Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Основной инстинкт революции

Многое сейчас напоминает конец 1980-х годов, поколение назад. Не нравится то, что происходит в родной России. Власть - такая же ничтожная и далекая от народа, только подлее. И репрессии какие-то половинчатые, хотя и болезненные. И растущая обида, что могли бы жить достойно в богатейшей нашей стране, а живем как скот из-за правящих шкурников. И хочется восстать...

Когда в 1988 году создавался Российский Народный Фронт (РНФ), спорили о лозунге восстания. Я предлагал столыпинский лозунг "К народному богатству", выражающий стремление к экономической самодостаточности и тем самым к политической субъектности, а ряд основателей РНФ настаивали на лозунге "русского национализма". Мол, если растиражируем "Протоколы сионских мудрецов" и взвизгнем "Жиды виноваты!", то русский народ прозреет, взревёт и кинется в наши ряды.

Перебирая книги, обратил внимание на изобилие патриотической литературы, изданной в период перестройки в конце 1980-х годов. "Память" собирала на свои мероприятия в дворцах спорта по пять-семь тысяч сторонников. "Мы русские, с нами Бог!", "Русские идут!", "Мы русские, какой восторг!", "Я - русский!" - неслось со всех сторон. Александр Солженицын предлагал избавиться от "подбрюшья" Средней Азии, Валентин Распутин призывал к отделению РСФСР от СССР.

А в августе 1991 года, когда решалась судьба страны, "русских националистов" как ветром сдуло. Тщетно я обзванивал Александра Баркашова и лидера казачества Александра Мартынова, призывая их выйти на улицу и отстоять целостность государства. Никто не вышел. И на улице доминировали Миша Шнейдер и Володя Боксер, которые на моих глазах брали и опечатывали комплекс зданий ЦК КПСС на Старой площади.

Почему же победили демократы, а не патриоты. И в Августе-1991, и в Феврале-1917, не говоря о доминировании Льва Троцкого и Александра Парвуса в революции 1905 года. Почему зов свободы и демократии оказался сильнее призывов к "православию, самодержавию и народности"?

Ответ для меня очевиден. Демократы оседлали порыв к субъектности, а патриоты понадеялись на досубъектные традиционалистские позывы. Оказалось, порыв сильнее позыва. Именно стремление к свободе и равнобожию будущего увлекает самых активных людей в революцию и контрреволюцию, тогда как инстинкт инерционности и сохранения того, что есть или было в идеализированном прошлом, и сакраментальное "лишь бы не было войны", "добрый барин нас рассудит" - обрекает на паралич воли. Вот он - основной инстинкт любой революции!

Так было всегда, так будет и впредь. Опыт-1905,-1917,-1991 свидетельствует, что у "русского национализма" и впредь нет перспективы, поскольку он отвергает глубиннейший инстинкт субъектности. Пётр Столыпин знал обреченность тогдашнего "русского национализма" и не вступал ни в Союз Русского Народа, ни в Союз Михаила Архангела. А германские нацисты победили именно благодаря тому, что стремились защитить низовую немецкую субъектность от мародерства. Сначала взрасти низовую субъектность, а потом делай восстание против десубъектизаторов и предателей. Попытки же субъектному противопоставить нечто досубъектное под вывеской "русский национализм" - смешны.


В избранное