Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Министр образования о стандартах и сокращении школ

Министр образования о стандартах и сокращении школ

Ни один законопроект не вызывал еще в обществе такой бурной реакции, как
проекты двух образовательных документов: закона "Об образовании в РФ" и
новых Федеральных
государственных образовательных стандартов.

Благо, разработчики отчасти предусмотрели такую реакцию и разместили проекты
документов в открытом доступе в Интернете: для широкого обсуждения и
дискуссии.

Она не заставила себя ждать. Градус споров зашкаливал. Учителя, родители,
блоггеры, чиновники обсуждали нововведения. 11 тысяч комментариев к проекту
закона
"Об образовании в РФ", более 20 тысяч подписей под письмом президенту страны
с просьбой отложить введение стандартов... Накал был таков, что "на ковер"
министра образования и науки Андрея Фурсенко вызвали сразу в обе палаты
Федерального собрания. Такой интерес и тревога общества понятны.
Образование -
это то, что касается каждого, это наши дети и их будущее. А в России сегодня
около 13 миллионов школьников!

"Российская Газета" представляет точку зрения министра на все самые острые
вопросы, которые задавали Андрею Фурсенко учителя, депутаты, сенаторы и
родители.

О новых стандартах старшей школы

Проект новых стандартов для старшей школы, подготовленных, подчеркну,
экспертами, а не министерством, еще очень далек от того, чтобы быть принятым
и утвержденным.
Помните, как было со стандартами для начальной школы? Разрыв между внесением
предложений и принятием был два месяца. А пилотное внедрение началось позже,
чем через год: с 1 сентября 2010 года по новым стандартам начали учиться
около 200 тысяч первоклассников. Это время потребовалось на разработку
программ,
написания учебников и переподготовку учителей. Могу сказать, что от
учителей, школьников, родителей приходят хорошие отзывы.

По основной школе между внесением стандарта и утверждением прошло семь
месяцев. И он начнет поэтапно реализовываться не раньше 1 сентября 2012
года.

Что касается стандарта для старшей школы, то на сегодняшний день даже не
стоит вопрос о его реальном введении. Пока мы не достигнем если не
консенсуса,
то очень широкого согласия по этому стандарту, он не будет мною утвержден. И
только после утверждения может быть определена дата начала апробации.

Об обязательных предметах в старшей школе

Четыре предмета - ОБЖ, физкультуру, курс "Россия в мире" и подготовку
индивидуального проекта - действительно предлагается сделать одинаковыми для
всех
старшеклассников. Но это ни в коей мере не значит, что они будут основными в
образовательной программе. Они общие и будут преподаваться на едином для
всех
уровне. Для каждого ребенка обязательно чистить зубы по утрам и вечерам. Но
ведь это не значит, что основное, чему надо учить ребенка, - это чистить
зубы!
Физкультура не может быть основным предметом в школе. Но мы должны
добиваться того, чтобы независимо от того, кем хочет стать школьник -
гуманитарием,
технарем, инженером или рабочим, - он должен быть здоровым.

Старшеклассник в обязательном порядке будет изучать 10-11 предметов, с
учетом вышеназванных. Так, к примеру, и математика, и русский язык
присутствуют
в списке обязательных предметов, вопреки тому, что говорят. Другое дело -
предусмотрены разные уровни их освоения. Если человек - гуманитарий, то не
надо
ему изучать в старших классах основы математического анализа. Так же и с
другими общеобразовательными предметами. Если внимательно прочитать
стандарты,
то это становится ясно. Идея новых стандартов заключается в том, что ребята
в этом возрасте имеют право выбирать свой путь.

Об апробации стандартов

Принято решение, что в отличие от стандартов начальной и основной школы
стандарт для старшеклассников перед началом пилотного внедрения должен будет
пройти
обязательную апробацию. И эта апробация, независимо от того, как быстро
пойдет обсуждение, начнется не раньше 1 сентября 2013 года. А в полной мере
согласованный
стандарт старшей школы будет запущен в использование не раньше 2020 года.

Еще раз, чтобы не было никаких двойных прочтений: этот вопрос будет внесен
на официальное подписание только в тот момент, когда мы действительно
достигнем
достаточно серьезного, полного понимания того, каким стандарт должен быть.

О проекте закона "Об образовании в РФ"

Главный вывод, который можно сделать по итогам общественной дискуссии, -
законопроект об образовании получил заметный общественный резонанс. Общее
число
комментариев - около 11 тысяч.

Президент назначил специальную комиссию для анализа и учета всех замечаний,
поступивших к проекту закона об образовании. Если обратиться к тематике
положений
законопроекта, которые получили наибольшее число комментариев, то это,
безусловно, права обучающихся и педагогов. Большинство склоняется к
необходимости
принятия закона, хотя и с существенной доработкой.

Пока не будут выработаны решения, имеющие общественную поддержку по основным
концептуальным положениям законопроекта, министерство не будет форсировать
его принятие и не будет предлагать его для рассмотрения Думе.

О сокращении школ

За последнее десятилетие произошло уменьшение количества школьников более
чем на 30 процентов. А количество школ уменьшилось менее чем на 30
процентов.

Могу сказать, что считал и считаю, что целый ряд школ, которые не
соответствуют современным требованиям, надо закрывать, а вместо них строить
новые. Держаться
за ветхие школы неправильно. Зачастую в школе, в которой учатся 5-7
человек - а у нас таких школ сегодня почти 5 тысяч, - научить ничему
толковому, к сожалению,
не могут. Исключение тут составляют начальные школы, когда даже один хороший
учитель может дать очень много совсем юным ученикам.

В каждом отдельном случае решение должно приниматься в интересах ребят. Не в
интересах сохранения юрлица школы, а в интересах детей.

О нарушениях на экзаменах

Нам известны случаи сдачи учителями ЕГЭ за своих учеников. В отличие от
многих нарушений, которые происходили в прошлые времена, эти случаи теперь
выявляются.
И люди, которые ведут противоправные действия, серьезно наказываются. Это
большое достижение, что сегодня создана такая система, благодаря которой
подобные
нарушения могут быть отслежены и люди, которые им способствуют, серьезно
наказаны.

О псевдообразовании

Да, у нас, увы, есть псевдовузы. Но могу сказать, что за время работы нашего
министерства процесс открытия новых вузов и филиалов практически
остановился.

Сегодня я подписываю приказы о закрытии подвальных и полуподвальных филиалов
чуть ли не каждый день. И по каждому приказу у меня появляются письма,
звонки
из регионов: мол, в принципе все это правильно, но вот этот филиал,
пожалуйста, не трогайте, а этот вуз оставьте в покое.

Но мы движемся вперед. Этому во многом поспособствовало создание сети
ведущих университетов: возникает лидер, вокруг которого начинают
группироваться другие
вузы. У студентов появляется возможность получать более качественное
образование.

Мы сейчас ужесточаем систему лицензирования. Пытаемся добиться того, чтобы
желание получить высшее образование удовлетворялось в достойных вузах. Тут
не
может быть кампаний по закрытию десятков и сотен высших учебных заведений.
Это очень важный и чувствительный момент для тех, кто учится, и для тех, кто
учит. С каждым конкретным случаем нужно разбираться отдельно, что мы сегодня
и делаем.

О поддержке ведущих вузов

К настоящему моменту одобрены программы развития 29 национальных
исследовательских университетов (НИУ) и 7 федеральных университетов, а также
двух крупнейших
и самых известных университетов страны - Московского государственного
университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного
университета.
Таким образом, уже сейчас можно говорить о формировании в стране сети
ведущих вузов, которые должны стать основой для новой эффективной высшей
школы России.

Общий объем бюджетных средств, направляемых на реализацию программ развития
ведущих вузов страны в 2010-2012 годах, составляет 69 миллиардов рублей. Из
них: 32 миллиарда рублей - на реализацию программ развития НИУ, 27
миллиардов рублей - федеральным университетам, 10 миллиардов рублей - для
МГУ им. Ломоносова
и СПбГУ.

О стипендиях

Вопрос об отмене стипендий не стоит. С другой стороны, надо уходить от
принципа "уравниловки" в этом вопросе. Механизм распределения стипендий в
России
сегодня не оптимален и должен быть изменен. Сейчас есть социальные стипендии
и академические. Академические выплачиваются практически всем студентам,
которые
нормально сдают сессии, хотя для одних эта стипендия - существенная
необходимость, а для других - лишь небольшая добавка к тем средствам,
которые есть
у студентов от семьи или подработки.

Важно и возможно в рамках существующих стипендиальных фондов изменить
принцип распределения стипендий. Увеличить выплаты тем, кто нуждается в
социальной
помощи и, одновременно, уменьшить количество академических стипендий.
Повышенную и действительно большую стипендию должны получать только те
студенты,
которые демонстрируют серьезные успехи.

Для того чтобы изменить механизм, надо дать гораздо больше прав студенческим
советам. У меня была встреча с их представителями, мы обсуждали этот вопрос.
Они, наряду с ректорами, могут взять на себя ответственность по
распределению стипендий. Соответствующие нормативные возможности у них есть.
Если нет,
мы им добавим.

С 1 сентября 2011 года предусмотрено повышение стипендий аспирантам и
докторантам до 2,5 тысячи рублей и до 4 тысяч рублей соответственно. А
аспиранты
и докторанты, подготавливающие диссертации по техническим и
естественно-научным специальностям, с 1 сентября 2012 года будут получать
стипендии в размерах
6 тысяч рублей и 10 тысяч рублей соответственно. Но одновременно надо
создавать условия, при которых аспиранты будут получать достойную зарплату
за ту
научную работу, которую они выполняют при подготовке диссертации.

О подушевом финансировании школ

Мне часто приходят вопросы о том, что 83-ФЗ не учитывает особенности
функционирования сельских школ, в том числе малокомплектных.

Мы специально оговаривали, и это есть во всех документах, что к
малокомплектным школам система нормативно-подушевого финансирования не
относится. Это знают
в регионах. Более того, нормативно-подушевое финансирование не должно быть
элементом сравнения школы в маленьком городке или в селе и школы в большом
городе.
Это скорее элемент политики и поддержки школ, которые находятся в одинаковых
условиях.

Сегодня все школьное финансирование находится на региональном уровне, так
что в этом плане новый закон ничего не меняет. Тем не менее наше
министерство
считает, что и на федеральном уровне необходим определенный инструмент, в
том числе финансовый, для поддержки лидеров либо, наоборот, для поддержки
тех,
кто оказывается в очень сложном положении. Именно поэтому в новой
Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы мы
впервые включили
абсолютно новый пункт: субсидии регионам. Субсидии будут выделяться по
конкурсу тем регионам, которые лучше всех обеспечивают развитие дошкольного,
школьного
и профессионального образования.

О НПО и СПО

Сейчас решается вопрос о передаче части из почти 1000 существующих в РФ
техникумов и колледжей в субъекты РФ.

В проекте нового закона об образовании на данный момент отсутствует понятие
начального профобразования, это правда. Оно, кстати, и в Конституции РФ
отсутствует.
Действующая система НПО не справляется с задачей подготовки
квалифицированных специалистов. Поэтому в законопроекте предлагается
объединить НПО и СПО под
эгидой среднего профессионального образования, сохранив эти два важнейших
направления по подготовке квалифицированных рабочих и технических
специалистов.
Это означает, что и статус этого образования будет поднят, и качество должно
быть улучшено.

О слиянии вузов и техникумов

В каких-то случаях целесообразно создавать образовательные кластеры -
какие-то техникумы присоединять к вузам. Так уже делали при подготовке
специалистов
в области атомной энергетики. Например, при создании национального
исследовательского ядерного университета "МИФИ" (образован в 2009 году на
базе Московского
инженерно-физического института) в него вошли не только его бывшие филиалы,
но и техникумы, учреждения начального профессионального образования.

О детских садах и зарплате воспитателей

За последние пять лет количество мест в детских садах увеличилось на миллион
человек. Но и очередь, к сожалению, растет.

Именно для решения этой проблемы в новой ФЦПРО мы ввели специальный раздел
по поддержке развития детских садов.

Одновременно сегодня уже существуют возможности для создания и других форм
дошкольного образования: семейных детских садов, группы кратковременного
пребывания.
Мы развиваем предшкольное образование.

Важно, чтобы статус воспитателя детского сада был не ниже статуса
преподавателя начальных классов школы. Зарплата воспитателям выплачивается
из регионального
бюджета. Я считаю, что нужно увеличивать зарплату педагогов, причем на всех
уровнях, включая дошкольный. Но вопрос финансирования здесь - это мандат
каждого
региона. Поэтому решение об увеличении зарплаты должно приниматься
региональными законами.

О лидерах

Мир сегодня меняется, меняются стандарты, у нас появились новые
образовательные лидеры. Почему сегодня в лидерах находятся скандинавские
страны? Почему
сегодня там Сингапур? По одной простой причине: они не боятся меняться, они
не боятся двигаться вперед. И мы не должны этого бояться.

Источник:
www.edu.ru

Выпуск листа на новом месте: 6081
количество подписчиков: 264
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Fri, 11 Mar 2011 04:01:07 +0300 (#1459083)