Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Дополнения к пройденному

Ещё раз почитал книгу – Грин Брайан. Элегантная Вселенная: Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. Москва: Едиториал УРСС, 2005. Отзывы о ней – самые лестные: Sunday Telegraph «В высшей степени захватывающая книга… Грандиозный успех… Грин изложил теорию струн доступно и без формул; объяснил, почему струны так воодушевляют их приверженцев. Заслуга Грина в том, что мы почувствовали себя комфортно в холодно-абстрактном мире струн, и он убедил нас, что этот мир нужно принять серьезно»; Scientific American «Содержательная и важная книга… Элегантная Вселенная рассказывает о теории струн с ясностью и шармом. Это и личный рассказ, и история о грандиозном интеллектуальном движении»; The New York Times «Элегантная Вселенная – выдающаяся книга, ставшая классикой научного объяснения. Со временем теория струн может повлиять на само наше понимание красоты» (http://lib.chistopol.ru/?id=14614&page=5).

И все же у меня осталась некоторая неудовлетворенность. Автор – не философ и явно мало искушен в тонкостях Копенгагенской интерпретации квантовой механики, плохо осознает решающую роль интенции (наблюдателя). В итоге он не осмысливает «антропный принцип» и тратит много пустых слов о красотах и тайнах Вселенной вместо того, чтобы через включение наблюдателя в саму основу теории резко редуцировать поле возможного. Между тем математики смогли сделать такое благодаря методу форсинга в неканторовской теории множеств, то есть в основании всего математического знания (смотри мои заметки о работах американского математика Пола Коэна в Ежедневнике и мой перевод его статьи в 1969 году http://www.panlog.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=6).

Ещё добавлю штришок к истолкованию библейского рассказа о сотворении человека в связи с работами Льва Регельсона (http://www.narod.ru/guestbook/?owner=42310138). Мне кажется, сейчас настало время по-новому прочитать Книгу Брейшит (Книгу Бытия). Прежнее поверхностное её понимание уже не удовлетворяет глубоких иудаистских и христианских богословов. Например, как согласовать сотворение (бара) Адама в шестой день творения - "мужчины и женщины", вполне телесных и способных к размножению и поеданию растительной пищи (1:26-30) - с созданием (ваицер) Адама "из праха земного" (2:7) и затем с переустройством (ваивер) Адама и его ребра и приведением к прооперированному под наркозом Адаму жены (иша), взятой от мужа (иш) (2:22-23). Три эти действия Бога глубинно-различны и разведены по времени и по тексту - почему? Авторитеты прошлого здесь недостаточны - необходим боговдохновенный прорыв в будущее. Интересны новаторские попытки диакона Кураева или греческого православного богослова Яннараса, однако экзегеза Регельсона представляется более перспективной.


В избранное