Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

УЧЕБНИК ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, параграф 4


Служба Рассылок Subscribe.Ru
 

РАССЫЛКА «ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»

Ведущий рассылки – Денис Рогаткин

Юниорский союз «Дорога»:

http://sos.karelia.ru/doroga/

doroga@karelia.ru

______________

 
Учебник школьного ученического самоуправления

 

Параграф 4. Повторение пройденного, или работа над ошибками.
 
Новая встреча в штабе Юниорского союза «Дорога» началась с чтения писем. Первые параграфы нашего учебника не оставили читателей равнодушными, и они тоже решили высказаться.
 
Профессор Дорога: Ну-с, открываю первый конверт. Нам пишет учёный с характерной фамилией Умнов: «А не копнуть ли вам, господа, поглубже? В научном мире уже сформировалась новая точка зрения на обсуждаемую проблему. Она такова: ученическое самоуправление в школе просто невозможно! Ученики никогда не смогут самостоятельно управлять школой. Они ведь еще не взрослые и сознательные граждане - у них просто нет необходимого опыта! В школе может существовать только со-управление, но никак не самоуправление.»
Федя Пессимистов: Это что ж получается, наш учебник выкидывать надо? Оказывается, и не бывает самоуправления вовсе...
Вася Активистов: А «со-управление», значит, бывает? По-моему, его еще больше не бывает! По крайней мере, я нигде его не видел, а словцо это узнал только что из письма умного Ученого... ой, наоборот, ученого Умнова.
Профессор Дорога: Да, Вася, среди умного нашего брата учёного немало таких, которые всё время придумывают новые слова. Их и сами-то ученые не успевают выучить, не то что простые школьники.
Федя Пессимистов: Надеюсь, билет на экзамене по этому самому «со-управлению» я не вытащу?
Профессор Дорога: Думаю, вряд ли. Могу предположить, что словечко это появилось вот как. Прочитал кто-то, вроде господина Умнова, слова «ученическое самоуправление» и подумал: «Это означает, что ученики сами управляют всем и вся». И охватил ученого тихий ужас: бедная школа, что же с ней будет-то! Призадумался труженик науки и через минуту воскликнул: «Эврика! Со-управление – вот спасение человечества!»
Вася Активистов: А потом ребята придут к директору и скажут: «Хотим самоуправление наладить». Посмотрит он на них с хитрым прищуром и ответит: «В школе, дети, самоуправления не бывает. Бывает только со-управление. Последний, так сказать, писк науки. Так что, извините, не получится: надо идти в ногу со временем!»
Федя Пессимистов: А наша Мариванна прочитала первые параграфы и сказала, очень так выразительно: «Такого самоуправления нашей школе не надо!» Видите, без всякого со-управления обошлась!
Вася Активистов: Она, наверное, саму себя так называет - «Наша Школа». Нам на истории рассказывали про одного короля, который тоже так шутил. Проснётся, бывало, в хорошем настроении, соберет всех придворных, залезет на трон и объявит: «Государство – это я!»
Федя Пессимистов: Ага, Людовик. Не помню только, который по номеру. Слушай, так мы что, - вроде придворных, получается?
Вася Активистов: А режим, при котором живут некоторые школы, называется  «учительская монархия»! Давай, брат Фёдор, запатентуем!
Профессор Дорога: Что-то, коллеги, вы сегодня слишком много шутите!
Федя Пессимистов: Обождите, профессор, главные шутки еще впереди. Вот завуч наша сказала так: «Мы бы и рады, чтоб у нас самоуправление было, но только ученики-то у нас – все пассивные. Они на это не пойдут».
Вася Активистов: Классная отмазка, посильнее «со-управления» раз в десять!
Профессор Дорога: Между прочим, многие педагоги говорят это совершенно искренне. Для них это – серьезная проблема.
Федя Пессимистов: Даже две. Первая – как за первые пять лет учебы превратить нормального человека в «дисциплинированного ученика». А вторая – как за оставшиеся пять лет не дать ему превратиться обратно.
Вася Активистов: В одной из школ нашего города учится Маша, моя знакомая. Она тоже что-то подобное говорила, мол, никто у нас ничего не хочет, все пассивные… Ходила-ходила, жаловалась-жаловалась… А потом собрала такой школьный совет, что школа аж затрещала!
Профессор Дорога: Коллеги, хватит резвиться! Давайте вернёмся к письмам. Нам пишет школьник Николай Неформалов: «Как только ученики пролезут в школьный парламент, они сразу начнут «надувать щеки», и, в конце концов, превратятся в законченных бюрократов. А наша Родина и так стонет от засилья бюрократии. Зачем же создавать бюрократические структуры еще и в школе? Все вопросы нужно решать неформально. Хочешь провести в школе праздник – подойди к директору и обо всём договорись. Недоволен учителем – опять же иди к директору. И увидишь, что без самоуправления всё решается гораздо проще.»
Вася Активистов: А что делать, если директор не хочет идти тебе навстречу? Или ты – на встречу с директором?
Федя Пессимистов: Тогда утешай себя тем, что директор – тоже враг бюрократии! Не позволяет ученикам по парламентам рассиживать и щеки надувать!
Профессор Дорога: У нас как раз есть письмо от директора. «Выражу мнение большинства моих коллег. – пишет твердым учительским почерком Анна Петровна Строгая. - Школа – это учебное заведение. Главное в ней – учебный процесс. Не случайно при входе в нашу школу детей встречают два больших плаката: «Учёба – наш главный труд» и «Дневник – лицо ученика». Учебным процессом должен руководить опытный взрослый человек - директор, и никакой самодеятельности здесь быть не может. Внеклассную же работу может и должно выполнять школьное самоуправление. Но только так, чтобы это ни в коем случае не мешало учебе.»
