Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

УЧЕБНИК ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, обсуждение материалов.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
-

РАССЫЛКА «ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»
Ведущий рассылки – Денис Рогаткин
Юниорский союз «Дорога»:
http://sos.karelia.ru/doroga/
doroga@karelia.ru
_______________________


Здравствуй Денис!
Нас зовут Витя (9 кл. –15 лет) и Ирина(10 кл. –16 лет), мы учимся в школе №49
г. Омска. В нашей школе пробуем создать самоуправление первый год. Наш орган
самоуправления называется ученическим советом.
По нашей задумке, во главе совета могут стоять 2 председателя, которые организуют
 его работу. Сам совет состоит из пяти секторов: административного, правового,
социологического, информационного и досугового.  Так же планируется создать 6-ой
сектор, в который войдут учителя (если захотят). Вообще совет не избирается в
него входят люди, которые хотят этим заниматься. Мы только пробуем создать самоуправление,
поэтому опыт вашего «союза» будет для нас очень важен.
У нас возникла проблема посещаемости. Сегодня пришло на заседание только 30%
активистов. Мы решили
-       привлечь новых ребят;
-        попробовать решить «проблему курильщиков»;
-       устроить выездной тренинг;
Хотелось бы задать несколько вопросов
1.      В вашем учебнике написано, что в одной из школ была создана правозащитная
приёмная занимающаяся разбором конфликтов между учениками и учителями, но не
сказано занимается ли она рассмотрением конфликтов между учениками и какой механизм
действия этой комиссии.
2.      Как заинтересовать учащихся в самоуправлении.
Мы будем рады нашему общению и любому обмену информацией. Спасибо за ваши странички
учебника. До новых встреч! ;-)

_____________

Здравствуйте, Витя, Ирина и все подписчики!

Правозащитные приёмные при ученических советах – это эксперимент, который мы
проводили в прошлом учебном году в нескольких школах Петрозаводска. Механизм
действия правозащитных приёмных был таким. Мы обучили активистов школ города,
какие права есть у ребят в школе, провели серию ролевых игр по правам детей и
спланировали работу приёмных. После этого ребята в школах создали правозащитные
комиссии в своих органах самоуправления. Эти комиссии открыли приёмные, куда
мог прийти любой ученик, если он считал, что в школе нарушены его права. Приёмные
работали по своему расписанию – от одного до трёх раз в неделю. Ученику объясняли,
как приёмная может работать с его заявлением. Его предупреждали, что, если он
хочет защищать свои нарушенные права, то могут возникнуть новые трудности: занижение
оценок и другие «репрессии» недовольных учителей. Ученик мог выбрать: либо взять
в приёмной направление на консультацию к профессиональному юристу, либо получить
консультацию прямо у ребят из приёмной, либо попросить приёмную начать работать
с его делом – защищать его права, либо просто ничего не предпринимать.
Если ученик просил приёмную защитить его права, тогда ребята выясняли, что произошло
– встречались с одноклассниками и самим учителем, на действия которого поступило
заявление. Далее ребята из правозащитной комиссии смотрели в законы и делали
вывод: был ли факт нарушения закона и прав ребенка. Представители правозащитных
приёмных разных школ еженедельно собирались вместе в штабе Юниорского союза «Дорога»,
чтобы обсуждать, как идёт работа – там они могли проконсультироваться у нас.
Если факт нарушения прав ребенка был, то ребята из правозащитной приёмной подходили
к учителю и сообщали ему об этом. Как правило, после этого учитель извинялся,
и дело тем самым улаживалось. Если этого не происходило, приёмная обращалась
к администрации школы.
Во всех случаях вопрос решался внутри школы. Ни разу правозащитным комиссиям
не пришлось обращаться «наверх». Но это не значит, что приёмные разрешали все
случаи нарушения прав ребят. Дело в том, что каждый свой следующий шаг приёмная
согласовывала с «клиентом» - ребенком, который обратился за помощью. Как правило,
школьники не готовы в борьбе за свои права идти до конца.
На нашем сайте размещены некоторые материалы по работе правозащитных приёмных
в разделе «Союз школьных активистов». Вы можете их почитать – там написано, какими
шагами можно создавать правозащитную приёмную в школе и по какому алгоритму она
работает.
Что касается конфликтов, то это – другая тема. Правозащитные приёмные создавались
не для того, чтобы разрешать конфликты, а для того, чтобы защищать права учеников.
На практике, в приёмные поступали и дела ученик-ученик. Но, строго говоря, когда
Вася обижает Петю, здесь нет факта нарушения прав человека. Права человека может
нарушить только власть. В данном случае - школа. Такова теория прав человека,
и я сейчас не буду вдаваться в подробности. Думаю, это вам может объяснить ваш
учитель права.
Если один ученик обижает другого ученика, то здесь можно говорить о том, что
он нарушает устав школы или законы. Приёмные также встречались с такими учениками,
разъясняли им это и объясняли, какие могут быть последствия, если ученик будет
продолжать в том же духе. Как правило, это помогало.
В одной школе был ученик, с которым разговаривать в этом духе было бесполезно
– он срывал уроки, угрожал учителям и даже протыкал шины у их автомобилей.  
;-)    В правозащитную приёмную поступили обращения не только от учеников, но
и… от учителей. В итоге приёмная поставила вопрос об этом перед администрацией
школы, которая закрывала на всё это глаза. Мальчик был отчислен из школы. Это
– случай неоднозначный. Его можно оценивать по-разному с разных позиций. Но,
с точки зрения норм права, которые лежали в основе работы приёмных, этот случай
вполне корректен. По закону об образовании, за грубое и неоднократное нарушение
норм устава школы, ученик может быть из школы отчислен, если ему уже исполнилось
14 лет. Ели школа позволят ученикам нарушать устав школы сколько угодно, то школа
превращается из «храма знаний» в зону беспредела. При этом незащищенными чувствуют
себя абсолютно все, включая нарушителей дисциплины. Роль правозащитных приёмных
была в том, чтобы начать строить в школе отношения на основе норм права.
Теперь о конфликтах. В этом году мы начали новый проект – «Школьные службы примирения».
Этот проект идёт в трёх городах России под руководством центра «Судебно-правовая
реформа» и при поддержке Фонда Сороса. Эти службы помогают разрешать конфликты,
которые возникают в школе. Если администрация школы, обычно, ищет виноватого
и наказывает, то службы примирения помогают участникам конфликта урегулировать
его самим. Это альтернативный способ разрешения конфликтов, в том числе и криминальных
конфликтов, который называется «восстановительное правосудие».
Кратко расскажу в об одном деле, с которым работала служба примирения одной из
школ. Восьмиклассница после уроков по дороге из школы избила семиклассницу. Поводом
было то, что семиклассница передала другим людям, как восьмиклассница нелестно
о них отзывалась. Восьмиклассница к тому времени уже стояла на учёте в милиции,
часто прогуливала школу и уходила из дома. Информацию в службу примирения передала
администрация школы, которая не знала, как поступить в этой ситуации. Администрации
казалось, что всё бесполезно. Служба провела с девочками программу примирения.
И в результате конфликт полностью разрешен – без наказаний, позорных столбов,
страхов и новых угроз. Просто самим людям дали возможность разрешить свой конфликт.
Для того, чтобы это получилось, мы готовили ребят к работе в службе примирения
три месяца. Это – тоже большой эксперимент. Впервые технологию восстановительного
правосудия осваивают дети, и впервые внутри школ появляются детские службы, работающие
на основе этой технологии. В июне будут подведены итоги проекта. Вы сможете изучить
наш опыт и, может быть, захотите его перенять.
О том, как заинтересовать учащихся, я, кажется, уже писал. Создавайте команду
ребят, которым ваша работа интересна. Делайте жизнь этой команды необычной. Делайте
своей командой такие дела, которые вызовут уважение со стороны других учеников.
Вот и всё. Заинтересовать «большинство школьников» обещаниями или другими фокусами
- я думаю, это просто нереально. Люди должны иметь возможность выбрать. И было
бы хорошо, чтобы вы понимали, что они имеют полное право выбрать не ученическое
самоуправление, а то, что им более близко.
Желаю вам успехов! Буду рад вашим рассказам о том, что получается, а что – не
очень!
Всего вам доброго!

Денис
doroga@karelia.ru

-


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное