Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Как убивают наш авиапром Боже мой, как я переживал в марте 2001 года, когда Путин отдал приказ убить «русский космос», уничтожить нашу космическую станцию «Мир»! А сегодня, наблюдая телерепортаж о пиар-полете Путина на советском сверхзвуковом стратегическом бомбардировщике ТУ-160, подумал – где подвох? Ну не верю я Путину ни в чём. Вот он под давлением авиаконструкторов смилостивился и, посетив МАКС-2005, сказал что-то об особой авиапромной экономической зоне в Жуковском-Раменском. Надо отследить, не получится ли наоборот, ведь я живу рядом с ЦАГИ, могу расспросить ребят. А о том, что реально творится с российским авиапромом, дельно повествует Александр Будберг. Прочтешь его бесстрастные статьи – и всё становится на свои места, гипноз от красивых слов Путина улетучивается. Не по словам, а по делам надо судить. Никакое крупное деяние в стране не происходит без ведома Путина. Итак, читаем первый из двух материалов о трагической судьбе на этот раз «русского неба» - Александр Будберг «Авиация погибает на земле: Прокуратура сбила «Ил»» (Московский комсомолец, 30 июля 2005 года, № 169 /23933, стр. 3): «Иногда кажется, что в наши силовые структуры, прокуратуру, органы власти пробрались иностранные шпионы. Главная их задача - разрушить страну. И решают они ее одним и тем же способом. Появляется где-то что-либо живое, работающее, приносящее прибыль - они тут как тут: досчитывают налоги, арестовывают акции, выдавливают владельцев за границу. Вскоре на месте, где была жизнь, остаются только мусорная свалка и пустыня. Страна делает еще один шажочек к гибели. У кого-то, правда, может появиться пара лишних чемоданов денег. Но это уже приятное дополнение к вредительской деятельности. Во вторник стало известно: Генпрокуратура арестовала до 60% акций авиализинговой компании "Ильюшин Финанс Ко". "Ильюшин Финанс" - компания, занимающаяся авиационным лизингом. Более сложной сферы и придумать трудно. Только представьте: необходимо найти заказчиков на отечественные гражданские лайнеры. Машина типа "Ил-96" стоит миллионов под 25-30. И желающих ее приобрести не так много. Особенно когда на рынке присутствуют "Боинг" и "Аэробус", чьи предприятия не вставали ни на минуту, серии идут огромные, а значит, возможностей для финансового маневра у мировых монополистов несопоставимо больше. Найти покупателя под русский самолет - всегда штучная работа. Дальше лизинговая компания должна профинансировать производство. Наши заводы - государственные, кстати, - стояли много лет. Значит, им нужна не только стопроцентная предоплата. Им нужны средства на переоснастку. Пока не будет набран внушительный пакет заказов, нельзя сократить производственные издержки и т.д. И, только когда самолет построен, он передается в аренду заказчикам, и лизинговая компания отбивает его стоимость лет 10-15. Придумать более сложный бизнес просто невозможно. Ведь для того, чтобы сделать самолет, нужны сотни тысяч деталей. "Технологическая юбка" состоит даже не из десятков, из сотен предприятий. А только на сборочных заводах в Воронеже и Ульяновске, где размещает свои заказы "Ильюшин Финанс", работают 11 тысяч человек, на них "висят" 19 тысяч пенсионеров. Все эти «слезливые» рассказы нужны для того, чтобы понять, какова реальная цена вопроса. Речь идет не о стопроцентной ликвидности нефтяной трубы. А о самом что ни на есть высокотехнологичном производстве, на которое в общей сложности завязаны сотни тысяч людей и целые города. "Ильюшин Финанс Ко" - единственное работающее частно-государственное партнерство. 38% акций принадлежит государству, еще 16% - государственному Внешэкономбанку, остальное — Национальной резервной корпорации, главным владельцем которой является депутат Александр Лебедев. НРК вложила в проект около 100 млн. долларов, государство - около 130 млн. в течение нескольких лет. Причем 65% вложенной суммы уже вернуло в виде налогов. За 5 лет работы "Ильюшин Финанс" набрал заказов на 750 млн. долл. Заключил договора на поставку 12 "Ил-96" (грузовых и пассажирских), 5 "Ту-204", 15 региональных "Ан-148", готовит запуск в производство нескольких "Русланов". За эти годы заводы были переоснащены, рабочие вернулись в цеха и т.д. И вот в преддверии очередного собрания акционеров акции арестовываются по представлению Генпрокуратуры широко известным Басманным судом Москвы. Претензии к компании следующие: деньги, полученные от государства, были учтены не как уставный капитал, а как средства акционерного общества. Уголовный кодекс не предусматривает при разбирательстве по статье "Превышение служебных полномочий" ареста акций. Тем более перевести деньги из одной статьи баланса на другую может первое же собрание акционеров. Они и были учтены таким образом, чтобы не платить дополнительных налогов с государственных же денег (и без того налоги съели две трети госвложений). Но тем не менее суд, чтобы обеспечить при необходимости "конфискацию имущества", предложение прокуратуры утвердил. В чем корень проблемы, нетрудно догадаться. Под давлением Путина, который присматривает за авиапроектами с 1999 года, правительство в ближайшие четыре-пять лет собирается вложить в авиализинг до 1 млрд. долларов. Это уже солидные деньги. Чиновники самых разных ведомств уже приготовились поучаствовать в их "распилке". Но если загодя убрать такого игрока, как "Ильюшин Финанс", за которым стоит последний частный инвестор, то все можно будет пропустить через другие лизинговые фирмы. А они есть, и пусть успехов там меньше, зато тихие и абсолютно родные. Во-вторых, если окончательно "убить" Воронежский и Ульяновский заводы, то автоматически больше будущих бюджетных денег получат другие авиапредприятия - такие, как, например, Казанское. Как бы там ни было, как только запахло деньгами, Счетная палата и прокуратура тут же вмешались, уже не могли дальше терпеть финансовой погрешности. Четыре месяца руководитель "Ильюшин Финанс" Александр Рубцов почти жил в Воронежской прокуратуре, где почти не скрывали, что действуют по команде из Москвы. Наконец дело стало потихоньку затихать, но тут его срочно истребовали в столицу и за десять дней (!) довели до решения об аресте акций. Что будет дальше, легко представить. Лебедев будет биться, чтобы акции вернулись, но, пока этого не произойдет, не сможет участвовать в акционерных собраниях и принимать решения. Голосовать будут только представители государства, которые своими личными деньгами никогда не рискуют, но приумножить их всегда хотят. Сложные цепочки по финансированию заводов потихоньку начнут расстраиваться. Какие банки захотят рисковать деньгами в ситуации, когда все многолетние расчеты зависли в воздухе? Если заводы лягут, то окончательно, под аплодисменты "Боинга"-"Аэробуса", умрет наша дальнемагистральная гражданская авиация. О рабочих и пенсионерах - глупо вспоминать, деньги из госбюджета найдут владельцев и помимо производства. Конечно, ни автор, ни кто другой не посмеют утверждать, что каким-то руководителям Генпрокуратуры проплатили конкуренты "Ильюшин Финанс". Доказательств нет. Но и без этого вполне ясно: у нашей страны нет будущего. Ведь как где-то возникает коммерческий успех, там тут же находятся сотни нарушений. И подобных примеров можно найти множество на самых разных уровнях и в самых разных регионах. Если не остановимся, если будет продолжен передел-беспредел с силовиками во главе, то тогда не будет России». Как видим, Будберг представлет Путина добрым и пушистым «хорошим царём», а вот «Плохие бояре» портят всё дело. Конечно, это не так! Установки задает Путин. Накануне открытия авиасалона МАКС-2005 появилась статья - Александр Будберг «Вредительство: Зачем убивают самолеты?» (Московский комсомолец, 15 августа 2005 года, № 182 /23946/, с.3 http://www.mk.ru/newshop/bask.asp?artid=113496): «Когда прокуратура, Счетная палата или налоговики предъявляют претензии той или иной компании, публике очень часто бывает трудно разобраться: кто, у кого и что украл - то ли у Карла кларнет, то ли сам Карл взял не свое. Особенно все запутывается, когда одним из игроков является государство - его цели, желания, действия понять почти всегда невозможно. Ведь что такое “польза” и “вред” - каждый чиновник толкует по-разному. Но бывают такие прозрачные дела, что смысл происходящего очевиден всем. И никакие дополнительные детали не мешают понять, что же