Хавлатип Назиргаджиев: <Для образования инвалидов по зрению важны
современные компьютерные технологии>
17.03.2011
Наида Хамавова
16 марта в Дагестанском государственном педагогическом университете
открылась Международная научно-практическая конференция <Развитие науки и
практики непрерывного
образования лиц с нарушенным зрением>. Организаторы мероприятия - факультет
педагогики и психологии, научно-образовательный центр <Перспектива>, кафедра
коррекционной педагогики и специальной психологии Даггоспедуниверситета
совместно с Дагестанской республиканской организацией Всероссийского
общества слепых,
Институтом национальных проблем образования Российской академии образования.
В конференции принимают участие делегаты из Кабардино-Балкарской и Чеченской
республик, Карачаево-Черкесии, городов Москвы, Кисловодска и Ставрополя. А
также представители республиканских реабилитационных центров, министерств
здравоохранения,
образования и науки, труда и социального развития и другие.
В беседе с корреспондентом
РИА <Дагестан>
декан факультета педагогики и психологии ДГПУ Аида Керимова отметила, что
основная цель мероприятия - обратить внимание общественности на улучшение
образования,
науки и практики людей с нарушенным зрением; найти решения и пути, а также
выявить новые технологии и методики в работе с такой категорией людей.
<На сегодняшний день правительство РФ уделяет большое внимание проблемам
инвалидов, их образованию и трудоустройству. Хочу отметить, что эти люди
являются
такими же гражданами республики. На практике мы замечаем, что им тяжело
социально обустроиться. Если сегодня мы примем решения для улучшения их
положения
в обществе, в дальнейшем это принесет свои плоды>.
В университете таким категориям людей уделяется особое внимание. Они
поступают в вуз на льготных основаниях. Вуз принимает на учебу не только
слабовидящих
и не зрячих, но и тех, которые их сопровождают. Соответственно, данный
факультет и готовит специалистов в области работы именно с той категорией
людей.
Но и на этом работа не прекращена. В вузе есть научно-образовательный центр
<Перспектива>, который занимается переподготовкой таких студентов. В
университетском
центре содействия трудоустройства студентов такие студенты занимают
основополагающее место, и при возможности им предлагается альтернатива. На
сегодняшний
день вуз выпустил несколько десятков таких выпускников.
Председатель Дагестанской республиканской организации Всероссийского
общества слепых Хавлатип Назиргаджиев сказал, что в процессе образования лиц
с нарушением
зрения большую роль играет использование современных компьютерных
технологий, которые сделали прорыв в возможности доступа к получению
информации. <Есть
специальные инструменты и программные технические средства, которые помогают
инвалидам по зрению самостоятельно работать с компьютером. Мы считаем, что
основополагающим в процессе обучения является обеспечении инвалидов такими
средствами и создание технической базы. Предлагаем в каждом вузе создать
специальный
класс, оснащенный этой техникой>.
В приветственном слове ректора вуза Джафар Маллаев, отметил, что эта
конференция значимая, потому что вопрос отношения к инвалидам как никогда
стоит остро.
Стоит отметить, что ДГПУ стал базовым центром для получения высшего
образования детей инвалидов в Северо-Кавказском регионе.
Глава вуза выступил и с докладом <Сущностные особенности современного
развития науки и практики непрерывного образования лиц с нарушениями
зрения>.
<Сегодня непрерывное специальное образование лиц с нарушениями зрения должно
учитывать ряд факторов влияющих на науку и практику его становления и
развития
- это исторический, социокультурный и психолого-педагогический в контексте
принципиально новых изменений, которые происходят и произошли в современном
человеческом сообществе вообще и в российском специальном образовании в
частности.
Современное развитие общества более четко обозначает тенденции увеличения
экономической, социально-культурной и психологической дистанции между
различными
категориями лиц с особыми образовательными потребностями и массовым
населением. Два мира - незрячих и нормально видящих - как никогда ранее
испытывали
дефицит в понимании друг друга. Осознание этого факта привлекает внимание
современных исследователей в области специальной дефектологической науки и
образования.
На сегодняшний день наука и образование в тифлопространстве и
тифлотехнические средства - это не просто уточнение и углубление наших
знаний о незрячих как
особом социальном феномене, его месте в социуме, но и о проявлении всех его
сущностно значимых особенностей и характеристик в современном мире. А также
выявление специфики самого процесса развития науки и практики непрерывного
образования лиц с нарушениями зрения>
Он также отметил, что непрерывное образование лиц с нарушениями зрения
требует с раннего детства выстраивание системы обучения, воспитания и
психолого-педагогического
сопровождения слепого и слабовидящего в семье, дошкольного коррекционного
учреждения, затем в школе III и IV вида, в начальном, среднем и высшем
профессиональном
образовании с овладением информационных и коммуникационных технологий.
Джафар Маллаев сказал, что особую важность представляет изучение проблемы
одаренности детей с нарушенным зрением. Особый смысл и значимость
приобретает
проблема отношения лиц с нарушенным зрением к себе, друг к другу и к другому
человеку, понимания и чувствования ими другого человека, родных и близки.
<Важнейшей задачей на современном уровне выступает исследование
эмоциональной сферы современных детей и учащейся молодежи с нарушениями
зрения, функционирующих
в условиях повышенной напряженности и неопределенности развития общества в
целом, а поэтому поиск условий структурирования их эмоционального
пространства.
Сегодня остро необходимо выдвижение новых концепций, новых идей,
направленных на теоретико-методологическое обеспечение процесса современного
развития
науки и практики непрерывного образования детей и молодежи с нарушением
зрения>, - добавил ректор.
Заместитель министра труда и социального развития РД Маккамагомед Джамаев
отметил, что люди приходят в мир ограниченных возможностей по-разному.
Кто-то
с рождения, кто-то в связи с болезнью, кто-то в результате несчастного
случая, но всех их объединяет желание жить в полной гармонии с повседневной
действительностью
и окружающими людьми.
<Возможность этого успеха во многом зависит от государства и общества.
Инвалид не должен оставаться один на один со своими проблемами. Для его
успешной
интеграции в активную жизнь требуются соответствующие условия, поддержка и
помощь. Такими условиями является наличие законодательной базы, защищающей
права
инвалида, дающая возможность получения доступных и качественных социальных
услуг и определяющих основные гарантии по обеспечению инвалидов равными с
другими
гражданами возможностями в реализации гражданских, экономических,
политических прав, их адаптации в обществе>.
Он также сказал, что министерством труда и социального развития Республики
Дагестан, органами социальной защиты населения республики проводится
целенаправленная
работа по реализации мер социальной поддержки инвалидам. Отметил, что им
оказывается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе
обеспечение
необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача. В целях
обеспечения условий для реализации гражданами, в том числе инвалидами, права
на социальное
обслуживание в республике создана широкая сеть учреждений социального
обслуживания населения. Во всех муниципальных районах и городских округах
республики
функционируют учреждения нестационарного социального обслуживания, которыми
ежегодно предоставляются различные социально-бытовые, социально-медицинские,
реабилитационные, юридические и другие, виды социальных услуг.
Учитель технологии школы-интерната N 3 города Нальчика Караби Калмыков
сказал, что, к сожалению, в нашем обществе недостаточно адекватно относятся
к людям.
<Собравшись вместе, мы должны способствовать лучшему отношению друг к другу.
Инвалидам нужно оказывать не только медицинскую помощь, но и
психологическую>,
- добавил он.
http://www.yandex.ru/
Выпуск листа на новом месте: 6096
количество подписчиков: 265
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru