Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Проникая в дух ислама

Душа православного человека во многом резонирует с душой правоверного мусульманина и часто просто обе души совмещаются в одной, как в моей. Библия и Коран – у меня на столе перед глазами, я всегда в минуты раздумий припадаю к ним. И в моей душе запечатлеваются творения классика современного исламского искусства, русского художника из Казани Владимира Попова (родился в 1924 году http://www.vladimirpopov.com/29str_o_Popove.pdf).

Более двадцати лет назад я составил и издал книгу «Искусство стран Востока». Исламское искусство проникло в меня с детских лет, когда я напряженно постигал книгу правнука Тимура, основателя Империи Великих Моголов - нашего великого соотечественника Захиреддина Мухаммеда Бабура (1483-1530, не ведут ли от него свой род нынешние Бабурины?) - «Бабур-намэ». И я прекрасно понимаю, что проблема мусульманского изобразительного искусства является одной из наиболее сложных, неоднозначных и широко обсуждаемых в международном исламоведении и востоковедении.

Как пишет профессор доктор философских наук исламовед Гюльнар Равильевна Балтанова, искусство казанского художника-каллиграфа Владимира Александровича Попова, народного художника Республики Татарстан РФ, является одним из ответов на этот вопрос. «Перед нами настоящее аутентичное исламское искусство, которое являет в себе единство формы и содержания, синтез ислама, философии, психологии и эстетики».

Гюльнар Балтанова особенно отмечает тугры В.Попова. «Это настоящие портреты, каждый из которых дает неповторимый, яркий образ личности, будь то сподвижник Пророка или современный политический деятель». И действительно, тугры «Его Превосходительство Владимир Путин – Президент Российской Федерации – да хранит его и покровительствует ему Аллах», «Его Превосходительство Президент Республики Татарстан РФ Минтимер Шарипович Шаймиев – да хранит и покровительствует ему Аллах» и множество других тугр правителей мусульманских стран – чрезвычайно емкие и красивые.

В исламском искусстве, отмечает Гюльнар Равильевна, с его запретом на изображение живых существ, особое значение приобретает слово - Слово Аллаха. Слово - это форма форм. У В.Попова Слово - Имя - является формой, через которую передается глубокое содержание, даже судьба личности, и, что особенно удивительно, представление о характере человека.

«Сегодня вновь много рассуждают о судьбах России, о путях ее духовного развития. Утверждается концепция о России как уникальной евразийской цивилизации, сплаве культур множества наций. Думается, что искусство В.Попова является выражением этой синтетической культуры, где общечеловеческие ценности, религия, мировоззрение передаются в традиционной мусульманской оболочке. И сам Владимир Попов предстает фигурой евразийского масштаба, достойной занять место в ряду таких личностей, как Рерих и Гумилев, которым удалось соединить в своем творчестве Запад и Восток.

Искусство В.Попова - это достояние всей России. Оно не оставляет равнодушным ни исламоведа-профессионала, ни искусствоведа, ни рядового зрителя, благодаря своей динамике, яркой выразительности и глубине мироощущения, единству классической традиции и современности».

Валерия Порохова (её перевод Священного Корана – у меня на столе тоже) пишет:

«Дорогой Владимир Александр.,
Я, Валерия Иман Порохова, безмерно благодарна Всемогущему Аллаху за то, что вы есть, - за то, что одарил Он вас Своим божественным даром, но, самое главное, что вы поставили сей дар Ему в услужение,
3 сент. 2000 г.»

Попов Владимир Александрович - Заслуженный художник Российской Федерации, Народный художник, Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан РФ, член Союза художников Российской Федерации, участник Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 год, награжденный тремя боевыми орденами и более 15-и медалями. Он родился в городе Мариуполе в семье военнослужащего 24 июня 1924 г. В 1951 году окончил с отличием Казанское художественное училище. Первое участие на Всероссийской выставке в Москве – 1955 год живописным полотном "Алтай. Целина поднята".

1958 год – Первое участие на Всесоюзной выставке работой – "На маневрах". 1963 год – Первое участие на зарубежной выставке – в Республике Корея линогравюра "Трассы".

Живописец, акварелист, график, каллиграф – работающий последние 15 лет в области восточного каллиграфического искусства – шамаили, тугры, каллиграфические композиции.

За свой полувековой творческий путь Владимир Попов внес весомый вклад в развитие и становление национального татарского и общероссийского искусства, являясь постоянным участником всесоюзных, российских, зарубежных выставок. Более 90 его живописных и графических работ находятся в собственности различных музеев и в частных коллекциях ряда стран Запада и Востока.

С середины 1990-х годов творчество В.Попова приобретает многоплановый характер, экспрессивность, монументальность. Им созданы такие значительные серии, как "Шедевры культового зодчества России", «Мусульманские святыни Востока, Татарстана http://www.vladimirpopov.com/mosque.htm», а за последние 15 лет – более 500 работ в характерных образах восточной каллиграфии – "тугры", "шамаили".

«Создавая их, - отмечает Народный художник СССР, академик Академии художеств Российской Федерации Харрис Якупов, - автор бережно сохраняет накопленный веками опыт выдающегося искусства каллиграфии арабского письма, стремится к СИНТЕЗУ – слиянию искусства Востока и Запада, его современных видов и достижений. Образы произведений, созданные им, лаконичны, очень выразительны, монументально-эпические по форме, глубокие по ощущению, они органически соединяют художественную культуру далекого прошлого с современностью».

Персональные выставки Владимира Попова шамаилей, тугр неизменно вызывают неподдельный интерес зрителей и специалистов. «Ученые-востоковеды, исламоведы, - говорит Харрис Якупов, - признают за Владимиром Поповым дар крупного талантливого каллиграфа-хаттата, его тайнопись – редчайшим явлением не только в панораме искусств Татарстана-России, но и своеобразным вкладом в развитие традиций современной религиозной культуры Востока и его духовного наследия, работающего на интеграцию и сплочение народов России и Востока в целом».

Владимир Попов – первый и единственный в Республике Татарстан русский художник, разрабатывающий и работающий в жанрах и традициях современного исламского изобразительного искусства, его каллиграфической эстетики. Для татарского национального искусства это феномен – совершенно новая "глава", выводящая этот вид творчества Татарстана и России на международную орбиту. Это блестяще подтверждает факт успешного участия Владимира Александровича Попова с 25-ю работами на престижнейшей, с участием высочайших каллиграфов Мира, 8-ой Всемирной выставке Корана и каллиграфии http://www.vladimirpopov.com/iran.htm, которая прошла в Тегеране в декабре 2000 года. По особо любезному приглашению Правительства Ирана, художник выступал единственным приглашенным каллиграфом от России и достойно защитил ее честь и честь Татарстана в этом виде искусства. Российский зал, по объявлению устроителей выставки, завоевал 2-е место по оказанному ему вниманию зрителей, общественности, радио, газет, телевидения, священнослужителей и Президента Ирана. Выступления В.Попова в прямом эфире Ирана, шестикратная трансляция службы вещания на страны Востока, передачи Радио России о творчестве автора – это говорит о многом.

За последние 15 лет у В.Попова прошло более 15-ти персональных выставок его каллиграфических работ, из них семь только в Москве, остальные в Казани и других городах. Большой успех сопутствовал его выставке в Государственном Музее Востока, чуть ли не полгода продержалась его экспозиция в Духовном Управлении мусульман Европейской части России в Москве. «Искусство Владимира Попова, – делает вывод Народный художник СССР Харис Якупов, - явление уникальное и не имеет прецедентов».

Надо сказать, что созерцание каллиграфических композиций, шамаилей и тугр Владимира Попова – высочайшее наслаждение. Особенно впечатляют рифмующиеся тугры «Аллах» и «Пророк Мухаммад», а также шамаиль-каллиграфическая композиция «Аллах Акбар». Глубинными показались мне шамаиль «Вера» (Islam – Faith of God) и тугра-шамаиль «Али – сподвижник Пророка Мухаммада», а также шамаиль «Творец» и шамаиль «Святилища Турции» с образом Храма Святой Софии (Айя-София).

После созерцания творений Владимира Попова почувствовал прилив энергий.


В избранное