происходит на самом деле. “Наезд” Генпрокуратуры на лизинговую компанию “Ильюшин Финанс и К°” (ИФК) — одно из таких дел. “МК” уже писал об этой истории. Коротко напомним суть дела. В 1999 году “Ильюшин Финанс и К°” была организована для попытки спасти гражданское авиастроение. Задача компании — находить заказчиков на отечественные лайнеры, организовывать кредитное финансирование государственных заводов, на которых эти лайнеры производятся, и после постройки — отбивать вложенные средства, сдавая самолеты в аренду. Вся бизнес-цепочка рассчитана на десятилетия. При этом, так как самолеты не находятся в серийном производстве, то заводам по факту необходима стопроцентная предоплата на несколько лет вперед. Да и покупателей на нашу технику и без того много меньше, чем на “Боинги” или “Аэробусы”. В общем, начать лизинг в России — задача тяжелейшая. Но без ее решения сохранить огромную высокотехнологичную отрасль просто невозможно. Ведь ни одна авиакомпания в мире даже из самых высоких альтруистических соображений не сможет перечислить многие десятки миллионов долларов, чтобы через 3—5 лет получить новые машины сразу в собственность. Без лизинга нет покупателей, а следовательно, “Илы” и “Ту” становятся никому не нужными. Необходимость и важность подобного бизнеса для государства объясняется при этом не только сохранением огромной “технологической юбки” (авиасборочные заводы имеют сотни предприятий-смежников). Для государства сохранение подобной отрасли имеет еще и огромное социальное значение. На воронежском заводе работают 11 тысяч человек, на ульяновском — 12. По сути, это градообразующие предприятия. И от того, как они будут загружены работой, зависит — без преувеличения — жизнь в этих регионах. Особенно в абсолютно нищем Ульяновске. Поэтому государство неоднократно устами самых разных своих представителей говорило о своем желании поддержать подобный бизнес. Но только в 2001 году, когда “Ильюшин Финанс и К°” победила на конкурсе среди лизинговых компаний, правительство решилось вложить в нее 130 млн. долларов. Вкладывало, разумеется, не сразу, а по частям. Цену за акции заплатило на 15% меньше, чем частные акционеры, — “Национальный резервный банк” и аффилированные с ним структуры вложили еще 160 млн. Получив 38% акций, государство определило задачу: оно прежде всего заинтересовано в производстве самолетов. И потихоньку дело пошло. В 2002—2005 годах ИФК профинансировала строительство одного “Ту-204-100” и двух “Ил-96-300” для “Красноярских авиалиний”, двух “Ту-204-300” для “Владивостокавиа”, в этом году должна передать еще четыре самолета, из них два “Ил-96-300”, на экспорт на Кубу. Уже сейчас на строительство самолетов направлено 9,4 миллиарда рублей, из них 65% — из внебюджетных источников. Пакет твердых и опционных заказов ИФК составляет свыше 50 самолетов на сумму около 750 млн. долларов. Отрасль чуть-чуть задышала. Заводы, которые не могли выплатить долги и пени, заработали. Причем если запустить заказы в серию, то издержки снизятся, вся схема заработает проще и ритмичнее. При этом воронежское авиапредприятие заплатило в 2003—2004 годах свыше 50 млн. долларов налогов. Ульяновский “Авиастар-СП” — еще 30. Это не считая смежников — двигателистов, прибористов, металлургов, которые заплатили свою долю налогов. Но тем и интересна Россия — пока дела идут плохо, это никого не удивляет и не волнует. Как только где-то появляется жизнь — это сразу вызывает подозрение, а главное, враждебную активность. Тем более что в ближайшие 5 лет государство собирается вложить в авиализинг около 1 миллиарда долларов. А следовательно, эти деньги надо поделить. И вот в одной из центральных газет публикуется статья, что ИФК неправильно формировался уставной и добавочный капиталы: в 2001 году не все деньги государства были зачтены в устав акционерного общества, а частично были зачислены по статье “добавочный капитал” (то и другое составляет “собственный капитал” компании). Сделано это было, очевидно, с одной целью — уменьшить выплату налогов с денег, перечисленных государством. Получить 120 миллионов, чтобы больше половины тут же вернуть, — это идиотизм. А на что тогда строить самолеты? Долгие годы вся эта бухгалтерская операция казалась вполне законной. У большинства компаний добавочный капитал больше уставного, в том числе и в государственных, — в “Газпроме” в 11 раз, в “Роснефти” в 443 раза. Все действия менеджмента одобрялись представителями государства, государственные органы все регистрировали. Счетная палата подтвердила целевое расходование средств, а аудит ИФК проводила компания с мировым именем — “Эрнст и Янг”. Но прокуратуру все это не устроило. По фактам в заметке по отработанной технологии было возбуждено уголовное дело (правда, со второй попытки). Менеджеров подвели к обвинениям в нанесении вреда интересам государства, акции арестованы. “Закон строг, но это закон”. Неизбежность наказания за преступление — главный принцип правосудия. И с такой постановкой вопроса трудно спорить. Зато легко говорить об интересах государства. Дело еще не дошло до суда, а деятельность лизинговой компании парализована. Кредитные цепочки рвутся на глазах — кто же доверит миллионы преступникам? Следующий шаг уже очевиден — заводы встанут, самолеты так и останутся на стапелях. С точки зрения следователей, это все в интересах государства. А бухгалтерская закавыка, которая легко может быть исправлена на собрании акционеров, важнее десятков тысяч живых людей, жизни нескольких регионов, целой отрасли. С прокуратурой в последние годы спорить никто особо не решается. Превратившись в отдельную ветвь госвласти, она по сути никому не подконтрольна, но сама контролирует всех. Но в этом случае дело кажется таким вопиющим, что губернаторы Воронежской и Ульяновской областей подписали обращение к президенту Путину. Обращение к Путину, Фрадкову и генпрокурору Устинову приняло Заксобрание Ульяновской области. Вице-премьеру Жукову написали директора заводов и гендиректор “Национальной резервной корпорации” (чьи интересы тоже, по логике прокуроров, должны быть ущемлены). Путину же написали руководители Национального инвестиционного совета - Михаил Горбачев и Александр Лебедев, владелец “Национальной резервной корпорации”. Президент снова оказался единственной управой на силовиков, и от его решения опять все зависит. Но такую ситуацию нельзя назвать нормальной. Губернаторы Кулаков и Морозов осмелели настолько, что открыто пишут президенту, будто еще одна лизинговая компания под названием “ФЛК” пытается использовать правоохранительные органы для уничтожения более эффективного конкурента”. В столице ходит другая версия — Лебедева пытаются зачистить перед московскими выборами в гордуму. Он достаточно популярен, на выборах мэра только официально набрал 12%. Ясно, что в преддверии смены власти в Москве в 2007 году многие хотят очистить поле: не зря Шанцева отправили в Нижний. Якобы клан кремлевских силовиков, чье влияние на прокуратуру, по мнению прессы, очень велико, мог захотеть убрать и путающегося под ногами Лебедева. Ведь для того, чтобы утвердить нужную силовикам кандидатуру мэра, надо не только убедить ВВП, но и уже сейчас избрать правильную гордуму. По мнению некоторых аналитиков, без такого “политического момента” никаким конкурентам не удалась бы операция по фактическому уничтожению “Ильюшин Финанс”. Что вернее — предположение губернаторов Воронежа и Ульяновска или столичные политические слухи — в этом пускай разбирается президент. К тому же это не так и важно. Важно, что мало кто верит в то, что прокуратура просто так среагировала на газетную статью. Огромное большинство уверено в обратном, что правоохранительные органы снова превратились в дубину в конкурентной и политической борьбе. И жертвой в этой борьбе станет не отдельно взятая “Ильюшин Финанс и К°”, а тысячи рабочих, несколько городов, две области... На этом конкретном примере ясно становится видна цена всевластия силовых структур. И неплохо бы, чтобы она стала видна и президенту». Президент в эрэфии шустрый, как Мефистофель, и всё видит и всё санкционирует. Для успокоения общественности он не боится сесть в кабину ТУ-160, наращивает восторги подданных, особенно творческой интеллигенции (ранее тоже так делали). Что-то продвигается. Но авиапром сбит на взлёте, как станция «Мир» - на излёте.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||