Я всегда ненавидел бюрократов. Даже когда сам был таковым. Был у меня период в жизни, когда приходилось быстро принимать много решений по вопросам, в которых я не петрил. Этот опыт здорово помог мне понять причины бюрократии. А причины следующие.
1. Ответственность за принятие решения. В 99% случаев ответственность за неправильный отказ отсутствует. А дав согласие, берешь на себя ответственность за результат. Очень хороший пример – кредитный скоринг (оценка клиента). Ни в одном банке, ни один специалист не несет ответственности за ошибочный отказ в выдаче кредита. То же относится и к эйчарам, которые не берут на работу хорошего кандидата. Вот и отказывают при малейшем сомнении.
Еще один пример. Однажды начальник спросил мое мнение по поводу входа в проект. Я предложил собрать еще информацию, и даже сказал, какую. На что мне было сказано, что я бюрократ и полной информации не будет никогда. В проект мы зашли, кончилось все очень плохо, несмотря на героические усилия. Но совесть у меня была чиста, играть в рулетку я не хотел изначально.
Именно это и есть одна из основных корпоративных ценностей бюрократии. Только одни уклоняются от принятия решения, а другие стараются принять его осмысленно и собрать больше информации. А со стороны подготовка дополнительных документов ничем не отличается от следования принципу "чем больше бумаги, тем чище жопа".
2. Загруженность принимающего решение. Обычно на обработку документа дается несколько дней. Умножив на количество инстанций, получим 2-3 месяца. А есть еще срочные документы, которые обрабатываются вне очереди. У меня был знакомый, который принципиально не приступал к обработке документа, пока его не пинали сверху. Отмечу, что метод суперэффективный – 50% документов оставались в ящиках его стола. Верно и обратное, чтобы документы двигались, им нужно "приделать ноги". То есть лично или по телефону контролировать их движение.
3. Отлаженность бизнес-процессов. В больших структурах все процессы строго регламентированы. Иногда законодательно. А просто так нарушать писаные инструкции, а тем более законы, никто не любит. Причем развитие системы часто отстает от времени. Некоторые вещи давно потеряли смысл, а регламент никто не изменил. Вот и собираем миллион никому не нужных справок.
4. Боязнь за свое кресло. Все хотят справедливости, но почему-то никто не хочет страдать за правду. Все становится еще хуже, если решение принимать нельзя ни под каким видом. Например, есть два сильных игрока, каждый со своим мнением, причем диаметрально противоположным. И любым решением автоматически наживаешь себе врага. С этим ничего не сделать, любой нормальный человек не будет становиться между молотом и наковальней.
5. Наличие мошенников и дураков. Их очень мало, но они есть. А у нас принято предъявлять начальству козла отпущения. Получается, чем меньше принимаешь решений, тем труднее привлечь к ответственности.
Все эти причины делают бюрократа полностью зависимым от функции. Очень редкие руководители имеют иммунитет к этому яду. Они не превращаются в функционеров и способны генерировать новые идеи для бизнеса.
Вот и все. Бюрократы – это обычные люди, такие же, как мы с вами. И попав на должность, где нужно нести ответственность, все люди меняются. Это как вампир укусил человека и тот стал вампиром. Да, он теперь пьет кровь и боится света. Но ведь он же вампир, это в его природе! А стоит бюрократу потерять кресло, он тут же становится нормальным человеком. Откудо-то появляются здравый смысл, логика и решительность. Похоже, кусать бюрократа надо постоянно, иначе излечится…
Кто-нибудь знает, что такое корпоративные ценности? По-моему, никто. Хотя понятие используют все кому не лень. Я не имею в виду обычный пафос пиарщиков и эйчаров, которым по должности положено играть в эти игры. И не находя ответ, предлагаю свой взгляд. Итак, что же такое корпоративные ценности компании?
Я выделяю три группы корпоративных ценностей. Они не связаны друг с другом и имеют место в любой компании независимо от размера и направления бизнеса.
Главенство личности или результата. Очень часто компании требуют от работников безупречного исполнения своих функций. Все бизнес-процессы описаны, а критерии эффективности обозначены. И работник становится винтиком в огромной машине. Его личные проблемы никого не волнуют, любой винтик легко заменить, кадровый резерв уже сформирован. Возможна ситуация, когда в организации просто царит культ результата и статус работника зависит от его достижений. А возможен другой подход – бизнес подстраивается под личность, чтобы максимально раскрыть ее потенциал.
Консерватизм или креативность. Есть бизнесы, жизнеспособность которых зависит от строгого соблюдения правил. В первую очередь это финансы. И работа бухгалтера или банкира отфильтровывает людей подобного типа – точных, последовательных, внимательных. На другом конце шкалы находится творческая лаборатория – стартап или рекламное агентство. Здесь ситуация обратная, будешь как все – проиграешь. И этот тип корпоративных ценностей проявляется в компании во всем – в стиле принятия решений, в интерьере офиса, в поведении и одежде персонала.
Важность формы или содержания. В любой компании всегда есть дефицит ресурсов. И распределяться они могут двумя принципиально разными способами. Можно отдавать ресурсы туда, где они принесут максимальную пользу бизнесу. А можно делать это в соответствии со статусом работников. Или по другим формальным признакам. Например, наличие служебных машин и личных секретарей в 90% случаев никак не связаны со служебной необходимостью.
Этими ценностями можно управлять. Правда, медленно и болезненно, но можно. Подбором людей определенного типа, внутренним пиаром идей и методов управления. И конечно, системой поощрений и наказаний.
… От мата в соседней комнате дрожали стены. Женщины из бухгалтерии беспокойно ерзали на стульях. К ругани они привыкли, но крики их отвлекали. Начальник с любопытством выглянул из кабинета, понял суть вопроса и молча исчез. А менеджер закончил деловые переговоры с поставщиком или кредитором и пошел курить. Как сказал классик, город двинулся в будничный свой поход…
Речь идет о типичной ошибке при ведении деловых переговоров – контроле эмоций. А многие просто не понимают, что это ошибка. Для обычного человека поругаться с супругом и поругаться с коллегой или контрагентом – это одно и то же. А ведь это не так, у любого человека есть минимум два круга общения – близкий и дальний. И если в первом случае проявлять эмоции – это нормально, то во втором они только вредят.
Еще пример. Звонит недовольный контрагент, требует что-то, и не получив своего, начинает истерить. Менеджер, на которого вылили ушат помоев, принимает все близко к сердцу и остаток дня уже не в состоянии нормально работать. Что, менеджер – слабак и гнать таких надо? Нет, достаточно объяснить и заставить попрактиковаться контролировать свои и чужие эмоции.
А что нужно объяснять? Что деловые переговоры – это, по сути, ролевые игры. И обе стороны играют свои роли. Один думает "дай мне денег", другой "а что я буду с этого иметь?". А говорить при этом они могут все что угодно, например "- мы готовы сделать для вас скидку при немедленной покупке; - а мы хотим получить сверх договора еще…" Иногда это имеет сильную эмоциональную окраску: " - вы понимаете, что если вы с нами не рассчитаетесь на этой неделе, нам отключат электричество и мы вообще остановимся?! – я все понимаю, но наш крупный клиент пока тоже нам не заплатил".
Поэтому, если на вас кричат при переговорах – это хорошо. Значит, человек не контролирует свои эмоции и может допустить ошибку. Один из вариантов использовать это – игра в плохого и хорошего. Один выводит человека из себя, а второй – разводит на чувства. Но здесь речь идет об осознанном применении переговорного приема. А иногда человек на деловых переговорах выходит из себя просто из-за плохого настроения. Мало ли что у него сегодня случилось – с женой поругался, сосед нахамил, лихач на джипе подрезал. А потом про него скажут "мы же хотели договориться, предлагали варианты, а он психанул". И автоматически окажутся в более выгодной переговорной позиции.
Казалось бы, набор банальностей, очевидных для каждого. А люди на деловых переговорах все равно психуют…