Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2010-01-14

[ROOTS] Дочь Ходорковского приняла литературную премию за переписку отца

Дочь Ходорковского приняла литературную премию за переписку отца (http://podrobnosti.ua/culture/2010/01/14/657796.html)
Дочь Михаила Ходорковского Анастасия и его адвокат Елена Лукьянова приняли премию
журнала "Знамя", которую бывшему главе "ЮКОСа" присудили за переписку с писательницей
Людмилой Улицкой.
14 января 2010 09:54

   "IgorD" 2010-01-14 23:24:16 (#977809)

[ROOTS] Заметки

Уважаемые коллеги, высокие сетевые друзья!

Вышел в свет январский номер сетевого журнала "Заметки по еврейской
истории".

ZIP-архив номера можно найти по адресу: [ http://berkovich-zametki.com/
Ziparchiv ] http://berkovich-zametki.com/Ziparchiv

Оглавление номера приведено ниже. Статьи, замечания и предложения
принимаются по адресу: [ mailto:redakt***@b*****.com ]
redakt***@b*****.com

Напоминаю, что вышел в свет также первый номер нового журнала "Семь
искусств": [ http://7iskusstv.com ] http://7iskusstv.com/

Всего доброго в наступившем 2010 году!
Ваш Евгений Беркович

***

Номер 1(124) январь 2010 года

Слово редактора
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Berkovich0.htm ] Евгений Беркович
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Redaktor1.php ]
Итоги конкурса "Автор года" - 2009
Надо сказать, что выбор читателей оказался точным - все кандидаты получили
баллы от членов жюри, причем почти во всех рубриках результаты были
<<кучными>>, так что явного победителя указать до конца голосования было
трудно. Много раз лидерство переходило от одного участника к другому, пока,
наконец, ситуация не определилась окончательно.
Герои, праведники и другие люди. Из истории Холокоста
<<Уроки Второй мировой войны и Холокоста>>
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Berkovich0.htm ] Евгений Беркович
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Berkovich1.php ]
Банальность добра против банальности зла: уроки Праведников мира в истории
Холокоста
Важно подчеркнуть, что тезис Гольдхагена о <<врожденном немецком
антисемитизме>> не просто ложный, но он еще и чрезвычайно опасный. Это одна
из тех <<зацепок>>, за которые цепляются фальсификаторы истории. Уверовав,
что Холокост - следствие особой немецкой <<генетики>>, можно не заметить
начала трагедии в другом месте.
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Kovalev.htm ] Борис Ковалев
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Kovalev1.php ] Формы
коллаборационизма в России и Шоа
Геноцид против евреев нацисты могли осуществлять лишь при содействии или
хотя бы при сочувственном отношении к этим акциям со стороны местного
населения. Поэтому не было ни одного направления в идеологическом
воздействии на жителей России, оказавшихся под немецкой оккупацией, в
котором бы не присутствовали антисемитские сюжеты.
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Backman.htm ] Йохан Бекман
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Backman1.php ]
Неизвестные страницы Холокоста в Финляндии 1941-1944 гг.
Как во время войны, так и до ее начала в Финляндии выходило множество
антисемитских публикаций и изданий, как, например, газета
<<Национал-социалист>> (<>), а также фашистская <<Течение времени>> (<>), в
которой рассказы о жестоком отношении к евреям в Эстонии соединялись с
прямыми призывами к еврейским зачисткам на территории Финляндии.
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Shneer.htm ] Арон Шнеер
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Shneer1.php ] Что
делал Демьянюк в Собиборе...
Среди сотен тысяч невиновных, переживших муки и трагедию плена, скрывались
десятки тысяч в разной степени и форме сотрудничавших с нацистами. Надо
сказать <<спасибо>> многим работникам советских спецслужб, занимавшихся
поисками этих коллаборантов, ибо без этой кропотливейшей работы среди
бывших пленных не были бы выявлены тысячи фашистских пособников и убийц.
Смыслы Торы
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Aronov.htm ] Йеонатан Аронов
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Aronov1.php ] Ключи
от Торы
Не в Лемехе было дело, а в отце Лемеха и дедушке Ноаха - в Метушелахе (во
всем мире известен под именем Мафусаил); он прожил больше всех остальных
долгожителей из первых 10-и поколений - 969 лет, и умер через пять лет
после своего сына Лемеха, как раз в год, когда начался Потоп.
Через призму поэзии
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Azov.htm ] Марк Азов
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Azov1.php ] Она и Он
ОНА: Неправда, что у него нет лица. Просто его никто не видел. Я никогда не
забуду эти фиалковые глаза, которые смотрели на меня, а жили отдельно. Его
пальцы лепили меня из кости.
Иудейские древности
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Berg.htm ] Дан Берг
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Berg1.php ] Рассказы
о хасидах
Слухи о мудрости цадика дошли до столицы, достигли ушей Государя Императора
и его высших сановников. Умнейшим из них было доверено разбирать деяния
раби и судить его. Ежедневно являлись судьи в каменный каземат, задавали
цадику каверзные вопросы, но неизменно получали на них простые и мудрые
ответы.
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Gelston.htm ] Иосиф Гельстон
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Gelston1.php ]
Львовская синагога на улице Угольной
Благотворительная деятельность Львовской еврейской общины оказалась явно не
по нраву местным властям. 25.03.1947 г. Лев Израилевич Серебряный был
арестован, и обвинён <<в проведении активной антисоветской деятельности, и
в поддержании связи с заграничными сионистскими организациями по
нелегальной переправке еврейских националистов за границу, под видом
польских переселенцев>>.
Израильские хроники
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Fiks.htm ] Люсьен Фикс
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Fiks1.php ] Амос
Элон - журналист, писатель, патриот
Сионизм и фанатическая теологическая замкнутость могут помочь объяснить
причины, которые побуждают таких израильтян, как Амос Элон, уезжать из
Израиля. Много израильтян, особенно молодых и образованных, сегодня живут
за пределами Израиля, преимущественно в странах Западной Европы и Америке.
Обосновавшись в Италии, в интервью газете Гаарец в 2004 году Амос Элон
сказал: <<Израиль в моей крови... но я чувствую, что не могу высказывать на
своей родине то, что у меня на душе.
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Voronel.htm ] Александр Воронель
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Voronel1.php ] Мир
как воля и представление
Политическая реальность в отличие от материальной состоит из совершенно
несопоставимых, разнородных элементов, среди которых не только трудно
угадать относительную важность каждого, но и невозможно удержать один и тот
же расклад на протяжении заметного промежутка времени.
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Nikiforovich.htm ] Григорий
Никифорович
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Nikiforovich1.php ]
Два народа на одной земле: исторические аналогии
Согласится ли Израиль на создание независимого арабского государства
Палестины? На вывод еврейских поселений с Западного Берега? На раздел
Иерусалима? Сегодня эти шаги кажутся неоправданными уступками левым
политикам; завтра, когда демографический баланс в Палестине и в собственно
Израиле еще больше сдвинется в сторону арабов, они могут показаться
неоправданно упущенными возможностями.
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Alon.htm ] Лея Алон
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Alon1.php ] Его
последнее восхождение
У пророка всегда есть момент прозрения, когда его настигает Голос. Он
требует повиновения, подчиняет себе всю его жизнь. Но и в обычной судьбе
может быть поворот, который ломает ход привычной жизни, направляет её по
новому руслу.
Былое и думы
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Gopman.htm ] Виктор Гопман
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Gopman1.php ] Реалии
и реальность
Каждый из партийных органов имел полное право публиковать то, что считала
нужным, полезным и правдивым его вышестоящая организация - то есть, партия.
Именно партия - а не всякие там вроде бы всенародно избираемые советы
народных депутатов - держала в своих руках безраздельную власть над всей
страной.
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Gerzman.htm ] Юлий Герцман
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Gerzman1.php ]
Недоигранная партия
Это было чисто эстонское явление - у соседних латышей подобных языковых
изысков в помине не было, они добавляли окончание <<...ис>> к мужским
фамилиям, обогащая мир Жвирблисами и Зитманисами, и даже мне влепили в
паспорт на страничке союзной республики фамилию Герцманис, но вот, скажем,
внятные русскому уху фамилии Сифилис или Пенис там не наблюдалось.
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/VLevi.htm ] Владимир Леви
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/VLevi1.php ] Мой
папа Сёма
Но самое большое, что осталось от него - юмор. Он, оптимист, всегда шутил,
но за хохмами видны были напрашивающиеся выводы. Трудись, работай, думай, и
всё - получится! И умер он на заводе, ни дня не успев отдохнуть, будучи
пенсионером.
Быть евреем
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Kochubievsky.htm ] Феликс-Азриэль
Кочубиевский
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Kochubievsky1.php ]
О самых худших чертах уникальности евреев
Предположение, что подрывная деятельность наиболее оголтелых леваков
стимулируется зарубежными деньгами с подозрительным нефтяным запахом,
достаточно распространено в Израиле. Но недавно в СМИ появились конкретные
данные о финансировании израильских явно и неявно левых организаций
различными зарубежными фондами.
Грех антисемитизма
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Rogalsky.htm ] Виталий Рогальский
[ http://www.berkovich-zametki.com ] Невежество или что-нибудь ещё?
С какой же целью Опендику понадобилось рядить Чехова в антисемитские ризы?!
А чтобы возвыситься, изображая из себя еврея, своим еврейством всех прочих
евреев превосходящим!
Через призму поэзии
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Rubinshtejn.htm ] Илья Рубинштейн
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Rubinshtejn1.php ]
Стихи
И новый царь на колпак ему - цацки,
И в голос: <<Спасибо! Спасибо! Спаси...>>,
Но выскользнул шут из объятий царских
с улыбкою ребе всея Руси...
Иудео-христианский диалог
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Veksler.htm ] Йеg'уда Векслер
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Veksler1.php ] Тайна
Римского папы
Евреи произвели хорошее впечатление - даже на кардиналов. Их лица выражали
благородство и мудрость, держались они спокойно и естественно, тщательно
соблюдая этикет папского двора, и выказывали надлежащий респект к главе
христианской церкви, однако без всякого подобострастия.
Политика и общество
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Graifer.htm ] Элла Грайфер
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Grajfer1.php ] Есть
ли правитель в городе?
В левой мейнстримной дискуссии любой практический вопрос ставить - о
причинах, следствиях или хотя бы осуществимости чего бы то ни было - все
равно как на футбольном поле руками мяч хватать - удалят без
предупреждения.
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Pletinsky.htm ] Владимир Плетинский
[ http://www.berkovich-zametki.com ] Евреи и ливреи. Субъективные заметки о
международной конференции <<Уроки Второй мировой войны и Холокоста>>
Казалось бы, в глазах израильской делегации ее участие оправдывается
резолюцией по Ирану. Но к чему было поддерживать пророссийский демарш в
отношении Украины, Грузии или Латвии, последовательно выступающих на
стороне Израиля?
[ http://berkovich-zametki.com/Avtory/Majburd.htm ] Евгений Майбурд
[ http://www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Majburd1.php ]
Зицпрезидент. Барак Обама - фишка левых радикалов
Борьба за права геев - начальный этап войны на фронте разрушения института
семьи. Как только мы согласимся, что этому <<меньшинству>> следует дать все
права, какими пользуется сексуальное большинство, и как только (если) идея
полного равноправия <<сексуальных меньшинств>> победит окончательно, то
будьте уверены - следующими на очереди станут педофилы, кровосмесители и
всякие иные извращенцы.

   2010-01-14 17:47:57 (#977569)

[ROOTS] Fw: LOL :-)

http://www.newsru.co.il/israel/14jan2010/rafaeli_001.html
Бригадный генерал Ави Замир, заведующий отделом кадров ЦАХАЛа, призывает израильтян
бойкотировать товары, которые рекламирует известная израильская манекенщица Бар
Рафаэли.
+++++++++++
Хорошо, что она рекламирует женское белье, которое армия не использует :-)
А если бы рекламировала танки и истребители?!
А если этот бравый генерал найдет такое белье на свое жене (любовнице), то порвет
его зубами?!
Гнать бы таких генералов и заведующих бездельников, которые смотрят рекламу женского
белья...

Игорь

   "IgorD" 2010-01-14 13:43:51 (#977324)

[ROOTS] Fw: Антисемитизм в Украине: предварительные итоги 2009 года

Антисемитизм в Украине:

предварительные итоги 2009 года

13.01.2010, Ксенофобия и антисемитизм http://eajc.org/page18/news15277.html

Вячеслав Лихачев

Антисемитизм в Украине в последние два - три года перестал быть темой, важной
только для еврейской общины страны. В силу разных причин, не в последнюю очередь
- в рамках различных информационных и политтехнологических кампаний, как в самой
Украине, так и за ее пределами, тема отношения к евреям в современном украинском
обществе стала важной составляющей в дискуссиях, посвященных ситуации в нашей
стране. К сожалению, в многоголосном обсуждении этой действительно важной для
Украины проблемы (мне кажется очевидным, что антисемитизм - проблема не только
и даже не столько еврейской общины, сколько общества в целом) часто выводы делаются
на основе общего представления, без детального анализа фактической стороны вопроса.
Умозрительные выводы, которые рождаются у участников этой дискуссии, могут быть
самыми разными - от утверждения об отсутствии антисемитизма в Украине вообще,
до панических утверждений о реальной угрозе, нависшей над еврейской общиной.
Очевидно, что такая острая и больная тема провоцирует на эмоциональные высказывания
даже самых сдержанных авторов и ораторов. Мне кажется, крайне мало смысла вести
дискуссию об антисемитизме в отрыве от фактического материала. Апелляция к временам
Богдана Хмельницкого или Семена Петлюры, часто встречающаяся у авторов, предостерегающих
украинское еврейство от возможной угрозы, мало дает нам для понимания современного
момента - как, впрочем, и голословные утверждения о том, что <<в Багдаде все
спокойно>> и волноваться совершенно не о чем. Однако эмоциональный подход может
быть хорош (и то - в меру) только в полемических целях. Если мы действительно
хотим разобраться в ситуации, следует попытаться сделать это максимально спокойно,
как бы и было это сложно в столь волнующей всех сфере.
Как правило, как <<панически>>, так и <<успокоительные>> выводы аргументируются
упоминанием отдельных фактов, вырванных из контекста. Такой подход представляется
мне порочным - он дает слишком широкие возможности для спекуляций и не может
удовлетворять интерес въедливого читателя. Для того, чтобы понять реальную ситуацию
в интересующей нас области, мне представляется крайне важным опереться на детальный
мониторинг проявлений антисемитизма в различных сферах. На протяжении последних
лет я пытаюсь проводить такой мониторинг для Ваада Украины, Конгресса национальных
общин Украины, Евроазиатского еврейского конгресса и Union of Councils (UCSJ,
американской еврейской правозащитной организации). Накопленный у меня фактический
материал, как мне кажется, позволяет мне делать довольно уверенные утверждения
о реальном положении вещей в этой области.
Думаю, для того, чтобы понять сложившуюся ситуацию с антисемитизмом в стране,
следует в первую очередь обратить внимание на динамику количества проявлений
антисемитизма в последние годы. Это позволит уверенно утверждать, наблюдается
ли рост антисемитизма в Украине, или, наоборот, его спад.
Начать, разумеется, следует с наиболее опасных проявлений антисемитизма, непосредственно
представляющих угрозу для жизни и здоровья украинских евреев и для еврейских
организаций в стране.
В 2009 г. был зафиксирован один случай бесспорно антисемитского насилия. Вечером
27 марта, в пятницу, когда верующие евреи собираются для встречи субботы, группа
агрессивно настроенных молодых людей напала на синагогу в Симферополе. Пострадали
два человека. Сначала в коридоре здания двое нападавших стали приставать к тринадцатилетнему
прихожанину синагоги. Они толкали его, выкрикивали антисемитские оскорбления
и нецензурно ругались. На помощь подростку из молитвенного зала вышел мужчина,
который выгнал вторгнувшихся в здание антисемитов наружу, однако на улице их
ожидали еще около десяти человек, которые избили прихожанина синагоги. Судмедэкспертиза
оценила побои как легкие. Правоохранители задержали пятерых нападавших. Двоих
зачинщиков драки осудили на пять суток за хулиганство, остальных отпустили. В
милиции не увидели в случившемся проявлений антисемитизма.
Таким образом, в 2009 г. от рук антисемитов пострадал один человек.
Теперь обратим внимание на динамику в этой сфере в последние годы.
По данным моего мониторинга, в 2008 г. в результате уличных нападений пострадали
три человека. Еще двое получили легкие телесные повреждения в результате т.н.
погрома еврейского образовательного центра во Львове в июле 2008 г. (двое нападавших,
жившие по соседству немолодые супруги, тоже пострадали в результате полученного
отпора, однако это не противоречит тому факту, что именно они были агрессивной
стороной и инициаторами столкновения). Т.е., если считать по максимуму, то жертвами
антисемитского насилия в 2008 г. стали пять человек.
В 2007 г. жертвами пяти нападений антисемитов стали восемь человек (если считать
по максимуму и учитывать еще один случай, не получивший точного подтверждения,
то речь, соответственно, идет о шести нападениях и девяти пострадавших). В 2006
г. в поле зрения моего мониторинга попали пять инцидентов, в которых пострадали
восемь евреев и еще один вступившийся прохожий-нееверей. Один из случаев (нападение
с применением оружия в день рождения Гитлера в Днепропетровске) только чудом
не закончился для жертвы летальным исходом. Кроме того, были еще два сомнительных
случая, достоверной информации о которых мы не смогли получить. В 2005 г. в шести
инцидентах пострадали более восьми человек (точнее сказать сложно, поскольку
один из случаев - это нападение на группу школьников в Симферополе), в результате
одного из нападений пострадавший (жестоко избитый скинхедами с применением подручных
средств студент киевской иешивы) получил травмы, угрожающие жизни. Отметим, что
в 2007-2009 г. столь серьезных случаев не было.
Таким образом, в сфере антисемитского насилия мы видим заметный спад. Можно,
пожалуй, утверждать, что это не случайность, а системная тенденция, поскольку
она фиксируется на протяжении последних нескольких лет. Для сравнения: в 2009
