ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Параграф
5. Что говорит закон.
На
новую встречу с Федей Пессимистовым и
Васей Активистовым профессор Дорога
принёс несколько брошюр. Оказалось, что
это – не простые книжки, а законы.
Федя Пессимистов:
Профессор, Вы хотите записать нас в кружок
юных юристов?
Профессор Дорога:
А что, коллега, есть на примете такой
кружок?
Федя Пессимистов:
Нас туда учитель права звал. Он еще
говорил: «Незнание закона не освобождает от
ответственности.»
Вася Активистов:
А знание, значит, освобождает, да?
Профессор Дорога:
Хм… Думаю, для обсуждения в кружке юных
юристов этот вопрос оченьактуален!
Но мы с вами обсудим сегодня другую тему:
что говорится в законах об ученическом
самоуправлении. Для этого я вам законы и
принёс.
Федя Пессимистов:
О, знакомая книжка! Я её читал. Да, да,
Васечка, закон «Об образовании»!
Профессор Дорога:
Это, коллега, делает Вам честь! Открою
секрет: далеко не каждый учитель знает, что
написано в этом законе.
Федя Пессимистов:
Еще бы! Я по этой книженции реферат
писал. Так половину из того, что там
написано, я вообще не понял! А про
ученическое самоуправление, кстати, я там
ничего не видел.
Профессор Дорога:
Такой вот парадокс. Действительно, ни в
одном из российских законов нет такого
словосочетания - «ученическое
самоуправление». Но кое-что об ученическом
самоуправлении в законах есть.
Вася Активистов:Как так?
Профессор Дорога: Сейчас
разберемся! Давайте с закона «Об
образовании» и начнём.
Вася Активистов:
Вы, профессор, по-моему, уже рассказывали об
этом законе на одной из прошлых встреч.
Профессор Дорога:
Совершенно верно, коллега. Итак, в законе «Об
образовании» записано, что и учащиеся, и
родители, и педагоги имеют право
участвовать в управлении образовательным
учреждением. В нашем случае – школой. Так
вот, управление школой строится на
принципах единоначалия и самоуправления.
Вася Активистов:
Это мы еще помним! Единоначалие – это
власть директора, а самоуправление – это
власть учеников, родителей и учителей. У
директора – свои полномочия, а у органов
самоуправления – свои. Про органы
самоуправления должно быть написано в
уставе школы. Правильно?
Профессор Дорога:
Правильно!
Федя Пессимистов:
А почему же Вы сказали, что в законе нет
«ученического самоуправления»?
Профессор Дорога:
Давай, Федя, вместе прочитаем статью 35
закона «Об образовании». Пункт 2: «Формами
самоуправления образовательного
учреждения являются совет
образовательного учреждения,
попечительский совет, общее собрание,
педагогический совет и другие формы.»
Вася Активистов:
Ага, значит мы – в «других формах».
Профессор Дорога:
Закон даёт открытый перечень форм
школьного самоуправления. Это значит, что
школа может сама решить, какой орган
ученического самоуправления будет
действовать в её стенах. И не только решить,
но и прописать в уставе школы, какие у этого
органа будут полномочия.
Федя Пессимистов: А
если школа решит, что ученическое
самоуправление ей не нужно? Помните письма,
которые мы читали в прошлый раз?
Вася Активистов:
Тогда в этой школе будет нарушаться право
учеников на участие в управлении… этим
самым… как его… образовательным
учреждением, вот!
Профессор Дорога:
А право это, коллега, даёт ученикам
пункт 4 статьи 50 закона «Об образовании».
Записывай-ка, Федя, чтобы во второй раз в
законе не заблудиться! Кстати, запиши еще
вот что: в статье 32, пункт 3, сказано, что за нарушение
прав и свобод обучающихся школа несёт
ответственность «в установленном законом
порядке».
Федя Пессимистов:
Что-что?
Вася
Активистов: А
вот что! Представь: стоит директор школы в
зале суда и объясняет, что он вовсе не
запрещал ученикам создавать школьный
парламент, просто они его не так поняли. А
ученики свидетелями выступают. Показывают
судье устав школы и говорят: «Здесь об
ученическом самоуправлении ни строчки не
написано! Значит, наше право на участии в
управлении образовательным учреждением
грубо нарушено!»
Профессор
Дорога:
Надеюсь, до этого не дойдёт. Хотя, в принципе,
вариант вполне возможный. Так что давайте
посоветуем директорам вовремя
позаботиться о том, чтобы в уставах школ
появились записи об органах ученического
самоуправления и их полномочиях.
Вася
Активистов: Я
помню, профессор, Вы еще рассказывали, что
устав должен висеть в школе на видном месте?
Профессор Дорога:А это – норма
другого важного закона. Его название - "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации". Пункт 4 статьи 9
этого закона говорит о том, что тексты
уставов школ должны вывешиваться в местах,
доступных для детей и родителей.
Федя Пессимистов: У
нас в вестибюле висят «Правила для учащихся».
Профессор Дорога:
Это, конечно, хорошо. Но, обрати внимание,
Федя: закон обязывает вывесить не правила
для учащихся, а именно тексты уставов. Устав
– это основной документ школы. Между прочим,
помимо устава, закон требует поместить на
видное место в школе список вышестоящих
органов, которые контролируют соблюдение
прав ребенка.
Федя Пессимистов:
А это еще зачем?
Профессор Дорога:
Ну, скажем, если школа отказывается
соблюдать твои права, ты подходишь к этому
списку, переписываешь номера телефонов,
приходишь домой и начинаешь переговоры с
инстанциями: «Здравствуйте, Вам звонит Федя
Пессимистов, ученик такой-то школы.
Мариванна оттаскала меня за уши, а директор
сказал, что так и надо. Как Вы можете мне
помочь?»
Федя Пессимистов: Да-а,
перспектива…
Вася Активистов: Перспектива
явно не для Феди. Представьте: Федя звонит
куда-нибудь и жалуется на школу. Да после
этого его все вокруг «стукачом» считать
будут!
Профессор Дорога: И
ты тоже?
Вася Активистов: Конечно,
нет! Ведь Федя обращается за защитой, потому
что школа защитить его отказалась. Значит,
что он не «стучит». «Стукач» - это тот, кто
других людей «продаёт». Например, скажешь
учительнице на ушко, кто на контрольной
списывал, а она тебе потом пятёрку поставит.
Профессор Дорога: И
почему же ты всё-таки думаешь, что Федю
будут считать, как ты изволил выразиться, «стукачом»?
Вася Активистов: Потому
что разбираться никто не будет. Пожаловался
– значит, «стукач». Да что тут говорить!
Пока что в большинстве школ на стенах нет ни
этих списков, ни даже уставов. Недавно
ребята из Юниорского союза «Дорога»
пытались найти уставы сразу в нескольких
школах. Они получили такое задание от
редакции правозащитной газеты «Школа –
территория закона». И выяснили, что
большинство учеников не знает, где в их
школах уставы висят. Ребята их обнаруживали,
в лучшем случае, в канцелярии директора или
учительской. Ничего себе, «места, доступные
для детей и родителей»!
Профессор Дорога:
И, всё-таки, по закону, устав школы должен
висеть на видном месте. И тогда каждый
ученик сможет прочитать, какие в его школе
есть органы ученического самоуправления,
какие вопросы они могут решать и может ли он
быть в них избран.
Федя Пессимистов: Завтра
завучу так и скажу!
Профессор Дорога: Непременно
скажи!В законе «Об основных
гарантиях прав ребенка» есть и другие
интересные статьи. В них несколько раз
упоминается выражение «выборные
представители обучающихся».
Вася Активистов:
Так ведь это и есть – ученическое
самоуправление!
Профессор Дорога:
Верно! Если орган самоуправления в твоей
школе действительно избрали ребята, тогда
всё, что говорит закон о выборных
представителях, относится к этому органу.
Федя Пессимистов:
И что же там говорится?
Профессор Дорога:
Давай читать! Статья 9, пункт 3: ученики «вправе
самостоятельно или через своих выборных
представителей ходатайствовать перед
администрацией образовательных учреждений
о проведении с участием выборных
представителей обучающихся
дисциплинарного расследования
деятельности работников образовательных
учреждений, нарушающих и ущемляющих права
ребенка».
Федя Пессимистов:Бр-р-р! Переведите на русский!
Вася Активистов: Профессор,
давайте я попробую! Значит, если учитель
нарушил мои права, то я прихожу либо к
директору, либо в школьный совет. Я, конечно
же, в школьный совет пойду! И говорю: «Защитите
мои права!» Школьный совет идёт к директору
и разбирается. Так?
Профессор Дорога: Школьный
совет не просто приходит, как ты говоришь,
разбираться. Он подаёт директору бумагу –
ходатайство. В этой бумаге школьный совет
просит директора провести расследование –
выяснить, что же произошло на самом деле, и
принять меры. Директор назначает комиссию,
которая это расследование проводит, и
включает в состав комиссии не только
взрослых, но и ребят из школьного совета.
Комиссия разбирается и пишет директору,
были учителем нарушены твои права или нет.
Директор читает и принимает меры.
Федя Пессимистов: Ага,
директор читает и выбрасывает эту бумагу в
мусорную корзину!
Профессор Дорога: А
в этом случае ты, Федя, должен еще раз взять
в руки закон и дочитать девятую статью: «Если
обучающиеся не согласны с решением
администрации образовательного учреждения,
они вправе через своих выборных
представителей обратиться за содействием и
помощью в уполномоченные государственные
органы».
Федя Пессимистов: Ну,
тут всё понятно! Приходит школьный совет,
значит, в органы… Куда-куда он приходит?
Вася Активистов: В
органы! В суд, милицию …
Профессор Дорога:
Нет, коллеги, правоохранительные органы
здесь ни при чём. Впрочем, вы вполне можете
обратиться в прокуратуру – она как раз
следит за соблюдением законов и прав
человека. А еще есть государственные
структуры, которые занимаются вопросами
прав детей – комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав. Можно
обращаться и к уполномоченному по правам
человека. Можно - в Министерство
образования, которое отвечает за то, что в
школах творится. Но, мне кажется, самый
правильный путь – идти в комитет по
образованию мэрии. Хотя мэрия – это и не
государственный орган…
Федя Пессимистов:
А какой же это орган?
Профессор Дорога: Это,
Федя, орган местного самоуправления.
Впрочем, не будем вдаваться в детали.
Главное, что именно мэрия управляет школами,
именно она выделяет школе деньги и
назначает директора на должность.
Вася Активистов: А
может и уволить, так?
Профессор Дорога:
Конечно! Вот в мэрии и должны разобраться,
почему ваш директор документы в мусорную
корзину швыряет. Только для этого школьный
совет должен не просто прийти в мэрию и
рассказать обо всём первому встречному, а
написать официальное письмо. Чётко и ясно
описать: что произошло, как действовал
школьный совет, какой ответ дал директор.
Далее сослаться на норму закона, которая
даёт школьному совету право обращаться за
помощью в государственные органы. И точно
указать, что вы просите.
Федя Пессимистов:
Например, чтобы директор извинился.
Профессор Дорога: Нет,
Федя: вы пишете заявление не
воспитательнице детского садика, а в мэрию.
А мэрия может директора либо мягко
поправить, либо наказать. Вот вы подумайте,
что же вы всё-таки хотите, и напишите это.
Например: «Просим разъяснить директору
неправомочность его действий». Тогда
вызовут вашего Сидора Петровича в мэрию,
поругают и отпустят исправляться.
Федя Пессимистов:
Придёт Сидор Петрович в школу после этой
взбучки и устроит нам по первое число!
Вася Активистов: А
мы еще раз в мэрию напишем!
Профессор Дорога: Если
вы всё-таки хотите, чтобы виновных наказали,
тогда вы своё заявление так и завершайте: «Просим
разобраться и наказать виновных.»
Разберутся, накажут.
Вася Активистов: А
как узнать, разобрались они там или нет?
Профессор Дорога:
В мэрии своё письмо вы должны
зарегистрировать. Ему присвоят входящий
номер и будут контролировать, чтобы в
течении месяца вам написали ответ. Только
вы должны в письме указать, что вы просите
сообщить вам о принятых мерах по такому-то
адресу. И, естественно, письмо должно быть
подписано: председатель школьного совета,
подпись, фамилия.
Федя Пессимистов:Значит, целый месяц надо будет ждать!
Вася Активистов: Плюс
неделю письмо с ответом будет по почте идти.
Профессор Дорога: Да,
это путь долгий. Можете поступить проще:
прийти в мэрию, найти в комитете по
образованию специалиста, который
занимается вашим вопросом и обсудить с ним
ситуацию. Вполне возможно, что вам пойдут
навстречу, и вопрос с вашим директором
решится одним телефонным звонком. А если не
получится – тогда пишите письмо. Или сразу
обращайтесь за помощью в другое место.
Федя Пессимистов:
Профессор, тут в девятой статье закона еще
один абзац есть. Тут написано, что ученики…
ага, «могут проводить во внеучебное время
собрания и митинги по вопросам защиты своих
нарушенных прав. Администрация
образовательного учреждения не вправе
препятствовать проведению таких собраний и
митингов, в том числе на территории и в
помещении образовательного учреждения,
если выборными представителями
обучающихся, воспитанников выполнены
условия проведения указанных собраний и
митингов, установленные уставом
образовательного учреждения. Такие
собрания и митинги не могут проводиться в
нарушение установленных законодательством
Российской Федерации требований
соблюдения общественного порядка и не
должны препятствовать образовательному и
воспитательному процессам.»
Вася Активистов:
Ага! Значит, школьный совет может провести
после уроков у кабинета директора
настоящий митинг! Стоять с плакатами,
лозунги выкрикивать. В общем, требовать
перестать нарушать права учеников. Круто!
Федя Пессимистов:
А тут еще сказано про какие-то условия
проведения этих собраний и митингов…
Профессор Дорога: Школьный
совет смотрит в устав школы и находит там,
нужно ли оповестить администрацию или
сделать еще что-то для того, чтобы провести
митинг или собрание. И эти условия
выполняет. Тогда администрация не вправе
такой митинг запретить.
Вася Активистов: А
если в уставе об этом ничего не сказано?
Профессор Дорога: Значит,
никаких условий не установлено.
Уведомляйте администрацию заранее,
ссылайтесь на закон и проводите свой митинг.
Но не забывайте про последнее предложение,
которое прочитал Федя. Не должно быть
нарушений общественного порядка, срыва
уроков или внеклассных мероприятий. Если
это произойдёт, то вы, как организаторы
митинга, будете за это отвечать. Как
говорится, по всей строгости закона. Это,
действительно, очень серьезно. Поэтому,
если вы не уверены на 100 % в том, что митинг
или собрание пройдут без эксцессов – ни в
коем случае не проводите!
Вася Активистов:
Ладно, учтём!
Профессор Дорога:
Друзья, засиделись мы с вами сегодня!
Давайте-ка сейчас пойдём по домам, а читать
законы продолжим на следующей встрече.
Домашнее
задание:
1.Выполняются ли в твоей школе нормы
законов, о которых говорилось в этой
беседе?
2.Расскажи своим друзьям, родителям и
учителям о правах, которые дают законы
ученическому самоуправлению. Как они
отреагировали на твой рассказ? Как ты
думаешь, почему они отреагировали именно
так?
3.По-твоему, как нормы законов, о
которых ты узнал, могут помочь в работе
ученического самоуправления?
Мы ждём твоих ответов по
адресу: 185035, город Петрозаводск, пр.
Ленина 38, центр содействия занятости
молодёжи, Юниорскому союзу «Дорога». Если
у тебя есть доступ к электронной почте,
пиши нам по электронному адресу: doroga@karelia.ru
Читай материалы нашего
учебника и письма читателей на интернет-сайте
Юниорского союза «Дорога»: http://sos.karelia.ru/doroga/