться между Рабочим столом, Системной панелью, Панелью задач и
кнопкой <Пуск>? Если перемещаться по этим объектам по часовой стрелки, то используется

клавиша Tab. Если против часовой, то комбинация клавиш Shift+Tab (если у вас
Windows'98, то на Системную панель можно по-пасть только при помощи комбинации

клавиш INS+F11).

Если переместиться, например, по пути: Рабочий стол\Мой компью-тер\Локальный
диск (С:) (для открытия папок используется клавиша Enter, для закрытия - Alt+F4),

как вернуться обратно в папку <Мой компьютер>? Для этого достаточно нажать клавишу
BackSpace.

А если в процессе работы открыли много различных документов, как между ними перемещаться?
В этом поможет комбинация клавиш Alt+Tab - переме-щение между

окнами (удерживая Alt, надо попеременно нажимать клавишу Tab).

Закрепление пройденного материала:

1. Задание на перемещение по Рабочему столу и между папками (у папок установлен
вид <Таблица>).

Переместите фокус на Рабочий стол. Откройте папку <Мой компьютер>. Откройте папку
<Локальный диск (C:). Выясните, сколько объектов размещены в этой папки

и всю информацию о 1-ом объекте (озвучить текущую строчку). Вернитесь обратно
в папку <Мой компьютер> и убедитесь, что это папка активна. Закройте папку.

2. Задание на перемещение по Системной панели.

Выясните, сколько и какие объекты расположены на Системной панели.

3. Задание на перемещение между открытыми окнами.

Откройте три приложения: Калькулятор, Блокнот, Word через главное меню Windows.
Сделайте активным <Калькулятор>. Произведите следующие расчёты: перевести

269$ в рубли по курсу 1$=29,2 руб. Сделайте активным Word. Запишите результаты
вычисления. Сделайте активным <Блокнот>. Запишите, сколько байт в вашем

полном имени и фамилии. Сделайте активным <Калькулятор> и закройте его. Сделайте
активным Word и закройте без сохранения. Сделайте активным <Блокнот> и

закройте, сохранив документ под именем <байт>.

Подведение итогов урока:

Итогом урока может служить следующий тест, занимающий минут пять (тест <move.doc>
расположен по пути Рабочий стол/Мои документы, правильные ответы отмечаются

в конце или начале строчки знаком <+>):

Тест <Перемещение по объектам Windows>.

1. Как закрыть окно:

А) ESC;

Б) ALT+TAB;

В) ALT+F4;

Г) SHIFT+TAB.

2. Где находится кнопка <Пуск>:

А) в центре экрана;

Б) в верхнем правом углу;

В) в нижнем левом углу;

Г) в нижнем правом углу.

3. Как попасть с кнопки <Пуск> на Рабочий стол (все окна закрыты):

А) SHIFT+TAB;

Б) TAB;

В) клавиша WINDOWS;

Г) ESC+CTRL.

Примечание: обратите внимание, что в пункте 3 способами с А) по В) можно попасть
с кнопки <Пуск> на Рабочий стол. Проследите, выберут ли дети наиболее рациональный

способ.

4. Как перемещаться между открытыми окнами:

А) SHIFT+TAB;

Б) CTRL+TAB;

В) TAB;

Г) ALT+TAB.

5. Как узнать, где находится фокус?

А) INS+T;

Б) INS+F4;

В) INT+END;

Г) INT+PAGE DOWN.

6. Как переместиться из папки <Локальный диск (C:)> в папку <Мой компьютер>:

А) ALT+TAB;

Б) SHIFT+TAB;

В) BACKSPASE;

Г) INS+F11.

На основании результатов теста можно сделать вывод об уровни усвоения пройденного
на уроке материала и что нужно отработать на дополнительных занятиях,

на кого обратить особое внимание.

Если у вас возникли вопросы, пишите нам на

uvk18***@m*****.ru

или лично мне на

spi-yani***@n*****.ru,

и мы обязательно вам ответим.

Выпуск листа на новом месте: 75

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Thu, 14 Oct 2004 06:00:21 +0400 (#244503)