Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] <Иные> среди нас

<Иные> среди нас
18.03.2011

Ольга Ярусова

Дети лучше понимают друг друга.

Восемь лет назад Владимир Салит создал Томское региональное общественное
движение <Доступное для инвалидов высшее образование> (ДИВО). И теперь в
Томске
есть люди с физическими недугами, которые не только успешно окончили
университет, но и защитили кандидатские диссертации. А сам Владимир
Викторович недавно
стал одним из победителей конкурса <Человек года-2010> в номинации
<Подвижничество>.

О том, что такое инклюзивное образование и почему мы не можем избавиться от
стереотипов в отношении инвалидов, беседуем с нашим гостем.

Философия равенства

- Владимир Викторович, так изменилось ли что-либо за последние годы? Ведь
еще несколько лет назад томичи вообще не знали, что такое инклюзивное
образование.

- Ломать стереотипы в общественном сознании действительно непросто. Ведь на
протяжении многих десятилетий инвалиды были изолированы от обычных людей -
находились
в интернатах, сидели дома. Их не было видно на улице. А участие общества в
жизни инвалидов зачастую сводилось к унизительной раздаче пайков, пособий:

А новый взгляд на проблему инвалидности предполагает философию
инклюзивности. Суть ее в том, что инвалиды имеют право достойно жить рядом с
обычными людьми,
учиться, всесторонне развиваться. Но чтобы общество приняло <иных>, нужно
создать им позитивный образ.

Этим мы сейчас и занимаемся: проводим <уроки доброты> в школьных и
студенческих аудиториях, рассказываем об инвалидах, которые вопреки
диагнозу, получили
качественное образование и обрели любимую работу. Так, один парень, будучи
незрячим, окончил аспирантуру, стал отличным программистом - вслепую может
собрать
и разобрать компьютер. Другой защитил кандидатскую диссертацию на факультете
психологии ТГУ, теперь консультирует людей с инвалидностью:

- Но какие барьеры мешают людям с инвалидностью влиться в общество?

- Медицинская модель инвалидности, например. Она означает, что ребенок с
особенностями развития попадает в достаточно плотный круг людей в белых
халатах.
Родители надеются, что врачи сделают все, чтобы их дитя начало нормально
ходить, говорить, видеть, слышать. Но пролетают годы, ребенок переносит
несколько
операций, поглощает горсти таблеток: Безусловно, от врачей он получает
определенную помощь, но много теряет, иногда безвозвратно, с точки зрения
социализации.
В итоге становится маугли, который боится людей, общения:

К счастью, сейчас мы переходим на социальную модель инвалидности. Появилось
понимание того, что ребенка нужно не залечивать, а создавать ему условия для
полноценного развития. Не может он выйти из дома - надо сделать пандус, не
может писать ручкой - поставить компьютер, не слышит - обеспечить слуховым
аппаратом
и т.д.

Радует, что и такое понятие как <необучаемость> постепенно уходит. Опыт
показывает, что при раннем вмешательстве и терпеливом педагогическом
сопровождении
даже самые трудные дети приобретают и навыки самообслуживания, и
профессиональные компетенции.

Излишняя опека ни к чему

- А что все-таки является ключевым моментом в инклюзивном подходе?

- <Разумная адаптация> - создание конкретных условий для человека с
инвалидностью. Даже если человек передвигается на инвалидной коляске, это не
значит,
что он совсем немощный. Сейчас в ТПУ учится колясочник, живет в общежитии. Я
предлагал ему: <давай сделаем тебе пандус>. Парень отказался: <тогда я
совсем
расслаблюсь и перестану ходить по ступенькам>. То есть излишняя опека
инвалидам тоже ни к чему.

Но очень важна роль родителей. Если они объяснят воспитателям, учителям,
преподавателям вузов особенности и потребности своего ребенка, то окружающие
люди
не испугаются и не растеряются в тот момент, когда ему понадобится помощь. И
вообще смогут обеспечить удобную для него среду и атмосферу.

Удачное начало

- В Томске образование для людей с ограниченными возможностями существует
уже года два в экспериментальном режиме:

- Да, для этого мы выбрали 54-ю школу, где уже давно и спокойно обучаются
дети с различными ограничениями здоровья - с сахарным диабетом,
слабовидящие,
страдающие эпилепсией. Но когда впервые (в рамках нашего проекта) туда
пришла девочка с ДЦП, там случился небольшой переполох: как ей
передвигаться? А
потом спонсоры сделали поручни и всяческие приспособления в коридорах, в
классе, в туалете. И вскоре девочка свыклась с окружающей средой. Она
оказалась
смышленой и старательной, поэтому настороженное отношение к ней сменилось
доброжелательным. У ее мамы высвободилось время, и она смогла устроиться на
работу.

Вообще, при инклюзивном образовании выигрывают все: дети с инвалидностью
полноценно развиваются, обычные ребятишки становятся добрее, терпимее и
отзывчивее,
а учителя получают новый профессиональный опыт. В будущем, мы надеемся,
инклюзивная школа появится в каждом районе города. Более того, наши
активисты сейчас
стремятся перенести инклюзивный опыт в Северск, Асино и Стрежевой.

- Насколько наше законодательство защищает право людей с проблемами здоровья
на образование? Есть ли проблемы?

- В Конвенции ООН по правам человека четко и ясно написано: необходимо
создать условия для получения инклюзивного образования в течение всей жизни.
Но в
нашей стране в законе об образовании слова <инклюзия> пока нет, наши
чиновники его как бы стесняются. И многие директора школ отказываются
принимать ребят
с ограниченными возможностями здоровья. Но родители уже начинают требовать,
чтобы права их детей на качественное образование были соблюдены.

Мы надеемся, что недавно созданный в Томской области институт
уполномоченного по правам ребенка будет этому способствовать. Более того, в
прошлом году нам
(представителям национальной коалиции <За образование для всех>) удалось
внести ряд рекомендаций в федеральный закон <Об образовании>. Так что есть
шанс,
что обучение особенных детей в обычных школах станет нормой.
Источник:

<АиФ Томск>

Выпуск листа на новом месте: 6103
количество подписчиков: 265
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Sun, 20 Mar 2011 01:11:13 +0300 (#1474518)