-
РАССЫЛКА «ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»
Ведущий рассылки – Денис Рогаткин
Юниорский союз «Дорога»:
http://sos.karelia.ru/doroga/doroga@karelia.ru
_______________________
Здравствуйте, Денис.
Я - Быкадорова Светлана Алексеевна. Я являюсь администратором проекта
"Питерская школа"(http://shkola.spb.ru). Это некоммерческий проект, реализуемый
веб-студией
"Грин-Дизайн" (http://greendesign.ru).У нас размещено много материалов,
интересных для всех, кто связан со школой: родителей, учителей, методистов,
ребят. Кроме того, у нас предоставлен бесплатный хостинг для школ
Петербурга. Ребята одной из школ обсуждали вопросы самоуправления.
Пересылаю ВАм статью из школьной газеты 207 школы СПб.
Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
--
Всего наилучшего,
Светлана Быкадорова
*********************************************************
Самоуправление: быть или не быть?
Уже давно в нашей школе встает вопрос о введении ученического
самоуправления. Ну и, конечно же, мне захотелось узнать мнения
учителей и учеников по этому поводу. Был проведен опрос среди учеников
7-10 классов. В результате выяснилось, что поголовное большинство (99
процентов) считает ученическое самоуправление необходимым в школьной
жизни. Причины этого разные: от "хочу власти, хочу сам все решать" до
желания" построить демократию с ученическим лицом" (интересно, что же
из этого получится).
Предметом конфликта, по мнению тех же учащихся, стал вопрос о формах
сотрудничества ученического самоуправления с администрацией.
Большинство опрошенных согласно с тем, что они не должны решать все
сами, никак не согласовывая решения со взрослыми. Но в то же время,
никто не хочет сидеть в стороне, складывая все на учителей, и только
делать вид, что они принимают участие в работе ученического
самоуправления. Многие собираются работать активно, при этом все хотят
генерировать идеи, заниматься связями с общественностью, и, на худой
конец, обрабатывать информацию. Нашлось несколько чудаков, готовых
давать советы.
Если анализировать ответы отдельных классов то перед нами
вырисовывается такая картина: девятые классы боятся диктатуры со
стороны одиннадцатых классов, не принимая в расчет то, что в будущем
сентябре последние уже будут гордо именовать себя выпускниками, а
потому, при всем желании, не смогут быть диктаторами.
Восьмые классы предполагают, что самоуправление - это неплохо, но они
не понимают, о чем конкретно идет речь. На всякий случай они готовы
приять активное участие во всем, куда пригласят (получается такая
своеобразная партия "Дай порулить").
Седьмые классы, неразборчиво слышавшие коридорные разговоры про то, что
ученики скоро перейдут на самоуправление, самовоспитание и
САМООБУЧЕНИЕ очень довольны, но активом себя не видят, поскольку плохо
понимают, кто же все это им позволит.
Мы опросили еще и одиннадцатиклассников. Хотя они уже и не будут
принимать участия в работе ученического самоуправления, у них есть
большой опыт школьной жизни. Из них 44% считают, что ученическое
самоуправление нужно, 36% - самоуправление не нужно, 20% не дали
однозначного ответа. Вопросы, решаемые ученическим самоуправлением, по
мнению одиннадцатиклассников, могли бы быть такими:
T время перемен
T количество выходных
T проведение внеклассных мероприятий
T составление расписания
T определение дней проведения контрольных
T выбор учебников.
Из всего выше перечисленного, на мой взгляд, абсурдными являются
вопросы, связанные с переменами, количеством выходных и учебниками
(так как первые две проблемы решаются не в школе, а государством, а
учебники лучше выбирать учителям, так как им, наверное, все-таки виднее).
Отрицательно настроенные одиннадцатиклассники считают, что:
T ''эти полномочия приведут либо к анархии, либо к дедовщине''
T ''все перессорятся.- А так все решаем не мы, и обижаться не на кого''
T ''ученическое самоуправление будет только время отнимать''.
Ну а многие вполне довольны тем, что есть сейчас.
Теперь обратимся к учителям. Их я спросила о минусах и плюсах
ученического самоуправления.
Ольга Николаевна (учительница литературы) видит в этом только плюсы,
так как, на ее взгляд "самоуправление развивает организаторские
способности у детей". Но важно, чтобы учителя не были в этом
задействованы, "иначе преподаватели будут еще больше уставать,
злиться, а, как следствие, из-за всего этого качество уроков будет
намного хуже".
Екатерина Борисовна (учительница русского языка и литературы) считает,
что идея с ученическим самоуправлением может оказаться удачной, если
лидерами будут толковые ребята. Идея, по ее мнению, хорошая, но
реализовать ее сложно, так как существует опасность превращения
последствий этой затеи в полную анархию. Чтобы этого не случилось,
необходимо четко определить сферу правления, задачи и состав
ученического самоуправления.
Елена Владимировна (учительница английского языка) относится к этой
затее положительно. Оказывается, в нашей 207-ой уже был проведен такой
опыт в 95-96 годах, когда старшеклассники присутствовали на
конференции учителей и администрации.
Сергей Владимирович (учитель физики) выразил свою мысль коротко и ясно:
"У настоящего самоуправления минусов нет, но построить такое
самоуправление очень сложно. А у "игрушечного" самоуправления, к
которому всё обычно и сводится, нет плюсов". Мне кажется, попробовать
стоит, так как любой опыт, будь он удачным или нет, полезен.
Возможность неудачи, конечно, есть. Но, как говорится, кто не
рискует, тот не пьет шампанского.
Гурова Ирина 10Т http://207.shkola.spb.ru/school/kstaty/a8.html
-