Параграф 4. Повторение пройденного, или
работа над ошибками.
Новая
встреча в штабе Юниорского союза «Дорога»
началась с чтения писем. Первые
параграфы нашего учебника не оставили
читателей равнодушными, и они тоже
решили высказаться.
Профессор
Дорога: Ну-с, открываю первый
конверт. Нам пишет учёный с характерной
фамилией Умнов: «А не копнуть ли вам,
господа, поглубже? В научном мире уже
сформировалась новая точка зрения на
обсуждаемую проблему. Она такова:
ученическое самоуправление в школе
просто невозможно! Ученики никогда не
смогут самостоятельно управлять школой.
Они ведь еще не взрослые и сознательные
граждане - у них просто нет необходимого
опыта! В школе может существовать только
со-управление, но
никак не самоуправление.»
Федя
Пессимистов: Это что ж
получается, наш учебник выкидывать надо?
Оказывается, и не бывает самоуправления
вовсе...
Вася
Активистов: А «со-управление»,
значит, бывает? По-моему, его еще больше
не бывает! По крайней мере, я нигде его не
видел, а словцо это узнал только что из
письма умного Ученого... ой, наоборот,
ученого Умнова.
Профессор
Дорога: Да, Вася, среди умного
нашего брата учёного немало таких,
которые всё время придумывают новые
слова. Их и сами-то ученые не успевают
выучить, не то что простые школьники.
Федя
Пессимистов: Надеюсь, билет на
экзамене по этому самому «со-управлению»
я не вытащу?
Профессор
Дорога: Думаю, вряд ли. Могу
предположить, что словечко это
появилось вот как. Прочитал кто-то, вроде
господина Умнова, слова «ученическое
самоуправление» и подумал: «Это
означает, что ученики сами управляют
всем и вся». И охватил ученого тихий ужас:
бедная школа, что же с ней будет-то!
Призадумался труженик науки и через
минуту воскликнул: «Эврика! Со-управление
– вот спасение человечества!»
Вася
Активистов: А потом ребята
придут к директору и скажут: «Хотим
самоуправление наладить». Посмотрит он
на них с хитрым прищуром и ответит: «В
школе, дети, самоуправления не бывает.
Бывает только со-управление. Последний,
так сказать, писк науки. Так что,
извините, не получится: надо идти в ногу
со временем!»
Федя
Пессимистов: А наша Мариванна
прочитала первые параграфы и сказала,
очень так выразительно: «Такого
самоуправления нашей школе не надо!»
Видите, без всякого со-управления
обошлась!
Вася
Активистов: Она, наверное, саму
себя так называет - «Наша Школа». Нам на
истории рассказывали про одного короля,
который тоже так шутил. Проснётся,
бывало, в хорошем настроении, соберет
всех придворных, залезет на трон и
объявит: «Государство – это я!»
Федя
Пессимистов: Ага, Людовик. Не
помню только, который по номеру. Слушай,
так мы что, - вроде придворных,
получается?
Вася
Активистов: А режим, при котором
живут некоторые школы, называется«учительская монархия»! Давай,
брат Фёдор, запатентуем!
Профессор
Дорога: Что-то, коллеги, вы
сегодня слишком много шутите!
Федя
Пессимистов: Обождите,
профессор, главные шутки еще впереди.
Вот завуч наша сказала так: «Мы бы и рады,
чтоб у нас самоуправление было, но
только ученики-то у нас – все пассивные.
Они на это не пойдут».
Вася
Активистов: Классная отмазка,
посильнее «со-управления» раз в десять!
Профессор
Дорога: Между прочим, многие
педагоги говорят это совершенно
искренне. Для них это – серьезная
проблема.
Федя
Пессимистов: Даже две. Первая –
как за первые пять лет учебы превратить
нормального человека в «дисциплинированного
ученика». А вторая – как за оставшиеся
пять лет не дать ему превратиться
обратно.
Вася
Активистов: В одной из школ
нашего города учится Маша, моя знакомая.
Она тоже что-то подобное говорила, мол,
никто у нас ничего не хочет, все
пассивные… Ходила-ходила, жаловалась-жаловалась…
А потом собрала такой школьный совет,
что школа аж затрещала!
Профессор
Дорога: Коллеги, хватит
резвиться! Давайте вернёмся к письмам.
Нам пишет школьник Николай Неформалов: «Как
только ученики пролезут в школьный
парламент, они сразу начнут «надувать
щеки», и, в конце концов, превратятся в
законченных бюрократов. А наша Родина и
так стонет от засилья бюрократии. Зачем
же создавать бюрократические структуры
еще и в школе? Все вопросы нужно решать
неформально. Хочешь провести в школе
праздник – подойди к директору и обо
всём договорись. Недоволен учителем –
опять же иди к директору. И увидишь, что
без самоуправления всё решается гораздо
проще.»
Вася
Активистов: А что делать, если
директор не хочет идти тебе навстречу?
Или ты – на встречу с директором?
Федя
Пессимистов: Тогда утешай себя
тем, что директор – тоже враг бюрократии!
Не позволяет ученикам по парламентам
рассиживать и щеки надувать!
Профессор
Дорога: У нас как раз есть письмо
от директора. «Выражу мнение
большинства моих коллег. – пишет
твердым учительским почерком Анна
Петровна Строгая. - Школа – это учебное
заведение. Главное в ней – учебный
процесс. Не случайно при входе в нашу
школу детей встречают два больших
плаката: «Учёба – наш главный труд» и «Дневник
– лицо ученика». Учебным процессом
должен руководить опытный взрослый
человек - директор, и никакой
самодеятельности здесь быть не может.
Внеклассную же работу может и должно
выполнять школьное самоуправление. Но
только так, чтобы это ни в коем случае не
мешало учебе.»
Федя
Пессимистов: Так мы ведь, вроде,
уже договорились, что школа должна не
знания давать, а к жизни готовить…
Вася
Активистов: А Анна Петровна
считает, что «готовить к жизни» и «давать
знания» - это одно и то же. Нет, серьезно!
Я встречал людей, которые рассуждают в
таком духе: «Быть готовым к жизни –
значит, уметь преодолевать трудности.
Поэтому какая разница, чему учить!
Главное, чтобы учиться было трудно.»
Вот так!
Профессор
Дорога: Так вот. Анна Петровна
советует школьникам: не вмешивайтесь в
учебный процесс, а внеклассная работа –
ваша. Принимаем это предложение?
Федя
Пессимистов: Сначала «со-управление»,
теперь «учебный процесс»… Вы сначала
покажите нам этот «процесс»! Чтоб мы
поняли, где он начинается, а где –
заканчивается!
Вася
Активистов: Начинается первым
звонком, а заканчивается – последним.
Пришёл в шесть лет, вышел в семнадцать –
процесс закончен, результат на лице!
Федя
Пессимистов: У-у-у…
Вася
Активистов: А если серьезно, то
недавно мы встречались с ребятами из
Юниорского союза «Дорога», которые
выпускают детскую правозащитную газету
«Школа – территория закона». Они там
много интересного про этот «учебный
процесс» пишут. В одной из школ на уроке
учительница ставит на стол бутылку
пепси-колы и прямо «из горла» запивает
сникерс. Весь класс слюнки пускает, но
процесс идёт! В другой школе учительница
учит детей сидеть прямо: кто над партой
нагнулся - хрясть линейкой по спине! Еще
была статья про трудовика: он уже три
месяца ничего нового не объясняет. Даёт
парням одно и то же задание, а сам
вытачивает на станке резаки для резьбы
по дереву. Выточит – и продаёт своим же
ученикам. Они даже посчитали, сколько он
на этом зарабатывает. Ребят, которые обо
всём этом написали, классная
руководительница весь урок
пропесочивала!
Федя
Пессимистов: Интересно, а какую
тему она в журнал записала?
Вася
Активистов: Так и записала: «проработка»!
Расслабься, Федя, это была шутка. Конечно
же, что положено, то и записала. И сказала:
«Параграф, который мы с вами не прошли из-за
этих хулиганов, прочитаете дома. На
следующем уроке напишем
самостоятельную работу».
Профессор
Дорога: Интересно, что сказала
бы об этом Анна Петровна Строгая?
Вася
Активистов: Она бы сказала
примерно так: «Эти юнцы своей желтой
прессой оскорбили тысячи учителей нашей
страны, которые из последних сил, за
нищенскую зарплату стараются дать детям
знания!»
Федя
Пессимистов: Выходит, если
зарплата маленькая, то можно делать с
учениками, что тебе вздумается?
Вася
Активистов: И при этом говорить,
что самоуправление ни в коем случае не
должно в это вмешиваться!
Профессор
Дорога: Василий подсказал нам
очень важную мысль. Давайте мы
посоветуем Анне Петровне и другим
директорам не бояться, что ученическое
самоуправление помешает учебному
процессу. Наоборот, учебный процесс
можно сделать более качественным, если
директор будет на самоуправление
опираться. Ведь что происходит в школе, в
которой ученического самоуправления
нет? Директор в большинстве случаев не
знает, что происходит за закрытыми
дверьми класса: учат там детей или
занимаются чем-то другим. Многие учителя
в такой школе не понимают, что они
работают не для самих себя, а для детей и
поэтому, извините, халтурят. А ученики
вынуждены со всем смириться, потому что
любые споры с учителями немедленно
сказываются на их оценках. Ученическое
самоуправление может эту ситуацию в
корне изменить: качество учебного
процесса будут контролировать сами
школьники. Если директор действительно
хочет дать детям хорошее образование, то
он не может не прислушиваться к мнению
школьного совета. Предположим, Совет
говорит, что Марья Петровна не должна
вместо объяснения новой темы устраивать
детям проработку. Умный директор в ответ
на это непременно воскликнет: «Кошмар!» -
и сделает так, чтобы в следующий раз
учитель не путал урок с «беседой по
душам».
Федя
Пессимистов: Умный директор? А
что, директора бывают и не очень…
Вася
Активистов: Фёдор! Как такое
могло прийти тебе в голову! Ты чуть не
обидел всех директоров Вселенной!
Федя
Пессимистов: Хорошо, что наш
директор сейчас меня не слышит!
Профессор
Дорога: Нет, коллега, наоборот:
это очень плохо, что директор тебя не
слышит! Ученическое самоуправление еще
и тем ценно, что оно помогает педагогам и
школьникам наладить диалог, понять друг
друга. Ведь и те, и другие часто друг
другом недовольны. Они, действительно,
порой друг друга не слышат, хотя
встречаются каждый день. А площадки, на
которой они могли бы договариваться, у
них нет. Если и те, и другие будут иметь
возможность выяснять отношения
цивилизованно, то педагогам не придётся
применять силу, а ученикам – писать на
партах про учителей нехорошие слова.
Вася
Активистов: Значит, ученическое
самоуправление помогает создать такую
площадку для переговоров?
Профессор
Дорога: Если, конечно, это именно
то самоуправление, которое позволяет
ученикам влиять на решение реальных
школьных проблем.
Домашнее
задание:
1.Сталкивался ли ты с мнением, что
ученическое самоуправление в школе
развивать не нужно? Как это мнение
обосновывалось? Что ты можешь возразить?
Мы ждём твоих ответов по
адресу: 185035, город Петрозаводск, пр.
Ленина 38, центр содействия занятости
молодёжи, Юниорскому союзу «Дорога».
Если у тебя есть доступ к электронной
почте, пиши нам по электронному адресу: doroga@karelia.ru
Читай материалы нашего учебника и
письма читателей на интернет-сайте
Юниорского союза «Дорога»: http://sos.karelia.ru/doroga/