[ROOTS] Fw: День стыда и бесстыдства
День стыда и бесстыдства
Александр Мелихов, писатель
http://www.izvestia.ru/comment/article3137693/
27 января - день освобождения Освенцима - в ряде европейских стран объявлен днем
памяти и скорби о жертвах Холокоста. Но чудом выживший итальянский писатель Примо
Леви в тот день на лицах советских солдат увидел стыд, "который испытывает честный
человек за чужую вину". А в 1987 году среди благополучнейшей жизни Леви решился
на то, на что не покушался среди жизни поистине чудовищной, - на самоубийство.
За год до того в своей последней книге "Канувшие и спасенные" подведя итог опыту,
который наш Шаламов считал абсолютно бесполезным (в прошлом году "Канувшие и
спасенные" вышли в Москве в прекрасном переводе Е. Дмитриевой).
Примо Леви всерьез задает вопросы, многократно задававшиеся как риторические:
"Запомнит ли мир ужасы Холокоста? Извлечет ли из них необходимые уроки?" Ответы
обычно подразумеваются оптимистические типа "Не забудем!" и "Не повторится!",
но Орфей, побывавший в аду, в этом далеко не уверен.
Прежде всего сами источники коллективной памяти написаны редчайшими везунчиками.
Люди с особенно чувствительной гордостью, те, кто был не согласен с утра до вечера
глотать оскорбления и удары, и с особо обостренной совестью, кто не был готов
выживать за счет товарищей по несчастью, те, чьи свидетельства представляли бы
главную ценность, имели наименьшие шансы выжить - и наибольшие мотивы скрыть
постыдную правду.
Да, да, стыд испытывали жертвы, а вовсе не палачи. Примо Леви не оставляет камня
на камне от той слащавой педагогической сказочки, которой прогрессивная общественность
уже десятилетия испытывает терпение россиян: немцы-де покаялись - берите и вы
с них пример. Образцы покаяния, приводимые П. Леви, и впрямь могут служить примерами
софистики и лицемерия. Вина перекладывается и на атавистическую злобность человеческого
подсознания, и на власть дьявола, и на роковой выбор между нацистами и коммунистами,
и на хитроумную ложь гитлеровской пропаганды, и на невозможность открытого выступления
при тоталитарном режиме...
Только самооправдание под маской покаяния и пробуждает металл в усталом голосе
писателя: за свою вину надо отвечать лично, не перекладывая ее на дьявола, не
нужно делать вид, будто Гитлер хитроумно скрывал свои цели, - в его "Майн кампф"
есть и кровь, и родная почва, и жизненное пространство, и вечный враг - евреи,
и высшая человеческая раса - немцы, и другие страны, с отведенной им ролью немецких
подданных.
"Эсэсовцы, убивая евреев, действовали по приказу, но в войска СС они шли добровольно!
В Катовицах после освобождения я своими глазами видел бланки заказов на бесплатное
получение главами немецких семей одежды и обуви для взрослых и детей со складов
Освенцима. Кто-нибудь озадачился вопросом: откуда взялось столько детской обуви?
...Будучи жителем Италии, знаю я и то, что "восставать в тоталитарном государстве
невозможно"; но мне известно также, что существуют тысячи менее опасных способов
выразить свою солидарность с угнетенными, и к этим способам прибегали в Италии
многие даже во время немецкой оккупации, но в гитлеровской Германии случаи выражения
такой солидарности были очень редки".
И это пишет человек, давно смирившийся с тем, что в Освенциме даже немногочисленные
герои сопротивления могли вести свою подпольную деятельность, лишь в той или
иной степени становясь подручными убийц. Жаль, что химик Примо Леви не додумался
ввести такое понятие, как удельная подлость: величина совершенной подлости делится
на величину принуждавшего к ней давления, - вполне возможно, что по коэффициенту
удельной подлости наши наставники серьезно обошли бы воспитуемых.
В послесловии к "Канувшим" известный социолог Борис Дубин отмечает, что Холокост
"не относится для сегодняшних россиян к решающим событиям ХХ века, к его крупнейшим
катастрофам". Для европейцев же, добавлю я, Холокост относится к числу тех осточертевших
катастроф, по поводу которых нужно постоянно демонстрировать постную мину, отводя
душу лишь на преувеличениях насилий "израильской военщины".
Попытки заставить людей жалеть кого-то больше, чем хочется, могут вызвать лишь
неприязнь и к воспитателям, и к тем несчастным, принудительного сочувствия к
которым они добиваются.
Интересно, что нацисты старались оградить палачей от невольного сострадания посредством
"бесполезной жестокости" - она должна была расчеловечить будущие жертвы, сделать
их отвратительными. Для этого и нужно было раздевать их догола, лишать отхожего
места, чтобы им приходилось справлять нужду где придется... Штагль, комендант
Треблинки, выразился с предельной ясностью: заключенных следовало лишить человеческого
облика, чтобы убийцам было легче их убивать.
Примо Леви не первый, кто отмечает, что труднее было сломить людей, обладающих
верой - религиозной или политической. Зато нет и таких жестокостей, на которые
люди не решаются, когда чувствуют опасность для своих воодушевляющих иллюзий
- собственно, и уничтожение евреев было защитой воодушевляющих химер немецкого
народа.
Для каждой системы воодушевляющих сказок есть три главных источника опасности:
обновление образа жизни, приток носителей иной культуры (иных сказок) и рационалистический
скепсис. Это и есть три источника фашизма, и евреи - на их беду - оказались причастными
ко всем трем.
В этой стандартной ситуации и был запущен стандартный оборонительный механизм:
1) успешный конкурент объявляется врагом, 2) он упрощается и "опускается" - изображается
сгустком корысти и злобы, 3) он расчеловечивается - лишается даже и человеческого
облика.
Этот механизм так прост, надежен и бесконечно воспроизводим, что на простые вопросы
Примо Леви напрашиваются такие же простые ответы.
Запомнит ли мир ужасы Холокоста? Не запомнит, ибо помнить о них слишком мучительно.
Извлечет ли из них уроки? Не извлечет, ибо они разрушат защитный слой утешительных
иллюзий. Может ли это повториться? Сколько раз потребуется, столько раз и повторится.
Никакая умирающая мечта не станет церемониться, стараясь нанести последний и
решительный удар. В нашей власти лишь не дразнить ее сверх того, что с нею проделывает
естественный ход вещей. В кризисной ситуации, когда народ подвергается мучительному
обновлению и массовому притоку чужаков, осмеивать его защитные иллюзии означает
подталкивать его к фашизму - вот, пожалуй, тот главный "урок Холокоста", в котором
укрепил меня Примо Леви.
http://www.izvestia.ru/comment/article3137693/
17:44 25.01.10
++++++++++++++++++++++
Мучительное обновление - сегодня это перестройка, распад империи, финансовые
кризисы?
Массовый приток чужаков - сегодня это мигранты из Средней Азии, Китая и т.д.?
Не удивляйтесь, что скоро Россия будет фашисткой державой, если не остановить
мигрантов? Таков главный урок Холокоста?!
Попытка объяснить, что немцы не виноваты, просто было мучительное обновление
и приток чужаков и им объективно пришлось стать фашистами?!
Странные, мягко говоря, выводы....
Мне кажется, что День стыда и бесстыдства наступил для Известий.
Игорь