Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Материалы @вгустовского педсовета

Путь к успеху.

Для успеха в жизни умение общаться

с людьми гораздо важнее обладания талантом.

Д. Леббок.

Из многочисленных проблем учащихся с нарушениями зрения особо выделяются трудности,
возникающие в процессе осуществления коммуникативной деятельности. Они значительно
ограничивают участие слабовидящих детей в жизни общества, тормозят раскрытие
их потенциальных способностей, не дают в полной мере реализовать себя как личность.
Для успешной социальной реабилитации и адаптации данной категории учащихся требуется
применение специальных форм и средств обучения, направленных на коррекцию и преодоление
последствий аномального развития.

Сохранность речи и мышления, высокое компенсаторное развитие у большинства детей
с нарушениями функций зрительного анализатора дает им возможность достичь высокого
уровня образования. Но практически все инвалиды по зрению испытывают сложности
в общении, недостаток положительной обратной связи от окружающих. Это вызвано
специфичностью эстетического восприятия, рядом комплексов социально-личностной
неполноценности и, в первую очередь, неумением <подать себя>, создать свой имидж,
умелое использование которого поможет выстроить отношения с людьми, расширит
коммуникативные возможности.

Имидж - фасадная часть личности, своеобразный инструмент, позволяющий управлять
человеческими впечатлениями, а, следовательно, заниматься конструированием своих
сфер общения. Внешний вид человека оказывает сильнейшее психологическое воздействие
на людей. Формируются первоначальные <следы памяти>, которые цепко входят в
сознание. То, как мы выглядим, как ведем себя, играет существенную роль в общении,
в профессиональной сфере, в достижении жизненных целей.

Важной составляющей имиджа является умение с помощью одежды, макияжа, аксессуаров
скрывать свои недостатки и подчеркивать достоинства. Сложность состоит в том,
что у слабовидящих детей затруднено восприятие формы и размеров объектов, их
целостности, взаимных связей и соотношений, а для создания образа необходимо
владеть основами композиции, связывать все элементы в единое целое, учитывать
<плюсы> и <минусы> собственного строения, находить правильные цветовые решения.
Существенную роль при моделировании лица и фигуры играют также зрительные иллюзии:
контраста, подравнивания, переоценки вертикали, заполненного промежутка, незамкнутого
контура и др. Однако слабовидение, особенно возникшее на ранних стадиях развития,
отрицательно сказывается на формировании сенсорных функций, обеспечивающих представление
полного образа объекта, делая недоступным использование эффектов зрительных иллюзий
данной категорией учащихся.

Принципиально новые перспективы в реализации задач, связанных с воспитанием
у школьников с нарушениями зрения эстетического вкуса и обучением их приемам
композиции образа, открываются с применением компьютерной техники и современных
информационных технологий. Появляется уникальная возможность <примерить> и
сравнить различные варианты решений, <увидеть иллюзию> создаваемого эффекта,
что способствует полноте, точности и дифференцированности восприятия, абстрактно-логическому
пониманию зависимостей, приобретению практического опыта, служит важным доказательством
правильности положений, высказанных учителем или полученных из книг.

Существует изречение: <О вкусах не спорят: Их формируют>. И здесь у слабовидяших
детей те же трудности, что у всех остальных, только обостренные инвалидностью.
Использование компьютера позволяет предоставить им необходимую информацию в
зависимости от индивидуальных особенностей. Так, например, фоновый экран подбирается
с учетом цветового восприятия каждого учащегося, регулируется яркость и контрастность
изображения, объекты демонстрируются в разных вариациях и режимах, в установленной
логической последовательности, с выделением сигнальных свойств.

Кроме того, учащиеся с различной степенью и характером зрительного дефекта могут
продолжить работу самостоятельно, найти необходимую информацию в Интернете,
где существуют сайты с программами компьютерного моделирования имиджа. Например,
по адресу: http://www.esalon.ru/index.phtm программа eSalonT позволяет загрузить
на сервер фотографию с собственным изображением из готового графического файла.
После этого с помощью имеющейся базы данных посетитель сайта сам может смоделировать
свой новый имидж.

Как показывает опыт, решение специальных задач по коррекции и компенсации нарушенных
функций в рассматриваемом аспекте не должно ограничиваться уроками технологии.
Необходим комплексный подход к проблеме: взаимосвязь уроков и внеклассной работы
(занятий по СБО, факультативных занятий, классных часов) создает оптимальные
условия для нивелирования трудностей в овладении слабовидящими школьниками
секретами обаяния. Современные информационные технологии позволяют пересмотреть
традиционные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий, найти новые подходы
и средства.

Конечной целью реабилитации, по словам Т. Уппонена, является <достижение такого
психологического состояния, когда человек воспринимает свой зрительный дефект
как одно из своих качеств, т. е. определенную индивидуальную характеристику,
отличающую его от других, и не более того>. Многие выпускники нашей школы, такие
как М. Глущенко, Е. Кононова, О. Цесарская, Т. Шелудякова, Д. Сатуновская, Е.
Малюк, Т. Цесарская, А. Войтко, Д. Сергеев, Н. Мартынов и др. блестяще учатся
и работают вне сферы общества слепых, демонстрируя высокий уровень личностной
интегративности.

Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями зрительных функций,
активизация их потенциальных продуктивных сил для создания собственного имиджа
- одно из важных условий их успешной самореализации в обществе. Применение
современных информационных технологий значительно повышает эффективность работы
в этом направлении, расширяя кругозор слабовидящих школьников, способствуя формированию
у них сложных пространственных представлений, мотивации восприятия, глубокому
усвоению знаний и предоставляет новые возможности для коррекции аномалий и социальной
реабилитации детей с нарушениями зрения.

Лариса Витальевна Боброва - учитель технологии.

Выпуск листа на новом месте: 62

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Mon, 4 Oct 2004 14:35:47 +0400 (#242699)