Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Вечное возвращение к себе Вникаю в бездонную работу Мартина Фридриховича Хайдеггера «Изречение Анаксимандра» (Der Spruch des Anaximander, 1946). Написал много страниц. Первый подступ – совсем прост. Ведь мысль способна охватить всё мыслимое, включая саму себя. Вне – нет ничего немыслимого. Значит, это всеобъемлющее Всё заключено или замкнуто в себе, вращается в самом себе. Всеобщий круговорот – единственно-мыслимое состояние всеобъемлющего Всё. Идеальная форма этого всеобщего круговорота – вечное возвращение одного и того же, то есть такое тождественное повторение «циклов», что их бесконечное множество сливается в один самотождественный цикл, как будто в вечности изваяно одно Всеобщее. Как же с точки зрения «законов природы» возможна такая самофокусировка? Если человек владеет «законами природы», то он сам и может их «сфокусировать», даже «запрограммировать». Код-алгоритм «вечного возвращения» - в руках человека. В восточной мысли «вечное возвращение» воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Дело в том, что восточные мыслители брали первозданный миф о «вечном возвращении» как данность, не особенно подвергая его философской рефлексии. Поэтому лучше все же начать критическое осмысление «вечного возвращения» с западной мысли, где философская рефлексия проявилась впервые у древних греков и в дальнейшем определила развитие западной цивилизации, которая ныне распространилась на весь мир и оказывает существенное воздействие также и на восточное мышление. Итак, примерно в 611-545 годах до нашей эры жил-был в городе Милете на берегу Эгейского моря (ныне Турция) мудрый грек Анаксимандр, ученик и друг первого греческого философа Фалеса, которому, кстати, приписывают изречение «познай самого себя». Фалес много путешествовал, в том числе в Египет, и считал воду первоисточником всего, как бы носителем «кода бытия». Сочинений от него не осталось, а отрывки из сочинения Анаксимандра «О природе», считающейся первой философской работой на греческом языке, дошли до наших дней. Познавая самого себя и доверяя своему мышлению, Анаксимандр «учил, что части изменяются, целое же остается неизменным» (Диоген Лаэртский II, 1-2). Феофраст же сообщал– «Анаксимандр,друг Фалеса, утверждал, что в Безраздельном /апейрон – всеобъемлющее первоначало сущего/ заключается всякая причина возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех». Особенно знаменита формула Анаксимандра, которая в дословном переводе гласит – «Из чего же происхождение (есть у вещей), туда также происходит их пропадание по необходимому; а именно, они выдают друг другу право и пени за несправедливость по порядку времени». Обычно это изречение воспринимается в классическом переводе немецкого античника Германа Дильса – «Из чего же вещи берут происхождение, туда и гибель их идет по необходимости; ибо они платят друг другу взыскание и пени за своё бесчинство после установленного срока». Величайший мыслитель ХХ-го века Мартин Хайдеггер (1889-1976) считает данное умозаключение – ключевым в истории философии. В нем закодирован ответ на загадку бытия. «Вещи здесь, - пишет Хайдеггер, - не суть вовсе только природные вещи. И люди, и людьми произведенные вещи, человеческим действием или попустительством заведенные установления или произведенные обстоятельства также принадлежат к сущему. Также к сущему принадлежат и демонические и божеские вещи» (Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Москва: Высшая школа, 1991, стр. 35). Фалес искал истину в познании человеком самого себя, а Анаксимандр познал, что деяния и помыслы не просто вплетены в канву сущего, а определяют судьбу бытия. Аристотель, обсуждая систему Анаксимандра и его ведущую мысль о том, «что существует нечто беспредельное /апейрон/», говорит – «Самый же главный и сильный аргумент, который причиняет вообще затруднение всем, это то, что в мысли нет предела: (в ней) кажутся бесконечными и число, и математические величины, и пространство за небом» (Физика. Книга третья /Г/ 203b 23-26). Забегая вперед, напомним, что основоположения или «основания» современной математики, физики и космологии предполагают активную роль «наблюдателя» - человеческой воли, человеческой интенции (волевой направленности внимания), человеческого выбора. Ученые даже сформулировали так называемый «антропный принцип» - «код» необъятного космоса, проявляющийся в фундаментальных «мировых константах», жестко сопряжен с условиями и возможностями телесного человеческого существования, то есть с «кодом» человека (микрокосмоса). Призыв «познай самого себя» предполагает взгляд на себя со стороны, то есть как бы самораздвоение. Недаром «мышление» по-гречески – «диа-нойя» («дву-умие»), почти «диалог». Есть нечто самотождественное в мышлении, которое удостоверяет существование мыслящего. «Cogito ergo sum» (мыслю, следовательно, существую) – как изрек основоположник современной философии Рене Декарт (1596-1650). Познавать самого себя можно лишь через «вечное возвращение» к самому себе. Чтобы человек смог взглянуть на себя и на окружающий мир как бы со стороны и тем самым оценить себя и всё сущее «критически», надо быть «субъектом». Слово «субъ-ект» - латинская калька с греческого «ипо-кейменон», «под-лежащее» или «лежащее в основе» или «под-метнутое». Если «объ-ект» - «пред-метнутое» или «пред-лежащее» или «пред-мет», то «субъ-ект» - это «под-мет», предпосылка и основание «пред-мета». Субъект властвует над объектом, господствует над сущим. Такую способность «субъектности», то есть способность к властвованию над собой и над вещами, - обрести не так легко. Прежде всего необходимо освободиться от власти инерции сущего, особенно социального, и противопоставить себя ему. Но как противостоять общине, обычаю, лидеру, государству, работодателю, если ты от них зависишь в каждом жизненном аспекте? А если человек порабощен обществом в лице обычая или господина или работодателя, то он живет как бы под гипнозом «общественного мнения» или мнения более авторитетного человека и не имеет потребности критически взглянуть окрест, то есть вести себя субъектно, мыслить. Недаром русская поговорка, отмечая зависимость не богатого (или, по-научному, не экономически-самодостаточного) человека от финансовой милости господина или общины, гласит – «Без денег и разума нет». Обычно неимущий – не субъект. Поэтому почва для субъектности возникла лишь после того, как городская жизнь с её разделением труда и расцветом торговли и ремесленничества и соответственно с развитием производительных сил, а именно с освоением железных орудий труда, - возобладала над общинной жизнью. В наиболее удобных местностях Старого Света это произошло примерно в одно время – экономически-самодостаточные городские слои возникли в Греции, Палестине, Иране, Индии, Китае в 7-5 века до нашей эры. В их среде возникли новые религиозные учения и появились первые философы (те же Фалес и Анаксимандр в торговом Милете). Создать новую религиозную систему или критически взглянуть на мир и задать вечные философские вопросы могли только субъекты. «Познай самого себя» - это девиз субъекта, свидетельство его власти над собой. И, если посмотреть шире на всё сущее, то субъект есть «под-лежащее» Круга Времени, «вечного возвращения». Субъект есть начало всего сущего! «В самом деле, - говорит Аристотель, - всё либо само есть начало, либо (произошло) из начала, беспредельное же не имеет начала, ибо последнее было бы его предел. Притом же оно (беспредельное) не возникаемо и не уничтожаемо; ибо то, что возникло, необходимо должно иметь конец, и всякое уничтожение приводит к концу. Поэтому-то, как мы говорим, у него (апейрона, беспредельного) нет начала, но оно само кажется началом остальных вещей. Оно объемлет всё и всем правит, как говорят те /Анаксимандр/, кто кроме Бесконечного /апейрон/ не принимает иных причин, как, например, ум /Анаксагор/ или дружбу /Эмпедокл/. И оно есть божество, ибо оно бессмертно и неуничтожимо, как говорит Анаксимандр и большинство физиологов» (Физика. Книга третья /Г/ 203b 7-15). В начале данного отрывка из сочинения Аристотеля слово «начало» употреблено в значении первопричины, в конце же оно имеет значение количественного начала. Уже древние заметили здесь у Аристотеля паралогизм. Поэтому современные истолкователи предлагают понимать «начало» как «ипо-кейменон», то есть как субъект или субстрат, «который объемлет возникшие из него вещи и поэтому превосходит их по величине». Такое предложение вытекает из основоположения философии Нового Времени - «субстанция есть субъект». Естественно, только субъект может удержать перед глазами образ конкретного предмета и воспроизвести его в изображении, в картине. Портретная живопись – порождение субъекта, как и пейзаж и натюрморт. Проблески субъектности-равнобожия наблюдаются в человечестве со времен Грехопадения прародителей Адама и Евы, когда они, вкусив от древа познания добра и зла, смогли «увидеть», взглянуть на себя и на окружающий мир как бы со стороны – «и открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие 3:7). Замечательные портретные изображения – у доарийских обитателей долины Инда, в скульптурках и барельефах эпохи Эхнатона и его жены Нефертити, а также в «чертеже рая» на вазе из кургана Майкопской культуры. Собственно натюрморт и пейзаж наряду с массовым распространением портретной живописи стали господствовать в Европе и в мире лишь после XIV века благодаря резкому усилению богатеющих городских (=буржуазных, от слова «бург = город») слоев в вольных городах-республиках Италии и Голландии, а затем и в других продвинутых западных странах. Однако западная традиция субъектизированных изображений, включая «фаюмский портрет» Египта и живопись Равенны, родилась именно в торговом Милете. Как свидетельствует Агафемер – «Анаксимандр Милетский, ученик Фалеса, первый дерзнул начертить землю на доске, а после него Гекатей Милетский, много странствовавший муж, выполнил то же самое с величайшей тщательностью, так что его работа вызвала (общее) удивление». Страбон же сообщает – «Эратосфен говорит, что первыми после Гомера /географами/ были следующие два лица: Анаксимандр, приятель и согражданин Фалеса, и Гекатей Милетский. А именно, Анаксимандр издал первую географическую карту, Гекатей же оставил после себя сочинений /по географии/, принадлежность которого ему удостоверяется из другого его сочинения». Отметим, что когда в XV веке свершился грандиозный и породивший Новое Время (модерн) прорыв низовой (буржуазной) субъектности в Западной Европе, то одним из его последствий стал расцвет интереса к географии, открытие Нового Света и т.п. Самое же главное – властное отношение субъекта к самому себе и к миру. Карта – и человек одним взглядом как бы со стороны охватывает мир. Чертёж – и «масон» (каменщик, строитель) сотворяет модель божественного мироздания на земле, прежде всего в образе храма. Кстати, согласно преданию, орден масонов возник во времена царствования мудрейшего царя Соломона (965-928 гг. до нашей эры), когда воздвигался Первый Иерусалимский храм. Анаксимандр не только составил географическую карту, на которой были изображены размеры («периметрон») суши и воды, но изготовил тогда же небесный глобус и изобрел солнечные часы, а также первые научные приборы, на которых было наглядно показано вращение солнца и определялось равноденствие. Этот первый научно-технический прорыв развил Пифагор (около 570-500 гг. до нашей эры), который, говорят, общался с Анаксимандром на острове Самос при тиране Поликрате. Ведь геометрический чертёж, использованный Пифагором при доказательстве теоремы Пифагора, позволял овладевать «кодом сущего», сквозь поверхностную явленность прорываясь к сущности вещей. Пифагоров ученик Платон недаром начертал над входом в свою Академию – «Негеометрам вход воспрещен». А по поводу самой Пифагоровой теоремы Гегель справедливо пишет – «Она, в самом деле, является главной в геометрии, и мы не должны смотреть на неё как на любую иную теорему. Пифагор, по сообщению Диогена Лаэрция (VIII, 12), по случаю открытия этой теоремы принес в жертву гекатомбу /сто быков; как видим, Пифагор был не беден/; он,значит, понимал её важность, и замечательно,что его радость была столь велика, что он устроил большой праздник и задал пир, на который были приглашены знать и весь народ. Теорема стоила того; это была радость, празднество духовного познания – за счет быков» (Гегель. Лекции по истории философии. Книга первая // Гегель. Сочинения. Том IX. Москва: Партийное издательство, 1932, стр. 210). Поскольку, согласно Анаксимандру, именно всеохватывающий апейрон из самого себя производит всё сущее, включая человека с его мыслями и устремлениями, то весь живой мир как бы единится одним «кодом» или, как мы ныне его называем, - «геномом». «Анаксимандр Милетский (говорит), что, по его мнению, из нагретого ила /собственно «воды и земли»/ произошли либо рыбы, либо животные, весьма похожие на рыб. В них-то образовались люди, которые оставались во чреве их в виде утробных зародышей до возмужалости. Тогда-то наконец, разорвав их, вышли (из них) мужчины и женщины, которые уже были в состоянии (сами) кормиться» (Цензорин 4:7). И эволюция, и мутация – уже предвосхищались Анаксимандром. Подчеркнем, что наука и научно-технический прогресс автоматически следуют из субъектного отношения к себе и к миру. Поэтому Хайдеггер совершенно верно говорит, что атомная бомба начала взрываться в мыслях первых философов Греции Великий немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969), одно время друживший с Мартином Хайдеггером, назвал эти плодоносные 7-5 века до нашей эры – «осевым временем» (Axenzeit). «Тогда, - констатирует Ясперс, - произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день» (Ясперс К. Истоки истории и её цель (1948) // Ясперс К. Смысл и назначение истории. Москва: Политиздат, 1991, стр. 32). Немецкий философ-античник Эрнст фон Лазо ещё в 1856 году указывал – «Не может быть случайностью, что почти одновременно за 600 лет до нашей эры в качестве реформаторов народной религии выступили в Персии Заратустра, в Индии – Гаутама Будда, в Китае – Конфуций, у иудеев – пророки, в Риме – царь Нума, а в Элладе – первые философы ионийцы, дорийцы, элеаты» (Lasaulx E. Neuer Versuch einer alten Philosophie der Geschichte. Wien, 1952, S. 137). И замечательный немецкий истолкователь даосизма Виктор фон Штраус утверждает – «В эпоху, когда в Китае жили Лао-цзы и Кун-цзы, все культурные народы были охвачены своеобразным духовным течением. В Израиле – это время пророков – Иеремии, Аввакума, Даниила, Иезекииля; в последующем поколении был воздвигнут второй храм в Иерусалиме (521-516). В Греции ещё жил Фалес, выступили со своими учениями Анаксимандр, Пифагор, Гераклит, Ксенофонт, родился Парменид. В Персии произошла, по-видимому, серьезная реформация древнего учения Заратустры. А в Индии выступил Шакья-Муни, основатель буддизма» (Laotse: Der Weg der Tugend. Herausgeben von Victor von Strauss. Leipzig, 1870, S. LXIV). Карл Ясперс отмечает, что в эпоху «осевого времени» «были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма». «В эту эпоху, - продолжает немецкий мыслитель, - были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности. Этот процесс заставил многих пересмотреть, поставить под вопрос, подвергнуть анализу все бессознательно принятые ранее воззрения, обычаи и условия. Всё это вовлечено в водоворот. В той мере, в какой воспринятая в традиции прошлого субстанция была ещё жива и действенна, её явления прояснялись и она тем самым преображалась». Новое, возникшее в эту эпоху, сводится к тому, подчеркивает Карл Ясперс, что «человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы». «Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания. Всё это происходило посредством рефлексии. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Началась духовная борьба, в ходе которой каждый пытался убедить другого, сообщая ему свои идеи, обоснования, свой опыт. Испытывались самые противоречивые возможности. Дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая в противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность, всё это породило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом» (стр. 32, 33). Древний мифический мир, поясняет Ясперс, медленно отступал, сохраняя, однако, благодаря фактической вере в него народных масс свое значение в качестве некого фона, и впоследствии мог вновь одерживать победы в обширных сферах сознания. «Все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением: твердые изначальные устои жизни начинают колебаться, покой полярностей сменяется беспокойством противоречий и антиномий. Человек уже не замкнут в себе. Он не уверен в том, что знает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он способен теперь слышать и понимать то, о чем до этого момента никто не спрашивал и что никто не возвещал. Неслыханное становится очевидным. Вместе с ощущением мира и самого себя человек начинает ощущать и бытие, но не полностью: этот вопрос остается. Впервые появились философы. Человек в качестве отдельного индивидуума отважился на то, чтобы искать опору в самом себе. Отшельники и странствующие мыслители Китая, аскеты Индии, философы Греции и пророки Израиля близки по своей сущности, как бы они ни отличались друг от друга по своей вере, содержанию и внутренней структуре своего учения. Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие ему возвыситься над миром и над самим собой. В спекулятивном мышлении он возносится до самого бытия, которое постигается без раздвоения, в исчезновении субъекта и объекта, в слиянии противоречий. То, что в высочайшем порыве познается как возвращение к самому себе в бытии или как unio mystica /мистическое единство/, как единение с божеством или как ощущение себя орудием воли Божьей, в объективирующем, спекулятивном мышлении выражается таким образом, что допускает двойственное или даже ложное истолкование. Это - подлинный человек, который, будучи связан и скрыт плотью, скован своими влечениями, лишь смутно осознавая самого себя, стремится к освобождению и спасению и действительно способен обрести его уже в этом мире в порыве вознесения к идее, в несокрушимом спокойствии души, в медитации, в понимании того, что он сам и весь мир есть атман, в состоянии нирваны, в единении с дао или в покорности воле Божьей. По своей настроенности и по содержанию веры эти пути к спасению сильно отличаются друг от друга, но общее здесь то, что человек выходит за пределы своего индивидуального существования, сознавая свое место в целостности бытия, что он вступает на путь, пройти который он должен в качестве данной индивидуальности. Он может отказаться от всех мирских благ, уйти в пустыню, в лес, в горы; став отшельником, познать творческую силу одиночества и вернуться в мир обладателем знания, мудрецом, пророком. В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью. То, что достигается отдельным человеком, отнюдь не становится общим достоянием. В те времена дистанция между вершинами человеческих возможностей и массой была чрезвычайно велика. Однако то, чем становится единичный человек, косвенным образом изменяет всех людей. Человечество в целом совершает скачок» (стр. 34-35). В каком бы уголке земли ни возвышался человек до субъекта, до осознания самого себя – он задавал одни и те же глубиннейшие вопросы и давал вполне однотипные ответы. Поэтому все новые религии и философские системы в Греции, Индии и Китае весьма схожи в «осевое время». В осевое время, по Ясперсу, «основным является именно общее в историческом развитии, прорыв к сохранившимся по сей день принципам человеческой жизни и пограничной ситуации». Лишь здесь, в осевое время, обнаруживается параллельность, возникающая не как следствие некоего общего закона; напротив, здесь собственно историческая, единичная данность носит всеохватывающий характер, включает в себя все духовные явления. Только в осевое время существовал универсальный во всемирно-историческом смысле параллелизм в целостности культур, а не простое совпадение единичных явлений. Здесь наличествует, по нашему мнению, параллельное существование в одно и то же время и без взаимодействия. «Ряд различных по своему истоку путей ведет как будто к одной цели. Перед нами многообразие одного и того же в трех образах /Китай, Индия и Западный мир/, три различных корня истории, которая впоследствии – после прерываемых отдельных соприкосновений, окончательно только через несколько столетий, собственно, только в настоящее время – обретает свое единство» (стр. 40, 41, 42). Собственно, из субъектного отношения к себе и к миру вытекает обожествление человека, восприятие самого себя как всемогущего (в потенции) господина миров. Индийские мудрецы осознали в «осевое время», что Атман (человеческое Я) есть Брахман (божественное Всё), а Лао-Цзы учил о том, что человек руководится Дао и в то же время своими действиями и помыслами творит Дао самого себя и миров. В знаменитом вещем Псаломе Асафа возвещено – «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Псалтирь 81:6-7). И когда иудеи стали обвинять Иисуса Христа «за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом», то Иисус, ссылаясь на этот псалом, «отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (Евангелие от Иоанна 10:33-34). Субъектность = равнобожие. Всё христианство – в этом обретении благодати, в спасении через подвиг саможертвоприношения. В то же время субъектность подразумевает «вечное возвращение» к самому себе, и в этом обреченность субъекта. «Вечное возвращение» предстает как рок – ты хочешь быть свободным господином, но твой волевой порыв к свободе возвращает тебя, заложника вечности, в плен Круга Времени, превращает в раба Божия. И чем сильнее твоя воля к господству, тем крепче сковываешься ты своей судьбой, своим «вечным возвращением» к самому себе. Тем самым ты становишься пленником своего высшего долга - нисходящего свыше «категорического императива». Но этот долг – не внешний, исходящий от общины или хозяина, а внутренний долг совести, преданности Всевышнему. Весь ислам – в этом высшем долге. Нерасторжимость «воли к власти» (=субъектности), «категорического императива» и «вечного возвращения» постиг гениальный немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) и сфокусировал эту истину в своем учении о свойственном в основном русским amor fati («любовь к року»), противопоставляемой свойственной многим евреям ressentiment («нелюбовь к благодати»). Воля взять себя в руки и подчинить себе судьбу («воля к власти») – есть орудие и предпосылка самой судьбы, и любовь к року – это не противодействие ему, а подчинение ему, пусть ценой своей жизни. «На высшую точку завершения западной философии, - указывает Хайдеггер в работе «Изречение Анаксимандра» (1946), - приходится такое высказывание: «Запечатлеть на становлении характер бытия – вот высочайшая воля к власти». Так пишет Ницше в заметке, озаглавленной «Рекапитуляция». По характеру почерка этого манускрипта мы должны отнести эту заметку к 1885 году и тому времени, когда после «Заратустры» Ницше плангировал свой систематический метафизический шедевр. «Бытие», которое мыслит здесь Ницше, есть «вечное возвращение одного и того же». Оно есть тот способ утверждения, в котором изволяет себя сама воля к власти и обеспечивает свое собственное присутствие как бытия становления. В самом высшем завершении метафизики бытие сущего приходит к этому высказыванию. Раннее изречение мышления раннего времени и позднее изречение мышления позднего времени приносят к речи то же самое, однако высказывают они не подобное. Но где в неподобном может быть из-речено то же самое, там как бы само собой исполняется основное условие для мыслящего собеседования позднего времени и раннего» (стр. 37). Легко заметить, что в изречении Анаксимандра просвечивают и «христианская», и «исламская» ипостаси субъектности. Возьмем недавно переизданный белорусским издательством «Харвест» томик «Досократики: доэлеатовский и элеатовский периоды» (Минск, 1999), подготовленный ещё в 1914 году уроженцем Гродно знаменитым ученым-античником Александром Осиповичем Маковельским. Он так переводит изречение Анаксимандра – «А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время». Известный русский философ Сергей Николаевич Трубецкой, по мнению которого отдельные вещи возвращаются к своим элементам и лишь последние поглощаются беспредельным (апейроном), - «В те начала, из которых все вещи имеют свое происхождение, в те самые они и уничтожаются по необходимости, в наказание и искупление, какое они платят друг другу за неправду, по определенному порядку времени». А член-корреспондент Российской Академии наук филолог-античник Григорий Филимонович Церетели переводит – «От этого (начала) все вещи получают рождение и согласно необходимости уничтожение, ибо в определенное время они претерпевают наказание и (несут) возмездие за взаимную несправедливость». А Хайдеггер справедливо полагает, что истолкование изречения Анаксимандра может быть только конгениальным, то есть произведенным в «системе координат» самого Анаксимандра и вообще первых проблесков субъектной рефлексии. От точности перевода первосубъектных изречений, неоднократно подчеркивал великий мыслитель, зависит судьба человечества. «Мы можем с преувеличением, но в той же мере (с таким же успехом) и поистине утверждать: участь европейского Запада зависит от перевода слова «еон», при том условии, при том условии, что перевод покоится в переводе к истине пришедшего к речи в этом «еон»» (стр. 46). Неправильный перевод ведет к забвению бытия, заводит в тупик. Правильный же перевод – направляет к истине, к овладению «кодом сущего» и к равнобожию. Отойдя от первозданности «осевого времени», мы запутываемся в мелочах, впадаем в заблуждения. Каждый новый прорыв к субъектности, как свидетельствует история, ознаменовывается истовым припаданием к «осевым» первоистокам, то есть Возрождением или Ренессансом. И Хайдеггер в истолковываемом изречении особое внимание обращает на слово «хреон», которое обычно переводят как «необходимость». Нет, не так всё просто! «Как бы ни должны мы были мыслить «то хреон», - отмечает Хайдеггер, - это слово есть самое раннее имя для продуманного «еон» /«присутствие»/ этих «еонта» /«присутствующее»/: «то хреон» есть наиболее древнее имя, в котором мышление приносит к речи бытие сущего» (стр. 60-61). Вопрос – «каким образом присутствующее как таковое должно давать сочинение своего присутствия?» (стр. 55). Ответ – через «вечное возвращение» вещи к самой себе, через «промедление». «Присутствующее есть промедлительное. Промедление существует как переходное прибытие в отход. Промедление существует между про-ис-хождением и от-ходом прочь. Между этим двояким отсутствием существует присутствие всякого медлительного. Это «между» начинено про-медлительным. «Между» есть то сочинение, сообразно которому медлящее «учиняется» от происхождения сюда к отходу прочь. Присутствие медлящего вклинивается в «сюда» происхождения и «отсюда» отхода. Присутствие обоих сторон сочинено с отсутствием. Присутствие существует в таком сочинении. Присутствующее происходит от прибывания и переходит в отход, и то и другое одновременно, а именно, коль скоро оно – про-медляет. Промедление существует в сочинении. Но тогда промедлительное как раз есть в сочинении своего присутствия и никоим образом – теперь мы можем сказать – не в бес-чинстве, не в «адикия». И все же изречение высказывает так. Из постижения сущего оно изрекает, что «адикия» есть основочерта этих «эонта»». Даже в оригинале этот текст кажется странным, но на самом деле он касается сути Времени и Бытия, раскрывает «чин» человека. Без такого суперсубъектного подхода не постичь «спектр» человеческих душ и темпераментов, сопряженный с мерой «промедления» и соответственно с энергетикой (пассинарностью) и с «критическим порогом» субъектности, и не постичь смысл разделения людей на «варны», на «господ» и «рабов». А без такой «основы основ» бессмысленно и даже «бес-чинно» говорить о «коде бессмертия». Ведь здравый смысл и пророческие откровения свидетельствуют, что отнюдь не все люди попадут в рай и возродятся к достойной жизни, а лишь те, кто выдержал «чин» своей доли и смог «запечатлеть на становлении характер бытия – вот высочайшая воля к власти» (Ницше). И прежде, чем дальше истолковывать изречение Анаксимандра, я обратился к сходным попыткам постичь соответствующие мысли Хайдеггера, кои предпринял поэт Александр Скидан в главе «Транспозиции» из его книги «Сопротивление поэзии: Изыскания и эссе. Санкт-Петербург: Борей-Арт, 2001, стр. 199-226 http://www.vavilon.ru/texts/skidan7-18.html), а также Артемий Магун в работе «Что значит ориентироваться в истории?» (http://www.intelros.ru/lib/statyi/magun1.htm). Оба текста весьма полезны для дальнейших подступов к «коду Бытия». Так что продолжение следует.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||