Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2011-03-20

[TIFLO] Андрей Фурсенко рассказывает о вероятности принятия нового федерального

Андрей Фурсенко рассказывает о вероятности принятия нового федерального
закона "Об образовании"
19.03.2011 в 12:05,
обновлено 19.03.2011 в 17:41

GZT.RU
Министерство образования и науки РФ к августу текущего года планирует
совместно с педагогическим сообществом доработать
новый
вариант законопроекта <Об образовании>.

Об этом сообщил в субботу, 19 марта, глава ведомства Андрей Фурсенко,
выступая на итоговой коллегии министерства. Новый документ заменит два
базовых закона-
<Об образовании> и <О высшем и послевузовском
профессиональном
образовании>, принятых в 1992 и 1996 годах соответственно, передает
РИА Новости.

<К лету мы планируем представить на обсуждение обновленную, уже третью,
версию этого законопроекта. Считаем, что, обсудив новую редакцию на
августовских
педсоветах, мы можем совместными усилиями сделать действительно качественный
документ, которого ждет образовательное сообщество>,- заявил министр.

Андрей Фурсенко рассказывает о вероятности принятия нового федерального
закона "Об образовании"

Источник:
GZT.RU

Выпуск листа на новом месте: 6104
количество подписчиков: 265
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2011-03-20 09:36:47 (#1474742)

[TIFLO] <Иные> среди нас

<Иные> среди нас
18.03.2011

Ольга Ярусова

Дети лучше понимают друг друга.

Восемь лет назад Владимир Салит создал Томское региональное общественное
движение <Доступное для инвалидов высшее образование> (ДИВО). И теперь в
Томске
есть люди с физическими недугами, которые не только успешно окончили
университет, но и защитили кандидатские диссертации. А сам Владимир
Викторович недавно
стал одним из победителей конкурса <Человек года-2010> в номинации
<Подвижничество>.

О том, что такое инклюзивное образование и почему мы не можем избавиться от
стереотипов в отношении инвалидов, беседуем с нашим гостем.

Философия равенства

- Владимир Викторович, так изменилось ли что-либо за последние годы? Ведь
еще несколько лет назад томичи вообще не знали, что такое инклюзивное
образование.

- Ломать стереотипы в общественном сознании действительно непросто. Ведь на
протяжении многих десятилетий инвалиды были изолированы от обычных людей -
находились
в интернатах, сидели дома. Их не было видно на улице. А участие общества в
жизни инвалидов зачастую сводилось к унизительной раздаче пайков, пособий:

А новый взгляд на проблему инвалидности предполагает философию
инклюзивности. Суть ее в том, что инвалиды имеют право достойно жить рядом с
обычными людьми,
учиться, всесторонне развиваться. Но чтобы общество приняло <иных>, нужно
создать им позитивный образ.

Этим мы сейчас и занимаемся: проводим <уроки доброты> в школьных и
студенческих аудиториях, рассказываем об инвалидах, которые вопреки
диагнозу, получили
качественное образование и обрели любимую работу. Так, один парень, будучи
незрячим, окончил аспирантуру, стал отличным программистом - вслепую может
собрать
и разобрать компьютер. Другой защитил кандидатскую диссертацию на факультете
психологии ТГУ, теперь консультирует людей с инвалидностью:

- Но какие барьеры мешают людям с инвалидностью влиться в общество?

- Медицинская модель инвалидности, например. Она означает, что ребенок с
особенностями развития попадает в достаточно плотный круг людей в белых
халатах.
Родители надеются, что врачи сделают все, чтобы их дитя начало нормально
ходить, говорить, видеть, слышать. Но пролетают годы, ребенок переносит
несколько
операций, поглощает горсти таблеток: Безусловно, от врачей он получает
определенную помощь, но много теряет, иногда безвозвратно, с точки зрения
социализации.
В итоге становится маугли, который боится людей, общения:

К счастью, сейчас мы переходим на социальную модель инвалидности. Появилось
понимание того, что ребенка нужно не залечивать, а создавать ему условия для
полноценного развития. Не может он выйти из дома - надо сделать пандус, не
может писать ручкой - поставить компьютер, не слышит - обеспечить слуховым
аппаратом
и т.д.

Радует, что и такое понятие как <необучаемость> постепенно уходит. Опыт
показывает, что при раннем вмешательстве и терпеливом педагогическом
сопровождении
даже самые трудные дети приобретают и навыки самообслуживания, и
профессиональные компетенции.

Излишняя опека ни к чему

- А что все-таки является ключевым моментом в инклюзивном подходе?

- <Разумная адаптация> - создание конкретных условий для человека с
инвалидностью. Даже если человек передвигается на инвалидной коляске, это не
значит,
что он совсем немощный. Сейчас в ТПУ учится колясочник, живет в общежитии. Я
предлагал ему: <давай сделаем тебе пандус>. Парень отказался: <тогда я
совсем
расслаблюсь и перестану ходить по ступенькам>. То есть излишняя опека
инвалидам тоже ни к чему.

Но очень важна роль родителей. Если они объяснят воспитателям, учителям,
преподавателям вузов особенности и потребности своего ребенка, то окружающие
люди
не испугаются и не растеряются в тот момент, когда ему понадобится помощь. И
вообще смогут обеспечить удобную для него среду и атмосферу.

Удачное начало

- В Томске образование для людей с ограниченными возможностями существует
уже года два в экспериментальном режиме:

- Да, для этого мы выбрали 54-ю школу, где уже давно и спокойно обучаются
дети с различными ограничениями здоровья - с сахарным диабетом,
слабовидящие,
страдающие эпилепсией. Но когда впервые (в рамках нашего проекта) туда
пришла девочка с ДЦП, там случился небольшой переполох: как ей
передвигаться? А
потом спонсоры сделали поручни и всяческие приспособления в коридорах, в
классе, в туалете. И вскоре девочка свыклась с окружающей средой. Она
оказалась
смышленой и старательной, поэтому настороженное отношение к ней сменилось
доброжелательным. У ее мамы высвободилось время, и она смогла устроиться на
работу.

Вообще, при инклюзивном образовании выигрывают все: дети с инвалидностью
полноценно развиваются, обычные ребятишки становятся добрее, терпимее и
отзывчивее,
а учителя получают новый профессиональный опыт. В будущем, мы надеемся,
инклюзивная школа появится в каждом районе города. Более того, наши
активисты сейчас
стремятся перенести инклюзивный опыт в Северск, Асино и Стрежевой.

- Насколько наше законодательство защищает право людей с проблемами здоровья
на образование? Есть ли проблемы?

- В Конвенции ООН по правам человека четко и ясно написано: необходимо
создать условия для получения инклюзивного образования в течение всей жизни.
Но в
нашей стране в законе об образовании слова <инклюзия> пока нет, наши
чиновники его как бы стесняются. И многие директора школ отказываются
принимать ребят
с ограниченными возможностями здоровья. Но родители уже начинают требовать,
чтобы права их детей на качественное образование были соблюдены.

Мы надеемся, что недавно созданный в Томской области институт
уполномоченного по правам ребенка будет этому способствовать. Более того, в
прошлом году нам
(представителям национальной коалиции <За образование для всех>) удалось
внести ряд рекомендаций в федеральный закон <Об образовании>. Так что есть
шанс,
что обучение особенных детей в обычных школах станет нормой.
Источник:

<АиФ Томск>

Выпуск листа на новом месте: 6103
количество подписчиков: 265
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2011-03-20 01:12:20 (#1474518)

[TIFLO] Двое незрячих и инвалид-колясочник открывают под Киевом центр обучения д

Двое незрячих и инвалид-колясочник открывают под Киевом центр обучения для
людей, утративших зрение
18.03.2011

Игорь Осипчук

В 2008 году <<ФАКТЫ>> рассказали о потрясающем путешествии: двое незрячих --
Юрий Войтюк и Владимир Турский -- в компании с инвалидом-колясочником Олегом
Полозюком
самостоятельно, без помощи здоровых людей отправились в Индию. Глазами
необычной туристической группы из Киева был Олег. Незрячие везли его на
инвалидной
коляске, а он, указывая им дорогу, описывал, что находится вокруг: звуки,
запахи, прикосновения к предметам дополняли слепым картину. Из города в
город
ехали на поезде.

Правда, оказалось, что коляска Олега не вписывается в коридор вагона,
поэтому приходилось снимать большие колеса и на двух передних ее с трудом
докатывали
до купе. А добравшись до гигантского храма индийского гуру Саи Бабы (в нем
одновременно вмещается 42 тысячи человек), самый крепкий в команде -- Юрий
Войтюк
-- втащил коляску с Олегом к Дереву желаний по 240 ступеням, причем некоторые
из них были высокие, сантиметров 40, некоторые -- низкие. Поручни есть не
везде,
поэтому следовало быть предельно осторожным, чтобы не упасть.

(На снимке) Отважная команда совершила поездку по Индии. На фото (слева
направо): австралийка, с которой путешественники познакомились в Индии,
Владимир
Турский, Юрий Войтюк, Олег Полозюк

Отчаянные путешественники стали лауреатами Национальной премии <<Гордiсть
краiни>> (проект Фонда Виктора Пинчука, реализующийся при участии
телекомпании <<Новый
канал>> и газеты <<ФАКТЫ>>). Их наградили поездкой в Австралию, ведь они
мечтали побывать в этой далекой стране.

И вот теперь неугомонная команда открывает под Киевом центр обучения для
людей, утративших зрение. Уже готова первая очередь учреждения. Это на сто
процентов
народная стройка.

<<Участок и дом под Киевом для создания центра обучения ослепших подарила
простая женщина, дочь которой -- инвалид>>

-- Я потерял зрение, будучи взрослым человеком, -- говорит руководитель Союза
поддержки незрячих Украины юрист Владимир Турский. -- Словами не передать,
что
мне пришлось пережить, когда перестал видеть, -- это кошмарный удар. То же
чувствовал и мой друг Юрий Войтюк, с которым мы ездили в Индию и Австралию.
До
40 лет у него было нормальное зрение. Он сделал успешную карьеру: стал
заведующим кафедрой ботаники Национального университета имени Тараса
Шевченко. Сейчас
-- доцент кафедры тифлопедагогики Национального педагогического университета
имени Драгоманова, готовит специалистов для обучения детей-инвалидов. Нам с
ним в зрелом возрасте пришлось учиться жить в полнейшей темноте, поэтому
хотим помочь тем, кому предстоит пройти такой же путь. Тут нужно сказать,
что
в Украине ежегодно теряют зрение тысячи человек.

В Киеве мы уже давно организовали центр, в котором бесплатно обучаем
ослепших приобретать необходимые навыки. Правда, иногородним предоставить
жилье не
можем. Многим из них не по карману платить по 140 гривен в день (дешевле не
найти) за аренду комнаты для себя и сопровождающего. Именно по этой причине
мы и занялась созданием еще одного центра обучения -- за городом. Несколько
лет обращались в Кабинет министров Украины с просьбой предоставить земельный
участок. Закончилось это тем, что один чиновник попросил не морочить голову
и посоветовал найти мецената, который согласился бы дать под нашу затею
шесть
миллионов гривен.

И вот два года назад во время празднования своего дня рождения член
организации инвалидов Галина Прасок (к сожалению, ее уже нет в живых)
неожиданно заявила,
что они с сестрой Лидией и дочкой Татьяной (она страдает глухотой) решили
передать под центр для ослепших земельный участок в 30 соток, а также
находящуюся
на нем хату, которая была построена 111 лет назад.

-- Прямо в день рождения и поехали посмотреть этот участок, -- вступает в
разговор секретарь Всеукраинской благотворительной организации инвалидов и
пенсионеров
<<Лицом к истине>> Мария Фролова. -- Он находится в 50 километрах от Киева, в
селе Большая Мотовиловка Фастовского района. С улицы хату не увидели --
участок
был заросшим молодыми деревцами, кустарником, сорняком. А когда мы пробились
к дому, он оказался настолько ветхий, что вот-вот рухнет. Хозяйка сказала
нам: <<Хата держится благодаря старинной иконе Георгия Победоносца, которая
там висит>>.

(На снимке) Инвалидную коляску использовали не только для перевозки
получившей травму Марии, но и для доставки воды

Денег для создания центра нет и не было. Но находятся милосердные люди,
которые дарят кирпич, рамы, двери, кровельное железо, приезжают поработать
бесплатно.
А еще нашими добровольными помощниками стали местные жители. Самый усердный
из них -- Геннадий Никоненко (к слову, его дочь -- инвалид I группы).

-- Когда нужно было разгружать машины со стройматериалами, люди выходили
подсобить, -- рассказывает Владимир Турский. -- Я, кстати, тоже участвую в
таких работах.
Мне поначалу говорили: <<Неужели серьезно вознамерились кирпич разгружать, вы
же незрячий?>> А что в этом сложного? Взбираюсь на колесо, перемахиваю через
борт машины и оказываюсь в кузове. Подаю оттуда кирпич выстроившимся в
цепочку добровольцам.

<<Преподавать будут незрячие, которые уже владеют навыками, необходимыми
слепому человеку>>

-- Во время работы на меня свалилась дверь, я получила перелом пальца ноги, --
продолжает Мария Фролова. -- Пришлось скакать на костылях, но работу не
прекратила:
помогала незрячему Владимиру Турскому возить воду на стройку.

-- Я крепил десять шестилитровых баков с водой на костыль, клал его на ручки
инвалидной коляски, а сидевшая в ней Мария подсказывала мне дорогу, --
вспоминает
Владимир. -- Зимой мы официально открыли наш центр и освятили его. Сделали
учебный класс и комнату духовности -- по сути, часовенку. Ведь для утративших
зрение вера в Бога особенно важна. Там есть необычная икона Почаевской
Божьей Матери, которая специально предназначена для слепых: водишь по ней
рукой
-- и <<видишь>> изображение, нанесенное с помощью осязаемых на ощупь точек. К
слову, когда незрячий человек долго читает книги, отпечатанные азбукой
Брайля,
у него устают... глаза. Мозг продолжает воспринимать текст центрами зрения,
которое давно утрачено! Кстати, стоимость принтера для печати азбукой Брайля
очень высока -- десять тысяч долларов!

Будущие слушатели должны четко знать, что у нас не дом отдыха. Их ожидает
тяжелый труд: предстоит научиться ориентации в пространстве, ходить по
улицам
с помощью трости, освоить азбуку Брайля, работу на компьютере (для незрячих
разработано программное обеспечение, позволяющее набирать тексты на слух,
озвучивать
статьи).

-- В нашем центре на первых порах будут преподавать сами же незрячие, ведь на
зарплату учителям нет средств, -- говорит Юрий Войтюк. -- Я -- один из
добровольцев,
которые берутся вести занятия. Смогу обучить не только перечисленным выше
навыкам, но и многому другому, что умею делать сам. У себя на даче мастерю
клетки
для кроликов, кошу траву, вскапываю огород и ухаживаю за ним, собираю
урожай, даже сарай самостоятельно построил. Вбить гвоздь или вкрутить шуруп
для меня
не проблема.

Отпуск с женой (она зрячая), как правило, проводим в походах на байдарке.
Говорю это, чтобы, глядя на меня, другие незрячие поверили -- они могут вести
полноценный
образ жизни. Для этого нужно проявить характер, а не рассиживаться на
диване.

Конечно, без посторонней помощи незрячие могут делать далеко не все. Поэтому
таким, как я, слепым преподавателям и представителям ряда других профессий,
по закону полагается ассистент. Я чуть ли не первый в Украине преподаватель,
кому предоставили такого помощника, точнее, помощницу -- Катю Бондаренко. Она
моя студентка. За свой подвижнический труд получает <<огромные>> деньги -- 360
гривен в месяц (это полставки, причитающиеся ассистенту незрячего).

-- Мы еще не достроили второй корпус загородного центра, не возвели летние
домики, -- рассказывает Владимир Турский. -- Так что с благодарностью примем
помощь.
Кроме того, людей, утративших зрение и желающих пройти у нас обучение,
просим обращаться по телефону в Киеве: (044) 294-24-27.
Источник:

<<ФАКТЫ>>

Выпуск листа на новом месте: 6102
количество подписчиков: 265
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2011-03-20 00:57:06 (#1474510)