Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Незрячего научат улыбаться

Незрячего научат улыбаться
16.03.2011

Галина Анищенко

Саша Сакмаров отозвался о лыжах так:

- Ты сам куда-то едешь!

Ни машину, ни даже велосипед ему водить не придется - незрячий. А лыжи:
Когда впереди идет Кирилл Докучаев (он хоть и слабо, но видит), дорогу не
потеряешь.

Александр - парень рослый, крепкий. У него очень мягкая, приветливая улыбка.
Разговаривает и смотрит на тебя - будто бы видит.

- А мы и этому - мимике - ребят учим, - рада успехам учеников Валентина
Геннадьевна Кондратьева, преподаватель специальной коррекционной
школы-интерната
для слепых и слабовидящих детей (школа находится в Якшур-Бодье). Если на
уроках русского языка и литературы Валентина Геннадьевна учит детей
чувствовать
слово, то на занятиях по мимике и пантомимике обучает ребят выражать свои
ощущения.

- Подойдите ко мне, потрогайте переносицу. Нащупали складочку? Это я
хмурюсь. А теперь потрогайте уголки губ. Заметили, как складочки углубились?
Это потому,
что я улыбнулась.

А жесты! Как без слов позвать к себе человека? Или отказаться от
предложения?

В школу приходят дети, у которых на лице ни одной эмоции. В шутку маленьких
ребят порой называют обезьянками: так забавно они копируют окружающих.
Копируя,
развиваются, растут. Незрячие дети такой возможности лишены. И если сидят
дома, не занимаются, то похожи на: статуи. Но ведь больше половины
информации
человек воспринимает через мимику! Не так уж редко случается: человек
говорит, что у него все нормально, а осанка, движения выдают его
беспокойство. И
пусть слепые дети не смогут уловить эти нюансы в поведении здоровых людей,
сами-то они теперь - благодаря урокам в коррекционной школе - и скрывают, и
выражают свои чувства и настроения совсем как зрячие дети.

Один слепой человек, которому не посчастливилось посещать занятия по мимике
(такие занятия вошли в программу школы сравнительно недавно), только став
взрослым,
понял, почему его в детстве часто ругали: когда ему хотелось плакать, на
лице появлялась ухмылка. Кому это понравится? Но он-то про ухмылку не знал!

- Мамы, наверное, боятся отпускать от себя слепых детей?

- И напрасно! Даже очень хорошая мама не даст ребенку столько, сколько дает
ему наш коллектив. Хотя взаимоотношениям с незрячими детьми нам тоже
пришлось
учиться.

Елена Валерьевна Рябчикова когда-то терялась: войдет в класс, а там учащиеся
на столах лежат: головы - на руках, одни макушки видны. Постепенно научились
и спинку держать, и смотреть (не хочется закавычивать это слово) на
учительницу.

Слепые и слабовидящие дети узнают друг друга и педагогов не только по
голосам. У них очень развито обоняние. Учительница еще только зашла в школу,
а они
уже бегут к ней из класса: узнали по запаху духов.

В каждом классе есть свои звездочки - наиболее талантливые и усердные
ученики. Одна из звездочек-выпускниц - Гузель. Она недавно навестила школу,
в которой
выросла. Сказала педагогам: <Все, что есть хорошего, приобрела в вашей

Елена Валерьевна и Валентина Геннадьевна еще помнят Гузель семилетней
девочкой, которая в первое время сильно скучала по дому. Каждый вечер - как
только
начиналось льготное время - мама ей звонила. Но если мама опоздает со
звонком хоть на минуточку, девочка начинала плакать.

Постепенно Гузель освоилась в школе, научилась сама находить и класс, и
столовую. Стала обращать внимание на одежду: <Посмотрите, у меня кофточка
чистая?>.
Несвежую не наденет. А уж как Гузель на кухне дежурила! Каждый сантиметр
стола протрет. А если крошки где-то все-таки остались, и ей об этом скажут,
то
не частичку стола промоет, а снова весь стол.

Сейчас Гузель уже взрослая, учится в Кисловодском медицинском колледже - в
специальном учебном заведении для слепых и слабовидящих людей. Девушка
станет
массажисткой. Да что станет! У студентки уже есть постоянные пациенты. Руки
у нее сильные, ловкие.

Кстати, сильные руки - у всех выпускников якшур-бодьинской школы. Незрячие
дети пишут не обычной ручкой или карандашом, а специальным инструментом -
грифелем,
похожим на отвертку. Не завитушками пишут, а: точками. Прокалывают буквы на
бумаге. Вот сила и развивается.

Зимой Гузель приезжала из Кисловодска к родителям в Ижевск. Трудно поверить,
но девушка добралась до Ижевска одна, без сопровождающего. А когда решила
навестить
родную школу, то мама проводила ее в Ижевске до автовокзала, а уж в
Якшур-Бодье незрячая Гузель сориентировалась сама. Тут она все
дорожки-переходы знает.

Стала ли она такой самостоятельной, если бы воспитывалась в домашних
условиях? Нет, конечно. Мамы и папы своих чад жалеют. Многое делают вместо
них. Даже
с ложечки кормят. Такое уж не раз бывало: семилетнего ребенка воспитатели
учили держать ложку, набирать в нее суп и аккуратно кушать.

Что еще важно, учебные занятия строятся так, чтобы сохранить здоровье детей.
Десять минут поработали - отдых. В школе чистые окна, а свет падает так, что
не мешает слабовидящим детям писать и читать.

Кроме азбуки Брайля, ученики овладевают горельефами (это специальные карты
для слепых). А после занятий - театральные представления, шахматы, резьба,
ковроткачество,
плетение из бисера, вышивание лентами, физические упражнения, танцы. Ребята
участвуют в конкурсах и соревнованиях районного и республиканского уровня.
В чемпионате республики по лыжам, организованном Всероссийским обществом
слепых, Саша Сакмаров занял первое место. Призового места он был удостоен и
по
итогам российского фестиваля среди инвалидов по зрению.

Программу обычной школы слепые и слабовидящие дети проходят за двенадцать
лет. А потом: Одна выпускница школы даже в МГУ преподавала, затем работала в
Германии.
Правда, позже здоровье ухудшилось, и женщина вернулась в Ижевск. Но были в
ее жизни такие высоты, каких не каждый здоровый человек достигнет.

Принимают в эту школу круглый год. Если ребенок приедет в марте, его и в
марте возьмут. Классы маленькие, подход - индивидуальный. Догонит
сверстников!
Только бы родители решились отпустить от себя в большой мир любимого и
такого домашнего ребенка.

<Удмуртская правда>

Выпуск листа на новом месте: 6094
количество подписчиков: 264
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Wed, 16 Mar 2011 09:34:20 +0300 (#1466966)