Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Записки предпринимателя

  Все выпуски  

Мотивация труда - еще один способ


Мотивация труда – еще один способ
2010-03-28 20:18 Justsoblogger <mail@justsoblogger.com>
мотивация труда

Недавно познакомился с новым способом мотивации труда. Может, он и не новый, но я о нем никогда не слышал, а сам применял совершенно по-другому. Предположим, какое-то подразделение загружено на 100% - работают, не поднимая головы с утра до вечера. А работы становится все больше и больше. Если валить ее на людей, они начнут работать ночами и по выходным. А дальше нервные срывы или массовый исход. Что делать?

Загрузить сотрудников на 200%! Причем быстро и в очень жесткой форме. Если наращивать давление медленно, появится время на раздумья. Люди будут приспосабливаться и в какой-то момент начнут саботировать работу или разбегутся. А так перед человеком сразу ставится выбор – или так, или на улицу. И времени на принятие решения нет. Что будет делать нормальный человек, когда перестанет психовать, успокоится и сможет рассуждать здраво. Он будет перестраивать бизнес-процессы, чтобы увеличить свою производительность.

Общеизвестно, что небольшой резерв есть всегда. Хотя многие любят жаловаться на свою загруженность и важность работы. Именно этот резерв и задействуется для анализа новых условий работы и принятия решений. А что происходит, когда человек понимает, что работать дальше в привычном режиме больше не получится?

1. Он начинает ранжировать задачи. Делить их на важные и не очень. В результате часть задач исчезает или начальство будет наваливать их на других.

2. Он начинает оптимизировать бизнес-процессы. Откуда-то волшебным способом появляются шаблоны действий. Скорость принятия решений или подготовки документов ускоряются в разы.

3. Он начинает работать в команде. Появляется мотивация персонала повышать производительность труда за счет специализации. Задачу в команде решает тот, кто делает это лучше всех.

4. Он начинает рубить хвосты. То есть очень жестко контролировать входящие задачи и сразу отсекать лишние, ненужные, неважные. Некоторые шантажируют начальника в стиле "если ты поручишь это мне, сдвинутся сроки по другому поручению, выбирай, что важнее".

Теоретическое обоснование этого метода мотивации труда следующее. Есть понятия "давление" и "стресс". Первое считается нормой, второе – проблемой. И основной вывод этой теории следующий: давление – вещь очень полезная, она задает работнику вектор. Эффективно работать без давления способны редкие единицы. Это тезис я давно применяю на практике. Давление на персонал должно быть всегда. Это стимулирует, не дает отвлекаться и повышает мотивацию труда.

Описанный способ резко усиливает давление на персонал и стимулирует его к оптимизации работы. Какие риски? Что кто-то не захочет перестраиваться и уйдет. Но пользы от этого я вижу больше, чем вреда. Те, кто останется, перейдут на новый уровень.

Где лучше применять? Чем больше коллектив, тем эффективнее будет мотивация труда. Потому что больше скрытые резервы и выше вероятность, что кому-то придет в голову решение проблемы оптимизации.

Иногда на мой вопрос "работы прибавилось, что будем делать?" я слышу ответ "будем работать ночами!" Как приятно это слышать, но как же это неправильно!

10 лет. Полет нормальный.
2010-04-24 16:03 Justsoblogger <mail@justsoblogger.com>

Чтобы понять, как течет время, это нужно как-нибудь измерить. Мне пришла в голову любопытная мысль. Сравнить нашу жизнь сейчас и 10 лет назад. Что изменилось за это время?

1. IT-технологии шагнули вперед. Компьютеры и мобильники перестали быть признаком крутости. Шипение модема можно услышать только в старых фильмах и песнях. Изменилось и отношение к мобильникам. Я уже так привык к мобильной связи, что без телефона чувствую себя голым и безоружным. Как люди жили без мобильников, представить уже трудно.

2. Некоторые вещи просто исчезли из обихода. Например, спички. Я не видел их много лет. И в магазинах тоже. Для костров мы давно используем зажигалки.

3. Автомобили. Их стало намного больше. И вопрос "иметь или не иметь" стал возникать все чаще. Угонять стали меньше, зато ставить машину теперь некуда. Некоторые стали использовать велосипеды и мотоциклы. Причем не от безденежья, а для удобства. В 2000 году женщин за рулем практически не было. Сейчас их как минимум треть.

4. Бизнес. Сейчас те времена кажутся золотыми. Сколько незанятых ниш! Сколько возможностей. Можно было открывать любой бизнес, он был обречен на победу. Сейчас конкуренция гораздо выше, открыть свой бизнес стало гораздо труднее.

5. Отношение к долгам. Потребительские кредиты были редкостью, кредитовались в основном предприятия. Люди занимали деньги друг у друга. И не отдать долг считалось дикостью. А потом долги стали коммерческим продуктом. А где долги, там и невозвраты. И если раньше человек, не отдающий долги, считался сволочью, то сейчас - просто дураком или невезучим. И таких вокруг все больше и больше.

6. Магазины. Помню круглосуточную палатку у метро, где можно было купить выпивку. Помню, как каждые выходные ходил на рынок. Сейчас вокруг полно супермаркетов с огромным выбором товаров. Или небольших специализированных магазинов с пивом, вином или мясом.

7. Индивидуальное предпринимательство. В 2000 году мелких предпринимателей было гораздо меньше. Многие не знали, как открыть свое дело, многие боялись, не хотели рисковать. Да и отношение к предпринимателям было как к отчаянным ребятам, которые ничего не боятся. Зато сейчас у любого человека половина знакомых занимается каким-то мелким бизнесом.

8. Путешествия. Мир стал открытым, а полеты - доступными. Многие стали ездить в разные страны. Правда, мало кто понял, что хорошо там, где нас нет. Но истеричных выкриков в стиле "рашка загибается" стало меньше, народ понял, что везде свои проблемы.

9. Информационная открытость. Доступный интернет сделал мир прозрачным. Теперь можно легко получить любую информацию из первичных источников. И спокойно ее анализировать. Можно общаться с кем угодно из любой точки мира. Круг людей, которыми можно манипулировать, стал меньше.

10. Реклама. Ее стало больше, она стала изощреннее и красивее. Глядя на рекламные ролики десятилетней давности, мы удивляемся, как люди на них велись. Отношение к рекламе стало более жестким. Но, несмотря на привыкание, люди по-прежнему ведутся на рекламу. Особенно женщины и дети.

11. Власть. Вертикаль укрепилась по-настоящему. И если раньше чиновничья должность часто была просто кормушкой, то сейчас это источник реальной власти. Можно тихо ненавидеть власть, можно гавкать на нее. Но с ней надо считаться. Бардак кончился, начинается тоталитаризм.

12. Качество товаров и услуг стало гораздо лучше. А цены упали. Прекрасное следствие конкуренции.

Продолжать можно бесконечно, но когда-нибудь все равно придется остановиться. В целом я считаю, что жить стало лучше. Власти и реклама мне особо не мешают. А может я просто стал на 10 лет старше и опытнее. К чему-то привык, к чему-то приспособился…


В избранное