г. был зафиксирован один насильственный антисемитский инцидент в Молдове, а в
России только за первые девять месяцев от рук антисемитов пострадало пять человек.
Что касается антисемитского вандализма, то в 2009 г. было зафиксировано 19 случаев.
Речь идет об антисемитских граффити на зданиях еврейских организаций, иногда
- битье в них стекол, вандализме на кладбищах и осквернении мемориалов памяти
жертв Холокоста. К сожалению, это означает серьезный рост по сравнению с 2008
г., когда было зафиксировано только 13 таких случаев. Похоже, спад антисемитской
активности в этой сфере в позапрошлом году был вызван несколькими неожиданно
строгими приговорами (включая несколько лет лишения свободы), вынесенными в начале
2008 г. в отношении вандалов. Ранее преступники, совершавшие подобные действия,
практически всегда оставались безнаказанными, либо же наказание носило символический
характер.
Однако рост количества антисемитского вандализма в 2009 г. нельзя назвать беспрецедентным:
в 2007 г. я зафиксировал 20 подобных инцидентов, в 2006 г. - 21. Скорее спад
2008 г. объясняется временным испугом антисемитов, от которого они отошли - и
имели, к сожалению, на то основания: в 2009 г. антисемитский вандализм снова,
как и раньше, практически всегда оставался безнаказанным.
А вот действительно беспрецедентное событие в 2009 г. имело место на Волыни.
Утром 2 февраля в Луцке в вентиляционном окне подвала здания по ул.Богдана Хмельникого,
6, в котором расположены Волынский еврейский общинный центр им. Исаака Долинского,
Волынская община прогрессивного иудаизма и благотворительный фонд <<Хесед Ошер>>,
была обнаружена взрывчатка: пятилитровая бутыль с белым порошком (по результатам
экспертизы, это была смесь алюминиевой пудры и аммиачной селитры) и самодельный
взрывной механизм. Саперы МВД обезвредили взрывчатку - впрочем, впоследствии
экспертиза установила, что сработать самодельное взрывное устройство не могло
в результате разъединения проводов механизма. Правда, согласно предположению
работников общинного центра, контакт мог быть поврежден и в результате извлечения
устройства, однако в экспертизе утверждается, что устройство было непригодно
к использованию изначально.
Случай в Луцке порождает массу вопросов. Показательна (и печальна) история расследования
этого преступления. Первоначально СБУ рассматривала вопрос о возбуждении уголовного
дела по ст. 258 УК (терроризм), однако, по результатам предварительного следствия,
отказала в такой квалификации преступления. Согласно постановлению Управления
СБУ в Волынской области от 13 февраля 2009 г., преступление может быть квалифицировано
только по ч.1 ст.263 УК (незаконное изготовление и хранение взрывчатых веществ
и взрывных устройств), относящейся к ведению МВД. Впоследствии прокуратура опротестовала
это решение, однако СБУ повторно отказалась возбуждать уголовное дело по ст.
258 УК. А в конечном результате преступление и вовсе было переквалифицировано
по статье <<хулиганство>>, а подозреваемые так и не были установлены.
Волынский инцидент внушает серьезное беспокойство, поскольку свидетельствует
о потенциальной готовности антисемитов к терроризму в буквальном смысле этого
слова. Случаи праворадикального терроризма, к сожалению, уже фиксировались в
Украине - можно вспомнить хотя бы взрыв на Троещинском рынке в 2004 г. В течение
последних двух лет о возможности терактов в отношении синагог предупреждало МВД,
а СБУ сообщало о передачи в прокуратуру материалов в отношении группы подростков,
планировавших подобные преступления. Можно вспомнить и о случае в Чернигове,
где активист местной праворадикальной группировки подорвался на собственном самодельном
взрывном устройстве, вынося его из дому. Неонацистский терроризм давно стал реальностью
в соседней России; к сожалению, наиболее опасные тенденции украинские радикалы
воспринимают от своих северо-восточных <<коллег>>. На эту проблему, как мне кажется,
следует обратить пристальное внимание в начинающемся году.
В сфере антисемитской пропаганды продолжает отмечаться спад, начавшийся более
двух лет назад (после периода увеличения количества антисемитских публикаций
в 2002 - 2006 гг.). В связи с тем, что Владимир Миндлин, осуществляющий мониторинг
пропаганды антисемитизма в центральных печатных СМИ Украины для Ваада Украины,
в ближайшее время обнародует свой отчет, я не буду давать подробного количественного
анализа антисемитских публикаций. Скажу лишь, что с 2007 г. (когда активная ранее
в этой сфере Межрегиональная академия управления персоналом прекратила антисемитскую
кампанию) постоянно фиксируется спад, продолжившийся, как можно сегодня уверенно
утверждать, и в 2009 г. Конечно, в сфере пропаганды растет роль Интернета, однако
факт остается фактом: количество антисемитских публикаций в бумажных СМИ продолжает
уменьшаться.
В контексте вопроса об антисемитской пропаганде можно упомянуть, что в 2009 г.
Национальная экспертная комиссия по вопросам морали запретила распространение
в Украине некоторых антисемитских и нацистских книг (ранее Комиссия не проявляла
активности в этой области), а Служба безопасности Украины (впервые, насколько
мне известно) передала в прокуратуру материалы для возбуждения уголовного дела
по факту распространения антисемитской пропаганды в Интернете.
Наконец, следует сказать несколько слов относительно проявлений антисемитизма
в общественно-политической жизни страны. Можно уверенно констатировать, что антисемитизм
не является сколько-нибудь популярной темой в избирательной риторике. Попытки
сделать ставку на антисемитизм приводят к провалу. Достигающие относительного
успеха правые радикалы, может быть, на персональном уровне и испытывают негативные
чувства к евреям, однако предпочитают не делать акцент на этой теме, по крайней
мере, не используют активно антисемитскую риторику, и их электоральная поддержка
обусловлена другими причинами. Надо сказать, что в минувшем году в Украине был
такой пример успешной избирательной кампании, проведенной праворадикалами - в
марте 2009 г. этнонационалистическое Всеукраинское объединение <<Свобода>> очень
удачно выступило на региональных выборах в Тернопольскую областную раду (совет),
завоевав около 32% голосов избирателей, однако этот успех был ситуативный и вряд
ли может быть закреплен во всеукраинском масштабе (напомню, что в ходе парламентских
выборов 2006 г. и 2007 г. <<Свобода>> получила 0,36% и 0,76% голосов избирателей
соответственно).
Наибольшее внимание в течение 2009 г. в политической жизни страны было, разумеется,
сосредоточено на подготовке к выборам президента Украины, которые состоятся в
конце этой недели, 17 января 2010 г. (уже очевидно, что будет и второй тур выборов
в феврале - ни один из кандидатов не пользуется достаточной популярностью для
победы в первом туре).
Среди зарегистрированных кандидатов - лидер ВО <<Свобода>> Олег Тягныбок. На
настоящий момент он депутат Львовской областной рады, а 2002 - 2006 гг. он был
народным депутатом Украины. Летом 2004 г. он был исключен из национально-демократической
фракции <<Наша Украина>> (которую возглавлял Виктор Ющенко) после антисемитских
высказываний, получивших широкий резонанс. В последние годы О.Тягныбок не позволяет
себе антисемитские высказывания (хотя он довольно резко осудил Израиль во время
антитеррористической операции <<Литой свинец>> в Газе год назад), делая акцент
на антироссийской риторике применительно к внешней политике и к мигрантофобской
- применительно к внутренней. Однако отдельные элементы антисемитизма в его избирательной
кампании все же использовались - например, в листовке <<Заказчики голода>>, формально
призывающей к осуждению коммунизма как силы, организовавшей Голодомор, перечислены
исключительно еврейские фамилии, в том числе - <<Лейба Бронштайн>>, <<Ульянов-Ленин-Бланк>>
и др.
Согласно социологическим опросам декабря 2009 г., Олег Тягныбок пользуется популярностью
у около 1,5-2,5% потенциальных избирателей (напомню, что на выборах мэра Киева
в мае 2008 г., в которых лидер ВО <<Свобода>> участвовал, его поддержали 1,5%
избирателей, принявших участие в голосовании).
Кроме О.Тягныбока, в кампании участвует еще один антисемит - кандидатом в президенты
Украины был зарегистрирован мэр Ужгорода (административный центр Закарпатской
области) Сергей Ратушняк. На момент его регистрации в качестве кандидата против
него было возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК (<<разжигание межнациональной
вражды>>). С.Ратушняк был исключен из Народной партии, в которой состоял ранее
(партия выдвинула кандидатом на пост президента своего лидера - спикера Верховной
рады Украины Владимира Литвина).
За пределами своего города С.Ратушняк стал широко известен в августе 2009 г.
именно в результате резких антисемитских заявлений (по поводу которых против
него и было возбуждено уголовное дело), направленный против другого, гораздо
более популярного кандидата в президенты - народного депутата и бывшего спикера
Верховной рады Арсения Яценюка. Хотя А.Яценюк не еврей, его конкуренты с целью
снижения его рейтинга активно используют тему его мнимого еврейства. О еврействе
Яценюка заявляли не только антисемиты, но и реальные и самозваные представители
еврейских организаций (по наиболее правдоподобным предположениям - небескорыстно).
Надо сказать, что ранее к теме мнимого еврейства политтехнологи и оппоненты прибегали
в контексте выборов для дискредитации разных украинских политических лидеров,
в том числе одного из двух основных кандидатов-2010 - действующего премьер-министра
Юлии Тимошенко (миф о ее еврействе в декабре 2009 г. был реанимировано поддерживающей
действующего президента Виктора Ющенко газетой <<Украина молодая>>). Однако,
как показывает практика, подобные технологии не влияют сколько-нибудь заметным
образом ни на электоральные предпочтения избирателей, ни на уровень антисемитизма
в стране.
Конечно, само участие в кампании кандидата-антисемита придает определенную <<легитимацию>>
антисемитским высказываниям в украинском информационном пространстве и не может
не вызывать беспокойство. Израильский МИД даже выразил свой протест против регистрации
С.Ратушняка кандидатом на выборах (отметим, что формальных оснований для отказа
в регистрации у Центризбиркома не было). Однако с исследовательской точки зрения,
его участие в президентских выборах представляет значительный интерес. За пределами
Ужгорода он известен только и исключительно своими антисемитскими высказываниями.
Количество голосов, которые С.Ратушняк получит на выборах президента в январе
2010 г. будет тем количеством голосов, которое украинцы готовы отдать за <<чистую>>
антисемитскую идеологию. Последний раз подобный эксперимент имел место на парламентских
выборах в 2006 г., в которых принимала участие Украинская консервативная партия
(созданная руководством Межрегиональной академии управления персоналам на пике
пропагандистской антисемитской кампании), сделавшая упор именно на антисемитизме
- и получившая поддержку у 0,09% избирателей, принявших участие в голосовании.
Очевидно, что даже с учетом вероятной популярности и административных возможностей
в родном городе, электоральная поддержка С.Ратушняка не превысит 0,5% голосов
избирателей.
<<Еврейский вопрос>> в преддверии выборов президента страны обсуждался широко
как в самой Украине, так и за ее пределами, и заслуживает отдельного анализа
именно в контексте информационных кампании. Сразу же после завершения выборов
я обещаю в меру сил подробно осветить эту тему (заодно станут известны результаты
голосования за интересующих нас в первую очередь кандидатов - национал-радикала
О.Тягныбока и откровенного антисемита С.Ратушняка).
В качестве кратких выводов стоит, как мне кажется, сказать следующее. Общая динамика
проявлений антисемитизма в стране свидетельствует о спаде остроты этой проблемы.
На протяжении вот уже нескольких лет последовательно уменьшается количество нападений
на евреев и, особенно заметно, антисемитских публикаций. В сфере вандализма,
к сожалению, наблюдается другая динамика. Были в 2009 г. зафиксированы и факторы,
внушающие по-настоящему серьезное опасение. Например, взрывное устройство, заложенное
в общинном центре в Луцке - факт беспрецедентный. Конец года ознаменовался оживлением
обсуждения темы антисемитизма в стране в связи с некоторыми особенностями избирательной
кампании, однако, насколько сейчас можно судить, серьезного влияния на общественно-политический
климат юдофобские высказывания одного из кандидатов и провокационная эксплуатация
<<еврейской темы>> в рамках политтехнологической кампании по дискредитации двух
других кандидатов не оказали.
++++++++++++++++++
Конечно, тут не учтены множество антисемитских публикаций в провиниальной прессе
и множество происшествий не попавших в центральную прессу. В том числе побитие
стекол в окнах (евроокнах!) винницкой еврейской школе в пятый раз.
Не учтены издательские проекты МАУПа. Книги, которые они издают и распространяют
среди своих студентов. Не учтен фактор того, что статьи Ющенко публиковались
в журнале МАУПа рядом с антисемитскими статьями, что усиливало эффект этих статей.
Так же все эти проценты не учитывают фактор страха каждого еврея, что трагический
случай может произойти с его детьми, близкими и с ним самим. Пострадавшим не
очень помогает осознание факта того, что в общем и среднем уровень снижается
:-)
Я уже не говорю о так называемом бытовом антисемитизме, когда могут оскорбить
в общественном транспорте и очереди, когда чиновник может отказать тебе или не
отказать, но отказывает, потому, что ты еврей.
Игорь

   "IgorD" 2010-01-14 12:24:47 (#977282)

[ROOTS] Fw: Голодомор-геноцид: скорый суд

Пишет Hobo (wwwhobo)
@ 2010-01-14 08:53:00

http://wwwhobo.livejournal.com/163622.html
Голодомор-геноцид: скорый суд
"13 января 2010 года Апелляционный суд Киева признал руководителей большевистского
тоталитарного режима виновными в геноциде в Украине в 1932-33 годах и закрыл
уголовное дело в связи с их смертью".
С одной стороны, я разочарован. Суду понадобилось всего несколько заседаний,
чтобы поставить точку в деле сложном и обладающем большой гражданской важностью.
Никакого Нюрнберга-2, никакого общественного резонанса и горячих дискуссий с
массовым прозрением и последующим катарсисом. Да и как добиться резонанса, когда
у всех на уме и на языке выборы. С другой стороны, суд проявил похвальный прагматизм:

а)до первого тура удовлетворил Ющенко, ведь уже после 17 января, с непопаданием
Ющенко во второй тур, такой подарок хромому президенту вполовину потерял бы в
цене;

б) не стал разводить бодягу - надо вам геноцид? получите геноцид в короткие сроки;

в)использовал не спекулятивные политические оценки числа жертв. а заключение
Института демографии и социальных исследований НАН Украины - 3 млн. 941 тыс.
человек, - никаких 7-8-10-15 млн.

Надеюсь, сегодня все-таки появится на сайте Фокуса интервью с Георгием Касьяновым,
завотделом новейшей истории и политики Института истории Украины, которое я взял
у него перед самым Новым годом.

Фото: Андрей Скакодуб

- Георгий Владимирович, буквально в канун нового года СБУ закончила расследование
по выявлению организаторов Голодомора, дело было передано в Генпрокуратуру, а
затем в суд. Скажите, эти государственные структуры, призванные заниматься немного
другими делами, насколько они помогают профессиональным историкам в установлении
истины?
- В известном смысле помогают, потому что любые действия со стороны таких структур,
направленные на открытие информации, очень полезны для нас. И я действительно
должен отметить, что за последние год-два деятельность СБУ по открытию архивов,
по рассекречиванию очень позитивно сказалась на доступе к документам. Тут есть
вторая часть вопроса: ценность документов для историков. Те документы, которые
отдает СБУ, должны быть предметом научной критики и серьезного анализа - текстуального,
исторического, герменевтического. Так что тут слово за историками. СБУ сделало
очень позитивные шаги, нужно сказать им за это спасибо, но на этом им и остановиться
бы. Дальше дело историков - работать с документами, допуская всю множественность
интерпретаций.
Очевидно, это и не скрывается, что действия СБУ ведутся в определенном политическом
контексте под определенный политический заказ. Поскольку г-н Наливайченко является
лицом, непосредственно подчиненным президенту, он выполняет то, что от него требует
президент. Президент требует, чтобы ему предоставили данные, которые подтвердят,
что Голодомор был геноцидом, - для президента это очень важно в политическом
смысле. Несмотря на то, что Верховной Радой в 2006 году был принят закон о том,
что Голодомор - это геноцид, на уровне международных организаций, таких как ООН,
ЮНЕСКО, Совет Европы и т.д., не удалось провести такую формулировку. Поэтому
подключили дополнительный ресурс - Службу безопасности, которая как надеется
заказчик, предоставит данные, подтверждающие <<геноцидную>> версию. Я очень сомневаюсь,
что данные, которые были собраны по 17 делам в 17 областях, добавят что-то новое
к картине, уже известной историкам и в значительной степени уже известной обществу.
Поэтому я смотрю на эти действия как на политическую игру, реализацию определенного
политического заказа. Я не вижу в этом ничего дурного, ради бога: есть определенная
политическая сила, которой интересно провести что-то на политическом уровне,
- пожалуйста, но только не навязывайте это историкам. Историк должен быть автономен
от политического заказа.
- А почему вы не верите, что новые обнародованные документы не изменят отношение
к Голодомору?
- За два десятка лет, в течение которых ведется исследование голода 1932-1933
гг., документальная база значительно расширилась, но она очень мало дала в смысле
интерпретации. Как 20 лет назад утверждали, что это геноцид, так и сейчас определенная
часть политиков и историков утверждает, что это геноцид. Динамика исследования
Голодомора вообще выглядела любопытно: сначала были сделаны выводы, а потом уже
под них подбирался исторический материал. В результате исследования голода 1932
- 1933 годов в значительной степени страдают именно с точки зрения научного качества
. Если выйти за рамки <<геноцидной версии>>, то это -- очень обширный предмет
исследования, который затрагивает колоссальный пласт культуры, социальной психологии,
социологии. <<Геноцидная>> версия диктует очень узкий фокус, очень небольшое
количество вопросов и очень небольшое количество очевидных, заранее определенных
ответов. Налицо стандартное нарушение исследовательской методологии. Здесь не
было рабочей гипотезы, которая по ходу работы могла быть подтверждена или опровергнута.
В данном случае с самого начала был принят определенный вывод, который был сформулирован
в определенном политическом и исследовательском контексте, и потом под этот вывод
стали подбирать, подправлять исторические материалы. Но если взять весь исторический
материал, то он выходит за рамки заранее предопределенного узкого вывода и позволяет
довольно большое количество разных интерпретаций и разных ответвлений.
- Вывод уже был сделан и вошел в учебники, сейчас СБУ, Генпрокуратура и суд выполнят
свой политический заказ, и связка Голодомор-геноцид окончательно закрепится.
Все, кто не согласен, окажутся белыми воронами, чье мнение можно игнорировать.
- Не думаю, что эти действия как-то сработают на закрепление. Если вы помните,
после принятия в 2006 году Верховной Радой закона о Голодоморе-геноциде было
еще две инициативы, связанные с введением уголовной или административной ответственности
за отрицание Голодомора и Холокоста. Президентский проект предполагал наказание
за отрицание Голодомора и Холокоста. И был проект Чубарова, Кендзьора и Тарасюка,
где речь шла только о Голодоморе. Тогда это вызвало очень негативную реакцию,
как со стороны политических оппонентов, так и со стороны интеллектуалов и многих
исследователей, в том числе с моей стороны. Я неоднократно критиковал это публично.
Ссылаются на страны Европы, где существует уголовное преследование за отрицание
Голокоста, но там речь идет о недопущении банализации преступлений нацизма, и
в этом контексте - об отрицании Холокоста. А у нас - наказание за отрицание Голодомора
как геноцида, при том, что до сих пор идут дискуссии, и ученые не пришли к единому
выводу. Одни утверждают, что это был геноцид был, другие - что такая квалификация
некорректна, третьи занимают среднюю позицию, утверждая, что какие-то элементы
геноцида в определенный момент голода 1932-33 гг. присутствуют. Тут огромное
количество нюансов и дискуссий, и если вводить в Уголовный кодекс статью, предусматривающую
наказание за интерпретацию, то это уже преодоление советского наследия советскими
методами. Это по смыслу и духу мне напоминает статью 62 УК УССР, принятую в 1961
году, которая называлась "Антисоветская агитация и пропаганда". Там практически
все было то же самое - за интерпретацию. Выходит, Советский Союз очень сильно
живет еще в головах многих наших политиков и сограждан.
- Ну это ведь ради благородной задачи, ради построения нации, если прибегнуть
к терминологии президента.
- Президента можно понять. Это довольно таки стандартная стратегия строительства
нации, когда создается великий миф, и этот миф требует как великий подвигов,
так и великих трагедий. И, конечно же, в этом смысле голод 1932-33 годов подходит,
поскольку это действительно колоссальная трагедия, которая могла бы, будучи достаточно
адекватно описана в историческом дискурсе, содействовать объединению нации, национальной
консолидации вокруг памяти об той трагедии. Но в таком виде, как это предлагает
Ющенко и часть его окружения, к сожалению, эффект получается обратный - не консолидация,
а разъединение нации.
- А где была перейдена грань?
- Мы только что с вами говорили о преследовании в Европе за банализацию преступлений
нацизма, за нарочитое превращение преступления в тривиальность: <<подумаешь,
ерунда - 6 миллионов уничтоженных евреев>>! В политике памяти Голодомора со стороны
Ющенко, на мой взгляд, произошла именно подобная банализация. Самый наглядный
пример - это игра в цифры. Ющенко мало 3,5- 4 миллионов человек - это наиболее
близкие к реальности оценки прямых потерь от голода. Очень страшная, поражающая
воображение цифра - 3,5 миллиона в мирное время, мирных людей умерших в собственных
домах, в своей стране. А Ющенко все время говорит о 7-10 миллионах. Игра с миллионами,
игра в страшилки - это именно банализация этого преступления, и за это можно
было бы организовать следствие, потому что это просто обман, когда политический
деятель такого ранга просто обманывает людей. Ведь он не может не знать других
цифр.
- Но они ему кажутся неубедительными...
- Ему нужны именно 7 миллионов. Тут есть подтекст, который не афишируется, но
подтекст очевидный: семь больше, чем шесть, а 6 миллионов - это количество евреев,
уничтоженных во время Холокоста. В этом кроются причины, почему в мире, на уровне
международных организаций, негативно относятся к попыткам Ющенко охарактеризовать
Голодомор как геноцид. Конечно, тут играют роль и другие факторы, в том числе
и противодействие России и в некоторой степени противодействие Израиля.
- Когда историки говорят о геноциде, они имеют в виду то же самое, что ооновские
юристы в 1948 году?
- Первая ссылка на геноцид и на конвенцию ООН о предупреждении преступлений геноцида
именно в контексте голода 1932-33 годов была впервые опубликована в сборнике
статей и документов, изданном в 1990 или 1991 году Институтом истории партии.
Там упоминалась конвенция о геноциде, и в контексте этой конвенции говорилось,
что голод 1932 - 1933 годов в Украине - это геноцид. В то время этому не придали
особого значения, - тираж был небольшой, и больше внимания привлекли опубликованные
там документы, действительно сногсшибательные для того времени. Но часть историков,
услышав слово "геноцид", стала его употреблять, совершенно не согласуясь с какими-то
юридическими документами, просто приняли как данность, что это был геноцид. А
в начале 2000-х, когда дискуссия о геноциде оживилась, стали сканировать голод
1932-33 гг. на наличие пяти признаков геноцида, содержащихся в документах ООН.
То есть вывод подгонялся под уже сделанное заключение - даже чисто методологически
это неприемлемо для историка. Сейчас сам геноцид и история геноцида стали предметом
активного изучения во всем мире. Во многих университетах созданы центры изучения
геноцида - это связано с повторением случаев геноцида - от Кампучии до Руанды,
бывшей Югославии и Дарфура. В связи с этим диверсифицировались концепции геноцида.
Но украинские историки, которые придерживаются версии <<Голодомор как -геноцид>>,
ссылаются в основном на ооновский документ. Он был создан в 1946-48 гг. группой
из трех человек, которую возглавлял Рафаэль Лемкин. Лемкин, автор концепции геноцида,
кстати, включал голод 1932-33 года в примеры геноцида, но в подготовке резолюции
ООН речь шла об уничтожении евреев, и именно под это историческое явление была
разработана концепция геноцида. Но в отношении Голодомора она не срабатывает.
Там есть масса возражений, и самое главное - голод не был направлен на то, чтобы
уничтожать украинцев как украинцев, как национальную или этническую группу. К
тому же голод возник в результате целого ряда действий, результат которого не
был предвиден их инициаторами. Признают, что на определенном этапе это был социоцид
- направленное уничтожение части крестьянства, что это была карательная мера:
на определенном этапе отобрали продовольствие, и тут можно говорить о каких-то
элементах геноцида, но опять-таки против кого? Еду отбирали не только у украинских
крестьян. Тут масса вопросов, которые требуют изучения, но одно совершенно недопустимо
- подгонять доказательную базу под заранее сделанный вывод о геноциде.
- А в концепции Голодомора фактор времени имеет какое-то значение? Совершенно
понятно, что, сколько бы ни существовали нацисты, они бы настаивали на уничтожении
евреев, цыган и гомосексуалистов, а в случае с Голодомором словно тумблер включили-выключили:
тут мы украинцев любим, тут уничтожаем, а через полгода снова любим.
- Доказательств того, что украинцы были объектом постоянного внимания репрессивного
режима, нет. То, что на украинских землях репрессии имели специфический характер,
- это правда, этого нельзя отрицать. Как специфический характер имели и в других
национальных территориях - в Грузии, например. Но это не значит, что на этом
основании можно говорить о геноциде. Фактор времени в данном случае играет против
геноцида. Достаточно сказать, что партийно-хозяйственная, государственная элита
УССР к моменту падения Советского Союза процентов на 75 состояла из этнических
украинцев.
- Если мы будем реконструировать события 1932-33 гг. не из современности, а опрокинем
временную прямую назад, к событиям Гражданской войны, в Голодоморе, кажется,
четко прослеживается линия красного террора.
- Такая концепция есть. Речь идет о коммунистическом штурме, и, в общем-то, к
геноциду это не имеет никакого отношения. В 1930-31 гг. начался так называемый
коммунистический штурм на селе. Идея заключалась в том, чтобы создать крупно-товарное
сельскохозяйственное производство под государственным протекторатом. Т.е. ликвидировать
мелкотоварного сельхозпроизводителя и создать крупнотоварное производство - совхозы
и колхозы. Это решение было принято в соответствии с концепцией построения социализма
в одной отдельно взятой стране. Необходимы были ресурсы для индустриализации,
а в аграрной стране такой ресурс - это сельское хозяйство. Была выбрана форма
сельскохозяйственной коммуны или коллективного хозяйства, и туда стали загонять
крестьян. На первом этапе возникло сильнейшее активное сопротивление крестьян,
которое преодолели жесткими силовыми методами. Этот штурм дезорганизовал сельское
хозяйство. А когда пошла вторая волна коллективизации - так называемая всеобщая
коллективизация, крестьяне ответили пассивным сопротивлением. Они не выступали
против Советской власти, они просто не работали, более того - вырезали скот.
Все это предопределило кризис недопроизводста, и уже на конец 1931 года приходится
начало голода. А к лету 1932 года в хлебозаготовительных районах, в том числе
Поволжье, Западной Сибири, создалась такая ситуация неодопроизводства зерна,
которая была истолкована центром как саботаж и как припрятывание зерна. Тем не
менее, в конце лета 1932 года, несмотря на всякие драконовские хлебозаготовительные
меры, план пришлось снизить, и в первую очередь его снизили для Украины. А в
августе во время уборки урожая у высшего руководства СССР возникла мысль, что
хлеб прячут, и были приняты меры по насильственному изъятию зерна. Эти меры не
дали эффекта, и тогда крестьян решили наказать - изъять у них продовольственные
припасы. Это было в конце декабря и январе-феврале 1933 года. Началось массовое
вымирание крестьян - на зиму и весну 1933 года пришелся самый страшный период,
и тогда стало ясно, что мысль о том, что кто-то крадет и прячет хлеб - ложная.
Стали возвращать в деревню заготовленное зерно, чтобы кормить крестьян - тех,
кто мог еще работать. Вот эта динамика свидетельствует о том, что намеренной
организации голода не было. Голод возник как результат форсированной аграрной
политики, как ответ на сопротивление крестьянства и стал следствием попытки преодолеть
это сопротивление. Голод использовался как способ наказать и вынудить работать.
Когда голодающие крестьяне все-таки пошли работать в колхозы, они пошли работать
за еду.... В конце концов голод был следствием абсолютного пренебрежения человеческой
жизнью и так называемого <<классового подхода>>.
- Какое место в системе всех тех организацией, которые занимаются изучением истории,
занимает Институт национальной памяти?
- Институт национальной памяти не является исследовательской организацией. Это
правительственная структура, которая подчиняется Кабинету министров. Штатные
работники института, насколько мне известно, являются госслужащими, в отличие,
например, от сотрудников Академии Наук или университетов. Проблема в том, что
создан он по образцу польского Института национальной памяти, но у польского
- специфические, в том числе прокурорские функции.
- Он имеет отношение к люстрации?
- Он имеет отношение к люстрации, хранению и выдаче документов. Там не сравнимое
с нашим финансирование, большая структура - шесть филиалов в разных воеводствах.
А когда создавали украинский Институт национальной памяти, концепцию не продумали.
То есть на уровне деклараций понятно - сохранять национальную память, но никакой
конкретики. Сейчас институт ведет несколько проектов, в том числе ему поручили
создать Книгу памяти о голоде 1932-33 гг.. Очень позитивный момент: при институте
создана рабочая группа историков, которые читают учебники по истории и пытаются
дать рекомендации по содержанию исторического образования. У нас ведь учебники
очень специфические, там очень много проблем с национальной толерантностью, гражданским
воспитанием и т.д. Журналисты порой говорят, что в ИНП хотят написать один единственно
верный учебник истории, - это совершенно искаженное представление об этом проекте.
Все как раз наоборот, и этот проект в определенном смысле даже идет вразрез с
функцией ИНП как идеологического куратора. И это хорошо, что институт не стал,
как было задумано, проводником определенных государствообразующих идей. Если
сравнить с тем, что делает польский Институт национальной памяти после 2006 года,
то лучше этого не делать. Он занял правоконсервативную националистическую линию
и, в общем, все приличные историки оттуда ушли.
- Наш ИНП функции такого давления на другие институты не выполняет?
- Нет, не выполняет. В Польше тоже не выполняет, потому что там существует автономия
университетов и исследовательских институтов, но он просто является рупором определенной
политической элиты. Польша - демократическая страна, и если бы он попытался давить,
там случился бы просто страшный скандал, который неизвестно чем бы закончился.
В Чехии подобную институцию создали, а теперь не знают, что с ней делать и, возможно,
ее ликвидируют.
- Был какой-то конфликт государства с историками во Франции...
- С 2001 по 2005 год там был принят ряд актов, связанных с отрицанием геноцида
анатолийских армян в 1915 г. в Османской империи. Национальное собрание приняло
закон, предусматривавший уголовное наказание за публичное отрицание геноцида
армян. Понятно, что это было сделано под давлением армянской диаспоры. Насколько
мне известно, французский Сенат этот закон остановил. Но во Франции возникло
движение ученых "Свобода историкам", которое возглавил очень известный историк
- Пьер Нора. Это движение стало международным, и в ноябре 2008 года было подписано
<<Воззвание из Блуа>>, смысл которого в том, что никакие государственные структуры
не имеют права диктовать историкам, как им трактовать прошлое. Под этим воззванием
подписалось более двух тысяч историков со всего мира, в том числе и я, и ряд
других украинских историков.
- Но, судя по тому, что Институт национальной памяти так и не стал у нас идеологическим
куратором, все это имеет больше профилактическое значение, то есть исследовательская
свобода в Украине пока сохраняется?
- Да, если сравнить с Россией, то у нас свобода высказываний и дискуссий намного
выше. Хотя я бы не стал драматизировать ситуацию и в России, потому что российские
историки имеют возможность обсуждать проблемы и высказывать взгляды, которые
не совпадают с официальной позицией. Даже несмотря на создание комиссии Медведева
<<по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России>>,
понятно, как она будет работать. Там были забавные последствия создания этой
комиссии, когда, например, из президиума Российской Академии наук - из сектора,
которые занимается гуманитарными науками - вышло циркулярное письмо, предписывающее
директорам институтов собирать информацию о тех, кто высказывается в духе, который
может нанести удар престижу России. Не знаю, какая там была реакция, но не думаю,
что это сработает так, как срабатывало в иные времена.
- В одном из своих выступлений вы как-то указали на то, что этнический национализм
вступает в противоречие с национализмом политическим и наносит ущерб государству,
его репутации, - то есть благие намерения патриотов оборачиваются против своей
страны.
- Это так. Но я, как исследователь, бы не стал безусловно негативно оценивать
национализм. Как некий момент мобилизации - политической, социальной - он может
играть позитивную роль. Тут нужно говорить об исторической динамике. На определенном
историческом этапе он важен для становления или сохранения нации. Даже крайний
национализм, каким он был в ОУН-УПА, был важен для самосознания, самосохранения
нации. А вот когда уже есть государство и какая-то часть политической элиты продолжает
пропагандировать этнический национализм и требовать исключительных прав для титульной
нации, например, в стране многоэтнической и многокультурной это является верным
путем к дискриминации. Инициативы Ющенко по сохранению национальной памяти замешаны
на понятии эксклюзивного этнического национализма, и по определению, даже если
Ющенко этого не хочет, как бы выводит за рамки общегражданской солидарности другие
этнические группы. Это, соответственно, вызывает неприятие и является очень удобным
поводом для политических спекуляций и политического противодействия. Партия регионов,
которая всегда была в состоянии идеологической анестезии и никогда не интересовалась
идеологическими вопросами, с определенного этапа стала очень активно использовать
эти мотивы и сюжеты. Парадоксальным образом она вдруг стала защитником политического
и культурного плюрализма, хотя, по большому счету, эту партию и ее представителей
интересуют другие вопросы.
- То есть быстро среагировали на спрос.
- Да, Ющенко спровоцировал дискредитацию самого себя вот этими прямолинейными
и, на мой взгляд, неуклюжими и непродуманными действиями в области политики памяти.
- В сфере ваших профессиональных интересов - изучение украинской интеллигенции
в разные исторические периоды. Что вы скажете о ее состоянии сейчас? Нередко
можно услышать сетования о том, что в стране нет признанных моральных авторитетов.
- Я в шутку предложил своей бывшей аспирантке, которая занимается изучением нонконформизма
украинской интеллигенции в 60-70-х гг., назвать свою книгу "Интеллигенция. Post
mortem ". Такой броский заголовок - "надгробная речь" - ради привлечения публики.
Конечно, она не умерла, она существует, но качество самой интеллигенции сильно
ухудшилось. А дело в том, что совершенно изменилась ситуация и функция интеллигенции
и интеллектуалов. Украинская интеллигенция возникла в ситуации, когда формировалась
украинская нация, и именно интеллигенция была создателем нации. Не было других
элитных групп, которые бы могла сформировать образ нации и транслировать его
в общество. Украинская интеллигенция выполнила эту миссию. А раз есть миссия,
значит, есть и мессия. И украинская интеллигенция воспринимала себя как мессию:
она считала, что должна сделать народ сознательным , объяснить ему, кто он, и
тогда народ поднимется, разовьется, станет процветающим, богатым, самостоятельным.
Интеллигенция работала на идею украинской нации и украинского государства. Но
вот государство, худо-бедно, есть. Существуют разные точки зрения на украинскую
нацию, степень ее <<зрелости>>, но даже если говорить с точки зрения исключительно
этнической нации, ее гражданских, культурных образовательных прав - все это реализовано
на довольно высоком уровне. Миссия выполнена. Хотя она когда-то и казалась невыполнимой.
И тут возник очень серьезный конфликт: та часть интеллигенции, которая считала,
что ее задачей является просвещение народа и превращение народа в нацию, как
бы уже не имеет смысла, продолжает эту функцию выполнять и считать, что она еще
нужна. Кроме того, сейчас совсем другой мир - мир информационных технологий,
всеобщей грамотности, и старая мессианская, просветительская функция умерла.
По инерции еще собирается Форум украинской интеллигенции, проводятся прочие мероприятия,
но это уже позавчерашний день.
Как переформатировать функции интеллигенции, как вернуть ей общественный смысл?
Вот вы упомянули о моральном авторитете, - мне кажется, в этом смысле украинская
интеллигенция могла бы играть серьезную роль и иногда играет, высказываясь о
некоторых насущных проблемах. Но ее голос не звучит так, как он мог звучать раньше,
потому что общество стало крайне плюралистичным, да и качество интеллигенции
серьезно снизилось. И здесь мессия уже не может появиться, потому что существует
привычка к колоссальному разбросу мнений, а голос единиц-интеллигентов не слышен
за рекламными воплями, озверелым потребительством и базарными сварами политиков.
При смене ценностных ориентиров моральный авторитет может появиться, но долго
удержаться не может. Напомню: когда Ющенко шел к власти, одним из его самых сильных
мотивов был призыв возвращению к моральным ценностям и их культивированию. Но
что произошло после того, как он получил возможность реализовать свои интенции,
мы хорошо знаем. И это очень сильно ударило по моральному состоянию общества,
учитывая вообще общий моральный цинизм общества. Ужасно, что это произошло именно
на таком уровне. Сейчас общество изголодалось, соскучилось по морали и, может
быть, поэтому как раз было бы самое время для интеллигенции, интеллектуалов,
выступить с таких позиций. Интеллигенция как моральное явление была бы важна,
но тут уже надо затрагивать вопросы культуры, образования с самого юного возраста.
А это вопрос очень большого времени, очень больших денег и очень большой политической
воли.
Украинский интеллектуальный слой выкашивался очень долго и интенсивно или же
откачивался в Россию. У нас для того, чтобы сформировалась интеллектуальная культура,
нужно, чтобы она передавалась из поколения в поколение. Украинцы - это сельская
нация в течение столетий. Для того, чтобы сельская нация сформировала какие-то
вещи, интересные миру, а не только своему сообществу, нужно время и нужны поколения.
Выходцы из сельской среды - протоинтеллигенция, интеллигенты в первом поколении.
Они еще не представляют какого-то слоя, способного на самовоспроизводство. В
рамках Российской империи и империи Габсбургов был счастливый момент, когда с
последней четверти 19 века и до начала мировой войны началось это самое воспроизводство,
и это почувствовалось в 20-е годы, когда у нас появились фигуры мирового уровня
в литературе, театре, кино. Затем - перерыв и какой-то новый всплеск у шестидесятников.
И обратите внимание, что основой для всплеска является смешение национальной
культуры и космополитической, общемировой. И это воспроизводство каждый раз обламывалось.
Отсюда эта некоторая бедность почвы. Эту почву нужно культивировать годами, десятилетиями,
веками. Перспективы, что эта проблема будет решена как проблема чисто национальной
интеллигенции, наверное, уже нет. Интеллигенция, наверное, включит не только
людей, которые работают в поле украинской культуры.
- "Национальная история" - это какая-то болезнь роста, которую надо преодолеть?
- Это не болезнь роста, это естественный период, без него невозможно, и мы его
уже прошли в основном. В украинской истории и историографии существует довольно
влиятельная группа ученых, которая последние десятилетия вышла за рамки национального
нарратива. Есть национальная история, есть многонациональная история - как история
многих наций, живущих на одном пространстве, а есть транснациональная история,
когда история подается как взаимодействие разных наций, этносов и культур. И
вот Украина с этой точки зрения очень привлекательный объект изучения, потому
что практически вся национальная история Украины - это история взаимодействия
наций и этносов - украинцев, поляков, русских, евреев, немцев... Когда ее всю
сводят к тому, что украинцы боролись за нацию и государство, это становится очень
скучно и непривлекательно для самих украинцев. Это лишь часть правды, абсолютизация
определенного сегмента истории и игнорирование всех остальных. Повторюсь: национальная
история - это нормально, через этот этап все прошли. И мы обязаны были пройти,
прошли, и теперь у нас есть интеллектуальные возможности и такая роскошь: смотреть
на свою историю через призму гораздо более разноцветную, а не только желто-синюю.

   "IgorD" 2010-01-14 12:06:46 (#977260)

[ROOTS] Fw: Список

http://shanson-e.tk/forum/showthread.php?t=74783&goto=newpost
Список Шиндлера

   "IgorD" 2010-01-14 11:04:57 (#977221)