Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Кризис антиглобализма, или почему Субкоманданте Маркос молчал четыре года

Встретил в Интернете сообщение – «Вождь индейцев-партизан вышел в люди». Мол,
«в Мексике легендарный Субкоманданте Маркос - лидер индейцев-партизан штата Чьяпас
- покинул укрепленный лагерь ради политической информации». Чушь какая-то! Субкоманданте
Маркос –не какой-то пошлый традиционный вождь индейского племени, а один из самых
выдающихся современных интеллектуалов и в то же время достойнейший наследник
Эрнесто Че Гевары. Он, словно Данко, вырвал своё сердце, чтобы осветить забитым
людям путь к свободе. Он
– герой-пассионарий и к тому же настоящий орговик. Я всегда восхищался этим светочем,
как только ознакомился с его текстами. Его гениальную статью «Оксюморон! – Интеллектуальная
правая и либеральный фашизм» я даже перевел, когда готовил свой журнал «Круг
Времени» (http://archive.8m.net/marcos.htm). 

Вождь индейцев начал с того, говорится в полуграмотном сообщении Интернета, что
обругал всех популярных политиков. По мнению Субкоманданте, ни один из них не
заслуживает доверия.

Попробую расшифровать – Субкоманданте Маркос не видит в мире такого лидера, который
бы указывал реальный выход из оксюморонов и тупиков нашей эпохи, эпохи постиндустриализма.
И он в этой критике, конечно, прав.

Это первое появление партизанского вождя на публике за последние четыре года,
сообщает телекомпания НТВ. Свое лицо, как и прежде, Маркос показывать отказался.
И даже курил, не снимая маску. В знак уважения все сторонники Субкоманданте также
закрыли свои лица. В ходе небольшого турне по городам штата Маркоса приветствовали
как рок-звезду.

Почему же он молчал так долго? Я объясняю молчание Субкоманданте Маркоса, а также
Ноама Хомского, которого тоже весьма уважаю, - не их усталостью или какими-то
другими привходящими обстоятельствами, а их интеллектуальной честностью. Они
осознали, что сменились эпохи. Они обрели свой политически-идейный багаж и начали
свою практическую революционную деятельность в эпоху индустриализма с её акцентом
на проблемы социализации, а в последние четверть века доминировать стала эпоха
постиндустриализма с её акцентом
на проблемы субъектизации. Оба видели субъектом истории угнетаемые низы и стремились
защитить их, разбудить, повести на свержение изжившего себя «мира насилия и господства»,
проклятой капиталистической эксплуатации. А субъектом истории неожиданно для
них предстали «новые социальные слои» профессионалов, обретших экономическую
самодостаточность в ходе информационно-хайтековой революции. Что касается «низов»,
то они, конечно, нуждаются в социализации и затем в субъектизации, но не через
революционное свержение
современной цивилизации вообще, а в обретении своего нового достойного места
в мире постиндустриализма. И никак не перепрыгнуть из досубъектного состояния
в современный субъектизирующийся постиндустриальный мир, никак не обойти объективный
процесс глобализации и повсеместного распространения ценностей субъектности.
И успеха в нынешнем мире добиваются те общества, где ценности субъектности выходят
на первый план, ни в коем случае не ущемляя ценностей социализации. Более того,
только в современном глобализирующемся
мире стало возможным органично сопрячь требования социализации низов с приматом
субъектизации самых активных. Феноменальный успех Коммунистического Китая – наглядное
свидетельство старой истины, что социализация является почвой субъектизации,
а субъектизация является двигателем социализации. Как говаривал Владимир Ильич
Ленин, политика не может не иметь первенства над экономикой, и рассуждать иначе
– значит забывать азбуку марксизма. 

А антиглобалисты, как и российские коммунисты (КПРФ, РКРП и др.), в отличие от
китайских коммунистов, отдают первенство именно экономике, а не политике, социализации,
а не субъектизации. И продолжают, как в своё время русские народники и затем
Че Гевара, ходить в народ, в низы. А досубъектные низы не понимали своих святых
субъектизаторов и сдавали их карателям. Привнесение классового сознания извне
через голову экономической самодостаточности как необходимого условия субъектизации
– обертывается конфузом. И
Субкоманданте Маркос,пожертвовав ради спасения индейских низов своей карьерой
интеллектуала и легального политика, уйдя в подполье и экзистенциально изведав,
как святой, исследованные Достоевским и воплощенные в сталинском государстве
комплексы социализатора-прогрессора в отсталой стране, оказался в историческом
тупике. Ну не может антиглобализм предложить реалистическую альтернативу глобализации,
неотъемлемой от постиндустриализма. Глобализация преодолевается, как в КНР или
в Индии, опережающим овладением
общечеловеческими достижениями науки и техники и рациональными моделями поведения
на мировом рынке, используя собственную модернизированную традиционную систему
ценностей для обретения конкурентных преимуществ. Не в лоб повергать негатив
глобализации, а осваивая её позитив. Не механицизм, как у КПРФ и антиглобалистов,
а диалектика.

Субкоманданте Маркос не смог оседлать фрустрацию индейцев и повести их на Мехико.
Его контакт с мексиканским президентом Винсенте Фоксом не привел к бесспорному
выигрышу. Прагматик Фокс обыграл идеалиста Субкоманданте Маркоса, ибо как ни
критиковать Фокса, он сумел предложить мексиканскому обществу вполне здравый
путь в постиндустриализм, а Субкоманданте Маркос не смог предложить ничего другого,
кроме очередной Утопии несбыточной всеобщей социализации. И у Субкоманданте Маркоса
из-под ног ушла социальная почва.
Вот почему он замолчал. А что он сможет сказать сейчас? Даже на сильной социальной
критике ни он сам, но антиглобализм вообще – далеко не уедут. И Субкоманданте
Маркос рискует остаться очередным Дон Кихотом, сражающимся с ветряными мельницами
ради Дульсинеи социализации вместо того, чтобы, как лидеры КНР,  прагматично
оседлать ветер истории, ветер постиндустриальной субъектизации. 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное