Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Психоанализ истории, особенно русской

С удовольствием читал сегодня пространный опус писателя Алексея Меняйлова  «Россия:
Подноготная любви. Психоанализ Великой Борьбы» или «Катарсис-2»  (http://katarsis.narod.ru/3rossia/3_texts/3_03.html).
Всегда интересно восприятие истории человеком критически-мыслящим (субъектным-самобытным),
достаточно-эрудированным и в то же время не совсем дилетантски-графоманским,
не в пример многим доморощенным «непризнанным гениям», заполонившим Интернет
и особенно его форумы. В сходном ключе историософствуют Вадим Кожинов,
Олжас Сулейменов, Даниил Андреев и другие. Свежий взгляд часто замечает немаловажные
нюансы.

У Алексея Александровича Меняйлова – немало интересных наблюдений и сопоставлений.
Постараюсь их использовать в статьях «Панлога». Так, автор убедительно обосновывает
типологически-психологическую близость Наполеона и Ганнибала, точна характеристика
графа Растопчина, и т.д.

Меня сближает с Меняйловым привязанность к Льву Николаевичу Толстому, а несколько
разводит методология. Все же я получил академическую выучку, а он, судя по всему,
является в основном самоучкой. Его тексты провоцируют мысль, потому что затрагивают
сущностное. Графоманы отвращают, Меняйлов увлекает.

А теперь – с точки зрения академического знания. Есть наука история, и в ней
– свои открытия и свои парадигмы. Я следую классической парадигме, связанной
с именами Вико, Гердера, Гегеля, Маркса, Макса Вебера, Ясперса, Хайдеггера, Ханы
 Арендт, «франкфуртцев» и отчасти Поппера, Тойнби и «школы Анналов». Рамки данной
парадигмы широки, много вариантов. И теория «стадий роста», концепция постиндустриального
общества, психоистория – разновидности этой парадигмы.

Основа основ этой парадигмы – субъектность человека, то есть его равнобожие,
его «воля к воле». Это – основной мотив высших видов человеческой деятельности.Это
– отличие человека от животного. Стремление к свободе, к субъектности – вот что
творит историю и разделяет людей социально.Биологизация-зоологизация человека
– наивность, хотя зоологическое в человеке впечатляет. Особенно – половая жизнь.

А Меняйлов гипертрофирует зоологическое в человеке, выставляя на первый план
в истории – поведение вождя и толпы. Но человеческое выше зоологического. Не
сводится социальное к биологическому, субъект «переваривает» объект.

Алексей Меняйлов методологически строит свои интересные сопоставления – на придуманной
им «теории стаи»: 

«Теория стаи, если коротко, состоит в следующем:

Стая есть совокупность, состоящая из вожака и стада.

Если стая обезьян, волков или крыс состоит только из вожака и собственно толпы-стада,
то род человеческий включает в себя еще и неугодников, и курьеров - но не от
иных стай.

Элементы же человеческого рода следующие:

- вождь (вожак);

- исполнитель (элемент публики, угодник);

- неугодник;

- курьер (вестник, апостол).

“Вождь” - он и есть вождь. Как отмечается в некоторых курсах по психологии масс,
вождь непременно окружен флером таинственности, он не “раскрывается” даже в своем
семейном кругу (то есть исполнителям непонятны мотивы его поступков). С толпой
и подчиненными ему субвождями он патологически лжив. Одержим моноидеей. Не способен
к критическому мышлению. 

“Исполнитель” - это человек толпы, носитель внушений, объединяющих ее в общность.
Главное отличие исполнителя от курьера в том, что исполнитель подсознательно
не желает очищения от этих внушений.

Исполнители и вожди - некрофилы.

“Курьер” - он и есть курьер, обыкновенный апостол, не просто посланец, но носитель
Истины. (Хотя понятие “курьер” и появилось при обсуждении закономерностей поведения
стаи обезьян, однако необходимо уточнить, что “курьер” в стае животных - это
не “курьер” среди людей. Общее у них то, что стайные не прислушиваются ни к тем,
ни к другим. Отличие же в том, что обезьяний “курьер” - шестерка, низший и послушный
элемент иерархии, а вот среди людей - это идеал развития человека как личности.)

“Неугодник” - это человек любого возраста, обладающий некоторой интеллектуальной
и эмоциональной обособленностью от вождя. Это - недокурьер. Курьер первой ступени
обучения. Партизан, способный драться, находясь в полном окружении, - против
сверхвождя.

Вожак подсознательно враждебен неугодникам вообще, а курьерам в особенности -
это очевидно. В определенных условиях вожаку (не достигшему силы сверхвождя)
свою ненависть к носителям противоположной неугоднической психики скрывать выгодно.

Очевидно также и то, что всякий вождь одержим желанием стать сверхвождем. Точно
так же и продолжающее его волю стадо не может ограничиться собой - оно или отмирает,
или стремится к господству над все большим и большим числом соседей-исполнителей.

В каком-то смысле каждый некрофил, даже жухлый - вождь. Он - слепок, копия, реплика
с действительного вождя. Его цель - карьера, взбирание наверх по ступеням иерархии.

Стая движется к своей погибели - буквальной. И время гибели ее уже приблизилось.

Итак, теория стаи, если предельно коротко, состоит в следующем: все вожди и исполнители
(понятия относительные, субвождь - тоже исполнитель) стремятся к мировому господству,
отражая лишь желание сверхвождя сформировать единую всепланетную стаю. Однако
на пути к этой власти стоят немногочисленные неугодники, которые, провоцируя
очередного сверхвождя к приступу паранойи, разваливают всю стаю. Однако всепланетная
стая все-таки сформируется, что, как это ни странно, станет моментом ее гибели.
Неугодники же не погибнут,
а трансформируются в курьеров. 

Углубляющиеся на наших глазах процессы изменения психики населения планеты -
всей - получат полное свое логическое завершение.

Это – основное».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Симбиоз «вождь-толпа угодников» - есть и у насекомых, для меня
малоинтересен. Глянь округ себя, на Путина с его высочайшим рейтингом – и грустно
станет. Но я и мне подобные – не насекомые. Поэтому мне интереснее неугодники
и курьеры. Алексей Меняйлов образен в этих терминах, я же в русле принятой мной
парадигмы интерпретирую неугодников как субъектов, а курьеров – скорее как запрограммированных
свыше «агентов Неба». Субъект есть двигатель истории и в конце концов становится
«рассадником Небес».
Он – исток базиса.

Алексей Меняйлов пытается построить психоаналитику истории или, точнее, дать
психоаналитическую трактовку истории. Конечно, такой подход плодотворен. Но мне
кажется убедительнее психоанализ исходного человеческого поведения, который изложил
один из моих учителей Борис Фёдорович Поршнев  в книге «О начале человеческой
истории» (http://www.x-libri.ru/elib/porsh000/index.htm). Да, Поршнев сильнее
Меняйлова по глубине осмысления, но и Меняйлов во многих выводах тоже очень хорош,
надо отдать должное.

Увлечение Фрейдом сопряжено у Меняйлова с тягой к протестантизму-адвентизму,
и это тоже неплохо, ибо приближает к субъектности. Однако Меняйлов понимает Фрейда
всё же несколько поверхностно – берёт за основу работу Фрейда «Тотем и табу»
и абсолютизирует известную психоаналитическую реконструкцию сущности первобытной
орды и первого акта человеческой истории как отцеубийства. Вряд ли Меняйлов знает,
что позднее Фрейд углубил свою модель, особенно в знаменитом исследовании «Моисей
и единобожие», а кроме того,
сама модель первобытного жертвоприношения-отцеубийства с коллективным поеданием
трупа отца и затем с переломом психики – открыта впервые не Фрейдом, а английским
антропологом Аткинсоном, на котором Фрейд дал добросовестную ссылку в книге «Тотем
и табу» (смотри также http://www.psychoanalyse.ru/predmet/history.html). 

Не буду «свою ученость показывать». Тексты Алексея Меняйлова полезно читать не
только интересующимся историей, но и профессионалам-историкам. К примеру, я взял
книги этого автора на заметку и включу его оценки различных исторических персонажей
и ситуаций в свой Панлог.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное