Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Денис Роза: "Развитие инклюзивного образования - первый шаг к созданию инклюзивного общества"

Денис Роза: "Развитие инклюзивного образования - первый шаг к созданию
инклюзивного общества".03.2011

И.Мухтарова

Недавно в Баку состоялась встреча НПО Азербайджана по вопросам детской
инвалидности с директором региональной общественной организации инвалидов
"Перспектива"
г-жой Денис Роза. В интервью "Зеркалу" она рассказала, для чего и каким
образом нужно добиваться интеграции детей с инвалидностью в общество.

- В чем заключается идея инклюзивного образования?

- Каждый ребенок обучаем. Он может и должен учиться и развивать свои
способности. Важно, что ребенок с инвалидностью имеет то же право, что и
дети без инвалидности,
- быть включенным в общество. Главная идея инклюзивного образования - не
отправлять ребенка на учебу в какое-то отдаленное, специально выделенное для
него
место. Нет, он должен остаться около дома и учиться там, где учатся его
соседи, братья и сестры. Именно так происходит интеграция ребенка, и он
чувствует
себя принятым в общество.

- Вам не кажется, что эта интеграция в некоторых случаях бывает болезненной?

- Это зависит в первую очередь от того, как построена работа педагога. Готов
ли он принять этого ребенка и говорить о нем свободно, открыто? Представляя
ребенка, он должен объяснить остальным детям, к примеру: "Это Мамед. Он
пришел к нам из такой-то и такой-то школы, и он очень хочет учиться с нами
вместе".
Главное - чтобы все происходило естественно: мы его понимаем и принимаем, и
нам не стыдно и не страшно. Но этот результат не будет достигнут, если
просто
посадить в классе ребенка, имеющего инвалидность, и ни слова о нем не
говорить. Ведь детям будет непонятно, почему педагог не обращает на него
внимания,
хотя они сами замечают, что он немного отличается от них.

Любой педагог может подтвердить: все дети очень разные, они обладают разными
способностями, учатся и успевают по-разному. Инклюзивное образование
предполагает
учет разных способностей и адаптацию учебного процесса под каждого ребенка.
Таким образом, ребенок всегда главный. Развитие инклюзивного образования -
это первый шаг к созданию инклюзивного общества, подготовленного к принятию
разных по способностям людей.

Педагоги тоже сталкиваются с трудностями при включении детей с
инвалидностью, прежде всего это жесткие стандарты образования, мешающие
внедрению новых образовательных
технологий, интерактивных методов обучения.

Но я все равно убеждена в том, что, когда мы начинаем использовать более
интерактивные подходы и разные формы передачи информации и вовлекать детей в
учебный
процесс через дискуссии или работу в малых группах, обучение становится
более эффективным. Когда классы разделены на малые группы, когда образование
в
начальной школе связано с тактильным опытом (ребенок что-то мастерит,
создает), тогда оно проходит более активно и достигает лучшего результата.

В Канаде и США проводились исследования, согласно которым дети в инклюзивных
школах учатся лучше, чем дети из обычных школ. В инклюзивных школах дети
становятся
восприимчивыми к разным людям, их поведение и мышление приобретает гибкость.

Я убеждена в том, что инклюзивное образование - самая лучшая система для
всех детей, но понимаю, что осуществлять переход к этой системе нужно очень
осторожными
шагами. Тем не менее, и затягивать этот процесс тоже никак нельзя.

В Москве есть детский сад, который более десяти лет работает по инклюзивной
системе. И сейчас существует огромный список желающих попасть в этот садик,
причем практически все дети из этого списка не имеют никакой инвалидности.
Это происходит потому, что воспитанники этого сада выходят оттуда более
развитыми,
понимают гораздо больше, чем их сверстники без такого опыта.

- "Перспективой" был осуществлен проект "Развитие инклюзивных школ в
Москве". Каковы его итоги?

- Это был проект, который сейчас превратился в целую программу. Все началось
с одной школы, которая находится в Юго-Западном московском округе, в районе
Южное Бутово - месте, отдаленном от центра города. На тот момент в Москве
была создана только одна инклюзивная школа, в Центральном округе. И мы
знали,
что в Южном Бутово дети с инвалидностью либо нигде не учатся (например, дети
с синдромом Дауна), либо получают образование на дому (дети с нарушениями
опорно-двигательного аппарата). Таким образом, мы понимали, что эти дети
практически не выходят из дома, и это замедляет их развитие.

Директор школы, когда мы обратились к нему, согласился поддержать нашу идею
преобразования школы в инклюзивную, несмотря на то, что в Москве тогда не
было
особой поддержки инклюзивного образования. Но главное - не было и запрета.

Мы стали проводить в этой школе "уроки доброты": в класс приходили молодые
люди с инвалидностью и проводили в игровой форме занятия с детьми,
рассказывая
о тех барьерах, с которыми людям с инвалидностью приходится сталкиваться в
повседневной жизни, а также об огромном потенциале этих людей.

Мы обучали и педагогов - многие из них впервые видели детей с инвалидностью.
У нас было много мероприятий по изменению отношения к людям с инвалидностью.
Помню, как педагог по физкультуре категорически отказывался от того, чтобы
дети с инвалидностью учились вместе с его дочерью, обучавшейся в той же
школе.
И мы несколько раз приглашали его на наши мероприятия - приводили
спортсменов, которые показывали различные мастер-классы. Постепенно его
отношение изменилось.

Всегда будут такие люди, которые не принимают идею инклюзии сразу. Но мы
продолжаем искать к ним подход. Проводим различные мероприятия, чтобы
показать,
насколько это полезно для всех. Очень важно для школ иметь поддержку и быть
частью сообщества специалистов, поддерживающих инклюзивное образование.
Когда
работаем со школами, мы консультируем по вопросам необходимого специального
оборудования, по вопросам архитектурной доступности, показываем фильмы о
людях
с инвалидностью, привлекаем педагогов из школ, имеющих подобный опыт. Кроме
того, очень важно работать с семьей. Нужно рассказывать семьям, имеющим
детей
с инвалидностью, о том, что они не одни, другим семьям разъяснять, что дети
с инвалидностью ничем не опасны для их детей.

Конечно, всегда есть сложности, когда начинаешь что-то новое, и мы это
понимаем. Но все должно быть открыто, все проблемы и вопросы нужно
озвучивать. Кроме
того, надо не забывать, что ребенок с инвалидностью имеет право на обычное
детство с играми на детской площадке, с нормальным образованием.

Иногда нам кажется, что реализация этой идеи - очень сложная задача. Но опыт
показывает - это не так. Немного понимания, наличие наработанных технологий
и опыта, и эти проблемы становятся решаемыми.

- А какими методами следует пользоваться педагогам, на что они опираются?

- Методика - это и работа в малых группах, это не прикованность к парте,
более творческая организация урока, больше движения. Это идет на пользу не
только
детям с ограниченными возможностями, а абсолютно всем.

- Ваша организация занимается трудоустройством людей с ограниченными
способностями. Каким образом вы стимулируете работодателя к принятию на
работу человека
с инвалидностью?

- Это очень большая часть работы - люди идут к нам, потому что работа для
них очень важна. И мы беремся им помочь: устраиваем тренинги, в том числе
вовлекая
представителей бизнеса, которые на бесплатной основе проводят конкурс
соискателей на работу, организуют стажировки. Много таких программ, которые
обучают
основным правилам общения, компьютерной грамотности и т.д. Одновременно
происходит поиск вакантных мест - найдя это место, мы приглашаем людей,
которые
подходят по условиям. Для этих людей проводят тим-билдинги, курсы по
тайм-менеджменту и т.п.

У нас был случай, когда молодой человек, по образованию юрист, хотел найти
работу. По причине своей инвалидности он передвигается с помощью трости, ему
сложно ходить, и нужна машина, чтобы добираться на работу - и компания,
принявшая его на работу, пошла на это. Сейчас в этой компании проходит
стажировку
еще один человек с инвалидностью.

Конечно, если эти люди приходят сами по себе, реакция работодателей может
быть более негативной, чем если их предлагает наша организация. Мы постоянно
ищем
новые вакансии и размещаем эти объявления на сайте. Наиболее активны,
конечно, международные компании, нежели местные, российские. Например, Nike,
Johnson
& Johnson, "Citi-Россия" и пр. Эти компании систематически проводят разные
мероприятия, связанные с вопросами инвалидности.

- В каких постсоветских странах, помимо Азербайджана, вы бывали? И к каким
выводам пришли: насколько удачно развивается идея инклюзивного образования и
трудоустройства?

- Узбекистан. Там много делается в этих направлениях, и в этом участвуют
общественные организации людей с инвалидностью. С несколькими из таких
организаций
мы выполняли совместный проект, направленный на продвижение инклюзивного
образования. Хотелось бы отметить, что в этом направлении удалось получить
поддержку
Фонда Гульнары Каримовой.

Грузия. Общественные организации людей с инвалидностью в Грузии также
активно развивают продвижение инклюзивного образования в школах. В этом они
получили
большую поддержку со стороны родителей детей с инвалидностью.

Таджикистан. Когда я два года назад там была, то увидела хорошие начинания в
области внедрения инклюзивного образования.

- Что дала Конвенция ООН о правах инвалидов? И каким образом изменилась - и
изменилась ли - государственная социальная политика в России после ее
принятия?

- Прежде всего значительно повысилось внимание со стороны властей к решению
проблем интеграции людей с инвалидностью в общество. Стало больше значения
уделяться
деятельности общественных организаций, нас стали чаще привлекать как
экспертов в вопросах инвалидности. В конце декабря 2010 года правительство
России
одобрило государственную программу "Доступная среда на 2011-2015 годы". На
реализацию госпрограммы планируется выделить в течение пяти лет около 46
млрд.
рублей.

В рамках программы будет создана "безбарьерная" школьная среда, позволяющая
обучаться совместно обычным детям и детям с ограниченными возможностями. К
2015
году планируется достичь 20% доступных учебных заведений, чтобы родители с
детьми могли, при желании и возможности ребенка, выбирать форму обучения в
обычной
школе. В настоящее время только 2% школ являются доступными.

Планируется до 2015 года повысить до 30,5% число людей с ограниченными
возможностями, которые смогут найти себе работу через службы занятости. Все
новые
и реконструируемые объекты изначально, еще на этапе замысла проектного
решения, должны будут учитывать требования доступности для инвалидов. Это
касается
всех без исключения объектов, включая жилые здания и объекты социальной,
транспортной, инженерной инфраструктуры, промышленные объекты.

Очень важной задачей госпрограммы являются проведение информационных
кампаний по разрушению "отношенческих" барьеров, формирование общества,
дружественного
по отношению к людям с инвалидностью.

Мы возлагаем на программу большие надежды и считаем, что успешная ее
реализация является серьезным движением к ратификации Конвенции ООН о правах
инвалидов.
Источник:

Zerkalo.az

Выпуск листа на новом месте: 6072
количество подписчиков: 265
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Mon, 7 Mar 2011 11:18:19 +0300 (#1453734)