Федя Пессимистов: Так мы ведь, вроде, уже договорились, что школа должна не знания давать, а к жизни готовить…
Вася Активистов: А Анна Петровна считает, что «готовить к жизни» и «давать знания» - это одно и то же. Нет, серьезно! Я встречал людей, которые рассуждают в таком духе: «Быть готовым к жизни – значит, уметь преодолевать трудности. Поэтому какая разница, чему учить! Главное, чтобы учиться было трудно.» Вот так!
Профессор Дорога: Так вот. Анна Петровна советует школьникам: не вмешивайтесь в учебный процесс, а внеклассная работа – ваша. Принимаем это предложение?
Федя Пессимистов: Сначала «со-управление», теперь «учебный процесс»… Вы сначала покажите нам этот «процесс»! Чтоб мы поняли, где он начинается, а где – заканчивается!
Вася Активистов: Начинается первым звонком, а заканчивается – последним. Пришёл в шесть лет, вышел в семнадцать – процесс закончен, результат на лице!
Федя Пессимистов: У-у-у…
Вася Активистов: А если серьезно, то недавно мы встречались с ребятами из Юниорского союза «Дорога», которые выпускают детскую правозащитную газету «Школа – территория закона». Они там много интересного про этот «учебный процесс» пишут. В одной из школ на уроке учительница ставит на стол бутылку пепси-колы и прямо «из горла» запивает сникерс. Весь класс слюнки пускает, но процесс идёт! В другой школе учительница учит детей сидеть прямо: кто над партой нагнулся - хрясть линейкой по спине! Еще была статья про трудовика: он уже три месяца ничего нового не объясняет. Даёт парням одно и то же задание, а сам вытачивает на станке резаки для резьбы по дереву. Выточит – и продаёт своим же ученикам. Они даже посчитали, сколько он на этом зарабатывает. Ребят, которые обо всём этом написали, классная руководительница весь урок пропесочивала!
Федя Пессимистов: Интересно, а какую тему она в журнал записала?
Вася Активистов: Так и записала: «проработка»! Расслабься, Федя, это была шутка. Конечно же, что положено, то и записала. И сказала: «Параграф, который мы с вами не прошли из-за этих хулиганов, прочитаете дома. На следующем уроке напишем самостоятельную работу».
Профессор Дорога: Интересно, что сказала бы об этом Анна Петровна Строгая?
Вася Активистов: Она бы сказала примерно так: «Эти юнцы своей желтой прессой оскорбили тысячи учителей нашей страны, которые из последних сил, за нищенскую зарплату стараются дать детям знания!»
Федя Пессимистов: Выходит, если зарплата маленькая, то можно делать с учениками, что тебе вздумается?
Вася Активистов: И при этом говорить, что самоуправление ни в коем случае не должно в это вмешиваться!
Профессор Дорога: Василий подсказал нам очень важную мысль. Давайте мы посоветуем Анне Петровне и другим директорам не бояться, что ученическое самоуправление помешает учебному процессу. Наоборот, учебный процесс можно сделать более качественным, если директор будет на самоуправление опираться. Ведь что происходит в школе, в которой ученического самоуправления нет? Директор в большинстве случаев не знает, что происходит за закрытыми дверьми класса: учат там детей или занимаются чем-то другим. Многие учителя в такой школе не понимают, что они работают не для самих себя, а для детей и поэтому, извините, халтурят. А ученики вынуждены со всем смириться, потому что любые споры с учителями немедленно сказываются на их оценках. Ученическое самоуправление может эту ситуацию в корне изменить: качество учебного процесса будут контролировать сами школьники. Если директор действительно хочет дать детям хорошее образование, то он не может не прислушиваться к мнению школьного совета. Предположим, Совет говорит, что Марья Петровна не должна вместо объяснения новой темы устраивать детям проработку. Умный директор в ответ на это непременно воскликнет: «Кошмар!» - и сделает так, чтобы в следующий раз учитель не путал урок с «беседой по душам».
Федя Пессимистов: Умный директор? А что, директора бывают и не очень…
Вася Активистов: Фёдор! Как такое могло прийти тебе в голову! Ты чуть не обидел всех директоров Вселенной!
Федя Пессимистов: Хорошо, что наш директор сейчас меня не слышит!
Профессор Дорога: Нет, коллега, наоборот: это очень плохо, что директор тебя не слышит! Ученическое самоуправление еще и тем ценно, что оно помогает педагогам и школьникам наладить диалог, понять друг друга. Ведь и те, и другие часто друг другом недовольны. Они, действительно, порой друг друга не слышат, хотя встречаются каждый день. А площадки, на которой они могли бы договариваться, у них нет. Если и те, и другие будут иметь возможность выяснять отношения цивилизованно, то педагогам не придётся применять силу, а ученикам – писать на партах про учителей нехорошие слова.
Вася Активистов: Значит, ученическое самоуправление помогает создать такую площадку для переговоров?
Профессор Дорога: Если, конечно, это именно то самоуправление, которое позволяет ученикам влиять на решение реальных школьных проблем.
Домашнее задание:
1.      Сталкивался ли ты с мнением, что ученическое самоуправление в школе развивать не нужно? Как это мнение обосновывалось? Что ты можешь возразить?
Мы ждём твоих ответов по адресу: 185035, город Петрозаводск, пр. Ленина 38, центр содействия занятости молодёжи, Юниорскому союзу «Дорога». Если у тебя есть доступ к электронной почте, пиши нам по электронному адресу: doroga@karelia.ru
Читай материалы нашего учебника и письма читателей на интернет-сайте Юниорского союза «Дорога»: http://sos.karelia.ru/doroga/

продолжение следует

 © Д.В.Рогаткин



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное