Недавно на англоязычном форуме наткнулся на интересную мысль. Топикстартер задал вопрос об отношении к политике. Получил десятки ответов в стиле "политика – грязное дело". А потом был пост: если все будут считать политику грязным делом, то кто же тогда поведет за собой народ? И срач тут же кончился. Если честно, такой подход я встретил впервые. И решил подумать на эту тему.
Сначала разберемся, почему люди считают политику грязным делом.
Она противоречит общепринятым нормам морали. Нельзя добиться политических успехов, будучи честным, добрым и справедливым.
Политики удовлетворяют свои амбиции и набивают карманы за счет других людей.
Политика выносит наверх очень жестких, неприятных и циничных людей. Хорошие люди достичь высот в политике не могут.
Правы ли люди? Однозначного ответа нет, потому что ответ часто зависит от точки зрения. С точки зрения обывателя захват власти – это грязно и недостойно. А с точки зрения государства на смену слабому лидеру часто приходит сильный и это выгодно всем.
Кроме того, люди часто занимаются политикой, даже не подозревая об этом. Ведь что такое политика? Это продвижение интересов определенных групп людей. Кто лучше всех знает как манипулировать людьми? Конечно, политики! С этой точки зрения действие "подговорить Ленку, чтобы она сломала Васины игрушки и сказала, что это сделала Катька" ничем не отличается от действия "убедить Сталина напасть на Гитлера, чтобы помочь Черчиллю и дать заработать Рузвельту". Кроме, конечно, масштаба и технологий. А корпоративные интриги, например, продвижение своего человека на нужную должность? Это тоже политика.
Получается, что люди занимаются политикой на протяжении всей жизни. Сначала в песочнице, потом в школе, потом на работе. А кое-кто делает следующий шаг – уходит в большую политику. И если одни люди занимаются "грязными делами" только изредка, то другие делают это профессионально. А ведь есть и другие профессии, которые плохо пахнут, например, сантехник. Но они не вызывают такого негатива. А чем натуральное говно отличается от искуственного?
Осуждение политики давно уже стало культурной традицией. А вам не кажется странной ситуация, когда мелкий карманник осуждает крупного вора: как ты можешь воровать у людей, ведь это так низко и подло? А ведь нечто похожее происходит с отношением к политикам.
Среднему человеку практически невозможно оставаться вне политики, пусть даже самой мелкой. А любой руководитель занимается этим по определению. Мы все не без греха и иногда добровольно погружаемся в политическое говно. Тогда почему мы осуждаем тех, кто в этом говне с ног до головы?
Мы делаем все для удобства клиентов. Мы ценим ваш комфорт. Мы заботимся о вас. Мы заинтересованы в развитии вашего бизнеса и повышении ваших доходов. Узнаете? 90% рекламы по смыслу состоит из этих фраз. Нас призывают относиться к рекламодателям по-человечески. Причем многие из них не врут. Они действительно обхаживают клиентов. Называя это этикой бизнеса. И люди легко ведутся.
Чтобы понять, почему так происходит, сравним человека, который обманывает других и компанию, которая обманывает клиентов. Например, этот лохотрон. У многих отношение к обоим будет одинаковое, а ведь это совершенно разные вещи. Например, из-за последствий. Плохой человек получит море проблем с общением. А что получит плохая компания? Если клиенты начнут разбегаться, можно изменить схемы работы или отношение к клиентам. Если человек не может принять решение "стать добрым и честным с понедельника", то компания – запросто. Изменили бизнес-процессы, переписали инструкции, переобучили персонал и в путь. Пример – "Аэрофлот". А если все клиенты разбежались, на заработанные деньги можно открыть новый бизнес.
Возьмем компанию с блестящим отношением к клиентам. Они это делают не потому что хорошие люди, а потому что это выгоднее. Если плохо относиться к клиентам, компания потеряет деньги. И все. Ни мораль, ни этика бизнеса тут совершенно ни при чем. Чтобы не быть голословным, приведу пример. Я пользуюсь хостингом компании SpaceWeb. У меня вызывает искреннее восхищение качество работы техподдержки. При этом я не испытываю никаких эмоций к ребятам, с которыми общаюсь. Я даже не знаю их имен. Зато искренне уважаю менеджеров и аналитиков, которые запустили и отладили все процедуры. Но я уважаю их профессионализм, а не моральные качества!
Лет 500 назад выжить в одиночку было очень трудно. Отсюда коллективные ценности – фамильная гордость, религия или патриотизм. И мораль всегда была направлена на поддержание этих ценностей. Быть высокоморальным было выгодно и человеку и обществу. Сейчас необходимость социализации личности стала необязательной. Даже одинокая женщина без посторонней помощи способна прокормить себя и вырастить детей. А деньги были деньгами и 500 лет назад. С тех пор ничего не изменилось, иметь хорошие отношения с клиентами так же выгодно. Поэтому корни морали лежат в выживании человечества. Корни этики бизнеса – в технологиях менеджмента.
Отсюда главное отличие человеческой морали от этики бизнеса. Человек строит свои отношения с окружающими исходя из эмоций. И это отличает нас от животных. Бизнес строит свои отношения с миром исходя из соображений собственной выгоды. И манипулирует людьми, очеловечивая это пиаром. Вспомним рекламу – "мы вас любим", "мы думаем о вас", "для вашего удобства" – она приписывает бизнесу человеческие черты. Которых в реальности нет.
Но люди все равно упорно одушевляют неодушевленное. Ласковые имена для машин, лояльность брендам, симпатии политическим партиям. Наверное, это свойство нашей натуры – искать во всем человеческое.