[TIFLO] Материалы @вгустовского педсовета

Реабилитация незрячих детей посредством
хорового пения.
Сильчук О.Ю.
(Преподаватель музыки Нижегородской школы-интернат III-IV вида)
Различные источники упоминая о реабилитации детей с нарушениями зрения указывают
следующие ее направления: во-первых, развитие всех психических функций и коммуникативных
отношений; во-вторых, приобретение необходимых умений для жизни и работы, и
общения в среде зрячих и, наконец, на решение такой социальной проблемы, как
отношение зрячих людей к слепым.
Вовлечение детей в занятия хоровым искусством помогает преодолеть в коллективе
закомплексованность, зажатость, обрести чувство уверенности, свойственную многим
незрячим.
Нередки и ситуации, когда слепой ребенок растет и воспитывается в атмосфере чрез
мер ной. заботы, когда его излишне опекают, выполняют за него многие посильные
действия, лишают всякой самостоятельности (в то время, как ее особо необходимо
развивать у детей- инвалидов). В таких семьях ребенка часто излишне захваливают,
что способствует формированию эгоистичного отношения к окружающим, формирует
потребительскую психологию, препятствует формированию важнейших качеств личности,.
таких как самостоятельность, воля, трудолюбие, чувство ответственности, инициативы
и др. Когда ребенок попадает из такой семьи в школьный коллектив, то он оказывается
в обстановке иногда прямо противоположной домашней. Ему приходится общаться с
большим количеством новых для него людей (одноклассниками, учителями, воспитателями
и т.д.), подчиняться целому ряду требований, проявлять большую самостоятельность.
Попав в данную ситуацию, такой эгоцентричный ребенок зачастую замыкается в себе.
Школа предоставляет незрячему воспитаннику множество возможностей попробовать
свои силы, развить различные способности, интересно провести досуг благодаря
целому циклу коррекционных внеклассных занятий. Это танцевальный, театральный,
шахматный кружки, занятия рукоделием, спортом и т.д. Но музыка и хор занимает
совершенно особенное место в жизни инвалида по зрению. Вся жизнь его проходит
в звуках - основных источниках информации. Незрячий ребенок лишен зрительного
восприятия, но может слышать пение птиц, шум моря, трепет листьев, звуки большого
города и многое другое, связывающее его с окружающем миром. Музыка формирует
личность, раскрывая мир чувств, явлений природы, общественных потрясений (Кондратьев
В.Д., 1977).
Можно привести немало примеров о значении хорового искусства для зрячего человека.
Ведь хоровое пение - искусство истинно народное, Оно развивает национальные традиции,
решает задачу музыкально-художественного и нравственного воспитания подрастающего
поколения. Это истинно массовое искусство воспитывает в детях чувства искренней
любви к Родине, народу, развивает важные качества товарищества, способствуют
всестороннему выявлению творческих способностей (Халабузарь П.В., Попов В.С.,
2000).
Сейчас мы переживаем сложный период экономических и духовных преобразований общества.
Появилось множество новых и не всегда полезных форм детского досуга (многоканальное
телевидение, всеобщая компьютеризация, видео и т.д.). Слепые дети, отчасти, с
одной стороны оторваны от этих форм из-за своего дефекта, а с другой стороны,
имея в большинстве случаев музыкальные способности, погружаются в эту деятельность
и достигают достаточно высоких результатов по сравнению со зрячими сверстниками.
Попадая в хоровую семью ребенок сразу чувствует себя незаменимым звеном в общей
цепочке. Он быстро осваивается в хоровом классе при помощи руководителя или других
более опытных членов коллектива: учится ориентироваться в помещении, узнает,
где находится его место на репетиции. Едва переступив порог, ребенок ощущает
заинтересованность в нем: начинающего хориста знакомят с каждым уголком класса,
предлагают подойти к стенду с фотографиями, запечатлевшими наиболее интересные
выступления, каждый снимок руководитель подробно комментирует. Следующий стенд
с дипломами, грамотами. Все хористы наизусть знают, где какие грамоты находятся,
когда и за какие заслуги были получены. Хочет новичок участвовать в таких музыкальных
состязаниях и приносить добрую славу школе вместе с другими ребятами? А здесь
брайлевские ноты. Их много. Ведь репертуар за годы существования хора накопился
уже достаточно большой. Многие произведения руководитель аранжировал специально
для данного коллектива. Все в кабинете доступно для детей, все можно потрогать
руками. Шкафы с кассетами, инструментами и нотами имеют ориентирующие ребенка
брайлевские надписи. Здесь пользуйся всем что есть, только аккуратно. А это твое
место. Ни кто другой его не займет. На нем ты постепенно будешь превращаться
в мастера пения вместе с товарищами и руководителем хора. Если по какой-то причине
место на репетиции будет пустовать, руководитель обязательно заметит это, расстроится
и выяснит причину отсутствия. Психологический комфорт ребенка в хоровой комнате
особенно важен, комфорт и чувство незаменимости. Ты очень нужен здесь со своим
голосом, любовью к музыке, желанием стать артистом. Живи дружно со своей хоровой
семьей.
Юный певец начинает жить интересной насыщенной жизнью хора: учится исполнять
произведения разных жанров, эпох культур. Это расширяет кругозор, невольно, помимо
музыкальных способностей пополняет словарный запас, развивает речь.
В процессе хоровой репетиции ведется коррекционная работа, направленная на конкретизацию
речи, наполнения <пустых> слов конкретным содержанием. Приведем пример. На репетиционном
занятии идет работа по разучиванию произведения Штрауса <Голубой Дунай>. Дойдя
до строчек <брызги алмазные> руководитель вспоминаем с детьми, что такое алмазы.
Большинство хористов подсказывает, что алмаз -необыкновенно ценный, дорогой камень,
отличающийся большой прочностью. А как незрячим, живущим в постоянной темноте
детям представить великолепие переливающихся на солнце дунайских брызг, сверкающих
подобно алмазы? Как описать словами, что не только твердость, но красота так
ценны у алмаза? Хористам предлагается вспомнить когда-либо пережитое ими особенно
сильное положительное эмоциональное состояние, которое вызвало у них необыкновенное
чувство восторга. Именно такое чувство возникает у людей наблюдающих незабываемое
зрелище - переливающие на солнце брызги Дуная.
Хочется привести строки Д.Б. Кабалевского о посещении им школы-интерната для
незрячих детей в Москве: <Я очень боялся, что не смогу попасть на <нужную волну>.
Волнение возросло в первые же секунды,
когда я внезапно понял, что не должен пользоваться ни образами, ни понятиями,
пи даже отдельными словами, связанными со зрительными представлениями. Не имею
права произносить привычные обороты, даже не связанные в пашей разговорной речи
со зрительными образами вроде <посмотрите> или <вы видите как интересно получилось>
и тому подобное> (Кабалевский Д.Б., 1987). Мы в своей работе действуем наоборот.
В процессе репетиции хормейстер многократно обращается к певцам как к зрячим
и полноценным детям: <Почему нет Светы? Вы виделись с ней сегодня? Посмотрите
ее пожалуйста в спальне>. Наши дети тоже могут увидеть, только но своему (почувствовать
приближение знакомого по голосу, по шагам, по запаху, по отраженному звуку и
т, д.)
Ребенок испытывает приятное удивление, когда в день его рождения хоровая семья
дарит ему подарок песню, а руководитель памятный сувенир. Когда присутствует
на подведение итогов четверти, года и получает диплом <Самого старательного>
или <Самого юного>, или <Самого трудолюбивого>, или <Самого ..>. Для каждого
руководитель подбирает нужные слова, вклад каждого замечает и стимулирует. У
каждого хориста есть общественная работа по душе. Каждый помимо репетиции участвует
в чаепитиях, совместных праздниках, выезжает вместе с хором I! музыкальные театры,
па филармонические концерты и т.п.
Но самое главное волнующее событие - это выступления вместе со зрячими коллективами
или перед зрячими слушателями.
Незрячим людям, особенно незрячим от рождения, как правило свойственная музыкальность.
У коллектива незрячих есть все предпосылки для успешной концертной деятельности.
Это и участие в значительных события города -- Рождественском концерте в Мери,
в открытии школы искусств и ремесел <Изограф>. выступление на встрече общества
дружбы городов-побратимов Н.Новгорода и Эссена и перед делегацией из Германии
в гимназии Л>], в центре социальной защиты <Журавушка>, в ТЮЗе, на открытии реабилитационного
центра, Дворцах и домах творчества школьников и на многочисленных конкурсах.
Многократно дети становились лауреатами конкурсов инвалидов, зрячих хоровых коллективов
города и области. Им аплодировали во Владимире, Суздале, Варне. Не все зрячие
хоры имеют возможность побывать па перечисленных концертных площадках.
Незрячие дети особенно в подростковом возрасте по настоящему переживают свое
физическое несовершенство. В связи с эти особенно остро стоит вопрос о создании
условий, оказывающих коррекционное влияние на развитие личности. Аплодисменты
зрителей, просьба исполнить что-то на бис, сценический успех на многочисленных
выступлениях дают возможность таким детям почувствовать себя на высоте и на время
забыть о своих проблемах.
Посещая различные концертные залы, дети учатся осваивать новые, самые разноплановые
помещения и сцепы, приспосабливаются быстро и слаженно выстраиваться па станках,
правильно держать себя во время исполнения, привычно не опускать голову, следить
за свой мимикой, осанкой. Причем, особенно актуальным является развитие именно
хорошей
пространственной ориентировки, которая является одним и'} способов преодоления
<слепоты> (Жихарев А.М., 1984).
Условия жизни в период школьного обучения соответствует жестко
ограниченной коммуникационной среде стабильной по составу,
устойчивой по распределению социальных ролей среди сверстников (Солнцева Л.И.,
1999). Любые концертные поездки - это новые контакты с людьми разного возраста,
рода занятий, возможность выйти в широкий интересный мир зрячих людей и почувствовать
себя заслуживающими внимания, нужными, а не просто вызывающими сочувствие. Даже
сам фаю частых перемещений уже не пугает, становится привычным: дети спешат в
автобус, аккуратно погружают свои костюмы, готовы следовать к месту выступления
па общественном транспорте, если по какой-то причине отсутствует школьный автобус.
С каждым годом растет социальный статус хористов в родной школе. Их начинают
называть артистами, считают <школьной элитой>. Активная хоровая жизнь является
большим стимулом для детей младшего возраста попасть в старший состав, а для
старших - продолжать усердно и плодотворно работать.
Выходя из стен школы многие, <заразившись> замечательным искусством пения продолжают
хоровую деятельность в музыкальных коллективах УПГ1, в качестве церковных певчих,
поступают в музыкальное училище. Таким образом, хор даст некоторым открыть для
себя еще одну профессию.
Выпуск листа на новом месте: 71
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback